Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования (ФГОС СОО)
на 2022-2023 учебный год
(приказ от 31.08.2022г. №416)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
.
Рабочая программа
по учебному предмету «Астрономия»
(базовый уровень)
11а, 11б классы
Автор-составитель:
Устинова Ольга Владимировна,
учитель физики
2022-2023 учебный год
Содержание
1. |
Пояснительная записка ……………………………………………………………......................... |
3 |
2. |
Общая характеристика учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень……………………….…………….………………………………………………………. |
3 |
3. |
Место учебного курса «Астрономия », 11 класс (базовый уровень) …………….. ………….. |
4 |
4. |
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета 11 класс (базовый уровень) (личностные, метапредметные и предметные результаты)………………………………………………………………………………………. |
4 |
5. |
Содержание учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ……………….. |
7 |
6. |
Тематическое планирование учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) определением основных видов учебной деятельности обучающихся ………………………………………………………………………................................................... |
10 |
7. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ………………………………………………………. |
29 |
8. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ………………………………………………..…………………………………………….. |
30 |
9. |
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ………………………………………………………………………………………………. |
32 |
10. |
Критерии оценок обучающихся по учебному предмету «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) ……………………………………………………………………………………………… |
32 |
11. |
График текущего контроля и промежуточной аттестации по учебному предмету «Астрономия», 11 класс (базовый уровень) …………………………… |
33 |
12. |
Мониторинг результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень)………………………………………………………………………………………………. |
34 |
13. |
Приложения………………………………………………………………………………………… |
35 |
1.Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс составлена в соответствии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ «Лянторская СОШ №4», авторской программы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. «Астрономия», 11 класс (базовый уровень), ООО: Дрофа 2017г.https://rosuchebnik.ru/product/astronomiya-11-klass-uchebnik-voroncov-veljyaminov/
1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета «Астрономия»
(базовый уровень), 11 класс
Изучение астрономии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения
• вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
• формирование научного мировоззрения;
• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
2. Общая характеристика учебного предмета «Астрономия»
(базовый уровень), 11 класс
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для
отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
3.Место учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс, в учебном плане
• Учебный предмет «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс рассчитан:
• 11 класс- 35 часов на учебный год; 1 час в неделю.
4. Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс (личностные, метапредметные и предметные результаты
Деятельность при обучении астрономии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
- заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность к научно-техническому творчеству;
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремлённость;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по астрономии являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
Познавательные универсальные учебные действия:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщённые способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты позволяют:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения Большого взрыва;
5. Содержание учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс
Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Раздел 2. Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Раздел 3. Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Раздел 4. Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Раздел 5. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Раздел 6. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Раздел 8. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
6. Тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс
№ п/п |
наименование раздела, тем |
Количество часов |
Виды деятельности обучающихся |
Планируемые результаты
|
|
предметные |
УУД |
||||
Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа) |
|||||
1. |
Что изучает астрономия. |
1 |
формулируют понятие «предмет астрономии»; иллюстрируют примерами практическую направленность астрономии; воспроизводят сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками. |
формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки; объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками. |
Личностные: заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; Познавательные: формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать свою познавательную деятельность. Коммуникативные: взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; |
2. |
Наблюдения – основа астрономии. |
1 |
изображают основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулируют понятие «небесная сфера»; |
изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа. |
|
2. Практические основы астрономии. 5 часов |
|||||
3. |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
1 |
формулируют понятие «созвездие», определяют понятие «видимая звездная величина»; определяют разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин;
|
формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. |
Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов, проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов. Познавательные: приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. Регулятивные: формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года. Коммуникативные: формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде.
|
4. |
Годичное движение Солнца. Эклиптика. |
1 |
объясняют наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризуют особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называют причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года. |
воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года. |
|
5. |
Движение и фазы Луны. |
1 |
|
формулировать понятия и определения «синодический период», объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны
|
|
6. |
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
1 |
графически поясняют условия возникновения лунных и солнечных затмений; анализируют понятие «время», поясняют смысл понятия «время» |
объяснять причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз. |
|
7. |
Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
1 |
характеризуют особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли |
формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах. |
|
3. Строение Солнечной системы. 2 часа |
|||||
8. |
Развитие представлений о строении мира. |
1 |
устанавливают причинно- следственные связи смены представлений о строении мира; характеризуют вклад ученых в становление астрономической картины мира.
|
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. |
Личностные: - умение управлять своей познавательной деятельностью; - заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; Регулятивные: - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; Познавательные: - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений
|
9. |
Конфигурации планет. |
1 |
представляют информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делают выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. |
воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет» |
|
4. Законы движения небесных тел. 5 часов |
|||||
10. |
Синодический период. |
1 |
анализируют информацию, полученную из текста научного содержания; объясняют суть эмпирического способа определения формы траектории |
воспроизводить определения терминов и понятий «синодический и сидерический периоды обращения планет». |
Личностные: - умение управлять своей познавательной деятельностью; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; - заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность к научно-техническому творчеству; - экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Познавательные: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; - точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
|
11. |
Законы движения планет Солнечной системы. |
1 |
работают с текстами научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, |
воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера. |
|
12. |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
1 |
анализируют информацию, полученную из текста научного содержания; объясняют суть эмпирического способа определения размеров Земли. |
формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию. |
|
13. |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. |
1 |
аналитически доказывают справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делают вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования, доказывают собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов |
определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы, характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров
|
|
14. |
К.р. №1 по главам "Практические основы астрономии", "Строение Солнечной системы". |
1 |
анализируют информацию, полученную из текста научного содержания; объясняют причины возникновения и развития астрономии, приводят примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрируют примерами практическую направленность астрономии;
|
объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками, формулировать понятия и определения; «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; «эклиптика», |
|
5. Природа тел Солнечной системы. 8 часов |
|||||
15. |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
1 |
сравнивают положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывают научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, используют методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий. |
формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы. |
Личностных: - умение управлять своей познавательной деятельностью; - умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; - заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность к научно-техническому творчеству; - положительное отношение к труду, целеустремлённость; - экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - определять несколько путей достижения поставленной цели; - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
|
16. |
Земля и Луна - двойная планета. |
1 |
приводят доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывают собственное мнение относительно перспектив освоения Луны |
характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород. |
|
17. |
Две группы планет. |
1 |
используют информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов. |
Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия. |
|
18. |
Природа планет земной группы. |
1 |
используют основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных критериев, объясняют причины различий планет земной группы; работают с текстом научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы. |
указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы. |
|
19. |
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?». |
1 |
доказывают собственную точку зрения относительно последствий парникового эффекта, основываясь на законах физики и астрономических данных; представляют результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; высказывают собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности
|
объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, раз- личные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли. |
|
20. |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. |
1 |
работают с текстами научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, сравнивают природу спутников планет-гигантов и Луны. |
указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов. |
|
21. |
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). |
1 |
работают с текстами научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, представленную в неявном виде, характеризующую причины астероидно-кометной опасности
|
определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. |
|
22. |
Метеоры, болиды, метеориты. |
1 |
работают с текстами научного содержания, выделяют главную мысль, обобщают информацию, определяют понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывают последствия падения на Землю крупных метеоритов. |
определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. |
|
6. Солнце и звезды. 6 часов |
|||||
23. |
Солнце, состав и внутреннее строение. |
1 |
Используют физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулируют логически обоснованные выводы относительно по- лученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. |
объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. |
Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд. -управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. -проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - определять несколько путей достижения поставленной цели; - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
|
24. |
Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
1 |
описывают причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; используют знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. |
перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности. |
|
25. |
Физическая природа звезд. |
1 |
анализируют основные группы диаграммы «спектр — светимость»; классифицируют небесные тела; работают с информацией научного содержания. |
характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды». |
|
26. |
Переменные и нестационарные звезды. |
1 |
используют знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делают выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний. |
характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых. |
|
27. |
Эволюция звезд |
1 |
сопоставляют информацию из различных источников; оценивают время свечения звезды по известной массе запасов водорода. |
объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд. |
|
28. |
Контрольная работа №2: «Солнце и Солнечная система»
|
1 |
формулируют выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии. |
решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». |
|
7. Строение и эволюция Вселенной. 5 часов
|
|||||
29-3 0. |
Наша Галактика. |
2 |
объясняют различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицируют объекты межзвездной среды; анализируют характеристики светлых туманностей. |
характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд. |
Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении, -управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. -проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - определять несколько путей достижения поставленной цели; - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; . |
31. |
Другие звездные системы — галактики. |
1 |
классифицируют галактики по основанию внешнего строения; извлекают информацию из различных источников и преобразовывают информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый).
|
характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия |
|
32. |
Космология начала ХХ в. |
1 |
сравнивают различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; оценивают границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов; сопоставляют информацию из различных источников. |
формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А.Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. |
|
33. |
Основы современной космологии. |
1 |
сопоставляют информацию из различных источников; анализируют процесс формирования галактик и звезд |
формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления анти- тяготения. |
|
8. Жизнь и разум во Вселенной. 2 часа |
|||||
34-35. |
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
2 |
характеризуют средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; используют знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.
|
использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. |
Личностные: участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; -формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; -аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; - проявлять готовность к принятию иной точки зрения, -уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной. Регулятивные: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - определять несколько путей достижения поставленной цели; - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; Познавательные: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); Коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений
|
Итого за 11 класс |
35 |
|
|
|
7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс
Расчет количественных показателей
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечания |
Необходимое коли-чество |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Методические пособия |
|
||
1.1 |
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования по астрономии |
|
Д |
1.2 |
Примерная программа среднего общего образования по астрономии 11 класс |
|
Д |
2. Печатные пособия |
|
||
2.1 |
Тематические таблицы по астрономии. |
|
Д |
3. Технические средства обучения |
|
||
3.1 |
Интерактивная лекционная доска |
Hitachi FX77(Star Board |
Д |
3.2 |
Мультимедиа проектор |
Hitachi CP-X1 |
Д |
3.3 |
Документ-камера |
AverVision 300 AF |
Д |
3.4 |
Мультимедийный компьютер kraftway idea модель KR 71 в сборе |
Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками; пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
Д |
3.5 |
Принтер лазерный |
Kyocera FS-2100D |
Д |
3.6 |
Принтер лазерный |
HP Laser Jet Pro |
Д |
3.7 |
Средства телекоммуникации |
электронная почта; локальная сеть; выход в Интернет |
Д |
4. Специализированная учебная мебель |
|
||
4.1 |
Компьютерный стол |
|
Д |
4.2 |
Шкаф секционный для хранения оборудования |
|
Д |
4.3 |
Демонстрационный стол |
|
Д |
5. Учебно-лабораторное оборудование |
|
||
5.1 |
Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42В |
Д |
|
5.2 |
Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В) |
Ф |
|
5.3 |
Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) |
Ф |
|
5.4 |
Телескоп школьный |
Ф |
|
5.5 |
Теллурий |
Ф |
|
6. Цифровые измерительные датчики Vernier |
|
||
6.1 |
Датчик ускорения (акселерометр) |
Ф |
|
6.2 |
Датчик электрического заряда (электрометр) |
Ф |
|
6.3 |
Датчик магнитного поля |
Ф |
|
6.4 |
Датчик звука (микрофон) |
Ф |
|
6.5 |
Датчик расстояния (0,15-6м) |
Ф |
|
6.6 |
Датчик давления газа(0-210кПА) |
Ф |
|
6.7 |
Датчик силы |
Ф |
|
6.8 |
Устройство измерения и обработки данных (УИОД) со встроенным программным обеспечением и учебно-методическими материалами |
Ф |
|
6.9 |
Зарядное устройство для УИОДов |
П |
|
8. Планируемые результаты для обучающихся по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс
В результате освоения курса должны быть сформированы:
• ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
• навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• монологическая и диалогическая речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды:
• убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
уметь:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
9. Промежуточная аттестация по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс.
Вид: учет текущих достижений по учебному предмету
Форма: -
10. Критерии оценок обучающихся по учебному предмету «Астрономия» (базовый уровень), 11 класс
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО АСТРОНОМИИ
«5» |
учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. |
«4» |
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. |
«3» |
учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов. |
«2» |
учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3». |
«1» |
ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Тип ошибки |
Параметр |
Грубые ошибки
|
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения астрономических величии, единиц их измерения.
|
Неумение выделять в ответе главное. |
|
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. |
|
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. |
|
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов. |
|
Негрубые ошибки
|
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. |
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем. |
|
Пропуск или неточное написание наименований единиц астрономических величин. |
|
Нерациональный выбор хода решения. |
|
Недочеты
|
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач. |
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. |
|
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. |
|
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. |
|
Орфографические и пунктуационные ошибки. |
Критерии оценивания контрольных работ в рамках мониторинга результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 классы:
Цифровая оценка (отметка) |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
"5" ("отлично") |
не менее 90% - до 100% |
не менее 65% и более не менее 50% - до 65% |
"4" ("хорошо") |
не менее 65% - до 90% |
|
"3" ("удовлетворительно") |
не менее 50% - до 65% |
- |
"2" ("неудовлетворительно") |
менее 50% |
- |
11. График текущего контроля и по учебному предмету «Астрономия», 11 классы (базовый уровень)
№ п/п |
Тема контрольной работы |
Вид контроля |
Форма контроля |
ПРИМ |
1 |
По главам "Практические основы астрономии", "Строение Солнечной системы". "Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. |
Тем.к |
Письменная, К.Р. |
|
2 |
«Солнце и Солнечная система» |
Тем.к |
Письменная, К.Р. |
|
12. Мониторинг результатов освоения учебного предмета «Астрономия», 11 класс (базовый уровень)
№ п/п |
Фамилия учащегося |
Обученность |
Общеучебные умения и навыки (ОУУН), способы деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 полугодие |
2 полугодие |
Год |
Общеучебные умения и навыки |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ |
Синтез |
Логика |
Словесно-логическое мышление |
Вывод |
Организационные |
Информационные |
||||||||||||||||||||||||||||
Планирование |
Саморегуляция |
Орг.деятельности |
Смысловое чтение |
Работа с информацией |
Активное слушание |
Монологическая речь |
Диалог |
Работа в группах |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ВСОКО) для единства аналитической системы мониторинга:
предметный результат:
· 67-100% - оптимальный
· 34-66 % - достаточный
· 33 % и менее – недостаточный
система оценки уровня сформированности УУД:
· 2–повышенный уровень
· 1 - базовый уровень
· 0-неудовлетворительный уровень
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.