Рабочая программа по технологии 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по технологии 4 класс

Оценка 5
docx
11.11.2020
Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии 4 класс.docx

I  Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана для обучающихся  4 класса МОБУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» и реализуется на основе следующих документов:

·           Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 №373

·            Образовательной программы начального общего образования МОБУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» г. Оренбурга

·           Примерной программы основного начального образования  по окружающему миру, утвержденной Министерством образования  и науки РФ с учётом авторской программы  « Школа 2100» авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.

Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этого предмета состоит в том, что он строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Целью  курса  «Технология» в 4 классе является развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Для реализации данной цели в предметной области «Технология» выделяются задачи курса:

      формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов;

      формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

      получение первоначальных представлений о  значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий;

      приобретение навыков самообслуживания;

      усвоение правил техники безопасности;

      использование приобретённых знаний и  умений для  творческого  решения несложных  заданий;

      приобретение первоначальных  навыков  совместной  деятельности,   взаимопомощи.

В соответствии с Федеральным  базисным учебным планом предмет «Технология» изучается по одному часу в неделю. Программа для четвёртого класса рассчитана на 34 часа.

Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

1 класс

1

33

33

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

 

 

 

135 часов за курс

 

 


 

II Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

      внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

      широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

      учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

      ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

      способность к оценке своей учебной деятельности;

      основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

      ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

      знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

      развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

      установка на здоровый образ жизни;

      основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

      чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

      внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

      выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

      устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

      адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

      положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

      компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

      морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

      установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

      эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в  4-м  классе является  формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

      принимать и сохранять учебную задачу;

      учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

      учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

      осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

      оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

      адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

      различать способ и результат действия;

      вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

      преобразовывать практическую задачу в познавательную;

      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

      самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

      осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

      самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности.

      в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

      использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

      строить сообщения в устной и письменной форме;

      ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

      основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

      осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

      осуществлять синтез как составление целого из частей;

      проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

      устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

      обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

      осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

      устанавливать аналогии;

      владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

      создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

      осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

      произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Средством формирования  этих  действий служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

      адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

      формулировать собственное мнение и позицию;

      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

      задавать вопросы;

      контролировать действия партнёра;

      использовать речь для регуляции своего действия;

      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

      учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

      учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

      понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

      аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

      продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

      с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

      осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

В результате изучения предмета «Технология» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Обучающийся научится:

      использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

      организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

      редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

      пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;

      с помощью взрослого искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Обучающийся получит возможность:

      научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений.

Обучающийся научится:

     выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;

      создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

      готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

      с помощью учителя участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах;

      пользоваться основными средствами телекоммуникации.

Обучающийся получит возможность научиться:

      представлять данные.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей  эффективности средство развития  у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь  учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт  социализации.

Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа, от  идеи  до её воплощения выполненная под  руководством учителя. С проектом как  видом   работы учащиеся знакомятся  на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа  для  выполнения творческого проекта: достаточные  знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.)  и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или  общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

В курсе технологии проекты по содержанию могут  быть  технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими  макетами или  моделями объектов. По форме проекты могут  быть  индивидуальные, групповые (по 4–6  человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и  долгосрочные. Проекты выполняют, начиная  со второго класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для  второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей  темой.

В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и          решение         соответствующих             практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта  складывается  из  трёх   этапов: разработка проекта,  практическая   реализация  проекта,  защита  проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является  первый этап  – интеллектуальный поиск. При  его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или  его  части, относительно формы, цвета, материала, способов  соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В  процессе  поиска  необходимой информации  ученики  изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь  же  разрабатывается вся  необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап  работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде  с внесением необходимых корректировок или практическая  деятельность общественно полезного характера.

Главная цель  защиты проектной работы –  аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или  требованиям,  поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии  (деятельности) требований или  условий, которые были  выдвинуты  в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а  учитель, руководя процедурой защиты  проектов, особо следит за  соблюдением доброжелательности, тактичности,  проявлением у  детей   внимательного отношения к идеям и  творчеству других.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

      находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

      вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

      сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

      понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

      работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

      ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

      использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

      работать с несколькими источниками информации;

      сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:  понимание и преобразование информации.

Обучающийся научится:

      формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

      сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

      составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: применение и представление  информации.

Обучающийся научится:

      передавать собеседнику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;

      использовать полученный читательский опыт для оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном;

      с помощью учителя оценивать содержание, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Работа с текстом: оценка достоверности получаемой информации.

Обучающийся научится:

      высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

      в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

      участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

      сопоставлять различные точки зрения;

      соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

      в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметными результатами изучения  курса  «Технология»  в 4-м классе является формирование следующих знаний и умений:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Обучающийся научится:

      иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

      понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

      планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

      выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

      уважительно относиться к труду людей;

      понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

      понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

      на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

      отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

      применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

      выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Обучающийся получит возможность научиться:

      отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

      прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

      анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

      решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

      изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

      соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

      создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

      выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

      пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

      пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Обучающийся получит возможность научиться:

      пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 


 

III  Содержание учебного предмета «Технология».

Основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием первоначального опыта, осуществления поисково-аналитической деятельности.

Курс  по  своему  характеру развивающе-обучающий. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:

Данный предмет – опора  для  формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. На уроках технологии  все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность даёт  ребёнку возможность восприятия духовной и материальной культуры, чувство  сопричастности, чувство самореализации. Процесс и результат творческой деятельности  становится    средством  познания мира.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этно-культурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Курс состоит из ряда блоков:

Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок - изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды  работ:

      простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов  их  обработки; анализ конструкций, их  свойств, принципов и приёмов их создания;

      моделирование, конструирование из  разных материалов (по образцу, модели);

      решение  доступных конструкторско-технологических  задач (определение области поиска,  поиск  недостающей информации, определение спектра  возможных  решений,  выбор   оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

      простейшее проектирование (принятие  идеи, поиск и  отбор необходимой информации, окончательный образ  объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор  способов  их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов.

В курсе реализуется региональный компонент через  знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут  быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.

Деятельность обучающихся  первоначально имеет,  главным  образом,   индивидуальный характер.  Но   постепенно  увеличивается доля  коллективных работ, особенно  творческих, обобщающего характера – проектов.

Особое внимание обращается на формирование у обучающихся элементов культуры труда и художественного творчества.

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. (4 ч).

Творчество и творческие профессии.

Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия).

Коллективные проекты.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч).

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

          3. Конструирование (12ч).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.

          4. Использование информационных технологий (8 ч).

         Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция).  Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.

На протяжении всего курса прослеживаются следующие содержательные линии:

Общекультурные  и  общетрудовые  компетенции.  Основы  культуры труда, самообслуживания

Трудовая  деятельность  и  ее  значение  в  жизни  человека.  Рукотворный мир  как  результат  труда  человека;  разнообразие  предметов  рукотворного мира  (архитектура,  техника,  предметы  быта  и  декоративно -прикладного искусства  и т.  д.)  разных  народов  России  (на примере  2–3  народов). Особенности  тематики,  материалов,  внешнего  вида  изделий  декоративного искусства  разных  народов,  отражающие  природные,  географические  и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая  выразительность, прочность;  гармония предметов и окружающей  среды).  Бережное  отношение  к  природе  как  источнику сырьевых  ресурсов.  Мастера  и  их  профессии;  традиции  и  творчество мастера в создании предметной среды (общее представление) . Анализ  задания,  организация  рабочего  места  в  зависимости  от  вида работы,  планирование  трудового  процесса.  Рациональное  размещение  на рабочем месте материалов и инструментов,  распределение рабочего времени. Отбор  и  анализ  информации  (из  учебника  и  других  дидактических материалов),  ее  использование  в  организации  работы.  Контроль  и корректировка  хода  работы.  Работа  в  малых  группах,  осуществление сотрудничества,  выполнение  социальных  ролей  (руководитель  и подчиненный) .Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его  детализация  и  воплощение).  Несложные  коллективные,  групповые  и индивидуальные  проекты.  Культура  межличностных  отношений  в совместной  деятельности.  Результат  проектной  деятельности  –  изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,  оказание  доступных  видов  помощи  малышам,  взрослым  и сверстникам.

Технология  ручной  обработки  материалов  Элементы  графической грамоты

Общее  понятие  о  материалах,  их  происхождении.  Исследование элементарных  физических,  механических  и  технологических  свойств доступных  материалов.  Многообразие  материалов  и  их  практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,  использование  соответствующих  способов  обработки материалов в зависимости от назначения изделия .Инструменты  и  приспособления  для  обработки  материалов  (знание названий  используемых  инструментов),  выполнение  приемов  их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и  назначения  изделия;  выстраивание  последовательности  практических. В  начальной  школе  могут  использоваться  любые  доступные  в  обработке  учащимся  экологически безопасные  материалы  (природные, бумажные,  текстильные,  синтетические  и  др.),  материалы, используемые в декоративно-­прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.  действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная  разметка;  обработка  с  целью  получения  деталей,  сборка, отделка  изделия;  проверка  изделия  в  действии,  внесение  необходимых дополнений  и  изменений.  Называние  и  выполнение  основных технологических  операций  ручной  обработки  материалов:  разметка  деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,  циркуля),  выделение  деталей  (отрывание,  резание  ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.),  сборка  изделия  (клеевое,  ниточное,  проволочное,  винтовое  и  другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация  и  др.).  Выполнение  отделки  в  соответствии  с  особенностями декоративных  орнаментов  разных  народов  России  (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование  измерений  и  построений  для  решения  практических задач.  Виды  условных  графических  изображений:  рисунок,  простейший чертеж,  эскиз,  развертка,  схема  (их  узнавание).  Назначение  линий  чертежа (контур,  линия  надреза,  сгиба,  размерная,  осевая,  центровая,  разрыва). Чтение  условных  графических  изображений.  Разметка  деталей  с  опорой  на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее  представление  о  конструировании  как  создании  конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;  различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные  требования  к  изделию  (соответствие  материала,  конструкции  и внешнего оформления назначению изделия).Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему  чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,  функциональным,  декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Практика работы на компьютере.

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение  основных  устройств  компьютера  для  ввода,  вывода, обработки  информации.  Включение  и  выключение  компьютера  и подключаемых  к  нему  устройств.  Клавиатура,  общее  представление  о правилах  клавиатурного  письма,  пользование  мышью,  использование простейших  средств  текстового  редактора.  Простейшие  приемы  поиска информации:  по  ключевым  словам,  каталогам.  Соблюдение  безопасных приемов  труда  при  работе  на  компьютере;  бережное  отношение  к техническим  устройствам.  Работа  с  ЦОР  (цифровыми  образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):  преобразование,  создание,  сохранение,  удаление.  Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование  рисунков  из  ресурса  компьютера,  программ  Word  и  Power Point.

 


 

IV  Тематическое планирование

 «Технология» 4 класс

Раздел/темы

Количество часов

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведение искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения  и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

 

 

 

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Познавательные:

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

 

 

Знать: различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Уметь:  использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

 

Знать: о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.

Уметь: - под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы);

- под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания

Вспомни. Одежда и мода (проектирование)

1

Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня.(проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Учимся вышивать (проектирование, конструирование, технологии обработки)

2

2.    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

 

10ч

Книга в жизни человека

2

Ремонтируем книги.

2

Книга о книге (технологии обработки, информационный проект)

2

Конструкция (проектирование, конструирование)

2

От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование, технологии обработки)

2

3.    Конструирование

 

12ч

Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технологии обработки)

2

Изготавливаем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Ритм в работах мастеров (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Создаем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Ритм в декоративно-прикладном искусстве (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки)

1

Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1

Из тьмы явился свет. Выполняем модель геликоптера  (конструирование, технологии обработки)

1

4.    Использование информационных технологий

 

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

1

Мир информации. Фотография

1

Изготавливаем фотоколлаж (конструирование)

1

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Программы для презентаций.

1

Выбор цветного оформления. Сохранение книги (проектирование, информационные технологии)

1

Добавление пустой страницы. Добавление текста (проектирование, информационные технологии)

1

Добавление вариантов. Просмотр книги (проектирование, информационные технологии)

2

 


 

Календарно - тематическое планирование по технологии

п/п

Дата

проведения

Темы

Основные понятия содержания образования (по ФГОС и программы по предметам)

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

По плану

По факту

Личностные

Предметные

Метапредметные

 

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. (4 ч).

1

5.09

 

Инструктаж по ТБ. Вспомни. Одежда и мода (проектирование)

Основы  культуры труда, самообслуживания

Трудовая  деятельность  и  ее  значение  в  жизни  человека.  Рукотворный мир  как  результат  труда  человека;  разнообразие  предметов  рукотворного мира  (архитектура,  техника,  предметы  быта  и  декоративно -прикладного искусства  и т.  д.)  разных  народов  России  (на примере  2–3  народов). ).  Бережное  отношение  к  природе  как  источнику сырьевых  ресурсов.  Мастера  и  их  профессии;  традиции  и   творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Личностные:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведение искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения  и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

Знать: различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Уметь:  использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Знать: о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.

Уметь: - под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы);

- под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Познавательные:

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Под руководством учителя:-  коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

- проводить доступные исследования новых материалов и конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;

- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемого задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие новых конструкторско-технологических знаний и умений;

- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы схемы);

- создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественной информации;

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения;

- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

- планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;

- организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

- работать в малых группах, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников;

- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

 

 

2

12.09

 

Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня.(проектирование, конструирование, технологии обработки)

3-4

19.09

26.09

 

Учимся вышивать (проектирование, конструирование, технологии обработки)

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты - 10 ч.

5

03.10

 

Книга в жизни человека

Общекультурные  и  общетрудовые  компетенции. 

Основы  культуры труда, самообслуживания

Особенности  тематики,  материалов,  внешнего  вида  изделий  декоративного искусства  разных  народов,  отражающие  природные,  географические  и социальные условия конкретного народа.

Технология  ручной  обработки  материалов  Элементы  графической грамоты

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,  использование  соответствующих  способов  обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты  и  приспособления  для  обработки  материалов  (знание названий  используемых  инструментов),  выполнение  приемов  их рационального и безопасного использования.

 6 - 8

10.10

17.10

24.10

 

Ремонтируем книги.

 9-10

07.11

14.11

 

Книга о книге (технологии обработки, информационный проект)

 11-12

21.11

28.11

 

Конструкция (проектирование, конструирование)

 13-14

05.12

12.12

 

От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование, технологии обработки)

     3. Конструирование (12ч).

 15 -16

19.12

26.12

 

Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технологии обработки)

Конструирование и моделирование

Общее  представление  о  конструировании  как  создании  конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;  различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные  требования  к  изделию  (соответствие  материала,  конструкции  и внешнего оформления назначению изделия).Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему  чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,  функциональным,  декоративно-художественным и пр.).

Технология  ручной  обработки  материалов  Элементы  графической грамоты

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,  использование  соответствующих  способов  обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты  и  приспособления  для  обработки  материалов  (знание названий  используемых  инструментов),  выполнение  приемов  их рационального и безопасного использования.

  17

16.01

 

Изготавливаем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 18

23.01

 

Ритм в работах мастеров (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 19

30.01

 

Создаем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)

20

06.02

 

Ритм в декоративно-прикладном искусстве (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 

21

13.02

 

Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 22

20.02

 

Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки)

 23

27.02

 

Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 24

06.03

 

Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки)

 25

13.03

 

Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» (проектирование, конструирование, технологии обработки)

 26

20.03

 

Из тьмы явился свет. Выполняем модель геликоптера  (конструирование, технологии обработки)

 4. Использование информационных технологий (8 ч).

 27

03.04

 

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

Практика работы на компьютере

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

 28

10.04

 

Мир информации. Фотография

 29

17.04

 

Изготавливаем фотоколлаж (конструирование)

 30

24.04

 

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Программы для презентаций.

 31

08.05

 

Выбор цветного оформления. Сохранение книги (проектирование, информационные технологии)

 32

15.05

 

Добавление пустой страницы. Добавление текста (проектирование, информационные технологии)

 33-34

22.05

29.05

 

Добавление вариантов. Просмотр книги (проектирование, информационные технологии)

 

 


 

Критерии оценивания

Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними

Критерии оценки за выполнение изделия в целом:

Оценка "5" выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка "4" выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Оценка "3" выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.

Критерии оценки за отдельные технологические операции:

Оценка "5" выставляется: за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков;

-  точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку;

-  безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых;

- экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения;

Оценка "4" выставляется:

- если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое -отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал;

- порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя;

- при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки;

- составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс).

Оценка "3" выставляется:

- если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм

- неэкономно использовал материал (2-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;

- при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки;

  • при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку;

- при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3логические ошибки (2-й класс).

Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько, оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.

   Выставление отметок.

  •  Текущие отметки выставляются учителем согласно поставленным на уроке целям деятельности учащихся.
  •  Четвертная, полугодовая, годовая отметки выставляется в соответствии со сроками в приказе директора об окончании учебной четверти, полугодия, года.
  •  В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана на основании четвертных отметок.
  •  Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок во 2 – 4классах не допускается.
  •  Для объективной аттестации учащихся за четверть необходимо наличие не менее трёх оценок (при часовой недельной учебной нагрузке) и более (при учебной нагрузке более 1 часа в неделю).
  •  Четвертная, годовая отметки по предметам выставляются как среднеарифметическое с округлением в большую сторону. При спорном вопросе выставления четвертной (полугодовой) отметки учитывать результаты контрольных работ.
  •  Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена при отсутствии трех текущих отметок и пропуска учащимся более 50% учебных занятий. Обучающемуся, пропустившему 50% учебных занятий, может быть выставлена промежуточная итоговая оценка только после успешной сдачи пропущенного материала (форму и сроки промежуточной аттестации устанавливает учитель). Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей).
  •  Обучающиеся 2-4 классов, имеющие по итогам учебного года неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, переводятся в следующий класс условно. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам не более 2-х раз в сроки, определяемые педагогическим коллективом школы, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Школа создаёт условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью её ликвидации. Ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) обучающегося.
  •  Обучающиеся 2-4 классов, не ликвидировавшие академической задолженности, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
  •  Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета.

 


 

Тематика проектов.

Проект: «Украшения своими руками» - 1 полугодие

Проект «Что можно сделать из мусора?» -  2 полугодие.

 

 


 

I Пояснительная записка Р абочая программа по технологии разработана для обучающихся 4 класса

I Пояснительная записка Р абочая программа по технологии разработана для обучающихся 4 класса

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Технология» изучается по одному часу в неделю

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Технология» изучается по одному часу в неделю

II Планируемые результаты освоения учебного предмета

II Планируемые результаты освоения учебного предмета

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном…

Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном…

Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор…

ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор…

Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве по зиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать…

Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве по зиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать…

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств

Paint; – создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста ; – готовить и проводить презентацию…

Paint; – создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста ; – готовить и проводить презентацию…

Проекты выполняют, начиная со второго класса

Проекты выполняют, начиная со второго класса

Обучающийся получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию,…

Обучающийся получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию,…

Обучающийся получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими…

Обучающийся получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими…

Обучающийся получит возможность научиться: – уважительно относиться к труду людей; – понимать культурно­историческую ценность тради ций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых…

Обучающийся получит возможность научиться: – уважительно относиться к труду людей; – понимать культурно­историческую ценность тради ций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых…

Обучающийся получит возможность научиться: – отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; – прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать…

Обучающийся получит возможность научиться: – отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; – прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать…

Обучающийся получит возможность научиться: – пользо ваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети

Обучающийся получит возможность научиться: – пользо ваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети

III Содержание учебного предмета «Технология»

III Содержание учебного предмета «Технология»

Курс состоит из ряда блоков:

Курс состоит из ряда блоков:

Деятельность обучающихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер

Деятельность обучающихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер

На протяжении всего курса прослеживаются следующие содержательные линии:

На протяжении всего курса прослеживаются следующие содержательные линии:

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей…

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей…

Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях

Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях

IV Тематическое планирование «Технология» 4 класс

IV Тематическое планирование «Технология» 4 класс

Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с…

Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с…

Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести…

Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести…

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания

Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи

Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи

Ломоносов (информационный проект) 1

Ломоносов (информационный проект) 1

Добавление пустой страницы.

Добавление пустой страницы.

Календарно - тематическое планирование по технологии № п/п

Календарно - тематическое планирование по технологии № п/п

России (на примере 2–3 народов)

России (на примере 2–3 народов)

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания

Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания

Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с…

Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с…

Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести…

Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести…

Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать

Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать

Изготавливаем и одеваем куклу

Изготавливаем и одеваем куклу

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации

Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам

Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

Критерии оценивания Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства…

Критерии оценивания Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства…

Оценка "3" выставляется: - если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм - неэкономно…

Оценка "3" выставляется: - если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм - неэкономно…

Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей)

Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей)

Тематика проектов. Проект: «Украшения своими руками» - 1 полугодие

Тематика проектов. Проект: «Украшения своими руками» - 1 полугодие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020