Муниципальное образовательное учреждение
«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»
Ярославского муниципального района
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании методического приказом МОУ Леснополянская НШ
объединения учителей им. К.Д. Ушинского ЯМР
начальных классов от____________№_______
протокол от ____________№_____ Директор школы:
_________________ Г.В. Лозинская
Рабочая программа
логопедических занятий
по оказанию помощи в освоении АООП для обучающихся 1-х классов с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (вариант 5.1)
Программу составила
учитель – логопед: Васильева Е.В.
Срок реализации 1 год
2 ч. в неделю (66 часов)
р.п. Лесная поляна
2019 г.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимися стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к АООП, может уточняться и корректироваться.
Цель: создание системы коррекционно-логопедического сопровождения освоения АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
1.Повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс.
2. Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие пространственно-временных представлений.
6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года обучающиеся должен знать и уметь:
1. Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.
2. Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.
3. Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.
4. Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.
5. Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
6. Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.
7. Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.
8. Иметь пространственно-временные представления.
9. Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.
10.Иметь готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
11.Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Программа рассчитана на 66 часов, будет реализовываться на подгрупповых коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы программы |
Количество занятий |
1 |
Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия. |
5 |
2 |
Гласные звуки и буквы. |
15 |
3 |
Согласные звуки и буквы. Мягкий и твердый знаки. |
45 |
4 |
Итоговая диагностика. |
1 |
|
66 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Развитие неречевых процессов |
Кол-во занятий |
Дата |
1 |
Звук. Слово. Предложение. |
Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений. Точка. |
№ 1. Упражнения артикуляционной гимнастики. № 2. Пальчиковая гимнастика. № 3. Дыхательная гимнастика. Отработка понятий «правый» и «левый». |
1 |
|
2 |
Слова – предметы. |
Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
1 |
|
3 |
Слова – действия. |
Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые |
Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия». Отработка понятий «правый» и «левый». |
1 |
|
4 |
Слова – признаки. |
Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые |
№ 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». |
1 |
|
5 |
Слова – предметы, действия, признаки. |
Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения. |
Развитие ориентировки в пространстве. Упражнение «Крестики». |
1 |
|
6 |
Звук и буква А. «Фрукты». |
Выделение звука из слова. «Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». |
1 |
|
7 |
Звук и буква О. «Овощи».
|
Выделение звука из слова. «Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам. |
Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». |
1 |
|
8 |
Звук и буква У. «Фрукты – овощи. Огород».
|
Выделение звука из слова. «Фрукты» — овощи. Огород». Предлоги НА, В, ПОД.
|
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек». |
1 |
|
9 |
Звук и буква Э. «Цветы».
|
Выделение первого ударного звука в слове. «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
№ 1, № 2, № 3 Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». |
1 |
|
10 |
Звук и буква Ы. «Птицы».
|
Выделение звука из слова. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» |
1 |
|
11 |
Звук и буква И. «Птицы».
|
Выделение первого ударного звука в слове. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
№ 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба». |
1 |
|
12 |
Звуки М-М*. Буква М. «Ягоды».
|
Начало, середина, конец слова. Анализ обратного слога типа АМ. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «левый»-«правый». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». |
1 |
|
13 |
Звуки Н-Н*. Буква Н. «Лес».
|
Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур. |
1 |
|
14 |
Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты». |
Анализ слова типа МУХА. «Продукты». Образование относительных прилагательных. |
Развивать зрительное внимание и восприятие. |
1 |
|
15 |
Звуки С-С*. Буква С. «Обувь». |
Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. |
1 |
|
16 |
Звуки З-З*. Буква З. «Одежда». |
Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. |
№ 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». |
1 |
|
17 |
Звуки П –Б. Буквы П- Б. «Домашние животные». |
Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. |
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. |
1 |
|
18 |
Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж. «Животные жарких стран». |
Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.
|
1 |
|
19 |
Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель». |
Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. |
Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Распутай слоги». |
1 |
|
20 |
Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы».
|
Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. |
Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки».
|
1 |
|
21 |
Звуки К-Г. Буквы К-Г.
|
Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. |
Упражнения для развития мышления.
|
1 |
|
22 |
Звуки Р- Л. Буквы Р-Л. «Праздники». |
Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке |
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги». |
1 |
|
23 |
Звук Й. Буква Й. «Наш город». |
Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город». Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий). |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква». |
1 |
|
24 |
Буква Я. «Домашние и дикие животные». |
Анализ слова типа ЯМА. «Домашние животные». «Дикие животные». Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий). |
Упражнения на осознанное восприятие. |
1 |
|
25 |
Буква Ю. «Профессии».
|
Анализ слова типа ЮЛА. «Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. |
Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки». |
1 |
|
26 |
Буква Е. «Птицы».
|
Анализ слова типа ЕЖИ. «Птицы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
Упражнения на осознанное восприятие.
|
1 |
|
27 |
Буква Ё. «Времена года».
|
Анализ слова типа ЁРШ. «Времена года». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. |
№ 1, № 2, № 3 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица». «Корректурная проба». |
1 |
|
28 |
Буква Ь. «Насекомые». |
Анализ слова типа СЕМЬЯ. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. |
1 |
|
29 |
Буква Ъ. «Сад – огород».
|
Анализ слова типа ПОДЪЁМ. «Сад- огород». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.
|
1 |
|
30 |
Звук Ц. Буква Ц. «Деревья – цветы».
|
Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. |
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Бусы». |
1 |
|
31 |
Звук Щ. Буква Щ. «Ягоды». |
Анализ слова типа ЩЕНОК. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. |
1 |
|
32 |
Звук Ч. Буква Ч. «Ягоды». |
Анализ слова типа ЧАЙКА. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. |
1 |
|
33 |
Итоговая диагностика. |
Подведение итогов работы за год. |
|
1 |
|
Список использованной литературы:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.
4. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.
7. Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.