Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции тяжелых нарушений речи вариант 5.1
Оценка 5

Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции тяжелых нарушений речи вариант 5.1

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
12.08.2022
Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции тяжелых нарушений речи вариант 5.1
Логопедическая программа для 1х классов с ТНР 5.1
1 кл рп онр 1-2 ур. тнр 5.1.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»

Ярославского муниципального района                                                                                                  

 

РАССМОТРЕНА:                                       УТВЕРЖДЕНА:

на заседании методического                     приказом МОУ Леснополянская НШ

объединения учителей                               им. К.Д. Ушинского ЯМР

начальных классов                                     от____________№_______

протокол от ____________№_____          Директор школы:   

   _________________    Г.В. Лозинская

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий

по оказанию помощи в освоении АООП для обучающихся 1-х классов с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (вариант 5.1)

 

Программу составила

учитель – логопед: Васильева Е.В.

Срок реализации 1 год

2 ч. в неделю (66 часов)

 

р.п. Лесная поляна

2019 г.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимися стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к АООП, может уточняться и корректироваться.

Цель:  создание системы коррекционно-логопедического сопровождения освоения  АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:

1.Повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс.

2. Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие пространственно-временных представлений.

6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года обучающиеся должен знать и уметь:

1.    Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.

2.    Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.

3.    Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква,  слог, гласный, согласный,     твёрдый,  мягкий, звонкий,        глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.

4.    Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.

5.    Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.

6.    Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.

7.    Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.

8.    Иметь пространственно-временные представления.

9.    Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.

10.Иметь  готовность  к   восприятию   определённых  орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

11.Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

 

       Программа рассчитана на 66 часов, будет реализовываться на подгрупповых коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы программы

Количество занятий

1

Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия.

5

2

Гласные звуки и буквы.

15

3

Согласные звуки и буквы. Мягкий и твердый знаки.

45

4

Итоговая диагностика.

1

 

 66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Содержание

Развитие неречевых                  процессов

Кол-во занятий

Дата

1

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Представление о речи.                     Выделение предложения в потоке речи.                                              Схематическая запись предложений. Точка.

№ 1.  Упражнения артикуляционной гимнастики.                № 2. Пальчиковая гимнастика.                № 3. Дыхательная гимнастика.        Отработка понятий «правый» и «левый».

1

 

2

Слова – предметы.

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря.                       Главные слова в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.                                         Игра «Что это?»

1

 

3

Слова – действия.

Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?                   Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                          Слова главные и зависимые

Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия».                                          Отработка понятий «правый» и «левый».

1

 

4

Слова – признаки.

Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д.                        Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые

№ 1, № 2, № 3                           Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Кубики».                                

1

 

5

Слова – предметы, действия, признаки.

Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

Развитие ориентировки в пространстве.                                 Упражнение «Крестики».

1

 

6

Звук и буква А.                    «Фрукты».

Выделение звука из слова.                «Фрукты».                                               Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

1

 

7

Звук и буква О.                    «Овощи».

 

Выделение звука из слова.              «Овощи» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по вопросам.

Упражнение «Найди и закрась букву».                                              «Корректурная проба».    

1

 

8

Звук и буква У.                         «Фрукты – овощи. Огород».

 

Выделение звука из слова.                 «Фрукты» — овощи. Огород».                            Предлоги НА, В, ПОД.

 

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек».

1

 

9

Звук и буква Э.                    «Цветы».

 

Выделение первого ударного звука в слове.                                                      «Цветы» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                   Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

№ 1, № 2, № 3                     Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».

1

 

10

Звук и буква Ы.                   «Птицы».

 

 

Выделение звука из слова.                  «Птицы».                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                 Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

1

 

11

Звук и буква И.                      «Птицы».

 

Выделение первого ударного звука в слове.                                                          «Птицы».                                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                     Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

№ 1, № 2, № 3                            Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.                        Упражнение «Красно-черные пары».                                      «Корректурная проба».

1

 

12

Звуки М-М*.

Буква М. «Ягоды».

 

Начало, середина, конец слова.    Анализ обратного слога типа АМ.     «Ягоды».                                                 Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.                                       Отработка понятий «левый»-«правый».                                       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

1

 

13

Звуки Н-Н*.

Буква Н.              «Лес».

 

Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес».                                                          Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур.

1

 

14

Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты».

Анализ слова типа МУХА. «Продукты».                                       Образование относительных прилагательных.

Развивать зрительное внимание и восприятие.

1

 

15

Звуки С-С*.

Буква С.

«Обувь».

Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь».                                                          Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

1

 

16

Звуки З-З*.

Буква З. «Одежда».

Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда».                                              Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

№ 1, № 2, № 3                            Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».         

1

 

17

Звуки П –Б.

Буквы П- Б. «Домашние животные».

Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

1

 

18

Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж. «Животные жарких стран».

Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН.                                             «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                    Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

 

1

 

19

Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель».

Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА.                                                 «Мебель».                                            Согласование числительных с существительными.                        Составление простых предложений по картинке.

Звуко-слоговой анализ и синтез.                             Упражнение «Распутай слоги».                      

1

 

20

Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы».

 

Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА.                               «Рыбы».                                        Согласование числительных с существительными.                                Составление простых предложений по картинке.

Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки».

 

1

 

21

Звуки К-Г.

Буквы К-Г.

 

Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА.                                       «Времена года» .                            Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

Упражнения для развития мышления.

 

1

 

22

Звуки Р- Л.

Буквы Р-Л. «Праздники».

Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА.                                   «Праздники».                                                               Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке

Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги».

1

 

23

Звук Й.

Буква Й.                             «Наш город».

Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город».                                              Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий).

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква».

1

 

24

Буква Я.                                   «Домашние и дикие животные».

Анализ слова типа ЯМА.                   «Домашние животные».                            «Дикие животные».                                            Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий).

Упражнения на осознанное восприятие.

1

 

25

Буква Ю.                      «Профессии».

 

Анализ слова типа ЮЛА.     «Профессии».                                         Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

Развитие произвольности.                       Игра «Хитрые картинки».

1

 

26

Буква Е.                                  «Птицы».

 

Анализ слова типа ЕЖИ.                     «Птицы».                                           Согласование числительных с существительными.                                 Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения на осознанное восприятие.

 

1

 

27

Буква Ё.                        «Времена года».

 

Анализ слова типа ЁРШ.                       «Времена года».                            Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

№ 1, № 2, № 3                          Развитие внимания.        Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.                                      Игра «Пуговица».                      «Корректурная проба».

1

 

28

Буква Ь.                           «Насекомые».

Анализ слова типа СЕМЬЯ.    «Насекомые».                                     Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.

1

 

29

Буква Ъ.                                               «Сад – огород».

 

Анализ слова типа ПОДЪЁМ.                      «Сад- огород».                                Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                               Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

 

1

 

30

Звук Ц.

Буква Ц.                       «Деревья – цветы».

 

Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ.           «Деревья». «Цветы» .                           Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по картинке.

Развитие зрительного внимания.                   Упражнение «Бусы».                  

1

 

31

Звук Щ.

Буква Щ.                «Ягоды».

Анализ слова типа ЩЕНОК.  «Ягоды».                                                Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

1

 

32

Звук Ч.

Буква Ч.                      «Ягоды».

Анализ слова типа ЧАЙКА.                             «Ягоды».                                              Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

1

 

33

Итоговая диагностика.

Подведение итогов работы за год.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.

2.     Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

3.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

4.     Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.

5.     Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.

6.     Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.

7.     Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.

8.     Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.

 

 


 

Муниципальное образовательное учреждение «Леснополянская начальная школа им

Муниципальное образовательное учреждение «Леснополянская начальная школа им

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимися стандарта образования

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимися стандарта образования

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Выделение звука из слова. «Фрукты» — овощи

Выделение звука из слова. «Фрукты» — овощи

Буквы П- Б. «Домашние животные»

Буквы П- Б. «Домашние животные»

Буква Е. «Птицы»

Буква Е. «Птицы»

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022