муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_______от «___»___________2016 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________НизамутдиноваЛ.Г.
«___»____________2016г. |
«Утверждаю» Директор школы _______Минияров Р.А. Приказ № от «___»____________2016г. |
Рабочая программа
по учебному курсу информатика 7-9 класс
Уровень образования: основное общее (5-9 классы)
Срок реализации: 3 года
Составлена на основе авторской программы - Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Рабочая программа составлена для линии учебников Угринович Н.Д., Информатика 7 класс, Информатика 8 класс, Информатика 9 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович
2016
Пояснительная записка
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
1. формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
2. совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
3. воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи: - сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы; - сформировать готовность к использованию методов информатики в других школьных предметах; - дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы; - познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором. - изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации ; - сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать информационной этики и права
Учебный предмет «Информатика» изучается на базовом уровне с 7 по 9 класс в объёме –102 часов (согласно учебного плана), 7кл 1 час в неделю, 8кл 1 час в неделю, 9кл 1час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса информатики
7 класс:
Личностные:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
· понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
· умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
· анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
· целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
· анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
· оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
· применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
· получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
· использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
· освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные:
· развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков,алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
· осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
· целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
· умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умения определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные :
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
· развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
8 класс:
Личностные:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
• понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
• умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
• анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
• целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
• анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
• оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
• применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
• получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
• использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
• освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные:
• развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
• осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
• целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
• развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
9 класс
Личностные:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
• понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
• умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
• анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
• целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
• анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
• оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
• применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
• получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
• использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
• освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные:
• развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
• осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
• целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
• развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание курса информатики
7 класс
Информация и информационные процессы (1 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 1.2 «Форматирование диска»
Практическая работа № 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»
Обработка текстовой информации (9 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул»
Практическая работа № 2.3 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными»
Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Обработка графической информации (7 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
Практическое задание № 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 3.2 «Анимация».
Коммуникационные технологии и разработка web-сайта (8 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
Практическая работа №4.1 «Путешествие по Всемирной паутине»
Практическая работа № 4.2 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 4.3 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 4.4 «Поиск информации в Интернете»
Информационное общество и информационная безопасность (2 час)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
8 класс
Информация и информационные процессы (8 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
Кодирование текстовой и графической информации (4 часа)
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование
документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1- «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 2.2- «Кодирование графической информации».
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
Кодирование числовой информации. Представление
числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные
функции. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа № 4.1- «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 4.2- «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа № 4.3- «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Практическая работа № 4.4- «Построение диаграмм различных типов»
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа)
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровые фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1- «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 3.2- «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа № 3.3- «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
Практическая работа № 3.4 – «Работа с пакетом презентаций»
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 часа)
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практические работы:
Практическая работа № 5.1- «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов (8 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Передача информации. Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интерна. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений в web-страницы. Гиперссылки на web-страницах. Списки на web-страницах. Интерактивные формы на web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 6.1- «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Практическая работа № 6.2- «География Интернета».
Практическая работа № 6.3- «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
9 класс
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая
структура «ветвление». Алгоритмическая структура «вы-
бор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические,
строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентиро-
ванного языка программирования Visual Basic.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 1.2«Проект “Переменные”».
Практическая работа № 1.3 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 1.4 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 1.5 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 1.6 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 1.7 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 1.8 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 1.9 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 1.10 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 1.11 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 1.12 «Проект “Анимация”».
Моделирование и формализация (9 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 2.2 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа № 2.4 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 2.5 «Проект “Модели систем управления”».
Логика и логические основы компьютера (5 часов)
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел
Практические работы:
Практическая работа № 3.1. Таблицы истинности логических функций
Практическая работа 3.2 Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»
Информационное общество и информационная безопасность (3 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Итоговое повторение (1 час)
Тематическое планирование
7 класса (34 часа)
Раздел |
Темы |
Часы |
1. Информация и информационные процессы (1 час) |
Информация, ее представление и измерение |
1 |
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)
|
Устройство компьютера. Общая схема. Процессор и память. |
1
|
Устройства ввода и вывода информации. |
1 |
|
Файлы и файловая система. |
1 |
|
Работа с файлами. |
1 |
|
Программное обеспечение и его виды |
1 |
|
Организация информационного пространства. |
1 |
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
1 |
|
3. Обработка текстовой информации (9 часов) |
Создание документов в текстовых редакторах. |
2 |
Основные приемы ввода и редактирования документов. |
1 |
|
Сохранение и печать. |
1 |
|
Основные приемы форматирования документов. |
1 |
|
Работа с таблицами в текстовом документе |
1 |
|
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов |
1 |
|
Системы оптического распознавания документов |
1 |
|
Контроль знаний (тематический) |
1 |
|
4. Обработка графической информации (7 часов) |
Растровая графика |
1 |
Векторная графика |
1 |
|
Интерфейс и возможности векторных графических редакторов. |
1 |
|
Создание рисунков в векторном графическом редакторе |
1 |
|
Создание рисунков в растровом графическом редакторе |
1 |
|
Растровая и векторная анимация |
1 |
|
Промежуточный контроль |
1 |
|
5 Коммуникационные технологии (8 часов) |
Интернет – Всемирная паутина. Технология глобальной сети Интернет |
1
|
Сервисы сети Интернет. Электронная почта. |
1 |
|
Сервисы сети Интернет. |
1 |
|
Файловые архивы. |
1 |
|
Загрузка файлов из Интернета |
1 |
|
Социальные сервисы сети Интернет |
1 |
|
Поиск информации в сети Интернет |
1 |
|
Электронная коммерция в сети Интернет |
1 |
|
6. Информационное общество и информационная безопасность(2 час) |
Личная безопасность в сети Интернет |
1 |
Информационная культура. Информационное общество. |
1
|
|
Итого: 34 часа |
Раздел |
Темы |
Часы |
1. Информация и информационные процессы (8 часов) |
Информация в природе, обществе и технике.
|
1 |
Информационные процессы в различных системах. |
1 |
|
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
1 |
|
Знаковые системы. |
1 |
|
Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации |
1 |
|
Алфавитный подход к определению количества информации. |
2 |
|
Контроль знаний (тематический) |
1 |
|
2. Кодирование текстовой и графической информации (4 часа) |
Кодирование текстовой информации |
1 |
Определение числовых кодов символов и перекодировка текста |
1 |
|
Кодирование графической информации. |
1 |
|
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. |
1 |
|
3. Кодирование и обработка числовой информации (7 часов) |
Кодирование числовой информации. Системы счисления. |
1 |
Развернутая и свернутая формы записи чисел. |
1 |
|
Перевод из произвольной в десятичную систему счисления |
1 |
|
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. |
1 |
|
Двоичная арифметика |
1 |
|
Электронные таблицы. Основные возможности Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах |
1 |
|
Контроль знаний (тематический) |
1 |
|
4. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа) |
Кодирование и обработка звуковой информации Обработка звука |
1 |
Цифровые фото и видео |
1 |
|
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видео-монтажа |
1
|
|
Контроль знаний (тематический)
|
1 |
|
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) (3 часа) |
Базы данных в электронных таблицах. |
1 |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. |
2 |
|
6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов (8 часов) |
Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
1
|
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения |
1 |
|
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. |
1 |
|
Публикация в сети. |
1 |
|
Структура web-страницы и web-сайта, инструменты для их создания. |
1 |
|
Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок. |
1 |
|
Вставка и форматирование списков. Использование интерактивных форм. |
1 |
|
Контроль знаний |
1 |
|
Итого: 34 часа |
9 класс- (34 часа)
Раздел |
Тема |
Часы |
1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов) |
Алгоритм и его формальное исполнение. |
1 |
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурно программирования |
1 |
|
Основные алгоритмические структуры. |
1 |
|
Переменные: тип, имя, значение |
1 |
|
Арифметические, строковые и логические выражения. |
1 |
|
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
2 |
|
Проекты «Дата и время» и «Сравнение кодов символов» |
1 |
|
Проект «Отметка» |
1 |
|
Проект «Коды символов» |
1 |
|
Проект «Слово-перевертыш» |
1 |
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования |
1 |
|
Проект «Графический редактор» |
1 |
|
Проект «Системы координат» |
1 |
|
Проект «Анимация» |
1 |
|
Контроль знаний |
1 |
|
2. Моделирование и формализация (9 часов) |
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. |
1 |
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. |
1 |
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
1
|
|
Построение и исследование физических моделей. |
1 |
|
Приближенное решение уравнений. Проект «графическое решение уравнений» |
1 |
|
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. |
1 |
|
Экспертные системы распознавания химических веществ. |
1 |
|
Информационные модели управления объектами. |
1 |
|
Контроль знаний (тематический) |
1 |
|
3. Логика и логические основы компьютера (5 часов) |
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. |
2 |
Таблица истинности логических функций |
|
|
Логические основы компьютера. |
1 |
|
Контроль знаний (тематический) |
1 |
|
4. Информационное общество и информационная безопасность (3 часа) |
Информационное общество. Информационная культура. |
1 |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
1 |
|
Правовая защита программ и данных. Защита информации. |
1 |
|
Итого: 34 часа |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.