Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 8 класс

Оценка 4.8
docx
09.12.2022
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 8 класс
Биология.docx

 

 

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «НОВОЧЕБОКСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

надомного обучения

Протокол от «___» _______ 2022 г. № __

Руководитель МО

 ______________ М.С. Федярова

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

_______________Н.В. Владимирова

 «____» _______________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

____________ М.В. Никандрова

«____» ________________ 2022 г.

Приказ №_________

 

 

 

                                        

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Автор-составитель: учитель

      Федярова М.С., первая категория

 

     Обучающаяся: Тувалкина Алена                                                                                                                                

 

 

Принята на Педагогическом совете

Протокол от «___» _______ 2022 г. № __

 

 

 

 

Новочебоксарск, 2022

1.      Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599), индивидуальным учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по биологии для 8 класса образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с учебником биологии для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2022).

Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 (в редакции изменений от 23.12.2020, приказ Министерства просвещения Российской Федерации №766).

Цель предмета - усвоение элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений использовать их в повседневной деятельности.

Задачи предмета:

-     сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

-      показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

-     сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

-     развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

2.      Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологического материала в 8 классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающейся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащейся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Человек».

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В разделе «Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений(уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).

Основные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой); наглядные (демонстрация, наблюдения); практические (тесты, практические работы).

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок-соревнование, урок-диалог, видеоурок.

Формы учебной деятельности – индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования.

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входит в предметную область «Естествознание».

В соответствии с индивидуальным учебным планом и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022/2023 учебный год на изучение биологии в 8 классе отводится 51 час. Количество часов в неделю определено индивидуальным учебным планом образования обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1,5 часа в неделю.

 

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающейся Программы предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающейся, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения Программы относятся:

-     осознание необходимости охраны природы.

-     установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира животных.

-     формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (правила поведения в природе, бережное отношение к животным организмам).

-     овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни.

-     формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы).

-     формирование готовности к самостоятельной жизни (знание правил ухода за животными в доме).

-     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

-     владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ.

Предметные результаты освоения Программы включают освоенные обучающейся знания и умения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии на конец учебного года

Раздел

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение

- представление о животных;

- узнавание и различение животных на фотографиях и рисунках.

-    представления о животных, узнавание животных по внешнему виду;

-    выполнение классификаций групп животных (дикие, домашние и т.д.).

Беспозвоночные животные

Черви

- представления о червях (дождевых, паразитических);

- знание особенностей внешнего вида червя и образа жизни;

- узнавание и различение дождевых червей в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (соблюдение правил профилактики глистных заболеваний).

 

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом дождевого червя/аскариды (единство формы и функции);

-    осознание основных взаимосвязей между природными компонентами (дождевой червь – почва, дождевой червь – другие животные);

-    знание способов самонаблюдения, описания особенностей своего состояния (заражение глистными заболеваниями).

Насекомые

- представления о насекомых;

- знание особенностей внешнего вида насекомых (бабочки-капустницы, яблонной плодожорки, майского жука, комнатной мухи, медоносной пчелы, тутового шелкопряда), узнавание и различение изученных насекомых в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

- знание общих правил здорового образа;

- выполнение совместно с учителем практической работы (рассматривание гусеницы яблонной плодожорки из поврежденного яблока);

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (защита пищевых продуктов и посуды от мух, способы защиты плодовых садов от яблонной плодожорки).

-    представление о насекомых как группе беспозвоночных животных, знание названий и расположения основных частей тела насекомых;

-    узнавание изученных насекомых по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки);

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом изученного насекомого (единство формы и функции, например, ротовой аппарат насекомых и характер пищи, маскировочная окраска – образ жизни и др.);

-    знание признаков сходства и различия между изученными насекомыми; выполнение классификации на основе выделения общих признаков;

-    знание правил здорового образа жизни, использование

-    их для объяснения новых ситуаций;

-    осознание основных взаимосвязей между возникновением кишечных болезней и наличием большого количества мух;

-    выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (рассматривание гусеницы яблонной плодожорки из поврежденного яблока).

Позвоночные животные

Рыбы

- представления о рыбах, их образе жизни (дыхание, питание, размножение, развитие);

- знание особенностей внешнего вида рыб, узнавание и различение рыб в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

- знание общих признаков рыб;

- представления о промышленном рыболовстве, рыбном промысле, значении для людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    представление о рыбах как позвоночных животных;

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (форма тела, чешуя, окрас) и образом жизни рыб;

-    представления о внутреннем строении рыб (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы);

-    знание названий, функций и расположения основных органов;

-    узнавание рыб по внешнему виду на разных стадиях развития (икринка, малек, взрослая рыба) на слайдах, рисунках, схемах;

-    осознание основных взаимосвязей между природными компонентами (неблагоприятные условия – количество икринок);

-    знакомство с разведением рыб человеком в прудах и естественных условиях;

-    осознание основных взаимосвязей между природой и человеком (значение рыбного промысла в жизни человека, использование рыбы человеком).

Земноводные

-     представления о лягушке как представителе земноводных;

-     представление о внешнем виде и образе жизни лягушки (питание, дыхание, размножение, развитие);

-     узнавание и различение лягушки в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках.

-    представление о лягушке и жабе как представителях земноводных;

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом лягушки и жабы (длинные задние ноги – передвигается прыжками, перепонки между пальцами – хорошо плавает, задние ноги короче – передвигается

мелкими прыжками или ползают);

-    представления о внутреннем строении земноводных (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы);

-    знание названий, функций и расположения основных органов;

-    узнавание лягушки по внешнему виду на разных стадиях развития (икра, головастик, лягушонок) на слайдах, рисунках.

Пресмыкаю-щиеся

-     представления о пресмыкающихся (прыткой ящерице, уже, гадюке);

-     знание особенностей внешнего вида и образа жизни (питание, дыхание, размножение и развитие) изученных пресмыкающихся;

-     узнавание изученных животных в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

-    знание признаков сходства и различия разных групп пресмыкающихся (змеи, прыткая ящерица);

-    выполнение классификаций на основе выделения общих признаков пресмыкающихся;

-    представление о внутреннем строении пресмыкающихся (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной системы);

-    знание названий, функций основных органов;

-    знание особенностей размножения пресмыкающихся;

-    осознание основных взаимосвязей между природными условиями (наличием тепла) и развитием зародыша пресмыкающихся;

-    знание названий изученных пресмыкающихся;

-    выполнение классификаций пресмыкающихся на основе выделения общих признаков.

Птицы

-      представления о птицах, основных частях скелета птиц, образе жизни птиц (питание, дыхание, размножение, развитие);

-      представление об образе жизни разных групп птиц;

-      знание особенностей внешнего вида птиц;

-      представление о промышленном разведении домашних птиц, его значении для людей;

-      узнавание и различение птиц в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

-      знание общих признаков птиц;

-      выполнение совместно с учителем практических работ: показ частей тела птицы (на рисунке);

-      применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях.

-    представление о птицах как позвоночных животных;

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции – крылья, крупные маховые перья, самые крупные мышцы поднимают и опускают крылья), взаимосвязей между природными условиями и образом жизни и внешним видом птиц;

-    знание названий частей скелета птицы;

-    представления о внутреннем строении птиц (органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения);

-    знание названий, функций основных групп органов птицы;

-    выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (описание внешнего вида птицы, нахождение на схеме частей скелета птиц);

-    представления о разведении и выращивании сельскохозяйственных птиц;

-    знание признаков сходства и различия между группами птиц;

-    выполнение классификации на основе выделения общих признаков;

-    владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за сельскохозяйственными птицами).

Млекопитаю-щие

-      представление о млекопитающих животных;

-      знание особенностей внешнего вида млекопитающих;

-      представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание);

-      представление о значении изученных групп млекопитающих в природе и жизни человека;

-      узнавание и различение млекопитающих в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

-      знание правил поведения в природе и здорового образа жизни;

-      применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (знание правил ухода за домашними животными (кроликами и др.).

 

 

 

 

 

 

-    представление о млекопитающих как позвоночных животных;

-    знание общих признаков млекопитающих животных;

-    представления об основных частях скелета млекопитающих;

-    представления о внутреннем строении млекопитающих;

-    знание общих признаков отдельных групп млекопитающих;

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом млекопитающих (строением челюстного аппарата и кишечника, средой обитания и формой тела);

-    представления о разведении и выращивании млекопитающих (кролики, норки);

-    выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога (нахождение на схеме частей скелета млекопитающих);

-    владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за домашними животными).

Сельско-хозяйственные млекопитаю-щие

-      представления о сельскохозяйственных млекопитающих, их значении в жизни человека;

-      представление об образе жизни сельскохозяйственных млекопитающих;

-      представления о содержании, разведении и выращивании сельскохозяйственных млекопитающих, о значении животноводческих ферм;

-      узнавание и различение сельскохозяйственных млекопитающих в окружающем мире, моделях, макетах, фотографиях, рисунках;

-      применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (знание правил ухода за сельскохозяйственными млекопитающими).

-    представления об изученных животных как сельскохозяйственных млекопитающих;

-    знание общих признаков разных групп сельскохозяйственных млекопитающих, значения их для жизни человека;

-    установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом сельскохозяйственных млекопитающих, между средой обитания и способом содержания сельскохозяйственных млекопитающих;

-    владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за сельскохозяйственными млекопитающими).

Что вы узнали о животных?

-      представление о животных, образе жизни и среде обитания;

-      узнавание и различение животных в окружающем мире, макетах, фотографиях, рисунках;

-      роль животных в природе и жизни человека.

-     знание признаков разных групп животных;

-     выполнение классификаций животных на основе выделения общих признаков.

 

3.      Содержание учебного предмета

Животные

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
            Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждение растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
            Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация влажного препарата лягушки.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Демонстрация влажных препаратов.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы: сова, орел. Водоплавающие птицы: утка-кряква, гуси. Птицы, обитающие возле жилья людей: голубь, воробей. Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц .Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птиц, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
            Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний.  Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание, размножение. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.            Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

 Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей.  Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные: дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и их охрана. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

           

 

 

 

 

 

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Основные виды деятельности обучающейся

 

Введение

 

 

 

1

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана.

1

05.09

Изучение структуры учебника и правил работы с ним. Узнавание и называние животных по группам.

 

Беспозвоночные животные

 

 

 

 

Черви

 

 

 

2

Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь. Круглые черви – паразиты человека.

1

07.09

Слушание объяснений учителя. Распознавание беспозвоночных на рисунках, таблицах. Описывание внешнего вида, особенностей строения, способа передвижения дождевого червя. Составление характеристики строения и жизнедеятельности червей-паразитов. Повторение правил гигиены для предотвращения заражения червями-паразитами.

 

Насекомые

 

 

 

3

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

12.09

Слушание объяснений учителя. Распознавание насекомых на таблице. Зарисовка насекомых в тетрадях.

4

Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.  Майский жук.

1

19.09

Слушание объяснений учителя. Работа с научно-популярной литературой и раздаточным материалом. Узнавание и называние насекомых на иллюстрациях, таблицах. Слушание выступлений одноклассников. Просмотр учебных фильмов. Характеристика значений насекомых в природе и жизни человека, меры борьбы.

5

Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

1

21.09

6

Беспозвоночные животные. Обобщение.

1

26.09

Самостоятельное выполнение заданий на тему «Беспозвоночные животные».

 

Позвоночные животные

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

7

Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

1

03.10

Называние характерных признаков рыб. Слушание объяснений учителя о зависимости внешнего строения и окраски рыб от условий их обитания. Распознавание на таблицах основных органов рыб и называние их. Распознавание речных рыб. Зарисовка рыб. Описывание процесса размножения и развития рыб.

8

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб.

1

05.10

9

Размножение рыб.

1

10.10

10

Речные рыбы. Морские рыбы.

1

17.10

11

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование рыб.

1

19.10

 

Земноводные

 

 

 

12

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

24.10

Называние характерных признаков земноводных. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемной ситуации: какая зависимость в строении земноводных и среды их обитания. Составление краткой характеристики образа жизни земноводных. Просмотр учебного фильма.

13

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки.

1

07.11

 

Пресмыкающиеся

 

 

 

14

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

14.11

Слушание объяснений учителя. Составление краткой характеристики образа жизни пресмыкающихся. Сравнение способов передвижения земноводных и пресмыкающихся. Просмотр учебного фильма.

15

Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

21.11

 

Птицы

 

 

 

16

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

1

23.11

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с текстом учебника. Узнавание птиц на иллюстрациях. Анализ проблемной ситуации: какая зависимость в строении птиц и среды их обитания. Составление краткой характеристики образа жизни разных групп птиц. Описывание процесса развития зародыша птицы. Зарисовка птиц.

17

Особенности скелета птиц. Особенности внутреннего строения птиц.

1

28.11

18

Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

05.12

19

Птицы леса. Хищные птицы.

1

07.12

20

Птицы пресных водоемов и болот.

1

12.12

21

Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры. Домашние утки и гуси.

1

19.12

22

Птицеводство. Птицы. Обобщение.

1

21.12

 

Млекопитающие животные

 

 

 

23

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

1

26.12

Слушание объяснений учителя. Слушание выступлений одноклассников. Самостоятельная работа с текстом учебника и научно-популярной литературой. Узнавание млекопитающих на иллюстрациях. Моделирование классификации млекопитающих.

24

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы млекопитающих.

1

11.01

25

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

16.01

Описывание внешнего строения млекопитающих. Выявление черт приспособленности этих животных к определенному питанию и образу жизни. Узнавание и называние диких млекопитающих на иллюстрациях, фотографиях. Выполнение заданий по различению диких млекопитающих. Составление краткой характеристики образа жизни разных групп млекопитающих. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебного фильма. Зарисовка млекопитающих. Называние причин сокращения численности млекопитающих и обоснование необходимости их охраны.

26

Зайцеобразные.

1

23.01

27

Разведение домашних кроликов.

1

25.01

28

Хищные звери.

1

30.01

29

Дикие пушные хищные звери.

1

01.02

30

Разведение норки на звероферме.

1

06.02

31

Домашние хищные звери.

1

13.02

32

Ластоногие.

1

15.02

33

Китообразные.

1

20.02

34

Парнокопытные.

1

27.02

35

Непарнокопытные.

1

01.03

36

Приматы.

1

06.03

Описывание особенностей внешнего строения и питания приматов. Называние основных представителей, узнавание их на иллюстрациях.

37

Млекопитающие. Обобщение.

1

13.03

Самостоятельное выполнение заданий на тему «Млекопитающие».

 

Сельскохозяйственные млекопитающие

 

 

 

38

Корова.

1

15.03

Описывание особенностей внешнего строения и жизнедеятельности сельскохозяйственных млекопитающих. Знакомство с наиболее распространенными породами и видами кормов для этих животных. Составление рассказа о необходимых условиях содержания животных на животноводческих фермах, пастбищах. Характеристика значений сельскохозяйственных млекопитающих для человека. Зарисовка животных.

39

Содержание и выращивание коров на фермах.

1

20.03

40

Выращивание телят.

1

03.04

41

Овцы.

1

05.04

42

Содержание овец и выращивание ягнят.

1

10.04

43

Верблюды.

1

17.04

44

Северные олени.

1

19.04

45

Домашние свиньи.

1

24.04

46

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1

03.05

47

Выращивание поросят.

1

15.05

48

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

17.05

49

Экскурсия в зоопарк.

1

22.05

Наблюдение за животными.

 

Обобщение

 

23.05

 

50

Промежуточная аттестация.

1

24.05

Выполнение тестовых заданий.

51

Млекопитающие. Обобщение.

1

25.05

Систематизация учебного материала.

 

7.      Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методические и учебные пособия

1. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2022.

2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008.

3. Вавилина Е.М.. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

5. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.

6. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.

8. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Сост. И. Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2010.

9. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост. И. Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2010.

10. Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010.

Обучающие программы по предмету

1.        «Биология, 6 кл. Живой организм».

2.        «Биология в школе. Жизнедеятельность животных».

3.        «Биология в школе. Растительный мир».

4.        «Биология. Национальный региональный компонент ЧР».

5.        «Дракоша и занимательная зоология».

6.        «Дракоша и занимательная биология».

7.        «Мир животных».


 

 


8.      Контрольно-измерительные материалы по предмету


1.      Соотнеси термин и его характеристику, соедини их стрелочками.

Черви          

Постоянные обитатели водоемов.

Насекомые

Животные, которые могут жить как в воде, так и на суше, к ним относятся, лягушки, жабы, тритоны.

Рыбы

Единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями.

Земноводные         

Беспозвоночные животные, самый распространенный вид животных на  Земле.

Пресмыкающиеся

Беспозвоночные животные, которые обитают в толще воды и на дне водоемов, в почве, в организмах растений и животных, к ним относятся аскариды, трубочники, дождевые черви.

Птицы         

Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком.

Млекопитающие

Животные, живущие как на земле, так и в воде, к ним

относятся ящерицы, змеи, черепахи. 

2.      Кто лишний и почему?

Картинка 14 из 838Картинка 84 из 4317Картинка 191 из 3365Картинка 432 из 3358

_______________________________________________________________

 

3.      На какие части разделено тело рыбы? Подпиши.

embroidery_fish_FREE

 

 

 

 

 

4.      Выбери предложения, в которых говорится о лягушке. Подчеркни их.

o  Обитает в морях и океанах.

o  Обитает в реках, озёрах, прудах.

o  Кожа влажная.

o  Кожа сухая.

o  Есть шея.

o  Нет шеи.

o  Органы дыхания-лёгкие.

o  Органы дыхания-жабры.

5.      Тело этих позвоночных животных покрыто роговыми чешуйками, кожа у них сухая. Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост, это:

o  Пресмыкающиеся

o  Рыбы

o  Птицы

6.      Ядовитая змея, встречающаяся чаще всего в средней полосе России:

o  Уж

o  Гадюка

 

7.      Подпиши на рисунке названия оболочек и содержимого яйца птицы.

http://fateevapticy.bos.ru/images/razmojenie1.jpg

                                              

 

           

 

                       

                       

 

                                   

 

8.         Ноги этой птицы приспособлены к лазанью по стволам деревьев, клювом птица разбивает древесину и шишки, это:

o    Синица

o    Ласточка

o    Дятел

9.         Это группа наиболее высокоорганизованных позвоночных животных, они вскармливают своих детёнышей молоком:

o    Пресмыкающиеся

o    Рыбы

o    Млекопитающие

10.         К млекопитающим относятся:

o    Ласточка, стриж, сова

o    Мышь, белка, заяц, слон

o    Черепаха, змея, крокодил

11.         Из всех животных они наиболее похожи на человека, это:

o    Зайцеобразные

o    Приматы

o    Парнокопытные

12.         О каком хищнике идёт речь.

Туловище короткое, плотное, хвост с обрубленным концом. Уши треугольные, заостренные, на концах растут кисточки. Лапы длинные, сильные. Голова небольшая округлая, по бокам растут "бакенбарды". Морда короткая, глаза широкие, зрачки вертикальные. Линька два раза в год: весной и осенью. Мех длинный мягкий, густой. Особенно длинная шерсть на брюхе.


 

Скачано с www.znanio.ru

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и…

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и…

Предметные результаты освоения

Предметные результаты освоения

Позвоночные животные

Позвоночные животные

Пресмыкаю-щиеся представления о пресмыкающихся (прыткой ящерице, уже, гадюке); - знание особенностей внешнего вида и образа жизни (питание, дыхание, размножение и развитие) изученных пресмыкающихся; - узнавание…

Пресмыкаю-щиеся представления о пресмыкающихся (прыткой ящерице, уже, гадюке); - знание особенностей внешнего вида и образа жизни (питание, дыхание, размножение и развитие) изученных пресмыкающихся; - узнавание…

Млекопитаю-щие представление о млекопитающих животных; - знание особенностей внешнего вида млекопитающих; - представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание); - представление о значении изученных…

Млекопитаю-щие представление о млекопитающих животных; - знание особенностей внешнего вида млекопитающих; - представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание); - представление о значении изученных…

Млекопитаю-щие - представление о млекопитающих животных; - знание особенностей внешнего вида млекопитающих; - представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание); - представление о значении…

Млекопитаю-щие - представление о млекопитающих животных; - знание особенностей внешнего вида млекопитающих; - представления об образе жизни млекопитающих (передвижение, питание, дыхание); - представление о значении…

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п

Земноводные 12

Земноводные 12

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека

Вавилина Е.М.. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы

Вавилина Е.М.. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы

Млекопитающие Животные, живущие как на земле, так и в воде, к ним относятся ящерицы, змеи, черепахи

Млекопитающие Животные, живущие как на земле, так и в воде, к ним относятся ящерицы, змеи, черепахи

Подпиши на рисунке названия оболочек и содержимого яйца птицы

Подпиши на рисунке названия оболочек и содержимого яйца птицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022