МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2019 г. _________ И.В. Деденёва |
Согласовано зам. директора по УВР Л.Ю. Скрынник _________________
« » августа 2019 г. |
Утверждено директор МБОУ «Лицей №3» М.А. Аскарова _________________ Приказ № ___ от « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Технология»
для обучающихся 3Б класса
Предметная область «Технология»
Количество часов в неделю – 1, в год - 34
Разработала: Лещенко Е.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
· получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
· получение первоначальных представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
· усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
· приобретение навыков самообслуживания;
· овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
· усвоение правил техники безопасности;
· использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
· приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирование и организации;
· приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты изучения предмета
Обучающиеся научатся:
· анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
· осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
· отбирать картон с учётом его свойств;
· применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
· экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
· изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
· решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
· выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
· изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
· рассказывать об основных источниках информации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
· осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
· создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
Метапредметные
Регулятивные УУД
· Формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
· Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
· Анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
· Планировать практическую деятельность на уроке;
· Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
· Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
· Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
· Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
· Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
· Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
· Искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
· Преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
· Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
· договариваться сообща;
· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные
Учащиеся научатся с помощью учителя:
· Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
· Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
· Доброжелательно относиться к сверстникам, младшим и старшим;
· Быть заботливым, ответственным, трудолюбивым, уверенным в себе, готовым прийти на помощь;
· Понимать исторические традиции ремёсел;
· Уважительно относиться к культуре всех народов, быть толерантным, положительно относиться к людям ремесленных профессий;
· Формировать самооценку, учебную и социальную мотивацию.
II. Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
1. Вспомним и обсудим (1 час)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (Мастерская скульптора, мастерская рукодельниц) (15 часов)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование. (Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора. Мастерская кукольника). (18 часов)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ урока по теме |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание (причина изменения дат проведения урока) |
|
по плану |
по факту |
|||||
|
|
I четверть - 8 ч.
Вспомним и обсудим (1час) |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
Вспомним и обсудим. |
|
02.09 |
|
|
|
|
Мастерская скульптора (7часов) |
7 |
|
|
|
2 |
1 |
Как работает скульптор. |
1 |
09.09 |
|
|
3 |
2 |
Скульптуры разных времен и народов. |
1 |
16.09 |
|
|
4 |
3 |
Статуэтки. |
1 |
23.09 |
|
|
5 |
4 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
1 |
30.09 |
|
|
6 |
5 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? (продолжение работы). |
1 |
07.10 |
|
|
7 |
6 |
Конструируем из фольги. |
1 |
14.10 |
|
|
8 |
7
|
Наши проекты. Скульптуры родного города. |
1 |
21.10 |
|
|
|
|
II четверть - 8 ч. |
|
|
|
|
|
|
Мастерская рукодельницы (8 часов) |
8 |
|
|
|
9 |
1 |
Вышивка и вышивание. |
1 |
11.11 |
|
|
10 |
2 |
Строчка петельного стежка. |
1 |
18.11 |
|
|
11 |
3 |
Пришивание пуговицы. |
1 |
25.11 |
|
|
12 |
4 |
Подвеска. |
1 |
02.12 |
|
|
13 |
5 |
История швейной машины. Секреты швейной машины. |
1 |
09.12 |
|
|
14 |
6 |
Футляры. |
1 |
16.12 |
|
|
15
|
7 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
1 |
23.12 |
|
|
16 |
8 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
1 |
30.12 |
|
|
|
|
III четверть – 9 ч. |
|
|
|
|
|
|
Мастерская инженера, конструктора строителя, декоратора (12 часов) |
12 |
|
|
|
17 |
1 |
Строительство и украшение дома. |
1 |
|
|
|
18 |
2 |
Строительство и украшение дома. |
1 |
|
|
|
19 |
3 |
Объем и объемные формы. Развертка. |
1 |
|
|
|
20 |
4 |
Объем и объемные формы. Развертка. |
1 |
|
|
|
21 |
5 |
Наша родная армия. Открытка «Звезда». |
1 |
|
|
|
22 |
6 |
Наша родная армия. Открытка «Звезда». |
1 |
|
|
|
23 |
7 |
Цветок к 8 марта |
1 |
|
|
|
24 |
8 |
Цветок к 8 марта |
1 |
|
|
|
25 |
9 |
Наши проекты. Весенняя композиция. |
1 |
|
|
|
|
|
IV четверть – 9 ч. |
|
|
|
|
26 |
10 |
Подарочные упаковки. |
1 |
|
|
|
27 |
11 |
Декорирование (украшение ) готовых форм |
1 |
|
|
|
28 |
12 |
Художник-декоратор. |
1 |
|
|
|
|
|
Мастерская кукольника (6 часов) |
6 |
|
|
|
29 |
1 |
Что такое игрушка? Игрушка из прищепки. |
1 |
|
|
|
30 |
2 |
Что такое игрушка? Игрушка из прищепки. |
1 |
|
|
|
31 |
3 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
|
32 |
4 |
Театральные куклы. Игрушка из носка. |
1 |
|
|
|
33 |
5 |
Театральные куклы. Игрушка из носка. |
1 |
|
|
|
34 |
6 |
Кукла-неваляшка. |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.