Приложение №1.19
к ООП ООО МБОУ ОШ с. Абаково
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для 5-8 классов
Рабочая программа предмета «Технология» (5-8 классы), составлена на основе ав-торской программы (Синица Н.В., Самородский П.С. Технология. Программа: 5 – 8 классы.
– М.: Вентана-Граф, 2015 г.).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу-чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· овладение элементами организации умственного и физического труда;
· самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
· воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение
· желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
· осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на
· базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с
· учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
· уважительного отношения к труду;
· становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учѐтом
· общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
· самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
· формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
· экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
· и мира, творческой деятельности эстетического характера;
· формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
Регулятивные УУД
1. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
8. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Обучающийся сможет:
• самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
• устанавливать причинно-следственные связи,
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
• критически оценивать содержание и форму текста.
3. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
4. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные УУД
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
• информационный поиск;
• знаково-символические действия;
• структурирование знаний;
• рефлексия способов и условий действия;
• произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
5 класс
обучающийся научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
6 класс
обучающийся научится:
-самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
7 класс
обучающийся научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из молока и молочных продуктов, различных видов теста, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
8 класс
обучающийся научится:
-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, пользуясь технологической документацией;
-разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
-осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии;
- составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
- осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники;
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите;
-построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
получит возможность научиться:
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
-составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
-осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
- планировать профессиональную карьеру;
- рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
- ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
- оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
2. Содержание программы
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер жилого дома
5 класс
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономи-ческие, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитар-но-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов
в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере. Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на
компьютере.
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приѐма пищи, отдыха и общения членов семьи, приѐма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Интерьер жилого дома. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор экологичных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление гипсового макета оформления окон.
Тема 2. Комнатные растения в интерьере
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приемы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.
Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэро-поника. Профессия фитодизайнер.
Лабораторно-практические и практические работы.
Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Тема 3. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
7 класс
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Ком-плексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направлен-ное, декоративное, комбинированное. Профессия электрик.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин.
Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома». Систематизация коллекции, книг.
Тема 4. Гигиена жилища
6 класс
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные
и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения. Лабораторно-практические и практические работы.
Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств для уборки помещения.
Тема 5. Экология жилища
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде). Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема 6. Технологии ремонта элементовсистем водоснабжения и канализации
8 класс
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Работа счѐтчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода
воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома.
Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
5 класс
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Понятие о микроклимате. Современные технологии и технические средства создания микроклимата.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Подбор современной бытовой техники с учѐтом потребностей и доходов семьи.
8 класс
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.
Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых хо-лодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.
Электронные приборы: телевизоры, БУБ, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их службы и поломка при скачках напряжения. Способ защиты приборов от скачков напряжения.
Лабораторно-практические и практические работы.
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности
и силы света различных ламп. Ознакомление с устройством и принципом действия сти-ральной машины-автомата, электрического фена. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения.
Тема 2. Электромонтажные и сборочные технологии
8 класс
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приѐмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о еѐ принципиальной схеме. Виды проводов. Ин-струменты для электромонтажных работ. Приѐмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструмен-тов и приѐмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцева-нию, соединению и ответвлению проводов.
Тема 3. Электротехнические устройства с элементами автоматики
8 класс
Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и ав-томатических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение быто-вых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учѐтом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электро-технических и электронных устройств.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение схем квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц. Ознакомление с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.
Технологический процесс, технологические операции. Понятия «заготовка», «де-таль», «изделие». Технологическая и маршрутная карты.
Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертѐж.
Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.
Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы.
Конструкционные древесные материалы.
Основные технологические операции и приѐмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление.
Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы.
Организация рабочего места для столярных работ.
Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия. Определение пород древесины. Характеристика пиломатериалов и древесных мате-
риалов.
Выполнение рациональных и безопасных приѐмов работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении.
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Использование ручных инструментов и приспособлений с соблюдением правил
безопасной работы.
Теоретические сведения. Заготовка древесины. Лесоматериалы.
Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изде-
лий.
Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.
Конструирование и моделирование изделий из древесины.
Сборочный чертѐж и спецификация объѐмного изделия. Технологическая карта.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение видов лесоматериалов и пороков древесины.
Составление схемы раскроя бревна на пиломатериалы.
Конструирование и моделирование изделий из древесины.
Разработка сборочного чертежа со спецификацией объѐмного изделия и составление технологической карты.
7класс
Теоретические сведения. Проектирование изделий из дрвесины с учѐтом еѐ свойств. Конструкторская и технологическая документация, технологический процесс и точ-
ность изготовления изделий.
Заточка лезвия режущего инструмента.
Развод зубьев пилы.
Настройка стругов.
Приѐмы и правила безопасной работы при заточке, правке и доводке лезвий. Шиповые соединения деревянных изделий и их применение. Шиповые клеевые со-
единения. Соединение деталей шкантами. Угловое соединение деталей шурупами в нагель.
Правила безопасной работы ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение плотности древесины по объѐму и массе образца.
Разработка конструкторской и технологической документации на проектируемое изделие с применением компьютера.
Определение отклонений и допусков размеров отверстия и вала.
Заточка лезвия ножа и настройка рубанка. Изготовление деревянного изделия с со-единениями деталей: шиповым, шкантами или шурупами в нагель.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
6 класс
Теоретические сведения. Токарный станок для вытачивания изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Тех-нология токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятие о современных токарных станках.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение устройства и подготовка к работе токарного станка для вытачивания изделий из древесины.
Вытачивание деревянной детали по чертежу и технологической карте.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы.
Основные технологические операции и приѐмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.
Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклѐпками.
Правила безопасной работы.
Лабораторно-практические и практические работы.
Оборудование рабочего места для изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
Ознакомление с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами. Планирование слесарных работ. Разметка деталей из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов.
Правка, резание, зачистка и гибка металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.
(соединение тонких металлических листов фальцевым швом).
Теоретические сведения. Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чѐрные и цветные металлы. Применение металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.
Правила безопасной работы с металлами.
Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.
Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка.
Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с видами и свойствами металлического проката.
Разработка сборочного чертежа изделия с использованием штангенциркуля. Распиливание металлического проката слесарной ножовкой. Рубка металлических заготовок зубилом. Опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями.
7класс
Теоретические сведения. Классификация и термическая обработка сталей.
Правила безопасной работы при термообработке сталей.
Профессии, связанные с термической обработкой материалов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание видов металлов и сплавов. Исследование твѐрдости, упругости и пластичности сталей. Обработка закалѐнной и незакалѐнной стали.
Тема 4. Технологии машинной обработки
металлов и искусственных материалов
5класс
Теоретические сведения. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты
и оснастка. Приѐмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение устройства и работы сверлильного станка. Ознакомление с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отработка приѐмов сверления на сверлильном станке.
7класс
Теоретические сведения. Токарно-винторезные станки и их назначение.
Принцип работы станка. Настройка станка. Инструменты и приспособления. Крепление заготовки и резца. Правила безопасной работы на токарном станке. Виды и приемы работ. Чертежи деталей, вытачиваемых на токарном станке. Информация о токарных станках с ЧПУ. Нарезание резьбы. Правила безопасной работы при нарезании резьбы.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с устройством и принципом работы токарно-винторезного станка. Крепление заготовки и резца. Точение наружной цилиндрической поверхности заготовки. Точение детали по чертежу и технологической карте с соблюдением правил безопасности. Контроль размеров детали.
Вытачивание стержня и нарезание резьбы.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
5класс
Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места, приѐмы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком.
Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение подготовительных работ и выпиливание лобзиком фигуры. Разработка и нанесение рисунка на изделие. Выжигание рисунка. Зачистка изделия.
Теоретические сведения. Виды и приѐмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. Виды природных п искусственных материалов и их свойства для ху-дожественно- прикладных работ. Правила безопасного труда при выполнении художе-ственно-прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой изделий из древесины.
Тиснение на фольге. Инструменты для тиснения на фольге.
Чеканка. Чеканы. Правила безопасного труда при выполнении художествен-но-прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой металлов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Перевод рисунка и выполнение декоративно-прикладной резьбы на изделиях из древесины.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учѐтом декоративных и технологических свойств.
Создание декоративно-прикладного изделия из металла. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» Тема 1. Свойства текстильных материалов
5класс
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей
в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Теоретические сведения. Производство текстильных материалов из химических волокон. Виды и свойства тканей из химических волокон. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
7 класс
Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шѐлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
6 класс
Теоретические сведения. Изготовление выкройки подушки для стула. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавами. Определение
размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия цельнокроеным рукавом в натуральную величину.
7класс
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину. Тема 3. Моделирование одежды
8класс
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приѐмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкрой-ной обтачки горловины переда. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Лабораторно-практические и практические работы.
Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 4. Швейная машина
5класс
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приѐмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы.
Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, за-правленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
6класс
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной. Устройство машинной иглы.
Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток.
Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка.
Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Лабораторно-практические и практические работы.
Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки.
7 класс
Теоретические сведения. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмѐтывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застѐж-ки-молнии и окантовывания среза бейкой.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление образцов косой бейки, состоящей из двух частей; окантовочного шва; подшивания потайным швом, обмѐтывания петли, пришивания пуговицы, окантовывания среза бейкой с помощью приспособлений к швейной машине.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий
5 класс
Теоретические сведения. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учѐтом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учѐтом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмѐтывание; временное соединение деталей — смѐтывание; временное закрепление подогнутого края — замѐтывание (с открытым и закрытым срезами).
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмѐтывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с от-крытым обмѐтанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
6класс
Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила рас-кладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примѐтывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краѐв
— вымѐтывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывѐртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывѐртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, завязок, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.
Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкрой-ной обтачкой с расположением еѐ на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор. Технология пошива подушки для стула: раскрой, обтачивание, набивка, выстѐгивание, обработка и притачивание завязок.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскрой швейного изделия.
Дублирование деталей клеевой прокладкой.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка мелких деталей проектного изделия.
Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка плечевых и нижних срезов рукавов; горловины проектного изделия; бо-
ковых срезов и нижнего среза изделия.
Окончательная обработка изделия. Технология пошива подушки для стула.
7класс
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классифика-ция машинных швов: краевой окантовочный с закрытыми срезами и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застѐжкой-молнией и разрезом. Притачивание застежки-молнии. Технология обработки односторонней, встречной и байтовой складок.
Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.
Технология обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымѐтывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскрой проектного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка среднего шва юбки с застѐжкой-молнией.
Обработка складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы. Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
6Художественные ремѐсла
5 класс
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом.
Лабораторно-практические и практические работы.
Создание схемы вышивки крестом. Выполнение образцов вышивки.
6класс
Теоретические сведения. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка
в зависимости от вида изделия и толщины нити. Основные виды петель при вязании крюч-ком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вя-зание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица тек-стильно-галантерейных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы.
Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного и ажурного вязания по кругу.
7 класс
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки. Приѐмы подготовки ткани и ниток к вышивке. Приѐмы закрепления нитки на ткани. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообраз-ными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Раздел 5. Кулинария
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
5класс
Теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электро-приборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособ-лениями.
Профессия повар.
Тема 2. Здоровое питание
5класс
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание н пищевых продуктах.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
5класс
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.
Практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью. Тема 4. Блюда из овощей и фруктов
5класс
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространѐнные виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширова-ние, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варѐных ово-щей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варѐных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из яиц.
5класс
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в ме-шочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача варѐных яиц. Технология приго-товления омлета. подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
5класс
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток. Тема 7. Блюда из круп и макаронных изделий
5класс
Теоретические сведения. Виды круп, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд.
Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких
и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования
к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Лабораторно-практические работы.
Приготовление и оформление блюд из круп или макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.
Исследование каш и макаронных изделий быстрого приготовления. Расчѐт расхода круп и макаронных изделий.
Тема 8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
6 класс
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Со-
держание в них белков, жиров, углеводов, витаминов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.
Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические работы.
Приготовление блюда из рыбы или морепродуктов.
Определение качества термической обработки рыбных блюд.
Исследование пищевой фольги.
Использование различных приѐмов при обработке рыбы.
Тема 9. Блюда из мяса и птицы
6 класс
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.
Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке.
Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы.
Подача к столу. Требования к качеству готовых блюд из мяса и птицы.
Лабораторно-практические работы.
Приготовление блюда из мяса или птицы.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 10. Первые блюда
6 класс
Теоретические сведения. Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Технология приготовления супов: заправочных, холодных. Оформление готового супа и подача к столу.
Лабораторно-практические работы.
Приготовление супа. Приготовление окрошки.
Тема 11. Приготовление обеда.
Предметы для сервировки стола
6 класс
Теоретические сведения. Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельѐ. Профессия технолог пищевой промышленности.
Лабораторно-практические работы.
Исследование состава обеда. Сервировка стола к обеду.
Тема 12. Блюда из молока и молочных продуктов
6 класс
Теоретические сведения. Значение молока в питании человека. Натуральное (цель-
ное) молоко. Условия и сроки хранения молока, кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление блюд из творога.
Сравнительный анализ коровьего и козьего молока.
Тема 13. Мучные изделия
7класс
Теоретические сведения. Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоѐного, песочного теста и выпечки мучных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление тонких блинчиков.
Исследование качества муки.
Анализ домашней выпечки.
Тема 14. Сладкие блюда
7 класс
Теоретические сведения. Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление сладких блюд.
риготовление желе.
Тема 17. Сервировка сладкого стола
7класс
Теоретические сведения. Сервировка сладкого стола. На бор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерские изделий и сладких блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Сервировка сладкого стола.
Составление букета из конфет и печенья.
Раздел «Семейная экономика»
Тема 1. Бюджет семьи 8 класс
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребитель-ская корзина одного человека и членов семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и рас ходы семьи.
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок Способы защиты прав потребителей.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Практические работы.
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учѐтом еѐ состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Тема 1. Сферы производства и разделение труда
8класс
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.
Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда.
Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
8класс
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное само-определение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и са-модиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной де-ятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Здоровье и выбор профессии.
Лабораторио-практические и практические работы.
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивиду-
альных и коллективных творческих просчетах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления из-делия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление из-делия с соблюдением правил безопасной работы, подсчѐт затрат на изготовление. Анали-тический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материа-
лов».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни», Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фар-тук для кулинарных работ», «Наряд для завтрака на траве», «Приготовление завтрака для всей семьи» и др.
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материа-
лов».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Лопаточка», «Скалка», «Наряд для семейного обеда», «Диванная подушка», «Подушка для стула», «Вязаные домашние тапочки», «Приготовление воскрес-ного обеда» и др.
7класс
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материа-
лов».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Декоративная рамка для фотографий», «Кухонная доска», «Лопаточка декоративная», «Совок», «Аксессуар для летнего отдыха», «Приготов-ление сладкого стола» и др.
8 класс
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности.* Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.
Практические работы.
Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием компьютера.
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.