Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" в 1 дополнительном классе

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по предмету Чтение (Литературное чтение) для 1 дополнительного класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), Учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2021-2022 учебный год.
Иконка файла материала чтение 1 доп.docx

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «НОВОЧЕБОКСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

начального звена

Протокол от «___» _______ 2021 г. № __

Руководитель МО

 ______________ Н.И. Удалова

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

_______________Н.В.Владимирова

 «____» _______________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  БОУ «Новочебоксарская

общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Минобразования Чувашии

____________________ М.В.Никандрова

«____» ________________ 2021 г.

Приказ №__________

 

                                        

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) ДЛЯ 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА

НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

                                                                                                                                           Автор-составитель:

 учитель

                                                                                                                                                                Федярова Марина Семеновна,

                                                                                                                                          первая категория

 

Принята на Педагогическом совете

Протокол от «___» _______ 2021 г. № __

 

 

 

 

 

 

Новочебоксарск, 2021

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Чтение (Литературное чтение) для 1 дополнительного класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), Учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа по предмету Чтение (Литературное чтение) составлена в соответствии с учебником Букварь 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы (Букварь. 1 класс: Учеб. дляобщеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.:  Просвещение, 2021).

Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 (в редакции изменений от 23.10.2020, приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 766).

Основная цель обучения предмета:

- формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся;

- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития с проблемами в обучении;

- подготовка их к усвоению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Основные задачи изучения чтения:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня учащихся).

Основные направления коррекционной работы:

         формировать умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;

         умение давать простейшие объяснения;

         развитие основных мыслительных операций;

         развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

         обогащение словаря.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в дополнительном классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.

Знакомство со звуками и буквами и формирование первоначальных навыков послогового чтения в дополнительном классе проводится в том случае, если учащиеся не испытывают трудностей в овладении понятиями слово, предложение, слог. В противном случае этот материал изучается в разделе «Обучение грамоте», начиная с 1-го класса.

Программа дополнительного класса направлена на повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. В этот период большое внимание должно быть уделено общему и речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Овладение первоначальными навыками чтения и письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

Обучение в дополнительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Русский язык (письмо)» являются условными. В пропедевтико-диагностический период эти учебные предметы имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. На каждом уроке работа ведется по нескольким направлениям: выяснение общего уровня развития и потенциальных возможностей каждого школьника; коррекция восприятии, памяти, мышления; подготовка к усвоению грамоты; развитие речи.

Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В соответствии с годовым Учебным планом и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2021/2022 учебный год на изучение предмета чтение в 1 дополнительном классе отводится 66 часов в год. Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 часа в неделю.

 

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися Программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные:

- положительное отношение к школе, к урокам литературного чтения;

- расширение представлений о многообразии окружающего мира;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

- оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;

- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету на конец учебного года.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- различать и узнавать звуки окружающей действительности;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

- понимать и показывать пространственное расположение фигур;

- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя.

- работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

- дифференцировать неречевые и речевые звуки.

 

5. Содержание учебного предмета

Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- элементарный звуковой анализ;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;

- деление слов на части;

- выделение на слух некоторых звуков;

- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.

Слово

Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.

Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.

После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.

Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части (А – ня, О – ля, Ви – тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему.

Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту – ду и т.д.

Буква

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.

Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. При правильном назывании букв, учитель поощряет школьников, но не обязывает их запомнить название буквы.

Слог

Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».

Слово

Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).

Звук

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

1

Выявление представлений детей о школе и празднике 1 сентября

1

Беседа с опорой на иллюстрацию. Выполнение заданий по словесной инструкции (сядь за парту, возьми карандаш и т.п.). Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт.

02.09

2

 

Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности

 

1

 

Различение и выделение звуков окружающей действительности с опорой на иллюстрации, аудио и видео материалы. Определение источника звука с опорой на практические действия

Имитация звуков животного мира. Увеличение количества определяемых на слух источников звука. Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по выполненному поручению.

07.09

3

1

 

Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации.  Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия.  Беседа по картине. Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски).

Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Активизация и обогащение словаря.  Разучивание с голоса учителя потешек, двустиший.

09.09

4

Звуки вокруг нас (источник звука, направление звука, сила звука)

 

1

 

 

 

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Узнавание и имитация звуков окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы.

Определение направления звука, исходящего из одного источника, из разных источников. Определение силы звука. Имитация голосов животных.

14.09

 

5

1

 

Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя с использованием элементов драматизации. Активизация и обогащение словаря.

Выполнение простых поручений по словесному заданию. Словесный отчет.

Описание и сравнение предметов по цвету, по форме. По двум признакам (по цвету и форме).

16.09

 

6

Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением

 

1

Называние предметов, изображённых на картинках, введение понятия «слово».

Знакомство с условно-графическим изображением слова (черта черного цвета), «чтение» условно-графической схемы слов.

21.09

 

7

1

Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением».

Кодирование слов, предложенных учителем к сюжетной картинке, их «чтение».

Описание и сравнение предметов по цвету, форме на основе словесного образца. Описание предмета по двум признакам.

23.09

 

8

1

 

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Словесный отчет.

Подбор слов к картинке на сюжет сказки в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. Активизация и обогащение словаря.

Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.

Разучивание четверостишия с голоса учителя.

28.09

 

9

Понятие «слово» и его условно-графическое изображение. «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию

 

1

 

 

Отработка понятия «слово» и его условно-графическое изображение. «Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку. Дифференциация сходных по звучанию слов.

30.09

 

10

1

«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на картинки. «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию по порядку и вразбивку к картинке на сюжет сказки. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами драматизации. Активизация и обогащение словаря.

05.10

 

11

1

Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета. Описание предмета по трем признакам (цвет, форма, величина) с опорой на символический план.

07.10

 

12

Практическое ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением (схема предложения без деления на слова)

 

1

Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием «предложение» и его условно-графической схемой (схема предложения без деления на слова). Составление предложений в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова).

12.10

 

13

1

Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи. Подбор слов и предложений по темам, заданным учителем, с последующим кодированием и «чтением» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги).

14.10

 

14

 

1

Беседы на темы, заданные учителем. Заучивание коротких стихотворений с голоса учителя. Упражнения в рассказывании стихотворений с правильным использованием силы голоса и темпа речи по образцу учителя. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

19.10

 

15

Понятие «предложение» и его условно-графическое изображение. «Чтение» и «запись» предложений (схема предложения без деления на слова)

 

1

Составление предложений по ситуационным и предметным картинкам, их кодирование и «чтение». Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение».

21.10

 

16

1

Составление, кодирование и «чтение» предложений к сказкам, предложенным учителем. Активизация и обогащение словаря. Воспроизведение сказок по вопросам учителя с опорой на наглядность. Озвучивание реплик с подражанием их голосам.

02.11

 

17

1

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Запоминание на слух и точное воспроизведение предложения с постепенным увеличением его на одно слово. Соотнесение заданного предложения с одной из двух близких по содержанию картинок и точное воспроизведение его. Восприятие на слух и точное воспроизведение двух коротких близких по содержанию предложений.

09.11

 

18

Знакомство с новым видом схемы предложения. Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение»

 

1

 

Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение предложения.

Знакомство с новым видом схемы предложения. «Чтение» предложений из двух слов с опорой на иллюстрации, вопросы учителя.

Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание слов, предложений. Составление предложений по схеме Кто? Что делает по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной картинке, по условно-графическому изображению.

11.11

 

1

 

Составление по картинкам предложений из двух слов на заданную тему, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.

Беседы на темы, заданные учителем с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью вопросов учителя. Активизация и обогащение словаря.

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

Чтение учителем небольших рассказов, ответы на вопросы к тексту с опорой на ситуационные картинки. Запоминание и воспроизведение постепенно увеличивающегося на одно слово ряда слов по теме, заданной учителем, с опорой на их условно-графическое изображение.

16.11

 

19

 

 

20

Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение»

 

1

 

Составление  предложений  по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений  по  условно  графической записи. Деление  данного  предложения состоящего  из  трех  слов,  на  слова.

Условно-графическая  фиксация  слов  в предложении. «Чтение» предложения. Составление  предложений  из трёх слов по ситуационным картинкам, по  двум  предметным  картинкам,  с подстановкой различных слов действий. 

18.11

 

21

1

«Чтение»  и  последующее  выделение каждого  слова  на  слух  и  в  условно-графической схеме. Заучивание  четверостиший, пословиц,  потешек  с  голоса  учителя. Упражнения в рассказывании наизусть.

23.11

 

22

1

Слушание  коротких  рассказов, сказок. Пересказ  содержания  по вопросам  учителя,  с  опорой  на иллюстративный  материал,  с элементами драматизации.

25.11

 

23

Составление  предложений  из  двух-трёх  слов,  их  условно графическое изображение и «чтение»

1

Деление  предложений  на  слова, их  условно-графическая  запись, «чтение». Составление  предложений  по ситуационным  картинкам  с  заданным количеством  слов,  их  условно-графическая  фиксация  и  последующее «чтение».

30.11

 

24

1

 

Активизация  словаря. Обобщение словарного запаса по разным темам категориями:  слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Составление  предложений  «по следам»  изученных  стихотворений, сказок,  рассказов.  Работа  над распространением предложений.

02.12

 

25

Знакомство с делением слова на слоги. «Чтение»  и  условно-графическое изображение  слов,  разделенных  на слоги

1

Деление  простых  по  слоговой структуре  слов  на  слоги  с  помощью выполнения  действий.  Использование выражения «часть слова».  Знакомство  с  условно графическим  изображением  слова, разделенного  на  слоги (вертикальная полоска).

07.12

 

26

1

 

Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.

Чтение  учителем  небольших сказок  и  рассказов.  Передача содержания произведений  с  опорой  на иллюстрации  и  вопросы  учителя. Использование элементов драматизации.

09.12

 

27

Деление  слова  на  части.

Дифференциация  сходных  слогов  и слов

1

 

 Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и  по слогам.  Четкое  произнесение каждого  слога  в  словах.  Слитное «чтение» и «чтение» по слогам.

14.12

 

28

1

 

Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду). Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы – косы, рот – крот). Игра «Раз, два, три – повтори и покажи».

16.12

 

29

1

 

Заучивание  с  голоса  учителя четверостиший,  потешек,  пословиц, чистоговорок, включающих в себя слоги и  слова  сходные  по  звучанию  и оппозиционными звуками. Чтение  учителем  небольших сказок  и  рассказов.  Воспроизведение содержания услышанного  с  опорой  на иллюстрации,  вопросы  учителя,  с элементами драматизации.

21.12

 

30-31

Выделение звука  А  в  начале  слова, фиксация  его  условно-графическим изображением в схеме слова

2

 

Определение места звука А  в словах,  обозначающих  предметные

картинки. Знакомство с новым видом схемы слова,  на  которой  звук  показан  в  виде пустого  квадратика.  «Чтение»  условно-графической  записи  слов  и  выделение первого звука на слух и в схеме.

23.12

28.12

 

32

1

 

Подбор  слов,  начинающихся  со звука  А.  Условно-графическая  запись

слова. Упражнения  на  развитие  умения слышать первый звук в словах.

Чтение  учителем  небольших сказок  и  рассказов.  Воспроизведение содержания  услышанного  с  опорой  на иллюстрации,  вопросы  учителя,  с элементами драматизации.

11.01

 

33

Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

1

 

Определение места звука У всловах, обозначающих предметные картинки.

«Чтение»  условно-графической записи слов и выделение первого звука

на слух и в схеме.

13.01

 

34-35

2

 

Подбор  слов,  начинающихся  со звука  У.  Условно-графическая  запись слова. Упражнения  на  развитие  умения слышать первый звук в словах.

Чтение  учителем  небольших сказок  и  рассказов.  Воспроизведение содержания  услышанного  с  опорой  на иллюстрации,  вопросы  учителя,  с элементами драматизации.

18.01

20.01

 

36-37

Образование и чтение слогов с

Буквами А и У

2

 

Определение места звука А и У в словах, обозначающих предметные картинки.

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

25.01

27.01

 

38

1

 

Подбор слов, начинающихся созвука А и У.  Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А и У.

01.02

 

39

1

 

Чтение  звукоподражательных слогов  АУ,  УА.  Работа  над восклицательной интонацией  при чтении. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

03.02

 

40-41

Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим

изображением в схеме слова

2

 

Определение  места  звука  М  в словах,  обозначающих  предметные картинки. «Чтение»  условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.

08.02

10.02

 

42

1

 

Подбор  слов,  начинающихся  со звука  М.  Условно-графическая  запись слова. Упражнения  на  развитие  умения слышать первый звук в словах.

Чтение  учителем  небольших сказок  и  рассказов.  Воспроизведение содержания услышанного  с  опорой  на иллюстрации,  вопросы  учителя,  с элементами драматизации.

22.02

 

43

Составление слогов и слов из букв А, У, М

1

Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные

картинки. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся созвука А, У, М.  Условно графическая запись слов и первого звука.

24.02

 

44-45

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над  восклицательной  интонацией  при чтении.

Составление и чтение слова МА – МА.

01.03

03.03

 

46

1

Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

10.03

 

47

Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

1

Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки.  «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся со звука О. Условно-графическая запись слова.

15.03

 

48

1

Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

17.03

 

49

Составление слогов и слов из букв А, У, М, О

 

1

Определение места звука А, У, М, О в словах, обозначающих предметные картинки. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О. Условно-графическая запись слов и первого звука.

22.03

 

50-51

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. Составление и чтение слова МА – МА.

05.04

07.04

 

52

Выделение звука Х в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

1

Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся со звука Х. Условно-графическая запись слова. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.

12.04

 

53

Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х

 

1

Определение места звука А, У, М, О, Х в словах, обозначающих предметные картинки. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. Условно-графическая запись слов и первого звука.

14.04

 

54-55

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА.

19.04

21.04

 

56

Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

1

Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки.  «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Подбор слов, начинающихся со звука С. Условно-графическая запись слова. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.

26.04

 

57-58

Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С

 

2

Определение места звука А, У, М, О, Х, С в словах, обозначающих предметные картинки. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С.

28.04

03.05

 

59-60

2

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

05.05

10.05

 

61

Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

1

Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки. Подбор слов, начинающихся со звука Н. Условно-графическая запись слова. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.

12.05

 

62-63

Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С, Н

 

2

Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н.

17.05

19.05

 

64-65

2

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ, АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, НОС, СОН. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

24.05

26.05

 

66

Повторение пройденного материала

1

Обобщение всего пройденного материала.

27.05

 

 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методические и учебные пособия:

1.      Букварь. 1 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.:  Просвещение, 2021.

2.      Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Перечень материально-технического обеспечения:

Автоматизированное рабочее место учителя: моноблок, проектор, экран.

Учебная мебель: парты, стулья, доска, учительский стол, шкафы для наглядных пособий.

Демонстрационные печатные пособия: карточки с заданиями, серия таблиц для 1 классов.

Интернет-ресурсы:

www.pedlib.ru Педагогическая библиотека

www.viki.rdf.ru Детские презентации и клипы

www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей

www.metodiki.ru Образовательный портал «Учеба»

           

           


 

Скачано с www.znanio.ru