Рабочая программа по учебному курсу "Астрономия" (базовый уровень)
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному курсу "Астрономия" (базовый уровень)

Оценка 4.7
docx
09.10.2023
Рабочая программа по учебному курсу "Астрономия" (базовый уровень)
АСТРОНОМИЯ 11.docx

 

                                                                                         Приложение к   основной образовательной программе                 

                                                                                              среднего общего  образования  (ФГОС СОО)

                                                                                              на 2022-2023 учебный год  

                                                                                              (приказ от 31.08.2022г. №416)

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»

 

                     

                     

                                                              

            .                                   

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

по учебному  предмету «Астрономия»

(базовый уровень)

   11а, 11б   классы

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Автор-составитель:

                                                                                                       Устинова Ольга Владимировна,

                                                                             учитель физики

 

 

 

2022-2023 учебный год


 

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка …………………………………………………………….........................

3

2.

Общая характеристика учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень……………………….…………….……………………………………………………….

 

3

3.

Место учебного  курса  «Астрономия », 11 класс (базовый уровень) …………….. …………..

4

4.

Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета 11 класс (базовый уровень) (личностные, метапредметные  и предметные результаты)……………………………………………………………………………………….

 

4

5.

Содержание учебного  предмета  «Астрономия», 11 класс (базовый уровень)  ………………..

7

6.

Тематическое планирование учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) определением основных видов учебной   деятельности обучающихся ………………………………………………………………………...................................................

           

10

7.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета  «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ……………………………………………………….

           29

8.

Планируемые результаты изучения  учебного предмета  «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ………………………………………………..……………………………………………..

 

30

9.

Промежуточная аттестация по учебному предмету  «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ……………………………………………………………………………………………….

 

32

10.

Критерии оценок обучающихся по учебному предмету «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ………………………………………………………………………………………………

 

32

11.

График  текущего контроля и промежуточной аттестации по учебному предмету  «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ……………………………

           33

12.

Мониторинг результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень)……………………………………………………………………………………………….

 

34

13.

Приложения…………………………………………………………………………………………

35

 

 

 

 

 

 

 


 

 

1.Пояснительная записка

            1.1. Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс  составлена в соответствии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО)  МБОУ «Лянторская СОШ №4», авторской программы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. «Астрономия», 11 класс (базовый уровень), ООО: Дрофа  2017г.https://rosuchebnik.ru/product/astronomiya-11-klass-uchebnik-voroncov-veljyaminov/

 

           1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета «Астрономия»

 (базовый уровень), 11 класс     

Изучение астрономии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения

  вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  формирование научного мировоззрения;

  формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

 

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета «Астрономия»

(базовый уровень), 11 класс           

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

     Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

     Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для

отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

       Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

       Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

       Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

3.Место учебного предмета  «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс, в учебном плане

          Учебный предмет  «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс рассчитан:

          11 класс- 35 часов на учебный год; 1 час в неделю.

 

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс (личностные, метапредметные и предметные результаты

 

Деятельность при об­учении астрономии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-        умение управлять своей познавательной деятельностью;

-        готовность и способность к образованию, в том числе самообразова­нию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-        умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достовер­ной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

-        заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-        готовность к научно-техническому творчеству;

-        чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

-        положительное отношение к труду, целеустремлённость;

-        экологическая культура, бережное отношение к родной земле, при­родным богатствам России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по астрономии являются:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ре­сурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-        сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достиже­ния цели ресурсы;

-        определять несколько путей достижения поставленной цели;

-        задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

-        критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

-        занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть уче­ником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-        воспринимать критические замечания как ресурс собственного раз­вития;

-        точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной ком­муникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты позволяют:

-         воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;

-         использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;

-         воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

-         объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

-         объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

-         применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

-         воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

-         вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

-         формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

-         описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

-         объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

-         характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

-         определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

-         описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

-         перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

-         проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

-         объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

-         описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

-         характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

-         описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

-         описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

-         объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;

-         определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

-         характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

-         описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

-         объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

-         описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

-         вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

-         называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

-         сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

-         объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

-         описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

-         оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

-         описывать этапы формирования и эволюции звезды;

-         характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;

-         объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

-         характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

-         определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

-         распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

-         сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

-         обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

-         формулировать закон Хаббла;

-         определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

-         оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

-         интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

-         классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения Большого взрыва;

 

5. Содержание учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс     

 

 Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое

применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Раздел 2. Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Раздел 3. Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Раздел 4. Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Раздел 5. Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Раздел 6. Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

 

Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Раздел 8. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

 

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

 

 

 

 

 


6. Тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

№ п/п

наименование раздела, тем

Количество часов

Виды деятельности обучающихся 

Планируемые результаты 

 

предметные 

УУД

Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

1.

Что изучает астрономия.

1

формулируют понятие

«предмет астрономии»;

иллюстрируют примерами практическую направленность астрономии; воспроизводят сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

формулировать понятие

«предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки;

объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры,

подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

Личностные:

заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

Познавательные:

формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе;

Регулятивные:

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

организовывать свою познавательную деятельность.

Коммуникативные: взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы;

2.

Наблюдения – основа астрономии.

1

изображают основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулируют понятие «небесная

сфера»;

изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная

сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

2. Практические основы астрономии.  5 часов

3.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

формулируют понятие «созвездие», определяют понятие «видимая звездная величина»; определяют разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных

величин;

 

формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных

величин; использовать звездную карту для поиска

созвездий и звезд на небе.

Личностные:

организовывать целенаправленную

познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов, проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

Познавательные:

приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; аналитически доказывать

возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли.

Регулятивные: формулировать выводы о

при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года.

Коммуникативные: формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде.

 

4.

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

объясняют наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризуют особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называют причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года.

воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня

и ночи на различных широтах в течение года.

5.

Движение и фазы Луны.

1

 

формулировать понятия и определения «синодический период»,

объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны

 

6.

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1

графически поясняют условия возникновения лунных и солнечных затмений;

анализируют  понятие «время», поясняют смысл понятия «время»

 объяснять причины затмений Луны и Солнца; описывать

порядок смены лунных фаз.

7.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

характеризуют особенности

суточного движения звезд на различных географических широтах Земли

формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация»,

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом

движения звезд и Солнца на различных географических широтах.

3. Строение Солнечной системы.  2 часа

8.

Развитие представлений о строении мира.

1

устанавливают причинно-

следственные связи смены представлений о строении мира; характеризуют вклад ученых в становление астрономической картины мира.

 

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической

системы мира, объяснять петлеобразное движение

планет с использованием эпициклов и дифферентов.

 Личностные:

-        умение управлять своей познавательной деятельностью;

-        заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

Регулятивные:

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Познавательные:

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        воспринимать критические замечания как ресурс собственного раз­вития;

точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной ком­муникации, избегая при этом личностных оценочных суждений

 

 

9.

Конфигурации планет.

1

представляют информацию о взаимном расположении планет в различных видах

(в виде текста, рисунка, таблицы), делают выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет»

4. Законы движения небесных тел. 5 часов

10.

Синодический период.

1

анализируют информацию,

полученную из текста научного содержания; объясняют суть эмпирического способа определения формы траектории

воспроизводить определения терминов и понятий «синодический и сидерический периоды обращения планет».

Личностные:

-        умение управлять своей познавательной деятельностью;

-        готовность и способность к образованию, в том числе самообразова­нию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-        умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достовер­ной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

-        заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-        готовность к научно-техническому творчеству;

-        экологическая культура, бережное отношение к родной земле, при­родным богатствам России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование.

Познавательные:

-        критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

-        занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть уче­ником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-        воспринимать критические замечания как ресурс собственного раз­вития;

-        точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной ком­муникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

 

11.

Законы движения планет Солнечной системы.

1

работают с текстами

научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде,

воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий»,

«большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера.

12.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

анализируют информацию,

полученную из текста научного содержания; объясняют  суть эмпирического способа определения размеров Земли.

формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс»,

«угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной

локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым

размерам и расстоянию.

13.

Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов  в Солнечной системе.

1

аналитически доказывают

справедливость законов Кеплера на основе закона

всемирного тяготения; делают вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и

теоретического методов научного исследования, доказывают собственную позицию, характеризующую

перспективы межпланетных перелетов

определять массы планет на основе

третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать

движения тел Солнечной системы под действием сил

тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов

на Земле и возмущений в движении тел Солнечной

системы, характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров

 

14.

К.р. №1 по главам "Практические основы астрономии", "Строение Солнечной системы".

1

анализируют информацию,

полученную из текста научного содержания;

объясняют причины возникновения и развития астрономии, приводят  примеры,

подтверждающие данные причины; иллюстрируют примерами практическую направленность астрономии;  

 

объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры,

подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками, формулировать понятия и определения;

«горизонтальный параллакс»,

«угловые размеры объекта»; «эллипс», «афелий», «перигелий»,

«большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; «эклиптика»,

5. Природа тел Солнечной системы. 8 часов

15.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

сравнивают положения различных теорий происхождения Солнечной системы;

доказывают научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, используют методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной

системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

Личностных:

-        умение управлять своей познавательной деятельностью;

-        умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достовер­ной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

-        заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-        готовность к научно-техническому творчеству;

-        положительное отношение к труду, целеустремлённость;

-        экологическая культура, бережное отношение к родной земле, при­родным богатствам России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование.

Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

Регулятивные:

-        самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ре­сурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-        сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достиже­ния цели ресурсы;

-        определять несколько путей достижения поставленной цели;

-        задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 

16.

Земля и Луна -  двойная планета.

1

приводят доказательства

рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты,

обосновывают собственное мнение относительно перспектив освоения Луны

характеризовать природу Земли;

перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов

лунной поверхности (морей и материков); объяснять

процессы формирования поверхности Луны и ее

рельефа; перечислять результаты исследований,

проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород.

17.

Две группы планет.

1

используют информацию

научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов.

Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.

18.

Природа планет земной группы.

1

используют  основы теории

формирования Солнечной системы для объяснения

особенностей планет земной группы; сравнивать

планеты земной группы на основе выделенных критериев, объясняют причины различий планет земной

группы; работают с текстом научного содержания,

выделяют главную мысль, обобщают информацию,

представленную в неявном виде, характеризующую

планеты земной группы.

указывать параметры сходства

внутреннего строения и химического состава планет

земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности

вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.

19.

Урок-дискуссия «Парниковый эффект -  польза или вред?».

1

доказывают собственную точку зрения относительно последствий парникового эффекта, основываясь на законах физики и астрономических данных; представляют результаты собственных

исследований в виде доклада и презентации; высказывают собственную точку зрения относительно

ценностей экологической направленности

 

объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и

астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, раз-

личные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли.

20.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

работают с текстами

научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, сравнивают природу спутников планет-гигантов и Луны.

указывать параметры сходства

внутреннего строения и химического состава планет-

гигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

21.

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1

работают с текстами

научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, характеризующую причины астероидно-кометной опасности

 

определять понятие «планета»,

«малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать

внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.

22.

Метеоры, болиды, метеориты.

1

работают с текстами

научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, определяют понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывают последствия падения

на Землю крупных метеоритов.

определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения

на Землю крупных метеоритов.

6. Солнце и звезды. 6 часов

23.

Солнце, состав и внутреннее строение.

1

Используют физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулируют

логически обоснованные выводы относительно по-

лученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.

объяснять физическую сущность

источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного

цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри

Солнца; описывать строение солнечной атмосферы;

пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных

нейтрино для физики и астрофизики.

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд.

    -управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное

отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

    -проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

Регулятивные:

-        самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ре­сурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-        сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достиже­ния цели ресурсы;

-        определять несколько путей достижения поставленной цели;

-        задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 

 

 

24.

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

описывают причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и

состояния магнитосферы Земли; используют знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев

и других проявлений солнечной активности.

перечислять примеры проявления

солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать

особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных

бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь,

сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

25.

Физическая природа звезд.

1

анализируют основные группы диаграммы «спектр — светимость»;

классифицируют небесные тела; работают с информацией научного содержания.

характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие

«светимость звезды»; перечислять спектральные

классы звезд; объяснять содержание диаграммы

«спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».

26.

Переменные и нестационарные звезды.

1

используют знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид;

делают выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний.

характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных

звезд — вспышки новых.

27.

 Эволюция звезд

1

сопоставляют информацию из различных источников; оценивают время свечения звезды по известной массе запасов водорода.

объяснять зависимость скорости и

продолжительности эволюции звезд от их массы;

рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий

жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды,

пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.

28.

Контрольная работа №2: «Солнце и Солнечная система»

 

1

формулируют выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.

решать задачи, используя знания

по темам «Строение Солнечной системы», «Природа

тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

7. Строение и эволюция Вселенной.  5 часов

 

29-3

0.

 Наша Галактика.

2

объясняют различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике;

классифицируют объекты межзвездной среды; анализируют характеристики светлых туманностей.

 

характеризовать радиоизлучение

межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и

межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд.

Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении,

 -управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное

отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

-проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

Регулятивные:

-        самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ре­сурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-        сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достиже­ния цели ресурсы;

-        определять несколько путей достижения поставленной цели;

-        задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

.

31.

Другие звездные системы — галактики.

1

классифицируют галактики по основанию внешнего строения;

извлекают информацию из различных

источников и преобразовывают информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый).

 

характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть

их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных

черных дыр в ядрах галактик; определять понятия

«квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия

32.

Космология начала ХХ в.

1

сравнивают различные позиции относительно процесса расширения Вселенной;

оценивают границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов; сопоставляют информацию из различных источников.

формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А.Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана

о нестационарности Вселенной; пояснять понятие

«красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать

закон Хаббла.

33.

Основы современной космологии.

1

сопоставляют информацию из различных источников; анализируют процесс формирования галактик и звезд

формулировать смысл гипотезы

Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования

химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления анти-

тяготения.

8. Жизнь и разум во Вселенной. 2 часа

34-35.

Урок-конференция

«Одиноки ли мы во Вселенной?»

2

характеризуют средства современной науки в целом и ее различных областей

(астрономии, химии, физики, биологии, географии),

позволяющие осуществлять поиск жизни на других

планетах Солнечной системы и экзопланетах; используют знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

 

использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни

во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

Личностные: участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной;

-формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли;

-аргументировать собственную позицию относительно

значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями;

- проявлять готовность к принятию иной точки зрения,

-уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной.

Регулятивные:

-        самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ре­сурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-        сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достиже­ния цели ресурсы;

-        определять несколько путей достижения поставленной цели;

-        задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной за­ранее целью;

-        осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельнос­ти, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Познавательные:

-        критически оценивать и интерпретировать информацию с разных по­зиций;

-        распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах;

-        использовать различные модельно-схематические средства для пред­ставления выявленных в информационных источниках противоречий;

-        осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-        искать и находить обобщённые способы решения задач;

-        приводить критические аргументы как в отношении собственного су­ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

-        анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации;

-        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправ­ленный поиск возможности широкого переноса средств и способов дей­ствия;

-        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учиты­вая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограниче­ния;

-        занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть уче­ником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

Коммуникативные:

-        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами);

-        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-        развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использо­ванием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфлик­ты до их активной фазы;

-        согласовывать позиции членов команды в процессе работы над об­щим продуктом/решением;

-        представлять публично результаты индивидуальной и групповой дея­тельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-        подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из сообра­жений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-        воспринимать критические замечания как ресурс собственного раз­вития;

точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной ком­муникации, избегая при этом личностных оценочных суждений

 

Итого за 11 класс

35

 

 

 

 

 


7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

Расчет количественных показателей

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Необходимое коли-чество

1

2

3

4

1.          Методические пособия

 

1.1

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования по астрономии

 

 

 

 

Д

1.2

Примерная программа среднего общего образования по астрономии 11 класс

 

Д

2.        Печатные пособия

 

2.1

Тематические таблицы по астрономии.

 

Д

3.        Технические средства обучения

 

3.1

Интерактивная лекционная доска

Hitachi FX77(Star Board

Д

3.2

Мультимедиа проектор

Hitachi CP-X1

Д

3.3

Документ-камера

AverVision 300 AF

Д

3.4

Мультимедийный компьютер kraftway idea модель KR 71 в сборе

Технические  требования:  графическая операционная система,  привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен  акустическими колонками; пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

Д

3.5

Принтер лазерный

Kyocera FS-2100D

Д

3.6

Принтер лазерный

HP Laser Jet Pro

Д

3.7

Средства телекоммуникации

электронная  почта;

локальная сеть;

выход в Интернет

Д

4.         Специализированная учебная мебель

 

4.1

Компьютерный стол

 

Д

4.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

 

Д

4.3

Демонстрационный стол

 

Д

 

5.         Учебно-лабораторное оборудование

 

 

 

5.1

Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36  42В

Д

5.2

Столы лабораторные электрифицированные (36  42 В)

Ф

 

5.3

Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

Ф

 

5.4

Телескоп школьный

Ф

 

5.5

Теллурий

Ф

 

6.        Цифровые измерительные датчики Vernier

 

6.1

Датчик ускорения (акселерометр)

Ф

 

6.2

Датчик электрического заряда (электрометр)

Ф

 

6.3

Датчик магнитного поля

Ф

 

6.4

Датчик звука (микрофон)

Ф

 

6.5

Датчик расстояния (0,15-6м)

Ф

 

6.6

Датчик давления газа(0-210кПА)

Ф

 

6.7

Датчик силы

Ф

 

6.8

Устройство измерения и обработки данных (УИОД) со встроенным программным обеспечением и учебно-методическими материалами

Ф

 

6.9

Зарядное устройство для УИОДов

П

 

 

 

8. Планируемые результаты для обучающихся по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

В результате освоения курса должны быть сформированы:

  ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

  навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста­новки целей, планирования, самоконтроля и оценки резуль­татов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  различие между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны­ми действиями на примерах гипотез для объяснения извест­ных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать получен­ную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, нахо­дить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

  монологическая и диалогическая речь, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право дру­гого человека на иное мнение;

  приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

  умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

  умения и навыки применять полученные знания для объяснения   принципов действия   важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды:

  убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  теоретическое мышление на основе формиро­вания умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,

Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра

Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

9.  Промежуточная аттестация по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс.

Вид: учет  текущих  достижений  по учебному предмету

 

Форма: -

 

 

10.  Критерии оценок обучающихся по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО АСТРОНОМИИ

 

 

 

«5»

учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 

 

«4»

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

 

 

 

 

«3»

учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

«2»

учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

«1»

ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Тип

ошибки

Параметр

Грубые ошибки

 

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения астрономических величии, единиц их измерения.

 

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

Негрубые ошибки

 

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц астрономических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

 

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

 Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

 Орфографические и пунктуационные ошибки.

Критерии оценивания контрольных работ в рамках мониторинга результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 классы:

 

Цифровая  оценка (отметка)

Базовый уровень

Повышенный уровень

"5" ("отлично")

не менее 90% - до 100%

не менее 65% и более

не менее 50% - до 65%

"4" ("хорошо")

не менее 65% - до 90%

"3" ("удовлетворительно")

не менее 50% - до 65%

-

"2" ("неудовлетворительно")

менее 50%

-

 

 

11. График  текущего контроля  и по учебному предмету   «Астрономия», 11 классы (базовый уровень)

      

п/п

Тема контрольной работы

Вид контроля

Форма контроля

ПРИМ

1

 По главам "Практические основы астрономии", "Строение Солнечной системы". "Движение искусственных спутников и космических аппаратов  в Солнечной системе.

Тем.к

Письменная, К.Р.

 

2

 «Солнце и Солнечная система»

Тем.к

Письменная, К.Р.

 

 

 

12. Мониторинг результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень)

№ п/п

Фамилия учащегося

Обученность

Общеучебные умения и навыки (ОУУН),  способы деятельности

 1 полугодие

2 полугодие

Год

Общеучебные умения и навыки

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Анализ

Синтез

Логика

Словесно-логическое мышление

Вывод

Организационные

Информационные

Планирование

Саморегуляция

Орг.деятельности

Смысловое чтение

Работа с информацией

Активное слушание

Монологическая речь

Диалог

Работа в группах

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ВСОКО)   для единства аналитической системы мониторинга:

предметный результат:

·         67-100% - оптимальный

·         34-66 % - достаточный

·         33 % и менее – недостаточный

система оценки уровня сформированности УУД:

·         2–повышенный уровень

·         1 - базовый уровень

·         0-неудовлетворительный уровень


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования (ФГОС

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования (ФГОС

Содержание 1. Пояснительная записка ……………………………………………………………

Содержание 1. Пояснительная записка ……………………………………………………………

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

Предметные результаты позволяют: - воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; - использовать полученные ранее знания для объяснения устройства…

Предметные результаты позволяют: - воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; - использовать полученные ранее знания для объяснения устройства…

Земли; - описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; - характеризовать природу малых тел

Земли; - описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; - характеризовать природу малых тел

Астрономия, ее связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками

Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон

Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон

Тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс № п/п наименование раздела, тем

Тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс № п/п наименование раздела, тем

Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа

Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа

Движение и фазы Луны. 1 формулировать понятия и определения «синодический период», объяснять наблюдаемое движение и фазы

Движение и фазы Луны. 1 формулировать понятия и определения «синодический период», объяснять наблюдаемое движение и фазы

Познавательные: - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации; - ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной…

Познавательные: - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источ­никах; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситу­ации; - ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной…

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Законы движения планет Солнечной системы

Законы движения планет Солнечной системы

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

России и мира, понимание ответственности за состоя­ние природных ресурсов и разумное природопользование

Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие…

Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие…

Земля и Луна - двойная планета

Земля и Луна - двойная планета

Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от

Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от

Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри

Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Солнечная активность и ее влияние на

Солнечная активность и ее влияние на

Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие…

Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собствен­ные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие…

Другие звездные системы — галактики

Другие звездные системы — галактики

Вселенной, условия, необходимые для развития жизни

Вселенной, условия, необходимые для развития жизни

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пре­делами); - при осуществлении групповой…

Урок-конференция «Одиноки ли мы во

Урок-конференция «Одиноки ли мы во

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс

Демонстрационный стол

Демонстрационный стол

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,…

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,…

Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия

Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия

Грубые ошибки Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения астрономических величии, единиц их измерения

Грубые ошибки Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения астрономических величии, единиц их измерения

Солнце и Солнечная система»

Солнце и Солнечная система»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023