Занятие «Путешествие по волшебному лесу»
Цель: сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья обучающихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
создание положительного эмоционального состояния;
развитие восприятия, творческого мышления, мелкой и общей моторики, речи;
облегчение состояния тревожности;
формирование коммуникативных навыков (позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом).
Участники: младшие школьники с ОВЗ
Оборудование: магнитофон с записью релакс-музыки, «волшебный мешочек» (мешочек с деревянными фигурками), сухой бассейн, «сухой душ», массажные мячики, панно «Ежик», мягкие модули, пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», мягкий лабиринт, «Туман», ионизатор-релаксатор, проектор «Плазма», панно «Водопад», «световое дерево», пучок фиброоптических волокон «Фонтан», «рожицы-эмоции» , сенсорная дорожка с различными видами наполнителей, воздушные шары с лицами (грустное, веселое, спокойное), магниты, игрушки-человечки, карточки для схемы, оборудование Оборудование, зеркальный шар, и покрытия, снежки (белые шары), ватные шарики (снежинки), сюрпризная коробка, волшебная палочка, шапочки зайчат, игрушки животных, пузырьковая колонка (печка), магнитофон, конфеты.
1. Ритуал начала занятия. «Давайте поздороваемся!».Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга хлопком в ладоши соседа. Это приветствие передается по кругу. Какого цвета мое настроение?
1. Введение в игровую ситуацию. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу. Нам предстоит дальняя дорога, множество приключений и препятствий. Надеюсь, что вы получите массу положительных эмоций и хорошее настроение.
2. «Ходьба no сенсорной дорожке». Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте пойдем в лес по тропинке босиком. Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Что чувствуют ваши ножки? Какими красками раскрашена тропинка? Надо идти след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду, лучше пройти наступая на след и опираться на ладошку одного цвета. Переходим на цветочную полянку.
3. «Озеро шариков». Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в озере, сначала на спине, потом на животе. Дети имитируют движения, плавание.
4. «Секрет необычных мячиков». Инструкция: «Предлагаю вам раскрыть секрет волшебных мячиков. Давайте, сравним обычные мячики и те, которые я вам раздала». Сходство: круглые по форме, разных размеров, разных цветов. Различия: по структуре (гладкие – с шипами), по назначению (для игровых занятий – для массажа частей тела). дети должны отыскать среди гладких шариков колючий.
5. «Раскрашиваем картинку с ежиком». Ведущий обращает внимание детей на панно «Ежик» и говорит, что ежику скучно, грустно и одиноко и побуждает детей раскрасить картинку. Каждый «рисует» свою деталь на картинке. «Рисуем» осень . Как чувствует себя ежик зимой?
6. «Строим, собираем». Инструкция: «Как нам помочь ежику осенью? Нужно построить ему дом. Смотрите, сколько в нашей комнате цветных интересных кирпичиков. Из них можно построить и собрать дом. Давайте попробуем».
7. «Дождик». Инструкция: «Ребята, посмотрите, пока мы с вами строили дом для ежика пошел дождик, какие красивые «дождевые нити», давайте побегаем между ними.
Дождик, дождик, веселей. Капай, капай, не жалей. Только нас не замочи, К нам в окошко постучи.
8. «Разноцветный дождик». Дети ощупывают и осматривают ленты, говорят, чем они отличаются, что у них общего. Взрослый привлекает внимание детей к разноцветным ленточкам и просит поиграть с ними (изобразить дождь, ветер, ураган, салют и т.п.). Можно перекладывать их из рук в руки, находить ленты определенного цвета, перемещать справа налево и наоборот.
9. «Дорожка какая?». Дети встают на тактильную дорожку. Они медленно идут по дорожкам друг за другом, внимательно смотрят себе под ноги и говорят о том, что ощущают их ноги.
10. «Пройди по лабиринту». Детям предлагается по сигналу пройти по лабиринту от начала до конца. В конце лабиринта дети находят мешочек.
11. «Волшебный мешок». Детям предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру и описать его. Другие отгадывают, что лежит в «волшебном» мешочке. В качестве подсказки ведущий напоминает о дарах леса.
12. «Костер». Дети встают возле «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде «жарко» – дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» – протянуть руки к костру, «Ой, какой большой костер» – встать и махать руками, «искры полетели» – хлопать в ладоши, «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг костра.
13. .«Звуки природы». Инструкция: «Давайте послушаем звуки леса! Какие звуки природы вы услышали? (Щебечут птички, шелест листвы деревьев, шум ветра, журчание ручейка, пение соловья, стук дятла).
14. «Слушай мою команду!». Дети подходят к световому дереву, чтобы превратиться в растение леса. Они выбирают себе дерево (дуб, сосну, березу), цветок, травинку, кустик и т.д. Инструкция: «Мы превращаемся в лес. Как ваше растение ведет себя, когда: дует тихий нежный ветерок, сильный холодный ветер, ураган, мелкий грибной дождик, ливень, очень жарко, ласковое солнышко, ночь, град».
15. « «Пальчиковые игры». Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь и светит луна. Давайте вспомним, каких зверей мы встретили в лесу и покажем их в нашем теневом театре:
«Волк». Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти).
«Лиса». Выполняем то же самое, что и в упражнении «Волк», но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
«Зайка». Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, ими шевелить в стороны.
«Мышка»
Безымянный и средний пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
«Ежик»
Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
16. Релаксация «Водопад». «Пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, садитесь поудобнее, закройте глаза. Реснички опускаются... Глазки закрываются...Мы спокойно отдыхаем, (2 раза). Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и прозрачная. Вам тепло и приятно. Поднимаем голову вверх, видим голубое небо и блестящие струи водопада. Погода ясная, светит яркое солнце. Оно смотрит в водопад как в зеркало, водный поток сияет и переливается под его лучами. Вы стоите прямо под водопадом. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Вы вдыхаете свежий и чистый воздух. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи, обиды и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой. Сделайте глубокий вдох и выдох. Наберитесь сил и энергии. Но вот шум водопада становится все тише… Вы можете открыть глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасные ощущения во всем теле. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день». Хорошо нам отдыхать! Но уже пора вставать! Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
17. Сюрпризный момент. Ребята, мы же в волшебном лесу, поэтому наши сны становятся реальностью. Начнется она вот с этого большого водопада.
18. «Рассмотри картинку «Водопад». Инструкция: «Давайте рассмотрим картину. Покажите, где водичка? Посмотрите, она течет с вершины горы, как она сверкает, рассыпается на разноцветные брызги. Подойдите поближе и послушайте, что вы еще слышите? (пение птиц, шум водопада). Кого вы еще видите на картине? (медведи панда).
19. «Узелки». А рядом еще один водопад, который можно потрогать. Дети подходят к фонтану фиброоптических волокон. Какими цветами переливаются струйки воды? Какой цвет воды вам нравится больше?
20. Взрослый обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнуться, давайте завяжем из них узелки». По образцу дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.
21. Окончание занятия. Рефлексия. Дорисуй рожицу», «Во что мы играли?».
Ритуал прощания «Солнечные лучики» (Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга, тихо так постоять, пытаясь почувствовать, себя теплым солнечным лучиком).
Литература
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.
Титарь А.И.Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.