БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «НОВОЧЕБОКСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей надомного обучения Протокол от «___» _______ 2022 г. № __ Руководитель МО ______________ М.С. Федярова |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора _______________Н.В. Владимирова «____» _______________ 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии ____________ М.В. Никандрова «____» ________________ 2022 г. Приказ №_________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор-составитель: учитель
Федярова М.С., первая категория
Обучающаяся: Тувалкина Алена
Принята на Педагогическом совете
Протокол от «___» _______ 2022 г. № __
Новочебоксарск, 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599), индивидуальным учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии для 8 класса образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с учебником биологии для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2022).
Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 (в редакции изменений от 23.12.2020, приказ Министерства просвещения Российской Федерации №766).
Цель предмета - усвоение элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений использовать их в повседневной деятельности.
Задачи предмета:
- сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
- сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологического материала в 8 классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающейся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащейся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Человек».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений(уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).
Основные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой); наглядные (демонстрация, наблюдения); практические (тесты, практические работы).
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок-соревнование, урок-диалог, видеоурок.
Формы учебной деятельности – индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входит в предметную область «Естествознание».
В соответствии с индивидуальным учебным планом и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022/2023 учебный год на изучение биологии в 8 классе отводится 51 час. Количество часов в неделю определено индивидуальным учебным планом образования обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1,5 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающейся Программы предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающейся, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Программы относятся:
- осознание необходимости охраны природы.
- установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира животных.
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (правила поведения в природе, бережное отношение к животным организмам).
- овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни.
- формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы).
- формирование готовности к самостоятельной жизни (знание правил ухода за животными в доме).
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ.
Предметные результаты освоения Программы включают освоенные обучающейся знания и умения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии на конец учебного года
Раздел |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Введение |
- представление о животных; - узнавание и различение животных на фотографиях и рисунках. |
- представления о животных, узнавание животных по внешнему виду; - выполнение классификаций групп животных (дикие, домашние и т.д.). |
Беспозвоночные животные |
||
Черви |
- представления о червях (дождевых, паразитических); - знание особенностей внешнего вида червя и образа жизни; - узнавание и различение дождевых червей в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (соблюдение правил профилактики глистных заболеваний).
|
- установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом дождевого червя/аскариды (единство формы и функции); - осознание основных взаимосвязей между природными компонентами (дождевой червь – почва, дождевой червь – другие животные); - знание способов самонаблюдения, описания особенностей своего состояния (заражение глистными заболеваниями). |
Насекомые |
- представления о насекомых; - знание особенностей внешнего вида насекомых (бабочки-капустницы, яблонной плодожорки, майского жука, комнатной мухи, медоносной пчелы, тутового шелкопряда), узнавание и различение изученных насекомых в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - знание общих правил здорового образа; - выполнение совместно с учителем практической работы (рассматривание гусеницы яблонной плодожорки из поврежденного яблока); - применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (защита пищевых продуктов и посуды от мух, способы защиты плодовых садов от яблонной плодожорки). |
- представление о насекомых как группе беспозвоночных животных, знание названий и расположения основных частей тела насекомых; - узнавание изученных насекомых по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки); - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом изученного насекомого (единство формы и функции, например, ротовой аппарат насекомых и характер пищи, маскировочная окраска – образ жизни и др.); - знание признаков сходства и различия между изученными насекомыми; выполнение классификации на основе выделения общих признаков; - знание правил здорового образа жизни, использование - их для объяснения новых ситуаций; - осознание основных взаимосвязей между возникновением кишечных болезней и наличием большого количества мух; - выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (рассматривание гусеницы яблонной плодожорки из поврежденного яблока). |
Позвоночные животные |
||
Рыбы |
- представления о рыбах, их образе жизни (дыхание, питание, размножение, развитие); - знание особенностей внешнего вида рыб, узнавание и различение рыб в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - знание общих признаков рыб; - представления о промышленном рыболовстве, рыбном промысле, значении для людей.
|
- представление о рыбах как позвоночных животных; - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (форма тела, чешуя, окрас) и образом жизни рыб; - представления о внутреннем строении рыб (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы); - знание названий, функций и расположения основных органов; - узнавание рыб по внешнему виду на разных стадиях развития (икринка, малек, взрослая рыба) на слайдах, рисунках, схемах; - осознание основных взаимосвязей между природными компонентами (неблагоприятные условия – количество икринок); - знакомство с разведением рыб человеком в прудах и естественных условиях; - осознание основных взаимосвязей между природой и человеком (значение рыбного промысла в жизни человека, использование рыбы человеком). |
Земноводные |
- представления о лягушке как представителе земноводных; - представление о внешнем виде и образе жизни лягушки (питание, дыхание, размножение, развитие); - узнавание и различение лягушки в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках. |
- представление о лягушке и жабе как представителях земноводных; - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом лягушки и жабы (длинные задние ноги – передвигается прыжками, перепонки между пальцами – хорошо плавает, задние ноги короче – передвигается мелкими прыжками или ползают); - представления о внутреннем строении земноводных (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы); - знание названий, функций и расположения основных органов; - узнавание лягушки по внешнему виду на разных стадиях развития (икра, головастик, лягушонок) на слайдах, рисунках. |
Пресмыкаю-щиеся |
- представления о пресмыкающихся (прыткой ящерице, уже, гадюке); - знание особенностей внешнего вида и образа жизни (питание, дыхание, размножение и развитие) изученных пресмыкающихся; - узнавание изученных животных в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках.
|
- знание признаков сходства и различия разных групп пресмыкающихся (змеи, прыткая ящерица); - выполнение классификаций на основе выделения общих признаков пресмыкающихся; - представление о внутреннем строении пресмыкающихся (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы); - знание названий, функций основных органов; - знание особенностей размножения пресмыкающихся; - осознание основных взаимосвязей между природными условиями (наличием тепла) и развитием зародыша пресмыкающихся; - знание названий изученных пресмыкающихся; - выполнение классификаций пресмыкающихся на основе выделения общих признаков. |
Птицы |
- представления о птицах, основных частях скелета птиц, образе жизни птиц (питание, дыхание, размножение, развитие); - представление об образе жизни разных групп птиц; - знание особенностей внешнего вида птиц; - представление о промышленном разведении домашних птиц, его значении для людей; - узнавание и различение птиц в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - знание общих признаков птиц; - выполнение совместно с учителем практических работ: показ частей тела птицы (на рисунке); - применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях. |
- представление о птицах как позвоночных животных; - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции – крылья, крупные маховые перья, самые крупные мышцы поднимают и опускают крылья), взаимосвязей между природными условиями и образом жизни и внешним видом птиц; - знание названий частей скелета птицы; - представления о внутреннем строении птиц (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения); - знание названий, функций основных групп органов птицы; - выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (описание внешнего вида птицы, нахождение на схеме частей скелета птиц); - представления о разведении и выращивании сельскохозяйственных птиц; - знание признаков сходства и различия между группами птиц; - выполнение классификации на основе выделения общих признаков; - владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за сельскохозяйственными птицами). |
Млекопитаю-щие |
- представление о млекопитающих животных; - знание особенностей внешнего вида млекопитающих; - представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание); - представление о значении изученных групп млекопитающих в природе и жизни человека; - узнавание и различение млекопитающих в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - знание правил поведения в природе и здорового образа жизни; - применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (знание правил ухода за домашними животными (кроликами и др.).
|
- представление о млекопитающих как позвоночных животных; - знание общих признаков млекопитающих животных; - представления об основных частях скелета млекопитающих; - представления о внутреннем строении млекопитающих; - знание общих признаков отдельных групп млекопитающих; - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом млекопитающих (строением челюстного аппарата и кишечника, средой обитания и формой тела); - представления о разведении и выращивании млекопитающих (кролики, норки); - выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (нахождение на схеме частей скелета млекопитающих); - владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за домашними животными). |
Сельско-хозяйственные млекопитаю-щие |
- представления о сельскохозяйственных млекопитающих, их значении в жизни человека; - представление об образе жизни сельскохозяйственных млекопитающих; - представления о содержании, разведении и выращивании сельскохозяйственных млекопитающих, о значении животноводческих ферм; - узнавание и различение сельскохозяйственных млекопитающих в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках; - применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (знание правил ухода за сельскохозяйственными млекопитающими). |
- представления об изученных животных как сельскохозяйственных млекопитающих; - знание общих признаков разных групп сельскохозяйственных млекопитающих, значения их для жизни человека; - установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом сельскохозяйственных млекопитающих, между средой обитания и способом содержания сельскохозяйственных млекопитающих; - владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за сельскохозяйственными млекопитающими). |
Что вы узнали о животных? |
- представление о животных, образе жизни и среде обитания; - узнавание и различение животных в окружающем мире, макетах, фотографиях, рисунках; - роль животных в природе и жизни человека. |
- знание признаков разных групп животных; - выполнение классификаций животных на основе выделения общих признаков. |
3. Содержание учебного предмета
Животные
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид
дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого
червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя
или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждение растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном
хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от
шелкопряда.
Демонстрация коллекций
насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о
насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация влажного препарата лягушки.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Демонстрация влажных препаратов.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы: сова, орел. Водоплавающие птицы: утка-кряква, гуси. Птицы, обитающие возле жилья людей: голубь, воробей. Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц .Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птиц, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего.
Грызуны: мышь, белка, бобр.
Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из
этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк,
заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и
различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание, размножение. Значение
зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные
звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей.
Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты
сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи,
размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные: дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и их охрана. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Основные виды деятельности обучающейся |
|
Введение |
|
|
|
1 |
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана. |
1 |
05.09 |
Изучение структуры учебника и правил работы с ним. Узнавание и называние животных по группам. |
|
Беспозвоночные животные |
|
|
|
|
Черви |
|
|
|
2 |
Общие
признаки беспозвоночных животных. |
1 |
07.09 |
Слушание объяснений учителя. Распознавание беспозвоночных на рисунках, таблицах. Описывание внешнего вида, особенностей строения, способа передвижения дождевого червя. Составление характеристики строения и жизнедеятельности червей-паразитов. Повторение правил гигиены для предотвращения заражения червями-паразитами. |
|
Насекомые |
|
|
|
3 |
Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. |
1 |
12.09 |
Слушание объяснений учителя. Распознавание насекомых на таблице. Зарисовка насекомых в тетрадях. |
4 |
Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. Майский жук. |
1 |
19.09 |
Слушание объяснений учителя. Работа с научно-популярной литературой и раздаточным материалом. Узнавание и называние насекомых на иллюстрациях, таблицах. Слушание выступлений одноклассников. Просмотр учебных фильмов. Характеристика значений насекомых в природе и жизни человека, меры борьбы. |
5 |
Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. |
1 |
21.09 |
|
6 |
Беспозвоночные животные. Обобщение. |
1 |
26.09 |
Самостоятельное выполнение заданий на тему «Беспозвоночные животные». |
|
Позвоночные животные |
|
|
|
|
Рыбы |
|
|
|
7 |
Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. |
1 |
03.10 |
Называние характерных признаков рыб. Слушание объяснений учителя о зависимости внешнего строения и окраски рыб от условий их обитания. Распознавание на таблицах основных органов рыб и называние их. Распознавание речных рыб. Зарисовка рыб. Описывание процесса размножения и развития рыб. |
8 |
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб. |
1 |
05.10 |
|
9 |
Размножение рыб. |
1 |
10.10 |
|
10 |
Речные рыбы. Морские рыбы. |
1 |
17.10 |
|
11 |
Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование рыб. |
1 |
19.10 |
|
|
Земноводные |
|
|
|
12 |
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. |
1 |
24.10 |
Называние характерных признаков земноводных. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемной ситуации: какая зависимость в строении земноводных и среды их обитания. Составление краткой характеристики образа жизни земноводных. Просмотр учебного фильма. |
13 |
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки. |
1 |
07.11 |
|
|
Пресмыкающиеся |
|
|
|
14 |
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. |
1 |
14.11 |
Слушание объяснений учителя. Составление краткой характеристики образа жизни пресмыкающихся. Сравнение способов передвижения земноводных и пресмыкающихся. Просмотр учебного фильма. |
15 |
Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. |
1 |
21.11 |
|
|
Птицы |
|
|
|
16 |
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. |
1 |
23.11 |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с текстом учебника. Узнавание птиц на иллюстрациях. Анализ проблемной ситуации: какая зависимость в строении птиц и среды их обитания. Составление краткой характеристики образа жизни разных групп птиц. Описывание процесса развития зародыша птицы. Зарисовка птиц. |
17 |
Особенности скелета птиц. Особенности внутреннего строения птиц. |
1 |
28.11 |
|
18 |
Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. |
1 |
05.12 |
|
19 |
Птицы леса. Хищные птицы. |
1 |
07.12 |
|
20 |
Птицы пресных водоемов и болот. |
1 |
12.12 |
|
21 |
Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры. Домашние утки и гуси. |
1 |
19.12 |
|
22 |
Птицеводство. Птицы. Обобщение. |
1 |
21.12 |
|
|
Млекопитающие животные |
|
|
|
23 |
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. |
1 |
26.12 |
Слушание объяснений учителя. Слушание выступлений одноклассников. Самостоятельная работа с текстом учебника и научно-популярной литературой. Узнавание млекопитающих на иллюстрациях. Моделирование классификации млекопитающих. |
24 |
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы млекопитающих. |
1 |
11.01 |
|
25 |
Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. |
1 |
16.01 |
Описывание внешнего строения млекопитающих. Выявление черт приспособленности этих животных к определенному питанию и образу жизни. Узнавание и называние диких млекопитающих на иллюстрациях, фотографиях. Выполнение заданий по различению диких млекопитающих. Составление краткой характеристики образа жизни разных групп млекопитающих. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебного фильма. Зарисовка млекопитающих. Называние причин сокращения численности млекопитающих и обоснование необходимости их охраны. |
26 |
Зайцеобразные. |
1 |
23.01 |
|
27 |
Разведение домашних кроликов. |
1 |
25.01 |
|
28 |
Хищные звери. |
1 |
30.01 |
|
29 |
Дикие пушные хищные звери. |
1 |
01.02 |
|
30 |
Разведение норки на звероферме. |
1 |
06.02 |
|
31 |
Домашние хищные звери. |
1 |
13.02 |
|
32 |
Ластоногие. |
1 |
15.02 |
|
33 |
Китообразные. |
1 |
20.02 |
|
34 |
Парнокопытные. |
1 |
27.02 |
|
35 |
Непарнокопытные. |
1 |
01.03 |
|
36 |
Приматы. |
1 |
06.03 |
Описывание особенностей внешнего строения и питания приматов. Называние основных представителей, узнавание их на иллюстрациях. |
37 |
Млекопитающие. Обобщение. |
1 |
13.03 |
Самостоятельное выполнение заданий на тему «Млекопитающие». |
|
Сельскохозяйственные млекопитающие |
|
|
|
38 |
Корова. |
1 |
15.03 |
Описывание особенностей внешнего строения и жизнедеятельности сельскохозяйственных млекопитающих. Знакомство с наиболее распространенными породами и видами кормов для этих животных. Составление рассказа о необходимых условиях содержания животных на животноводческих фермах, пастбищах. Характеристика значений сельскохозяйственных млекопитающих для человека. Зарисовка животных. |
39 |
Содержание и выращивание коров на фермах. |
1 |
20.03 |
|
40 |
Выращивание телят. |
1 |
03.04 |
|
41 |
Овцы. |
1 |
05.04 |
|
42 |
Содержание овец и выращивание ягнят. |
1 |
10.04 |
|
43 |
Верблюды. |
1 |
17.04 |
|
44 |
Северные олени. |
1 |
19.04 |
|
45 |
Домашние свиньи. |
1 |
24.04 |
|
46 |
Содержание свиней на свиноводческих фермах. |
1 |
03.05 |
|
47 |
Выращивание поросят. |
1 |
15.05 |
|
48 |
Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. |
1 |
17.05 |
|
49 |
Экскурсия в зоопарк. |
1 |
22.05 |
Наблюдение за животными. |
|
Обобщение |
|
23.05 |
|
50 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
24.05 |
Выполнение тестовых заданий. |
51 |
Млекопитающие. Обобщение. |
1 |
25.05 |
Систематизация учебного материала. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические и учебные пособия
1. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2022.
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008.
3. Вавилина Е.М.. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
4. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
5. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.
6. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
7. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.
8. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Сост. И. Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2010.
9. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост. И. Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2010.
10. Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010.
Обучающие программы по предмету
1. «Биология, 6 кл. Живой организм».
2. «Биология в школе. Жизнедеятельность животных».
3. «Биология в школе. Растительный мир».
4. «Биология. Национальный региональный компонент ЧР».
5. «Дракоша и занимательная зоология».
6. «Дракоша и занимательная биология».
7. «Мир животных».
8. Контрольно-измерительные материалы по предмету
1. Соотнеси термин и его характеристику, соедини их стрелочками.
Черви |
Постоянные обитатели водоемов. |
Насекомые |
Животные, которые могут жить как в воде, так и на суше, к ним относятся, лягушки, жабы, тритоны. |
Рыбы |
Единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. |
Земноводные |
Беспозвоночные животные, самый распространенный вид животных на Земле. |
Пресмыкающиеся |
Беспозвоночные животные, которые обитают в толще воды и на дне водоемов, в почве, в организмах растений и животных, к ним относятся аскариды, трубочники, дождевые черви. |
Птицы |
Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком. |
Млекопитающие |
Животные, живущие как на земле, так и в воде, к ним относятся ящерицы, змеи, черепахи. |
2. Кто лишний и почему?
_______________________________________________________________
3. На какие части разделено тело рыбы? Подпиши.
4. Выбери предложения, в которых говорится о лягушке. Подчеркни их.
o Обитает в морях и океанах.
o Обитает в реках, озёрах, прудах.
o Кожа влажная.
o Кожа сухая.
o Есть шея.
o Нет шеи.
o Органы дыхания-лёгкие.
o Органы дыхания-жабры.
5. Тело этих позвоночных животных покрыто роговыми чешуйками, кожа у них сухая. Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост, это:
o Пресмыкающиеся
o Рыбы
o Птицы
6. Ядовитая змея, встречающаяся чаще всего в средней полосе России:
o Уж
o Гадюка
7. Подпиши на рисунке названия оболочек и содержимого яйца птицы.
8. Ноги этой птицы приспособлены к лазанью по стволам деревьев, клювом птица разбивает древесину и шишки, это:
o Синица
o Ласточка
o Дятел
9. Это группа наиболее высокоорганизованных позвоночных животных, они вскармливают своих детёнышей молоком:
o Пресмыкающиеся
o Рыбы
o Млекопитающие
10. К млекопитающим относятся:
o Ласточка, стриж, сова
o Мышь, белка, заяц, слон
o Черепаха, змея, крокодил
11. Из всех животных они наиболее похожи на человека, это:
o Зайцеобразные
o Приматы
o Парнокопытные
12. О каком хищнике идёт речь.
Туловище короткое, плотное, хвост с обрубленным концом. Уши треугольные, заостренные, на концах растут кисточки. Лапы длинные, сильные. Голова небольшая округлая, по бокам растут "бакенбарды". Морда короткая, глаза широкие, зрачки вертикальные. Линька два раза в год: весной и осенью. Мех длинный мягкий, густой. Особенно длинная шерсть на брюхе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.