Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 «Село Троицкое»
Нанайского
муниципального района
Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № 1 от «__» августа 2017г.
|
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол №1 от «__» августа 2017г. |
«Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое. Приказ № от «__» сентября 2017г. /______________/ М.В.Смирнова
|
Рабочая программа
Ибрагимовой Натальи Владимировны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории,
по технологии, 4 класс
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для обучающихся 4 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010, 2015 г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» на период 2014 – 2018 учебных годов, Примерной программой по технологии, программой Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» УМК «Перспектива», Положением МБОУ СОШ № 1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, научный руководитель учебно-методического комплекса «Перспектива» доктор педагогических наук Л. Г. Петерсон.
Цели изучения технологии в начальной школе:
• Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
• Освоение продуктивной проектной деятельности.
• Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются: системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи предмета:
-духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
-развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
-формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
-развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
-развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
-развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
-формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
-обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
-формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
-формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
-формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
-формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 с. Троицкое ориентирован на 34 учебные недели. На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Как работать с учебником |
1 |
2. |
Человек и земля |
21 |
3. |
Человек и вода |
3 |
4. |
Человек и воздух |
3 |
5. |
Человек и информация |
6 |
Практическая часть программы:
Вид работы |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
выполнение индивидуальных заданий |
1 |
|
2 |
|
3 |
творческие работы |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Контрольная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
проектные (исследовательские) работы |
|
1 |
|
1 |
2 |
Формы контроля:
Содержание программы
Как работать с учебником (1 ч).
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
1.1 Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.
Человек и земля (21 ч).
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Контроль 12 ч
1.2 Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников, информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых, обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики», обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля;
планировать свои действия;
Человек и вода (3ч).
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Контроль 2 час
1.3 Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».
Человек и воздух (3 ч).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Контроль 2 час
1.4 Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.
Человек и информация (6 ч).
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Контроль 4 час
1.5 Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.
Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.
Технические средства образовательной деятельности
1. Классная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Компьютер.
5. Экран.
6. Принтер.
7. Сканер
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Технология: Учебник 4 класс. М.: Просвещение, 2013.
2.Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочая тетрадь 4 класс. М.: Просвещение, 2014.
3. Н. В. Шипилова, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М.: ВАКО, 2014.
4. Чернышова Н. С., Данилина В. М., Илюшин Л. С. и др. Технология. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:http://www.4stupeni.ru
Педагогическое сообщество. – Режим доступа:http://www.pedsovet.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://www.nachalka.info/about/193
Диски
Технология. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Элементы содержания.
|
Дата |
||
Введение – 1 час. |
||||||
1 |
Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. |
1 |
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 4 класса. |
|
||
Земля и человек — 21 часов. |
||||||
2 |
Вагоностроительный завод. Ходовая часть вагона (тележка). Цистерна. Сборка вагона.
|
1 |
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги. |
|
||
3-4 |
Полезные ископаемые. Буровая вышка. |
2 |
Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. |
|
||
5-6 |
Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. |
2 |
Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). |
|
||
7 |
Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Сборка самосвала. |
1 |
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. |
|
||
8 |
Монетный двор. Стороны медали. Медаль. |
1 |
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. |
|
||
9 |
Контрольная работа. Основа для вазы. |
1 |
|
|
||
10 |
Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. |
1 |
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. |
|
||
11-12 |
Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. |
2 |
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. |
|
||
13-14 |
Швейная фабрика. Прихватка. |
2 |
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. |
|
||
15-16 |
Мягкая игрушка. Птичка. |
2 |
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. |
|
||
17-18 |
Обувное производство. Модель детской летней обуви. |
2 |
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. |
|
||
19 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
||
20 |
Итоговой урок. |
1 |
Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. |
|
||
21-22 |
Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. |
2 |
Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. |
|
||
Человек и вода – 3 часов. |
||||||
23 |
Водоканал. Фильтр для воды. |
1 |
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. |
|
||
24 |
Порт. Канатная лестница. |
1 |
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. |
|
||
25 |
Узелковое плетение. Браслет. |
1 |
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме».
|
|
||
Человек и воздух – 3 часов. |
||||||
26 |
Самолетостроение. Самолет. |
1 |
Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. |
|
||
27 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
||
28 |
Летательный аппарат. Воздушный змей. |
1 |
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.
|
|
||
Человек и информация – 6 часов. |
||||||
29-32 |
Издательское дело. Профессии. Элементы книги Тест. Работа с таблицами. Создание титульного листа. Содержание книги (создание). Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника».
|
4 |
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой.
|
|
||
33 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
||
34 |
Итоговой урок. |
1 |
Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. |
|
||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.