Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Вознесенское
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Методическая разработка.
Мастер-класс
«Синквейн как приём технологии развития критического мышления».
Выполнил: Соя Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
с.Вознесенское
2020 г
Название мастер-класса: «Синквейн как приём технологии развития критического мышления».
Мастер: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Соя Елена Васильевна.
Место работы: МБОУ СОШ с.Вознесенское.
e-mail: soya.72@mail.ru
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению приёма Синквейн.
Задачи:
-познакомить педагогов с приёмом Синквейн;
-обучать последовательности действий, использованию приёма Синквейн;
-создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов на примере составления Синквейна в процессе проведения мастер – класса;
Инновационность приёма : создание условий для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее, выделять главное, обобщать, классифицировать.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, магнитная доска, раздаточный материал.
Предполагаемый результат:
-практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений и навыков приема Синквейн в процессе работы;
-возможность применения педагогами приёма Синквейн в своей практике;
-повышение креативности педагогов.
Ход мастер – класса.
1.Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Соя Е.В. Свой мастер-класс я начну с ряда вопросов. Как выстроить образовательный процесс сегодня? Как научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить, мыслить критически, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать? Ни для кого не секрет, что технология критического мышления – главная компетенция профессионалов 21 века. Мы знаем, что критически мыслящие люди умеют решать задачи, проблемы в сотрудничестве с другими людьми, умеют слушать собеседника, рассматривают проблемы с разных точек зрения, они любознательны и открыты для новых идей. В своей практике педагога я отдаю предпочтение современным технологиям, выделяя технологию критического мышления. Так как сегодня наша аудитория состоит из учителей разных предметов, я решила представить вашему вниманию один из приёмов технологии критического мышления «Синквейн».
2.Теоретическая часть.
Этот приём универсален. Его можно использовать на любом уроке, на любом этапе урока, во внеурочной деятельности, а также на родительских собраниях и других мероприятиях.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
Синквейн – это особое стихотворение, созданное в результате анализа, синтеза информации, мысль, переведённая в образ, что свидетельствует об уровне понимания темы учеников. Этот приём, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Правила составления синквейна.
1. Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Давайте убедимся в универсальности синквейна. Можем использовать его на любом уроке.
Способы работы обучающихся с синквейном.
(Сопровождение примерами синквейнов в презентации)
· Составление нового синквейна.
· Составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, которые входят в состав синквейна.
· Коррекция и совершенствование синквейна.
· Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определения названия темы этого синквейна.
· Составление синквейна по картинкам.
· Составление одного синквейна из двух, трёх.
· Синквейн рассыпался.
· Синквейн-загадка и др.
Организационные формы работы с синквейном.
· Самостоятельно при выполнении домашней работы.
· Самостоятельно на практическом занятии.
· В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
· Работа в паре над одной темой.
· В составе учебной группы с участием преподавателя, выступающего в качестве ведущего, что помогает группе составить синквейн.
3.Практическая часть.
Метод «Шкатулка».
А сейчас шкатулку в студию! В шкатулке находятся предметы либо изображение предметов. Вам, уважаемые участники, нужно достать из шкатулки предмет или его рисунок.
(Учебник, кабинет, оценка, ребёнок, дневник, компьютер)
Какое слово, на ваш взгляд, ассоциируется с этими предметами? (школа)
Я предлагаю каждому из вас составить Сикнвейн о предмете, который вам достался.
(Участники выполняют задание).
Давайте озвучим наши Синквейны.
Метод «Солнышко».
А сейчас давайте представим школу в виде солнышка. И на его лучах мы напишем понятие, без которого школа не может существовать. И сделаем акцент на современной школе.
(Участники записывают предложенные варианты, которые крепятся к солнцу на магнитную доску).
А сейчас мы делимся на пары и вместе составляем синквейны к нашим солнечным лучикам.
Синквейн-«Загадка».
А сейчас мы усложняем задачу.
Я предлагаю вашему вниманию синквейны , в которых потеряны некоторые строки.
Давайте их восстановим. Не забываем, что наша тема «Школа»
1.Он
2.Яркий, неповторимый.
3.Одухотворяет,настраивает, развивает.
4.Есть в каждом из нас.
5……………………… (Талант)
1.Учитель.
2.Образованный, мудрый.
3……………………... (Обучает, мотивирует,
вдохновляет)
4.Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека.
5.Творец.
Метод «Рассказ».
На этот раз мы составим рассказ по уже готовому Синквейну.
1.Урок.
2.Интересный, весёлый.
3.Знакомит, даёт, проверяет.
4.Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.
5.Знания.
4.Рефлексия
Участникам предлагается составить Синквейн, посвящённый мастер-классу и оформить его в заготовленной заранее красиво оформленной рамке.
Свой мастер-класс я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Я желаю Вам, уважаемые коллеги, чтобы Вы и Ваши дети путешествовали, открывали и творили!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.