Методические приемы развития выразительности речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения на материале фольклорных произведений
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», – отмечал известный русский прозаик Александр Иванович Куприн.
Действительно, образная речь легче воспринимается, вызывает эмоциональное отношение к предмету речи и лучше запоминается.
Проблема обогащения речи детей средствами выразительности приобрела особую актуальность в наше время в связи с тем, что дети младшего школьного возраста редко обращаются к текстам художественных произведений – основному источнику пополнения их словарного запаса. Лексикон школьника пополняется тропами и фигурами речи в основном на уроках русского языка и литературного чтения.
Анализ учебно-методических комплексов, адресованных обучающимся начальной школы, показывает, что практический материал учебников в целом позволяет учителю работать над обогащением речи детей средствами выразительности.
Так, в учебнике «Литературное чтение» Л.Ф. Канакиной уже в первом классе идет пропедевтическая работа со средствами выразительности, но пока без использования соответствующей терминологии. В учебниках для 1–4 классов представлены самые разнообразные упражнения для работы со средствами выразительности, в том числе и на материале фольклорных текстов. Например, автор учебника предлагает детям младшего школьного возраста соответствующие эпитеты, с помощью которых можно было бы охарактеризовать героев произведения устного народного творчества. Разные задания к прочитанным текстам помогают младшим школьникам познакомиться с метафорой, сравнением и олицетворением (вначале без использования соответствующих понятий).
В четвёртом классе в учебнике «Литературное чтение» автор предлагает детям определить, какие выразительные слова (эпитеты) могли быть пропущены в тексте и предположить, что изменилось бы в произведении без употребления этих слов. Опираясь на свои знания, дети самостоятельно делают выводы после прочтения произведения.
Рассмотрим, какие задания для обогащения речи детей младшего школьного возраста средствами выразительности содержатся в учебниках по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века».
Так, в учебнике Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» для первого класса детям младшего школьного возраста предлагаются задания на работу с эпитетами и сравнениями на основе текста загадки: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет» [1, с. 59]. Обучающимся требуется поразмышлять над тем, какие в этой загадке встречаются «ласковые» слова.
В учебнике этого автора для четвёртого класса находим задания, в которых отражается работа над обогащением речи младших школьников средствами выразительности и сразу даются термин и определение к нему: «Найдите эпитеты – яркие и образные художественные определения» [1, с. 59] [2, ч. 1, с. 65] или «Какие художественные определения (эпитеты) использует автор»? [2, ч. 1, с. 72]. Есть в этом учебнике и задания для работы с олицетворением, метафорой и сравнением.
Авторы УМК «Перспектива» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.) в учебники по литературному чтению также включили ряд заданий, в основе которых лежит работа со средствами выразительности.
Так, в первом классе дети ещё не знакомы с эпитетами, но уже идёт пропедевтическая работа по поиску данных средств выразительности в тексте [3]. А в учебниках для 2 класса уже используются термины олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора. И даже даются им определения [4, ч. 2, с. 66]. В третьем классе эта работа продолжается: «Вспомните, как называется литературный прием, когда в произведении животные разговаривают, как люди [5, ч. 1, с. 127]; «Перечитайте подчеркнутые строки. Как называется литературный прием, который использует поэт? … Найдите в тексте сравнения. Какую роль они играют? [5, ч. 1, с. 144]; «Найдите в произведениях строки, в которых одушевлены предметы и явления. Вспомните, как называется этот литературный прием. Какие еще средства художественной выразительности вы заметили в прочитанных произведениях?» [5, ч. 1, с. 154].
Сказки в данном учебнике также становятся предметом рассмотрения с точки зрения наличия в них образных средств: «Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича»? Вспомните, как называется этот литературный прием» [5, ч. 2, с. 85]. И далее приводится определение с комментарием: «олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного: мороз (природное явление) – Мороз Иванович (сказочный герой) [5, ч. 2, с. 85]
Посредством таких заданий младшие школьники учатся находить в тексте средства выразительности и использовать их в своей речи.
Итак, проанализировав только учебники по литературному чтению УМК «Школа России», «Начальная школа XXI века» и «Перспектива», можно сделать вывод о том, что работа со средствами выразительности на уроках русского языка занимает в них важное место, поскольку является необходимым условием обогащения словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста. В начальной школе не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка дети знакомятся с такими изобразительно-выразительными средствами, как эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, гипербола, хотя не все из этих терминов изучаются в рамках программы.
Творческие задания, беседы, лексический анализ прочитанного текста и другие методические приемы способствуют углублению понимания обучающимися роли изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях и в речи, а также введению образных выражений в активный словарь детей младшего школьного возраста.
Базой исследования выступило МБОУ «СОШ №58 им. генерал-майора М.В. Овсянникова» г. Курска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 4 класса (всего 21 человек).
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика актуального уровня владения детьми младшего школьного возраста средствами выразительности речи как составной частью словарного запаса.
В качестве критериев владения средствами выразительности мы определили следующие:
1) способность находить средства выразительности в художественном тексте;
2) способность употреблять средства выразительности в собственной устной речи;
3) способность употреблять средства выразительности в собственной письменной речи.
Выделялись три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: Обучающийся имеет полные, систематизированные знания о средствах художественной выразительности. Проявляет инициативу, самостоятельность, интерес и желание выполнять задания такого типа. Умеет самостоятельно правильно находить тропы и другие средства выразительности в тексте, может доказать правильность своего выбора. Обучающийся без затруднений использует средства выразительности в своей устной и письменной речи.
Средний: Обучающийся в целом имеет определенные знания о средствах выразительности, проявляет интерес к работе с ними, самостоятельно осуществляет поиск средств выразительности в тексте. Умеет правильно использовать средства выразительности в устной и письменной речи, но эти средства однообразны и немногочисленны. Допускает отдельные неточности или ошибки при употреблении тропов в речи, но впоследствии исправляет их сам или с помощью учителя.
Низкий: Обучающийся имеет ограниченный круг знаний относительно средств выразительности. Не задает вопросов, нуждается в помощи учителя. При употреблении средств выразительности допускает ошибки либо вообще не использует их в речи.
С целью диагностики уровня владения обучающимися средствами выразительности речи были выбраны соответствующие задания, направленные на выявление знаний относительно средств выразительности и способности употреблять их в письменной и устной речи:
Задание № 1. Тест «Средства художественной выразительности».
Задание № 2. Тест «Работа с изобразительно-выразительными средствами»
Задание № 3. «Игра-викторина».
Задание № 4. Сочинение «Моё любимое время года» с использованием средств выразительности.
После выполнения тестовых заданий подсчитывалась сумма набранных обучающимися баллов. Высшая оценка – более 70% верно выполненных заданий – соответствует высокому уровню; 45 – 60% – среднему; менее 45 % – низкому уровню знаний в области изобразительно-выразительных средств речи. Игра-викторина и сочинение оценивались по критериям, описанным выше.
По результатам диагностики нами были получены следующие результаты: у большинства младших школьников (60%) знания относительно изобразительно-выразительных средств языка и владения средствами выразительности как составной частью словарного запаса соответствует среднему уровню. У 15% обучающихся обнаружен высокий уровень, а у 25% – низкий.
То есть у большинства обучающихся отмечается средний уровень владения средствами выразительности. Хуже всего обучающиеся справились с Заданием №3 (игра-викторина) и Заданием №4 (написание сочинения), что свидетельствует о необходимости проведения дополнительной работы в области обогащения речи детей средствами выразительности. Затруднения вызвали и Задание №1 и №2, которые предполагали тестовые формы работы.
Сочинения большинства детей оказались необразными, в них было использовано мало эпитетов с сравнений, метафор и олицетворений практически нет. Только трое детей написали связные, логичные, образные сочинения, использовали в них эпитеты, которые чаще всего встречались детям в произведениях русской литературы и обсуждались на уроках литературного чтения в классе («весна-красна улыбается», «красавица-зима»).
По результатам констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод о том, что в речи большинства обучающихся отмечается бедность словарного запаса, уровень владения средствами выразительности довольно низок, поэтому требовалась дополнительная работа по обогащению речи детей младшего школьного возраста изобразительно-выразительными средствами.
На формирующем этапе эксперимента работу над изобразительно-выразительными средствами языка мы проводили в три этапа, используя с этой целью предпочтительно тексты произведений устного народного творчества.
На первом этапе нужно было обеспечить подготовку детей младшего школьного возраста к пониманию изобразительно-выразительных средств языка, используемых в художественном тексте: сформировать представление о многозначности слов, организовать наблюдение над словами в переносном значении, привлечь внимание обучающихся к языку фольклорного произведения, дать понятие о сравнении, образном определении, переносе по сходству, преувеличении и т.п.
Второй этап был направлен на осознание и понимание обучающимися выразительно-изобразительных средств языка. Он включает в себя знакомство со способами образования изобразительно-выразительных средств языка, усвоение лучших литературных образцов и подражание им, составление по аналогии собственных примеров.
Третий этап предполагал развитие у обучающихся умения самостоятельно находить средства изобразительности в фольклорном тексте и творчески использовать их в собственной речи.
Так на протяжении формирующего этапа эксперимента были проведены уроки литературного чтения и русского языка, на которых дети младшего школьного возраста школьники изучали и анализировали произведения устного народного творчества, наблюдая за «работой» каждой лексической единицы, каждого речевого оборота в фольклорном тексте.
Организованная таким образом работа обогащает словарный запас обучающихся средствами выразительности.
На контрольном этапе эксперимента были использованы такие же диагностические средства, как и на констатирующем.
По результатам контрольного этапа был сделан вывод о том, что количество обучающихся, которые умеют самостоятельно и безошибочно находить и определять средства выразительности в художественном тексте, увеличилось. Однако большинство младших школьников по-прежнему допускали отдельные неточности в формулировках, делали ошибки в употреблении изобразительно-выразительных средств языка в собственной устной и письменной речи, но впоследствии исправляли их сами или с помощью учителя; некоторые обучающиеся справились с выполнением диагностических заданий с помощью учителя.
Результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента: у большинства младших школьников (50%) был выявлен средний уровень владения средствами выразительности, у 43% обучающихся обнаружен высокий уровень, у 7% – низкий.
На основании полученных данных можно проследить динамику изменения результатов за время проведения опытно-экспериментальной работы. При сравнении с констатирующим этапом исследования оказалось, что на контрольном этапе количество обучающихся, имеющих высокий уровень, увеличилось на 28%, низкий – с 25% понизился до 7%. Частота использования изобразительных средств в речи детей младшего школьного возраста значительно увеличилась, а качественный анализ сочинений позволяет судить о том, что речь детей срала более насыщена эпитетами, олицетворениями, сравнениями, что свидетельствует об эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
Список литературы
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2010. 144 с.
2. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011. Ч. 1. 160 с.; Ч. 2. 160 с.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 1 класс. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 80 с., Ч. 2. 80 с.
4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1. 223 с., Ч. 2. 223 с.
5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1. 223 с., Ч. 2. 223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.