Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей начальной школы
________ /Ракова Ж.В./
Протокол № __ от «___» 2021 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
__________/Суслова О.Н./
от «___» 2021 г. |
«Принято» Педагогический совет
Протокол № ___ от «__» 2021 г.
|
«Утверждено» Директор школы
________/Орлова Е.А./
Приказ № ___ от «___» 2021 г.
|
Рабочая программа
учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шестовец Марии Ивановны,
по технологии, 2-Б класс
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы»
Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014- 2017 г.».
4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2014- 2017 г.»
5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии, авторская программа Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы»
Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2016 г.
6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 621 Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Структура курса
Давайте познакомимся (1 час),
«Человек и земля» (23 часа),
«Человек и вода» (3 часа),
«Человек и воздух» (3 часа),
«Человек и информация» (3 часа),
Заключение (1 час)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА представлено следующими основными разделами:
• общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
• технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
• конструирование и моделирование;
• практика работы на компьютере.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитаны на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП во 2-х классах (1-4).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Результаты изучения учебного курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
¾ объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
¾ уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
¾ понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;
¾ принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
¾ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
¾ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
¾ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
¾ определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
¾ учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
¾ учиться планировать практическую деятельность на уроке;
¾ под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
¾ учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
¾ работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
¾ определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
¾ наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
¾ сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
¾ учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
¾ находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
¾ с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
¾ самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
¾ уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
¾ уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
¾ вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
¾ учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
¾ познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
¾ знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
¾ основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
¾ наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
¾ организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
¾ создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
¾ моделировать несложные изделия;
¾ уметь применять знания, полученные в 1 классе;
¾ знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
¾ уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
¾ уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
¾ освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
¾ отделка;
¾ уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
¾ выполнять задания по заполнению технологической карты;
¾ правильно и экономно расходовать материалы;
¾ знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
¾ знать и выполнять правила техники безопасности;
¾ использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
¾ самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
¾ изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
¾ развивать навыки проектной деятельности – думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
¾ цепочку своих практических действий;
¾ создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Список литературы:
1. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2016.
2. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс: рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В.Шипилова. - М. : Просвещение, 2016.
3. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение 2015
4. Рабочие программы Начальная школа 2 класс УМК «Школа России». М.: Планета 2016
5. Технология. 2 класс: электронное приложение к учебнику / С. А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсуридзе, В. А. Мотылева. - М. : Просвещение, 2016. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ п/п
|
Дата |
Тема (страницы учебника, тетради)
|
Основные виды деятельности
|
Тип урока |
Планируемые предметные результаты освоения материала |
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
|
Знакомство с учебником У.с.3-6 |
Знакомство с учебником. Формирование представление о его структуре. |
Урок введения в новую тему |
Знание структуры учебника. Умение подбирать необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
|
|
Человек и земля (23 ч) |
|||||||
2 |
|
Земледелие (1 час) У.с. 8-9 Т.с.5 |
Что такое земледелие? Формирование представления о деятельности человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука». |
Урок-практика |
Знание понятия «земледелие», профессий: садовод, овощевод. Умение составить небольшой рассказ на основе своих наблюдений и опыта, применить на практике свои умения. |
Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Искать и анализировать информацию о земледелии. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
|
|
3 |
|
Посуда Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами». У.с.10-15 Т.с.5 |
Какая бывает посуда? Формирование представления о видах посуды и материалах, из которых её можно изготовить. |
Урок изучение нового материала |
Знание видов посуды и материалов, из которых ее делают; понятий «керамика», «глазурь». Умение применять технику плетения. Освоить приём наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. |
Осуществлять поиск необходимой информации. Исследовать доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства. Сравнивать посуду по виду и материалу. Анализировать план, выделять основные этапы работы. Соблюдать правила безопасности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
4 |
|
Изделие «Семейка грибов на поляне». У.с. 16-17 Т.с.5-8 |
Закрепление приёмы работы с пластилином. |
Урок закрепления и систематизации знаний |
Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с пластилином. Дополнить работу природным материалом. |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Организовывать рабочее место. Составлять рассказ о грибах, о правилах поведения в лесу. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
5 |
|
Изделие «Игрушка из теста». У.с. 18-22 |
Знакомство с техникой изготовления изделий - тестопластике. |
Комбинированный урок |
Знание понятия «тестопластика». Умение работать с пластичными материалами. Составлять рассказ о профессиях пекаря, кондитера на основе своих наблюдений и собственного опыта. |
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предполагаемых изделий. Умение сравнивать материалы и делать выводы, составлять небольшой рассказ на основе своих наблюдений. Организовывать рабочее место. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
|
|
|
|
|
Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. |
|
|
6 |
|
Проект «Праздничный стол». У.с.22-23 |
Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. |
Урок-проект |
Знание свойств солёного теста, глины, пластилина. Умение планировать свою работу, работать в группе. |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
7 |
|
Народные промыслы (5 часов) Изделие «Золотая хохлома». У.с.24-25 |
Формирование представления о хохломской росписи как народном промысле, ее особенностях. |
Урок-путешествие |
Умение самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов. Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохломы. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
|
|
8 |
|
Изделие «Городецкая роспись». У.с.26-27 Т.с.10 |
Формирование представления о городецкой росписи как народном промысле, ее особенностях. |
Урок-исследование |
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Выполнить аппликацию из бумаги. |
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов. Умение работать, соблюдая технику безопасности, организовать рабочее место, отвечать на вопросы учителя. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
|
|
9 |
|
Изделие «Дымковская игрушка». У.с. 28-29 |
Формирование представления о дымковской игрушке как народном промысле, ее особенностях. |
Комбинированный урок |
Знание особенностей видов народных промыслов. Умение отличать виды народных промыслов, работать с пластилином. |
Анализировать образец, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
|
10 |
|
Матрешка. У.с. 30-31 Т.с.10 |
Знакомство с историей матрёшки. Формирование представления о разных способах росписи матрёшек. |
Комбинированный урок |
Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея. |
Сравнивать орнаменты, анализировать способ создания матрёшки. Самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Составлять рассказ о выполнении работы. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
|
11 |
|
Урок-проект. Изделие - пейзаж «Деревня». У.с. 32-33 Т.с.10 |
Выполнение деревенский пейзаж в технике рельефной картины. |
Урок-проект |
Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение организовывать рабочее место, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров.
|
|
12 |
|
Домашние животные и птицы (3 часа) Изделие «Лошадка». У.с. 34-36 Т.с.12-14 |
Техника создания движущуюся конструкцию. |
Урок изучения нового материала |
Конструировать из бумаги движущуюся игрушку - лошадку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. |
Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы Умение пользоваться инструкциями, инструментами при работе над изделием. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности. |
|
13 |
|
Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из крупы». У.с. 37-38 Т.с.15 |
Осваивание способами и приёмами работы с пшеном, фасолью, рисом и т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». |
Комбинированный урок |
Умение использовать особенности материала для передачи цвета, объёма и фактуры реальных объектов. Экономно расходовать материалы при выполнении работы. |
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
|
|
14 |
|
Проект «Деревенский двор». У.с. 40-41 Т.с.16 |
Формирование умения изготовить объёмное изделие на основе развёртки. |
Урок-проект |
Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии. |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Распределить обязанности в группе. |
|
15 |
|
Новый год (1 час) Изделие «Ёлочные игрушки из яиц». У.с. 42-44 Т.с.18 |
Изготовление изделия из яичной скорлупы. |
Урок-игра |
Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Найти симметрию в своём изделии. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение планировать свою работу Оценивать по заданным критериям. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их. |
|
16 |
|
Строительство (1 час) Изделие «Изба». У.с.45-48 Т.с.19 |
Выполнение работы в технике полу объёмной пластики. |
Урок изучения нового материала. |
Выполнять разметку по шаблону. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
Умение ориентироваться в учебнике, искать информацию в дополнительной литературе, применять навыки организации рабочего места. Составлять рассказ на основе иллюстраций. Оценивать качество выполнения работы. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
|
17 |
|
В доме (4 ч) Изделие «Домовой». У.с. 49-51 Т.с.21 |
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. |
Комбинированный урок |
Сравнивать традиции убранства жилищ, поверья, правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем, соблюдать правила безопасности при работе. |
Конструировать объекты с учётом технических и художественно - декоративных условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
|
|
18 |
|
Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». У.с. 52-54 Т.с.22 |
Формирование представления об убранстве русской избы, о значении печи в быту, об её устройстве., о работе печника. |
Урок-проект |
Анализировать иллюстрации учебника, сравнивать убранство русской избы с убранством жилища, традиционного для данного региона. Выполнить изделие из пластичных материалов |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
|
19 |
|
Изделие «Коврик». У.с. 55 Т.с.23 |
Освоение способа переплетения полосок бумаги. Изготовить модель ковра. |
Комбинированный урок |
Умение выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. |
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Наблюдать и анализировать структуру ткани, находить уток и основу, определять виды и способы переплетений. |
|
20 |
|
Изделие «Стол и скамья». У.с. 56-57 Т.с.23 |
Обобщение и систематизирование знания учащихся. Завершение проекта «Убранство избы», создать и оформить композицию. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. |
Осуществлять поиск информации. Анализировать конструкции. Самостоятельно организовывать свою деятельность, составлять композицию и презентовать её. |
|
21-22 |
|
Народный костюм (4 часа) Изделие «Русская красавица». У.с. 58-65 Т.с.24-25 |
Формирование умения работать с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три нити. Выполнение аппликации на основе материала учебника. |
Урок изучения нового материала |
Умение использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Исследовать виды тканей, свойства и состав тканей. Осваивать приёмы плетения косички в три нити. |
Умение анализировать детали праздничного женского головного убора и причёски, конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
|
|
23 |
|
Изделие «Кошелёк». У.с. 65-66 Т.с.26 |
Освоение технологии выполнения строчки косых стежков. |
Комбинированный урок |
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их названия. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы с иглой. Выполнять разметку ткани по шаблону. Умение пришивать пуговицы разными способами. |
Организовывать рабочее место. Использовать знаково-символические средства. Знать правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Контролировать и оценивать свою работу по заданным критериям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
24 |
|
Изделие «Салфетка». У.с. 67-70 Т.с.26 |
Обобщение знания о видах швов и стежков для вышивания. |
Комбинированный урок |
Умение пользоваться иголкой, соблюдая правила безопасности. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивки. |
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Оценивать по заданным критериям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
Человек и вода (3 часа). |
|||||||
25 |
|
Рыболовство (3 ч) Изделие: композиция «Золотая рыбка». У.с. 72-75 Т.с.27 |
Уточнение знания о воде и её роли в жизни человека. Изготовить изделие в технике - изонить. |
Урок-сказка |
Объяснять значение воды для жизни на Земле. Освоить технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Умение использовать материалы учебника для открытия нового знания, составлять план изготовления изделия по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
|
26 |
|
Проект «Аквариум». У.с.76 Т.с.28 |
Знакомство с видами аквариумных рыбок. Составление композицию с использованием природных материалов. |
Урок-проект |
Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Составлять композицию из природного материала. |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Умение придерживаться плана работы, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, проводить презентацию готового изделия. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
|
27 |
|
Изделие «Русалка». У.с. 77-78 Т.с.29 |
Знакомство со сказочными морскими персонажами. Формирование умение работать в технике полуобъёмной аппликации. |
Комбинированный урок |
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, пользоваться правилами безопасности при работе с ножницами. |
Анализировать образец, определять особенности соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
|
Человек и воздух (3 часа) |
|||||||
28 |
|
Изделие «Птица счастья». У.с. 80-81 |
Знакомство со значением символа птицы в культуре. Формировать умение работать в технике оригами. |
Урок-путешествие |
Умение выполнять изделия, соблюдая инструкции. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
|
29 |
|
Изделие «Ветряная мельница». У.с. 82-83 Т.с.29 |
Наблюдение за природными явлениями в воздушном пространстве. Проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Изготовить объёмную модель мельницы на основе развёртки. |
Комбинированный урок |
Умение составлять рассказ о способах использования ветра человеком, выбирать необходимые для изготовления ветряной мельницы материалы и инструменты. Определять приёмы и способы изготовления. |
Планировать свою деятельность. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. Анализировать готовую модель. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров.
|
|
30 |
|
Изделие «Флюгер». У.с. 84 Т.с.30 |
Выявление назначение флюгера, конструктивные особенности и использование. Познакомить с новым материалом - фольгой, с её свойствами и возможностью использования. |
Урок-исследование |
Умение применять свойства нового материала при изготовлении работы, самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия, делать выводы о значении использования силы ветра человеком. |
Организовывать рабочее место. Планировать свою деятельность. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать знаково-символические средства. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров.
|
|
Человек и информация (3 ч)
|
|||||||
31 |
|
Изделие «Книжка-ширма». У.с. 86-88 |
Знакомство с историей книгопечатания, со способами создания книги. Определить значение книги для человека. Освоить вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. |
Урок-виртуальная экскурсия |
Использовать правила разметки деталей по линейке. Умение выделять этапы работы над изделием и корректировать их, пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами. |
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовлении книг. Делать выводы о значении книг. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
|
32-33 |
|
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. У.с. 90-93 Т.с.31 |
Урок-практика. Освоение правила безопасного использования компьютера. |
Урок-практика. |
Умение включать и выключать компьютер, входить в Интернет, формулировать запрос для поиска информации в сети. Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого. |
Исследовать материальные и информационные объекты, наблюдать на экране компьютера образы информационных объектов |
|
Заключительный урок (1 час) |
|||||||
34 |
|
Подведение итогов. |
Подведение итога проделанной за год работе. |
Урок - презентация |
Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы. |
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Умение выделять достоинства и недостатки работ, оценивать выступления по заданным критериям. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
Технические средства обучения |
|
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. 2. Экспозиционный экран. 3. Персональный ноутбук. 4. Образовательные ресурсы (диски). 5.Оборудование рабочего места учителя. 6.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 7.Магнитная доска. |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Набор металлических конструкторов. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной и др. видов бумаги. Заготовки природного материала. |
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
|
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.