РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5-8 Казакевич В.М.
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5-8 Казакевич В.М.

Оценка 4.6
docx
01.11.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5-8 Казакевич В.М.
ФГОС В.М.Казакевич 5-9кл..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Львовская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Ефанова

 

 

 

 

Согласовано:                                      Принята:                                            Утверждено:

 

Заместитель  директора  по             на  заседании  педагогического      Директор  Школы

УВР  Смирнова В.М.                              совета                                                 Зимов А.В.

Протокол №  ___                       _______________________           _____________________

от  “____” _________   201_г.           от  “____” ________201_ г.      от  “____” ________201_г.

 

 

 

 

Рабочая    программа учебного предмета

 

 

 

 

Технология

(неделимые классы)

 

5-8  КЛАСС

 

 

ФГОС

 

 

 

 

Разработана:

учитель технологии

Кнехт М.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч.г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Рабочая программа разработана в соответствии:

- с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ Львовской СОШ;

- Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ;

- примерной рабочей программы для обучения учащихся 5 – 9 классов в переходный период «Технология. Программа. 5 – 9 классы» / В.М.Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. – М.: Издательский центр «ВЕНТАНА – ГРАФ».

 

                  Программа используется в период перехода от программ, деливших предмет по направлениям обучения: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии, к новому содержанию технологического образования.

     Технологическое образование — это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответственности за её результаты.

Технологическое образование предусматривает организацию созидательной и преобразующей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей самого человека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны подбираться с учётом видов потребностей, которые имеют для человека-труженика определённую иерархию значимости.

В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:

- формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;

- углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;

- расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;

- воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;

- развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;

ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.

 

Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:

- прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;

- выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;

- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;

- создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.

В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.

 

Общая характеристика курса

        Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс,  в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.

Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий     и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека.

Предметом содержания курса являются дидактически отобранные законы, закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная и процессуальная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлетворяющего конкретную потребность.

Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:

ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и пре- образовательной деятельности человека;

синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно-преобразующей деятельности;

включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;

сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.

           В основу методологии структурирования содержания учебного  предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации. Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули.  Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.

Содержание учебного предмета «Технология»  строится  по  годам  обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений:

- постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;

выполнение деятельности в разных областях;

- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);

- развитие умений работать в коллективе;

- возможность акцентировать внимание на местных условиях;

- формирование творческой личности, способной проектировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии:

ü  методы и средства творческой и проектной деятельности;

производство;

ü  современные и перспективные технологии;

ü  элементы техники и машин;

ü  технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;

ü  технологии обработки текстильных материалов;

ü  технологии обработки пищевых продуктов;

ü  технологии получения, преобразования и использования энергии;

ü  технологии получения, обработки и использования информации;

ü  технологии  растениеводства;

ü  технологии  животноводства;

ü  социальные технологии.

Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду.

Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей:

с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений;

с химией при изучении свойств конструкционных материалов, пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий;

с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяйственных технологий;

с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных энергетических технологий.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

 

Описание места предмета в учебном плане

 

Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знаком- ство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную деятель- ность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

     Рабочая программа рассчитана на 280 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8 классе – 2 час.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

- умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.

 

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

- умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

- умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

- самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

- способность моделировать планируемые процессы и объекты;

- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

- способность отображать в адекватной задачам форме результаты  своей деятельности;

- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

- умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

- понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

- ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

- ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

- использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

- навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

- владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение методами творческой деятельности;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

- способности планировать технологический процесс и процесс труда;

- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

- умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

- умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

- умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;

- умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

- умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

- умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

- навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

- навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

- навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

- умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии  с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- умение документировать результаты труда и проектной деятельности   с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

- готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

- навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному - образованию в конкретной предметной деятельности;

- навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

- навыки согласования своих возможностей и потребностей;

- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

- проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

- умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;

- владение методами моделирования и конструирования;

- навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

- умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

- композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

- способность бесконфликтного общения;

- навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

- способность к коллективному решению творческих задач;

- желание и готовность прийти на помощь товарищу;

- умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии  и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

- достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

- развитие глазомера;

- развитие осязания, вкуса, обоняния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебной программы

Основы производства

Теоретические сведения

Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Потребительские блага и антиблага, их сущность, производ­ство потребительских благ.

Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы труда.

Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве.

Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Учебное управление средствами труда.

     Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс- методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.

 

Современные и перспективные технологии

Теоретические сведения

Понятие о технологии, её современное  понимание как совокупности средств и методов производства. Классификация технологий по разным основаниям.

Основные признаки проявления технологии в отличие от ремесленного способа деятельности. Общие характеристики технологии. Алгоритмическая сущность технологии в производстве потребительских благ.

Производственная, технологическая и трудовая дисциплина. Техническая и технологическая документация. Особенности создания технологической документации для швейного производства.

Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Ознакомление с образцами предметов труда. Учебное управление технологическими средствами труда. Ознакомление с измерительными приборами для контроля технологий и проведение измерений различных технических, технологических и физических параметров предмета труда. Подготовка рефератов.

 

Элементы техники и машин

Теоретические сведения

Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.

Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники.

Практическая деятельность

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.

 

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

 

 

 

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Теоретические сведения

Классификация текстильных во­локон. Способы получения и свойства натуральных волокон рас­тительного происхождения.

Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шер­стяных и шёлковых тканей.

Виды и свойства тканей из хими­ческих волокон. Виды нетканых материалов из химических воло­кон.

Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.

Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов­ления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Рас­положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо­бенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной ма­шины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переклю­чателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

Приёмы работы на швейной машине: на­чало работы, поворот строчки под углом, закрепление машин­ной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Непо­ладки, связанные с неправильной заправкой ниток.

Уход за швейной машиной.

Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка вы­кроек на ткани. Выкраивание дета­лей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безо­пасной работы при раскрое ткани.

Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками предохранение срезов от осыпания – ручное обмётывание.

Требования к выполнению машинных работ. Основные опе­рации при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строч­кой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.

Практическая деятельность

Определение направления долевой нити в ткани. Определе­ние лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Упражнение на швейной машине.

Ра­боты по настройке и регулированию механизмов и систем  швейной машины.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов для иллюстрации ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

 

 

 

Технологии обработки пищевых продуктов

Теоретические сведения

Понятия «санитария» и «гигие­на». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.

Правила безопасной работы при пользовании электриче­скими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при ра­боте с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями.

Продукты, применяемые для при­готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе.  Технология приготовления горячих напитков. Современные приборы и способы приготовления чая и кофе.

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Пи­тательная ценность фруктов.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Технология приготовления блюд из сырых овощей (фрук­тов).

Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов теп­ловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способст­вующие сохранению питательных веществ и витаминов.

Использование яиц в кулинарии. Тех­нология приготовления различных блюд из яиц.

Сервировка сладкого стола. На­бор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд.

Практическая деятельность

Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

Сервировка стола.

 

Технологии получения, преобразования и использования энергии

Теоретические сведения

Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия.

Методы и средства получения механической энергии.

Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации об областях получения и применения механической энергии в Интернете и справочной литературе.

 

Технологии получения, обработки и использования информации

    Теоретические сведения

Информация и ее виды. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств.

Способы отображения информации. Знаки символы, образы и реальные объекты как средства отображения информации. Технологии записи и представления информации разными средствами.

Практическая деятельность

Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.

Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.

 

Технологии растениеводства

Теоретические сведения

Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений.

Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения сырья дикорастущих растений.

Практическая деятельность

Определение основных групп культурных растений.

Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона. Освоение способов переработки сырья дикорастущих растений (чаи, настои, отвары и др.).

 

Технологии животноводства

    Теоретические сведения

Животные организмы как объект технологии.  Потребности человека, которые удовлетворяют животные.  Классификация животных организмов как объекта технологии.

Практическая деятельность

Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей.    

 

Социально-экономические технологии

Теоретические сведения

Сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.

Виды социальных технологий. Технологии общения.

Практическая деятельность

Тесты по оценке свойств личности.

 

Методы и средства творческой и проектной деятельности

     Теоретические сведения

Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.

Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.

Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления.

Практическая деятельность

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический   план

5   класс

Темы, входящие

в разделы программы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как фомы представления результатов творчества.

 Определять особенности рекламы новых товаров.

Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

2.Основы производства

4

Осваивать новые понятия: техносфера и потребительские блага.

Знакомиться с производствами потребительских благ и их характеристикой.

Различать объекты природы и техносферы.

Собирать и анализировать дополнительную информацию о материальных благах.

Наблюдать и составлять перечень необходимых потребительских благ для современного человека.

Разделять потребительские блага на материальные и нематериальные.

 Различать виды производств материальных и нематериальных благ.

 Участвовать в экскурсии на предприятие, производящее потребительские блага.

Проанализировать собственные наблюдения и создать  реферат о техносфере и производствах потребительских благ

3. Современные и перспективные технологии

4

Осознавать роль технологии в производстве потребительских благ. Знакомиться с видами технологий в разных сферах производства. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности.

Собирать и анализировать дополнительную информацию о видах технологий.                                                        Участвовать в экскурсии на производство и делать обзор своих наблюдений

4.Элементы техники и машин

2

Осознавать и понимать роль техники. Знакомиться с разновидностями техники и её классификацией. Пользоваться простыми ручными инструментами. Управлять простыми механизмами и машинами. Составлять иллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

24

Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Формировать  представление о получении различных видов сырья и материалов.

Знакомиться с понятием «конструкционные материалы». Формировать представление о технологии получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализировать свойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке конструкционных материалов.

Овладевать средствами и формами графического отображения объектов. Знакомиться с особенностями технологий обработки текстильных материалов.

Проводить лабораторные исследования свойств различных материалов. Составлять кол- лекции сырья и материалов.

Осваивать умение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей.

Изготавливать простые изделия из конструкционных материалов.

Выполнять некоторые операции по обработке текстильных мате- риалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Создавать проекты изделий из текстильных материалов

6. Технологии обработки пищевых продуктов

10

Осваивать новые понятия: рациональное питание, пищевой рацион, режим питания.

Знакомиться с особенностями механической кулинарной обработки овощей и видами их нарезки.

Получать представление об основных и вспомогательных видах тепловой обработки продуктов (варка, жарка, тушение, запеканке, припускание; пассерование, бланкирование).

Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Пользоваться пирамидой питания при составлении рациона питания. Проводить опыты и анализировать способы определения качества мытья столовой посуды экспресс - методом химического анализа.

Осваивать способы определения доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс - методом химического анализа.

Приготавливать и украшать блюда из овощей.

Заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и замораживания. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов

 

7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

Осваивать новые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представление о механической энергии, методах и средствах её получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии.

Знакомиться с применением кинетической и потенциальной энергии на практике.                      Проводить опыты по преобразованию механической энергии.

Собирать дополнительную ин- формацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомиться с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию.         Изготавливать игрушку йо-йо

8. Технологии получения, обработки и использования информации

6

Осознавать и понимать значение информации и её видов. Усваивать понятия объективной и субъективной информации. Получать представление о зависимости видов информации от органов чувств. Сравнивать скорость и качество восприятия информации раз- личными органами чувств. Оценивать эффективность восприятия и усвоения информации по разным каналам её по- лучения

9. Технологии растениеводства

6

Осваивать новые понятия: культурные растения, растениеводство и агротехнология. Получать представление об основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений. Осознавать значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Знакомиться с классификацией культурных растений и видами исследований культурных растений.

Проводить описание основных агротехнологических    приёмов выращивания культурных растений. Выполнять классифицирование культурных растений по группам. Проводить исследования культурных растений. Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определять полезные свойства культурных растений, выращенных на пришкольном участке

10. Технологии животноводства

4

Получать представление о животных как об объектах технологий и о классификации животных. Определять, в чём заключаются потребности человека, которые удовлетворяют животные.

Собирать дополнительную информацию о животных организмах. Описывать примеры использования животных на службе безопасности жизни человека. Собирать информацию и проводить описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства.

11. Социальные технологии

4

Получать представление о сущности социальных технологий, о человеке как об  объекте социальных технологий, об основных свойствах личности человека. Выполнять тест по оценке свойств личности. Разбираться в том, как свойства личности влияют на поступки человека

 

 

 

6    класс

Темы, входящие

в разделы программы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

Осваивать основные этапы проектной деятельности и их характеристики.

Составлять перечень и краткую характеристику этапов проектирования конкретного продукта труда

2.Основы производства

4

Получать представление о труде как основе производства. Знакомиться с различными видами предметов труда.

Наблюдать и собирать дополнительную информацию о предметах труда. Участвовать в экскурсии. Выбирать  темы  и выполнять рефераты

3. Современные и перспективные технологии

10

Получать представление об основных признаках технологии. Осваивать новые понятия: технологическая дисциплина; техническая и технологическая документация.

Собирать дополнительную ин- формацию о технологической документации. Осваивать чтение графических объектов и составление технологических карт

 

4.Элементы техники и машин

6

Получать представление об основных конструктивных элементах техники. Осваивать новое понятие: рабочий орган машин. Ознакомиться с разновидностями рабочих органов в зависимости от их назначения. Разбираться в видах и предназначении двигателей.

Ознакомиться с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Выполнять упражнения по пользованию инструментами

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

12

Осваивать разновидности технологий механической обработки материалов. Анализировать свойства материалов, пригодных к пластическому формованию. Получать представление о многообразии ручных инструментов для ручной обработки материалов.

Сформировать представление о способах соединения деталей из разных материалов. Познакомиться с методами и средствами отделки изделий.

Анализировать особенности соединения деталей из текстильных материалов и кожи при изготовлении одежды.

6. Технологии обработки пищевых продуктов

8

Выполнять практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении  и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металлов

7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии

4

Получать представление о технологии обработки молока, получения кисломолочных продуктов и их переработки.

Осваивать технологии кулинарной обработки круп, бобовых и макаронных изделий.

Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека минеральными веществами.

Исследовать и определять доброкачественность молочных продуктов органолептическим методом и экспресс - методом химического анализа.

Готовить  кулинарные   блюда из молочных и кисломолочных продуктов, из круп, бобовых и макаронных изделий

8. Технологии получения, обработки и использования информации

6

Осваивать способы отображения информации. Получать представление о многообразии знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации.

Выполнить задания по записыванию кратких текстов с помощью различных средств отображения информации

9. Технологии растениеводства

6

Получать представление об основных группах используемых человеком дикорастущих растений и способах их применения. Знакомиться с особенностями технологий сбора, заготовки, хранения и переработки дикорастущих растений и условиями их произрастания. Анализировать влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений, а также условия и методы сохранения природной среды. Выполнять технологии подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладевать основными методами переработки сырья дикорастущих растений (при изготовлении чая, настоев, отваров и др.)

10. Технологии животноводства

2

Получать представление о технологиях преобразования животных организмов в интересах человека и их основных элементах.

Выполнять рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка

11. Социальные технологии

6

Анализировать виды социальных технологий. Разрабатывать варианты технологии общения

Резерв рабочего времени

2

 

 

 

 

7    класс

Темы, входящие

в разделы программы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

Получать представление о методе фокальных объектов при создании инновации. Знакомиться с видами технической, конструкторской и технологи- ческой документации.

Проектировать изделия при помощи метода фокальных объектов

2.Основы производства

4

Получать представление о сов- ременных средствах труда, агрегатах и производственных линиях.

Наблюдать за средствами труда, собирать о них дополнительную информацию и выполнять реферат по соответствующей теме. Участвовать в экскурсии на предприятие

3. Современные и перспективные технологии

10

Осваивать новые понятия: культура производства, технологическая культура и культура труда. Делать выводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательном учреждении.

Собирать дополнительную ин- формацию о технологической культуре работника производства. Получать представление о двигателях и их видах.

Ознакомиться с различиями конструкций двигателей. Выполнять работы на станках

4.Элементы техники и машин

6

Получать представление о двигателях и их видах.

Ознакомиться с различиями конструкций двигателей. Выполнять работы на станках

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

12

Получать представление о производстве различных материалов и их свойствах. Знакомиться с видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делать выводы об их сходстве и различиях.

Выполнить практические работы по изготовлению проектных изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин

6. Технологии обработки пищевых продуктов

8

Получать представление о технологиях приготовления мучных кондитерских изделий и освоить их.

Знакомиться с технологиями обработки рыбы, морепродуктов и их кулинарным использованием.

Получать представление, анализировать полученную информацию и делать выводы о рыбных консервов и пресервов. Осваивать методы определения доброкачественности мучных и рыбных продуктов.

Готовить кулинарные блюда из теста, рыбы и морепродуктов

7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

Получать представление о новых понятиях: энергия магнитного поля, энергия электрического тока, энергия электромагнитного поля.

Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Анализировать полученные знания и выполнять реферат. Выполнить опыты

8. Технологии получения, обработки и использования информации

6

Знакомиться, анализировать и осваивать технологии получения информации, методы и средства наблюдений. Проводить исследования о методах и средствах наблюдений за реальными процессами и формировать представление о них

9. Технологии растениеводства

4

Ознакомиться с особенностями строения одноклеточных и многоклеточных грибов, с использованием одноклеточных и многоклеточных грибов в технологических процессах и технологиях, с технологиями искусственного выращивания грибов. Усваивать особенности внешнего строения съедобных и ядовитых грибов. Осваивать безопасные технологии сбора грибов. Собирать дополнительную информацию о технологиях заготовки и хранения грибов

10. Технологии животноводства

4

Получать представление о со- держании животных как элементе технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Знакомиться с технологиями составления рационов кормления различных животных и правилами раздачи кормов

 

11. Социальные технологии

6

Осваивать методы и средства применения социальных технологий для получения информации.

Составлять вопросники, анкеты и тесты для учебных предметов. Проводить анкетирование и обработку результатов

 

Резерв рабочего времени

2

 

 

 

 

 

 

 

 

8    класс

Темы, входящие

в разделы программы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

Знакомиться с возможностями дизайна продукта труда. Осваивать методы творчества в проектной деятельности.

Участвовать в деловой игре

«Мозговой штурм». Разрабатывать конструкции изделия на основе морфологического анализа

2.Основы производства

8

Получать представление о продуктах труда и необходимости использования стандартов для их производства.

Усваивать влияние частоты проведения контрольных измерений с помощью различных инструментов и эталонов на качество продуктов труда.

Собирать дополнительную информацию о современных измерительных приборах, их отличиях от ранее существовавших моделей. Участвовать в экскурсии на промышленное предприятие. Подготовить реферат о качестве современных продуктов труда разных производств

3. Современные и перспективные технологии

6

Получать более полное представление о различных видах технологий разных производств. Собирать дополнительную ин- формацию о видах отраслевых технологий

4.Элементы техники и машин

6

Получать  представление      об органах управления техникой, о системе управления, об особенностях автоматизированной техники, автоматических устройств и машин, станков с ЧПУ. Знакомиться с конструкцией и принципами работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Выполнить сборку простых автоматических устройств из деталей специального конструктора

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

12

Получать представление о технологиях термической обработки материалов, плавления материалов и литье, закалке, пайке, сварке.

Выполнять практические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска) и др.

6. Технологии обработки пищевых продуктов

8

Знакомиться с видами птиц и животных, мясо которых используется в кулинарии. Осваивать правила механической кулинарной обработки мяса птиц и животных. Получать представление о влиянии на здоровье человека полезных веществ и витаминов, содержащихся в мясе птиц и животных. Осваивать органолептический способ оценки качества мяса птиц и животных

7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

6

Знакомиться с новым понятием: химическая энергия. Получать представление о пре- вращении  химической   энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Собирать дополнительную   информацию об областях получения и применения химической энергии, анализировать полученные сведения. Подготовить реферат

8. Технологии получения, обработки и использования информации

6

Ознакомиться с формами хранения информации. Получать представление о характеристиках средств записи и хранения информации и анализировать полученные сведения. Анализировать представление о компьютере как средстве получения, обработки и записи информации.

Подготовить и  снять  фильм  о своём классе с применением различных технологий записи и хранения информации

9. Технологии растениеводства

4

Получать представление об особенностях строения микроорганизмов (бактерий, вирусов, одноклеточных водорослей и одноклеточных грибов). Получать информацию об использовании микроорганизмов в биотехнологических    процессах и биотехнологиях. Узнавать технологии искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Собирать дополнительную информацию об использовании кисломолочных бактерий для получения кисло - молочной продукции (творога, кефира и др.)

10. Технологии животноводства

4

Узнавать о получении продукции животноводства в птицеводстве, овцеводстве, скотоводстве. Ознакомиться с необходимостью  постоянного   обновления и пополнения стада. Усвоить представления об основных качествах сельскохозяйственных животных: породе, продуктивности, хозяйственно полезных признаках, экстерьере. Анализировать правила разведения животных с учётом того, что все породы животных были созданы и совершенствуются путём отбора и подбора. Выполнять практические работы по ознакомлению с породами животных (кошек, собак и др.) и оценке их экстерьера

11. Социальные технологии

6

Получать представление о рынке и рыночной экономике, методах и средствах стимулирования сбыта. Осваивать характеристики и особенности маркетинга. Ознакомиться с  понятиями: потребительная стоимость и цена товара, деньги. Получать представление о качестве и характеристиках рекламы. Подготовить рекламу изделия или услуги творческого проекта

 

 

 

Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета

«Технология» в 5–8 классах

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:

·         осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о технсфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

·         овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

·         овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

·         формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

·         развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

·         формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

   При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего  образования  к  личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.

Как уже было сказано, содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.

Содержание деятельности учащихся  в  каждом  классе,  с  5-го  по 8-й,  по  программе  в  соответствии  с  новой  методологией  включает  в  себя     11 общих для всех классов модулей:

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Модуль 2. Производство.

Модуль 3. Технология.

Модуль 4. Техника.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

Модуль 10. Технологии животноводства.

Модуль 11. Социальные технологии.

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:

- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

- элементы черчения, графики и дизайна;

- элементы прикладной экономики, предпринимательства;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и  здоровье человека;

- технологическая культура производства;

- культура и эстетика труда;

- история, перспективы и социальные последствия развития техники   и технологии;

- виды профессионального труда и профессии.

 

 

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

- Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;

- обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;

- чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);

- разрабатывать программу выполнения проекта;

составлять необходимую учебно-технологическую документацию;

-выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических ресурсов;

-осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта;

-подбирать оборудование и материалы;

организовывать рабочее место;

осуществлять         технологический процесс;

-контролировать ход и результаты работы;

оформлять проектные материалы;

осуществлять презентацию проекта с использованием компьютера.

Применять методы творческого по- иска технических или технологических решений;

корректировать технологию и про- грамму выполнения проекта с учётом изменяющихся условий для проектной деятельности;

применять технологический подход для осуществления любой деятельности;

овладеть элементами предпринимательской деятельности

МОДУЛЬ  2. Производство

Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техносферой;

различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;

устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;

ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства;

сравнивать и характеризовать раз- личные транспортные средства, при- меняемые в процессе производства материальных благ и услуг;

оценивать уровень совершенства местного производства

Изучать характеристики производства;

оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;

оценивать уровень экологичности местного производства;

определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы услуг;

находить источники информации о перспективах развития современных производств в  области  проживания,  а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда

МОДУЛЬ  3. Технология

Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;

разбираться в видах и эффективности технологий получения, пре- образования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;

оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;

ориентироваться  в  современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг,  а также  в информационных технологиях;

оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства;

оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной технологии, в том числе с позиций экологичности производства;

— прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда

Оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;

оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для бытовой деятельности своей семьи

МОДУЛЬ  4. Техника

Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;

классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;

изучать конструкцию и принципы работы современной техники;

оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;

разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;

ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике;

различать автоматизированные и роботизированные устройства;

собирать из деталей конструктора роботизированные устройства;

проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, материального или виртуального конструктора);

управлять моделями роботизированных устройств

Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;

моделировать машины и механизмы;

разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи;

проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или данному заданию

МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;

- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

подбирать ручные инструменты, от- дельные машины и станки и пользоваться ими;

осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;

изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией;

выполнять отделку изделий; использовать один из распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;

- разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации;

находить варианты изготовления  и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;

проектировать весь процесс получения материального продукта;

разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;

совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации

МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов

Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях;

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;

выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;

пользоваться различными видами оборудования современной кухни;

понимать опасность генетически модифицированных продуктов для здоровья человека;

определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним при- знакам, органолептическими и лабораторными методами;

соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

разбираться в технологиях заготовки продуктов питания и применять их

Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их пита- тельной ценности и принципов здорового питания;

составлять индивидуальный режим питания;

разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые блюда;

сервировать стол, эстетически оформлять блюда;

владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд

МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

Характеризовать сущность работы и энергии;

разбираться в видах энергии, используемых людьми;

ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии;

сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;

ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;

ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования электрической энергии;

ориентироваться в способах получения, преобразования и использования химической энергии;

осуществлять использование химической энергии при обработке мате- риалов и получении новых веществ;

ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии

Оценивать эффективность использования различных видов энергии в быту и на производстве;

разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях;

проектировать электроустановки и составлять их электрические схемы, собирать установки, содержащие электрические цепи;

давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения;

давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию;

выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики

МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации

Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;

осуществлять технологии получения,  представления,  преобразования и использования различных видов информации;

применять технологии записи раз- личных видов информации;

разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность;

владеть методами и средствами по- лучения, преобразования, применения и сохранения информации;

пользоваться компьютером для по- лучения, обработки, преобразования, передачи и сохранения информации;

характеризовать сущность коммуникации как формы связи информационных систем и людей;

ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об основных методах управления персоналом;

представлять информацию вербальными и невербальными средствами при коммуникации с использованием технических средств

Пользоваться различными современными   техническими   средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации;

-осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств;

-применять технологии запоминания информации;

-изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

-владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;

-управлять конфликтами  в  бытовых и производственных ситуациях

МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства

Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;

определять полезные свойства культурных растений;

-классифицировать культурные растения по группам;

-проводить исследования с культурными растениями;

-классифицировать дикорастущие растения по группам;

-проводить заготовку сырья дикорастущих растений;

-выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение;

-владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;

-определять культивируемые грибы по внешнему виду;

-создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов;

-владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов;

-определять микроорганизмы по внешнему виду;

-создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей;

-владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания

Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;

-применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;

-определять виды удобрений и способы их применения;

-давать аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;

-владеть биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.);

-создавать условия для клонального микроразмножения растений;

давать аргументированные оценки и прогнозы использования технологий клеточной и  генной  инженерии  на примере генно-модифицированных растений.

МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства

Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;

анализировать технологии, связанные с использованием животных;

выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;

собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;

оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном  хозяйстве и их соответствие требованиям;

составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье городской школе) и в личном подсобном хозяйстве сельской школе);

подбирать корма, оценивать их при- годность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных;

описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и заготовки кормов;

описывать технологии и технические устройства для получения различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных животноводческих фермах;

описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и справочным материалам;

описывать работу по улучшению пород животных (в городских школах,  в клубах собаководов);

оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку, простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской школе);

— описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных

Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;

-проводить исследования способов разведения и содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей;

-оценивать по внешним  признакам с помощью простейших исследований качество продукции животноводства;

-проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие условия содержания животных и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.;

-описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;

-исследовать проблему бездомных животных как проблему своего микрорайона.

МОДУЛЬ 11. Социальные технологии

Разбираться в сущности социальных технологий;

ориентироваться в видах социальных технологий;

характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

создавать средства получения ин- формации для социальных технологий;

ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологи- ям;

осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность»,

«спрос», «маркетинг», «менеджмент».

Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные;

-готовить некоторые виды инструментария для исследования рынка;

-выявлять и характеризовать потребительский спрос на некоторые виды товаров и услуг;

-применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности;

-разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий;

разрабатывать бизнес-план, бизнес- проект.

 

                                       Система оценки и видов контроля

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным  программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология», а квалификационных работ- в том случае когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля. Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованны с ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника).

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты.

Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.

Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология», а квалификационных работ - в том случае когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля. Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованны с ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника).

Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов. Ниже приводиться несколько вариантов, которые могут быть использованы учителем технологии. Следует лишь сказать, что в зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.

В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие  или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.

 

 

 

 

                             Перечень учебно - методической литературы

 

      1. Примерная рабочая программа авторы В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова, которая разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по «Технологии», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.

 

       2. Программа реализована в предметной линии учебников «Тех­нология.», подготовленных авторским коллективом (В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, и др.) в раз­витие учебников, созданных под руководством В.М. Казакевич и изданных Москва «Просвещением».

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект

В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии : ü методы и средства…

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии : ü методы и средства…

Рабочая программа рассчитана на 280 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8…

Рабочая программа рассчитана на 280 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8…

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: - способности планировать технологический процесс и процесс труда; - умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики…

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: - способности планировать технологический процесс и процесс труда; - умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики…

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: - умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рацио нальную эстетическую организацию работ; - владение методами моделирования и конструирования;…

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: - умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рацио нальную эстетическую организацию работ; - владение методами моделирования и конструирования;…

Содержание учебной программы

Содержание учебной программы

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Технологии обработки пищевых продуктов

Технологии обработки пищевых продуктов

Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком

Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком

Тематический план 5 класс

Тематический план 5 класс

Выполнять некото рые операции по обработке кон струкционных материалов

Выполнять некото рые операции по обработке кон струкционных материалов

Изготавливать игрушку йо-йо 8

Изготавливать игрушку йо-йо 8

Темы, входящие в разделы программы

Темы, входящие в разделы программы

Технологии обработки пищевых продуктов 8

Технологии обработки пищевых продуктов 8

Темы, входящие в разделы программы

Темы, входящие в разделы программы

Технологии обработки пищевых продуктов 8

Технологии обработки пищевых продуктов 8

Темы, входящие в разделы программы

Темы, входящие в разделы программы

Технологии получения, преобразования и использования энергии 6

Технологии получения, преобразования и использования энергии 6

Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 5–8 классах

Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 5–8 классах

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Изучать характеристики производства; оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства; оценивать уровень экологичности местного производства; определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства…

Изучать характеристики производства; оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства; оценивать уровень экологичности местного производства; определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства…

Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов; моделировать машины и механизмы; разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи; проводить модификацию действующих машин…

Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов; моделировать машины и механизмы; разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи; проводить модификацию действующих машин…

Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их пита- тельной ценности и принципов здорового питания; составлять индивидуальный режим питания; разбираться в особенностях национальной кухни и…

Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их пита- тельной ценности и принципов здорового питания; составлять индивидуальный режим питания; разбираться в особенностях национальной кухни и…

Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации; -осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств;…

Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации; -осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств;…

Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; анализировать технологии, связанные с использованием животных; выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;…

Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; анализировать технологии, связанные с использованием животных; выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;…

Система оценки и видов контроля

Система оценки и видов контроля

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования)

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020