Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дединовская школа-интернат среднего общего образования»
городского округа Луховицы Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор МБОУ Зам. директора по УВР на заседание ШМО протокол №01
« Дединовская школа-интернат « Дединовская школа-интернат «___» августа 2020 г.
среднего общего образования » среднего общего образования » Руководитель ШМО
__________ М.А.Шуховцов __________ А.А.Холодных _________И.В. Соломченко
Приказ №____от «___» ____20__г. «___» августа 2020 г.
Рабочая программа
по изучению курса технологии
в 6 классе
(Срок реализации программы 1 год)
Количество часов
в неделю — 2 час.
Преподаватель:
Косенко Сергей
Николаевич
2020 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по ФГОС ООО составляется на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дединовская школа-интернат среднего общего образования»;
- авторской программы по учебному предмету «Технология», автор Казакевич В.М. и др., издательство Просвещение, 2018 год.
Рабочая программа по предмету «Технология» для основной ступени общего образования, в контексте подготовки обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, обеспечивает:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД;
- совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, в том числе творческому проектированию; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Исходными материалами для составления программы явились:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и
- осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции от 17.07.2015);
- Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
- реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345".
Документы регионального уровня
- закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17/59-П;
- закон Московской области от 29.10.2019 N 211/2019-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов"
- приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных
- образовательных стандартов»;
- приказ министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области».
- Положение «О рабочей программе педагога»;
- Образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО;
- Учебный план МБОУ «Дединовская школа-интернат среднего общего образования» на 2020/2021 учебный год.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
§обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
§освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
§формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
§ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
§ овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
§ развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
§ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
§ формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение по технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
■ распространённые технологии современного производства и сферы услуг;
■ культура и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
■ элементы черчения, графики и дизайна;
■ элементы прикладной экономики, предпринимательства;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
■ творческая, проектно-исследовательская деятельность;
■ технологическая культура производства и культура труда;
■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов:
Раздел 1. Основы производства.
Раздел 2. Общая технология.
Раздел 3. Техника.
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов.
Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации.
Раздел 8. Технологии растениеводства.
Раздел 9. Технологии животноводства.
Раздел 10. Социальные-экономические технологии.
Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; с физикой при изучении характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным языком при трактовке терминов и понятий.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 68 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 6 класс – 2 часа в неделю.
При проведении учебных занятий по технологии в 6 классе осуществляется деление классов на подгруппы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
· осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
· овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
· овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
· формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
· развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
· формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
5) распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
6) владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
7) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
8) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
10) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
10) разработка плана продвижения продукта;
11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;
13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
24) документирование результатов труда и проектной деятельности;
25) расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в продукте;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и промыслов народов Башкортостана в современном творчестве;
16) применение методов художественного проектирования одежды;
17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
18) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
· трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
· умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
· ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
Содержание учебного предмета
Реализация регионального компонента осуществляется путем включения в урок материала, отражающего этнокультурные особенности народов России»
Разделы программы |
Количество учебных часов
|
Количество практических работ |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности |
10 |
1 |
2. Основы производства |
2 |
1 |
3. Современные и перспективные технологии |
2 |
1 |
4. Элементы техники и машин |
4 |
1 |
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов |
36 |
1 |
6. Технологии обработки пищевых продуктов |
4 |
1 |
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии |
2 |
1 |
8. Технологии получения, обработки и использования информации |
2 |
1 |
9. Технологии растениеводства |
2 |
1 |
10. Технологии животноводства |
2 |
1 |
11. Социально-экономические технологии |
2 |
1 |
ИТОГО |
68 |
11 |
6 класс 68 ч. (2-й год обучения)
Теоретические сведения.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда. Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация. Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах. Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Заготовка древесины. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Свойства древесины. Чертежи деталей из древесины. Технологическая карта. Технология соединения брусков. Технология изготовления цилиндра и конуса ручным инструментом. Устройство токарного станка по обработке древесины. Технология окрашивания изделий из древесины. Резьба по дереву. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Элементы машиноведения. Свойства металлов и искусственных материалов. Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров штангенциркулем. Технология изготовления изделий. Резание металл и пластмасс. Рубка металла. Опиливание заготовок. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов.
Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий. Отделка изделий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов. Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации. Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. Взаимодействие со службами ЖКХ.
Основы рационального (здорового) питания. Технологии производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технологии производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. Технологии производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технологии приготовления блюд из круп и бобовых. Технологии производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них. Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы. Содержание животных - элемент технологии производства животноводческой продукции.
Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап.
Практические работы.
Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение наблюдений. Подготовка рефератов. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт. Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов токарного станка по обработке древесины. Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металлов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание. Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности пищевых продуктов.
Классификация дикорастущих растений по группам. Подготовка реферативного описания технологии разведения комнатных домашних животных с использованием своего опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации из Интернета.
Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Практические работы по изготовлению проектных изделий из тонколистового металла. Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс. Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
|
|
|
|
|
6 класс |
|
|||
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
10 |
Осваивать основные этапы проектной деятельности и их характеристики. Составлять перечень и краткую характеристику этапов проектирования конкретного продукта труда |
|
|
2. Основы производства |
2 |
Получать представление о труде как основе производства. Знакомиться с различными видами предметов труда. Собирать дополнительную информацию о предметах труда. Участвовать в экскурсии. Выбирать темы и выполнять рефераты
|
|
|
3. Современные и перспективные технологии
|
2 |
Получать представление об основных признаках технологии. Осваивать новые понятия: технологическая дисциплина; техническая и технологическая документация. Собирать дополнительную информацию о технологической документации. Осваивать чтение графических объектов и составление технологических карт
|
|
|
4. Элементы техники и машин |
4 |
Получать представление об основных конструктивных элементах техники. Осваивать новое понятие: рабочий орган технологических машин. Знакомиться с разновидностями рабочих органов в зависимости от их назначения. Разбираться в видах и предназначении двигателей. Знакомиться с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Выполнять упражнения по пользованию инструментами
|
|
|
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов |
36 |
Осваивать разновидности технологий механической обработки материалов. Анализировать свойства материалов, пригодных к пластическому формованию. Получать представление о многообразии ручных инструментов для ручной обработки материалов. Сформировать представление о способах соединения деталей из разных материалов. Познакомиться с методами и средствами отделки изделий. Анализировать особенности соединения деталей из текстильных материалов и кожи при изготовлении одежды. Выполнять практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металлов
|
|
|
6. Технологии обработки пищевых продуктов |
4 |
Получать представление о технологии обработки молока, получения кисломолочных продуктов и их переработки. Осваивать технологии кулинарной обработки круп, бобовых и макаронных изделий. Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Исследовать и определять доброкачественность молочных продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
|
|
|
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии |
2 |
Получать представление о тепловой энергии, методах и средствах её получения, о преобразовании тепловой энергии в другие виды энергии и работу, об аккумулировании тепловой энергии. Собирать дополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии. Знакомиться с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и испытывать их
|
|
|
8. Технологии получения, обработки и использования информации |
2 |
Осваивать способы отображения информации. Получать представление о многообразии знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации. Выполнять з адание по записи кратких текстов с помощью различных средств отображения информации
|
|
|
9. Технологии растениеводства |
2 |
Получать представление об основных группах используемых человеком дикорастущих растений и способах их применения. Знакомиться с особенностями технологий сбора, заготовки, хранения и переработки дикорастущих растений и условиями произрастания дикорастущих растений. Анализировать влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений, условия и методы сохранения природной среды. Выполнять технологии подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладевать основными методами переработки сырья дикорастущих растений (при изготовлении чая, настоев, отваров и др.)
|
|
|
10. Технологии животноводства |
2 |
Получать представление о технологиях преобразования животных организмов в интересах человека и их основных элементах. Выполнять рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных на примере животных своей семьи, семей друзей, зоопарка
|
|
|
11. Социально-экономические технологии |
2 |
Анализировать виды социальных технологий. Разрабатывать варианты технологии общения
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой проектной деятельности |
|
• Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;
• обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;
• чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии); • разрабатывать программу выполнения проекта;
• составлять необходимую учебно-технологическую документацию;
• выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических ресурсов;
• осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта;
• подбирать оборудование и материалы; • организовывать рабочее место; • контролировать ход и результаты работы;
• оформлять проектные материалы;
осуществлять презентацию проекта с использованием компьютера |
• Применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
• корректировать технологию и программу выполнения проекта с учётом изменяющихся условий для проектной деятельности;
• применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
• овладевать элементами предпринимательской деятельности
|
МОДУЛЬ 2. Основы производства |
|
• Соотносить изучаемый объект или явление с природной средой и техносферой;
• различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения; • устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека; • ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства; • Сравнивать и характеризовать различные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг; • оценивать уровень совершенства местного производства |
• Изучать характеристики производства;
• оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;
• оценивать уровень экологичности местного производства; • определять для себя необходимость той или иной сферы производства или сферы услуг;
• находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также источники информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда
|
МОДУЛЬ 3. Современные и перспективные технологии |
|
• Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;
• разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;
• оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;
• ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
• оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства;
• оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной технологии, в том числе с позиций экологичности производства;
• прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда
|
• Оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;
• оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в бытовой деятельности своей семьи
|
МОДУЛЬ 4. Элементы техники и машин |
|
• Понимать, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
• классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;
• изучать конструкцию и принципы работы современной техники;
• оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
• разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
• ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике;
• различать автоматизированные и роботизированные устройства;
• собирать из деталей конструктора роботизированные устройства;
• проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, материального или виртуального конструктора); • управлять моделями роботизированных устройств
|
• Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
• моделировать простейшие механизмы и машины;
• разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи;
проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или онкретному заданию |
МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов |
|
Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты. Анализировать возможные технологические решения определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; • подбирать ручные инструменты, отдельные машины и станки и пользоваться ими; • осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий; • изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией; • выполнять отделку изделий; использовать один из распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; • осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки |
Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации • находить варианты изготовления и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий; • проектировать весь процесс получения материального продукта; • разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера; • совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации |
МОДУЛЬ 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии |
|
• Характеризовать сущность работы и энергии; • разбираться в видах энергии, используемых людьми;
• ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии;
• сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
• ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;
• ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования электрической энергии;
• ориентироваться в способах получения, преобразования и использования химической энергии;
• использовать химическую энергию при обработке материалов и получении новых веществ;
• ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии
|
• Оценивать эффективность использования различных видов энергии в быту и на производстве;
• разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях;
• проектировать электроустановки и составлять их электрические схемы, собирать установки, содержащие электрические цепи;
• давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения;
• оценивать экологичность производств, использующих химическую энергию;
выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики |
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, обработки и использования информации |
|
• Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
• осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации;
• применять технологии записи различных видов информации;
• разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их эффективность;
• владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации;
• пользоваться компьютером для получения, обработки, преобразования, передачи и сохранения информации;
• характеризовать сущность коммуникации как форм связи информационных систем и людей;
• ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об основных методах управления персоналом;
представлять информацию вербальными и невербальными средствами при коммуникации с использованием технических средств |
• Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации;
• осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств;
• применять технологии запоминания информации;
• изготавливать информационный продукт по заданному алгоритму;
• владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;
• управлять конфликтами в бытовых и производственных ситуациях
|
МОДУЛЬ 8. Социальные технологии |
|
• Разбираться в сущности социальных технологий; • ориентироваться в видах социальных технологий;
• характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию; • создавать средства получения информации для социальных технологий; • ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям; • осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», «спрос», «маркетинг», «менеджмент»;
|
• Обосновывать рациональную совокупность личных потребностей и её построение по приоритетным потребностям;
• готовить некоторые виды инструментария для исследования рынка; • выявлять и характеризовать потребительский спрос на некоторые виды товаров и услуг; • применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности; • разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий • разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект
|
МОДУЛЬ 9. Технологии обработки пищевых продуктов |
|
• Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей и жизненных ситуаций;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
• разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;
• выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
• пользоваться различными видами оборудования современной кухни;
• понимать опасность генетически модифицированных продуктов для здоровья человека;
• определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами;
• соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
• разбираться и применять технологии заготовки продуктов питания |
• Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания;
• составлять индивидуальный режим питания;
• разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые блюда; • сервировать стол, эстетически оформлять блюда;
• владеть технологией карвинга для оформления торжеств
|
МОДУЛЬ 10. Технологии растениеводства |
|
• Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений; • определять полезные свойства культурных растений; • классифицировать культурные растения по группам; • проводить исследования с культурными растениями; • классифицировать дикорастущие растения; • проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
• выполнять подготовку и закладку сырья дикорастущих растений на хранение разными способами;
• владеть методами переработки сырья дикорастущих растений; • определять культивируемые грибы по внешнему виду;
• создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов;
• владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов; • определять микроорганизмы по внешнему виду;
• создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей;
• владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания
|
• Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
• применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;
• определять виды удобрений и способы их применения;
• приводить аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
• владеть биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.);
• создавать условия для клонального микроразмножения растений; • давать аргументированные оценки и составлять прогнозы использования технологий клеточной и генной инженерии на примере генномодифицированных растений
|
МОДУЛЬ 11. Технологии животноводства |
|
• Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
• анализировать технологии, связанные с использованием животных выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
• собирать информацию и описывать технологии со-держания домашних животных;
• оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и соответствие этих условий требованиям;
• составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (городская школа) и в личном подсобном хозяйстве (сельская школа);
• подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных;
• описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и заготовки кормов;
• описывать технологии и технические устройства для получения различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных животноводческих фермах;
• описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и справочным материалам;
• описывать работу по улучшению пород животных (в городской школе) в клубах собаководов;
• оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку, простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской школе);
• описывать содержание труда представителей основных профессий, связанных с технологиями использования животных |
• Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
• проводить исследования способов разведения и содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей; оценивать по внешним признакам и благодаря простейшим исследованиям качество продукции животноводства;
• проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие условия содержания животных и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.;
• описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;
• исследовать проблему бездомных животных как проблему своего микрорайона
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.Технология.5-8 классы. Программа. ФГОС/ А.Т.Тищенко, Н.И.Синицина. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил.
2.Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС. / А.Т.Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2015.–192 с.
3.Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.
Занятия по технологии проводятся на базе мастерских по соответствующим направлениям обучения.
Мастерская размещаться на первом этаже школьного здания. Площадь рабочих помещений отвечает санитарно-гигиеническим нормам и не менее 4,5 м2 на одного учащегося .
Рабочие места учащихся укомплектовано соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской умывальник и полотенце (бумажное и электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года поддерживается не ниже 18 °С при относительной влажности 40–60 %.
Электрическая проводка к рабочим столам стационарная. Включение и выключение всей электросети мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником.
В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения.
Технические средства обучения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; доска со средствами.
Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.