Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 27.08. 2021 г. |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2021г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директором МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева» Н.И.Федака Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология» 3а, 3б, 3в, 3г классов
начального общего образования
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Рудофилова С. А., учитель начальных классов
г. Бийск, 2021
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 а, б, в, г класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы начального образования МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
-программы «Школа России» по предмету «технология» Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева
«Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1- 4 классы. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева - М.: Просвещение, 2019.
Цели изучения технологии в 3классе:
развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско- технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно практического опыта, представлений о профессиональной
деятельности человека.
Характеристика организации учебного процесса Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа Режим занятий: 1 час в неделю
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В.Токарева»
(знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей
среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и
анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неѐ.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка
деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные
требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
Информация, еѐ отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейшихсредств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста
по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, PowerPoint.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета
«Технология» в начальной
школе
у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
—первоначальные
представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и
общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—осознание
роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с
миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
—понимание
культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство
сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
—проявление
способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание
красоты форм и
образов
природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление
положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей
деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому
труду, работе на результат; способность к различным
видам
практической преобразующей деятельности;
—проявление
устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться
с доступными проблемами;
—готовность
вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения; проявление толерантности и доброжелательности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются следующие универсальные учебные действия
Познавательные
УУД:
—ориентироваться
в терминах и понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
—осуществлять
анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
—сравнивать
группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
—делать
обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по
изучаемой тематике;
—использовать
схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой
деятельности;
—комбинировать
и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии
с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
—понимать
необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности
Работа
с информацией:
—осуществлять
поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других
доступных источниках, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
—анализировать
и использовать знаково-символические средства представления информации для
решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия
моделирования,
работать с моделями;
—использовать
средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и
практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её
использования для решения конкретных учебных задач;
—следовать
при выполнении работы инструкциям учителя или представленным
в других информационных источниках
Коммуникативные
УУД:
—вступать
в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;—создавать
тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного
искусства народов России;
—строить
рассуждения о связях природного и предметного мира,
простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
—объяснять
последовательность совершаемых действий при создании
изделия
Регулятивные
УУД:
—рационально
организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение
порядка, уборка после работы);
—выполнять
правила безопасности труда при выполнении работы;
—планировать
работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
—устанавливать
причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами,
прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—выполнять
действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок;
—проявлять
волевую саморегуляцию при выполнении работы
Совместная
деятельность:
—организовывать
под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное
сотрудничество;
—проявлять
интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—понимать
особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно
создавать конструктивный замысел, осуществлять
выбор
средств и способов для его практического воплощения;
- предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности
3 класс
К концу обучения в
третьем классе обучающийся научится:
—понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
—выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в
рамках изученного);
—узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
—называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др );
—читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
—узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
—безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
—выполнять рицовку;
—выполнять соединение деталей и отделку изделия строчкой косого стежка и её
вариантами («крестик», «стебельчатая строчка»);
—решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида
и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий в
соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
—понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие
способы достижения прочности конструкций; использовать
их при решении простейших конструкторских задач;
—конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
—изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
—выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции;
—называть несколько видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
—понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
—выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
—использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;
—выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала
на основе полученных знаний и умений.
учебного предмета «Технология»
Номер темы и ее название |
Всего часов на тему |
Их них: |
|
Теоретически е занятия |
Практические работы |
||
Информационная мастерская |
3 |
|
3 |
Мастерская скульптора |
3 |
|
3 |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) |
10 |
|
10 |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов |
13 |
|
13 |
Мастерская кукольника |
5 |
1 |
4 |
ИТОГО |
34 |
1 |
33 |
учебного предмета «Технология» (вариант: 1 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Информационная мастерская |
3 |
|
|
1.1 |
Вспомним и обсудим! Практическая работа «Изготовление изделия из природного материала» |
1 |
|
|
1.2 |
Знакомимся с компьютером. Практическая работа «Практическое знакомство с возможностями компьютера» |
1 |
|
|
1.3 |
Компьютер – твой помощник. Практическая работа «Активация информации на CD/DVD – дисках. Работа с учебной информацией на них. |
1 |
|
|
2 |
Мастерская скульптора |
3 |
|
|
2.1 |
Как работает скульптор? Скульптура разных времен и народов. Практическая работа «Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов» |
1 |
|
|
2.2 |
Статуэтки. Практическая работа «Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку» |
1 |
|
|
2.3 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? Практическая работа «Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов» |
1 |
|
|
3 |
Мастерская рукодельницы(швеи, вышивальщицы) |
10 |
|
|
3.1 |
Вышивка и вышивание. Практическая работа «Вышивка «болгарский крест» - вариант строчки косого стежка. Разметка деталей кроя по лекалу» |
1 |
|
|
3.2 |
Строчка петельного стежка. Практическая работа «Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка» |
1 |
|
|
3.3 |
Строчка петельного стежка. Практическая работа «Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка» |
1 |
|
|
3.4 |
Пришивание пуговицы. Практическая работа «Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками» |
1 |
|
|
3.5 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» Практическая работа «Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами» |
1 |
|
|
3.6 |
История швейной машины. Практическая работа «Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей» |
1 |
|
|
3.7 |
Секреты швейной машины. Практическая работа «Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей( продолжение и завершение)» |
1 |
|
|
3.8 |
Футляры. Практическая работа «Изготовление футляра из плотного несыпучего материала с застежкой из бусины или пуговицы с дырочками. Украшение аппликацией» |
1 |
|
|
3.9 |
Футляры. Практическая работа «Изготовление футляра из плотного несыпучего материала с застежкой из бусины или пуговицы с дырочками. Украшение аппликацией» |
1 |
|
|
3.10 |
Наши проекты. Подвеска. Практическая работа «Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля» |
1 |
|
|
4 |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов |
13 |
|
|
4.1 |
Строительство и украшение дома. Практическая работа «Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона» |
1 |
|
|
4.2 |
Объем и объемные формы. Развертка. Практическая работа «Изготовление изделия кубической формы на основе развертки» |
1 |
|
|
4.3 |
Подарочные упаковки. Практическая работа «Изготовление коробок – упаковок призматических форм из картона» |
1 |
|
|
4.4 |
Декорирование (украшение) готовых форм. Практическая работа «Декорирование коробок – упаковок оклеиванием тканью и другими известными ученикам способами отделки» |
1 |
|
|
4.5 |
Конструирование из сложных разверток. Практическая работа «Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объемных и плоских форм» |
1 |
|
|
4.6 |
Конструирование из сложных разверток. Практическая работа «Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объемных и плоских форм» |
1 |
|
|
4.7 |
Модели и конструкции. Практическая работа «Способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор». Крепежные детали (винт, болт, гайка). Инструменты – отвертка, гаечный ключ» |
1 |
|
|
4.8 |
Модели и конструкции. Практическая работа «Способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор». Крепежные |
1 |
|
|
|
детали (винт, болт, гайка). Инструменты – отвертка, гаечный ключ» |
|
|
|
4.9 |
Наши проекты. Парад военной техники. Практическая работа «Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор»» |
1 |
|
|
4.10 |
Наша родная армия. Практическая работа «Изготовление поздравительной открытки по чертежам» |
1 |
|
|
4.11 |
Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг. Практическая работа «Изготовление изделий с использованием художественной техники «квиллинг» |
1 |
|
|
4.12 |
Изонить. Практическая работа «Изготовление изделий в художественной технике «изонить» |
1 |
|
|
4.13 |
Художественные техники из креповой бумаги. Практическая работа «Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги» |
1 |
|
|
5 |
Мастерская кукольника |
5 |
|
|
5.1 |
Что такое игрушка? Практическая работа «Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям» |
1 |
|
|
5.2 |
Театральные куклы. Марионетки. Практическая работа «Изготовление марионетки из любого подходящего материала» |
1 |
|
|
5.3 |
Игрушка из носка. Практическая работа «Изготовление изделий из предметов и материалов одежды ( из старых вещей) |
1 |
|
|
5.4 |
Кукла – неваляшка. Практическая работа «Изготовление игрушки – |
1 |
|
|
|
неваляшки из любых доступных материалов с использованием готовых форм» |
|
|
|
5.5 |
Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 3 класс |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Класс |
Дата |
Количество непроведен- ных уроков |
Причина |
Коррекция |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание результатов обучения по технологии
Оценка деятельности учащегося оценивается в конце каждого урока.
· Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
· Степень самостоятельности;
· Уровень творческой деятельности.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Программой предусмотрено выполнение практических работ:
• практические работы по образцу;
• практические работы творческого характера.
• выставки творческих работ.
Проводится их анализ в словесной форме, который имеет позитивную направленность.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
· пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
· изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
· защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, ответы на вопросы.
Самостоятельное выполнение работы с применением технологии обработки различных материалов; самостоятельное использование инструментов для изготовления работ.
Критерии выставления оценок:
За ответы на теоретические вопросы:
Оценка «5» - изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
Оценка «4» - допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Оценка «3» - ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.
Оценка «2» - не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.
За выполнение практического задания:
Оценка "5"
· тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
· задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "4"
· допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "3"
· имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;
· отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
· норма времени недовыполнена на 15-20 %;
· не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "2"
· имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· неправильно выполнялись многие приемы труда;
· самостоятельность в работе почти отсутствовала;
· норма времени недовыполнена на 20-30 %;
· не соблюдались многие правила техники безопасности.
Критерии и система оценки творческой работы
· Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
· Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
· Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.