Краснодарский край
муниципальное образование город-курорт Анапа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
имени генерала-фельдмаршала И.В.Гудовича
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1
от 01 сентября 2025 г.
Председатель педсовета
__________Вяткин Г.С.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя дефектолога для обучающихся
с РАС (8.4)
«Коррекционно-развивающие занятия»
1-4 класс
Учитель-дефектолог:
Вяткина Марина Анатольевна
2025 г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………3
2.Общая характеристика коррекционного курса…………………………….4
3.Место коррекционного курса в учебном плане……………………………5
4.Описание место коррекционного курса……………………………………6
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса личностные и предметные результаты……………………………………………………….7
6.Содержание коррекционного курса………………………………………...9
7. Тематическое планирование………………………………………………12
8. Описание материально- технического обеспечения……………………..23
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
Программа направлена на коррекцию различных недостатков когнитивного компонента деятельности и познавательного развития данной категории обучающихся.
Обучающиеся с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети с РАС испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих. Эти особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков обучающихся с РАС, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Цель – максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с расстройствами аутистического спектра, коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.
Основными задачами программы являются:
- создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
2.Общая характеристика коррекционного курса
Основной задачей коррекционного процесса является преодоление психо-эмоциональных недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.
В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
В начале коррекционной работы усилия сконцентрированы на формировании навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с РАС освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой невозможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
В каждом занятии программой предусмотрено проведение упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизирую работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
3.Место коррекционного курса в учебном плане
«Коррекционно-развивающие занятия» входят в коррекционно-развивающую область учебного плана.
Рабочая программа рассчитана в 1-х классах на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели; во 2-4 классах на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье обучающегося. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.
Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:
- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
5.Планируемые результаты освоения коррекционного курса личностные и предметные.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
Личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества. Развитие отдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Освоение социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления).
Овладение доступными предметно-практическими действиями, базовыми моделями социального взаимодействия. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями учащихся.
Возможные личностные результаты освоения программы включают:
– основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
– социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
– формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
– формирование уважительного отношения к окружающим;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– формирование представления у обучающихся о базовых эмоциональных состояниях, умение различать их и понимать;
– формирование умения правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Возможные предметные результаты освоения программы:
– Овладение элементарными представлениями по пройденным лексическим темам (одежда, животные, птицы, рыбы, насекомые, овощи, фрукты, ягоды,)
– Узнавание изображения предметов;
– Узнавание предметов по тактильному ощущению (по пройденным лексическим темам);
– Формирование умения собирать разрезные картинки (с опорой и без опоры на образец
– Ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
– Определение пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди, сзади);
– Соотнесение чисел с соответствующим количеством предметов, обозначение его цифрой.
– Формирование умения давать характеристику временам года, называя их последовательность;
– Самостоятельно работать с внешним и внутренним трафаретом, штриховать, в разных направлениях;
– Раскрашивать в пределах контурного изображения;
– Формирование умения обводить по пунктирным линиям, опорным точкам карандашом, ручкой,
– Формирование умения штриховать в заданном направлении по показу, образцу, инструкции; выполнение правил поведения на занятиях;
– Формирование интереса к обучению, предметному миру;
– Выполнение правил работы с раздаточным материалом;
– Выполнение инструкции педагога;
– Использование по назначению учебных материалов;
– Выполнение действия по образцу и по подражанию.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная или на начало учебного года) диагностика;
- итоговая диагностика (конец учебного года).
Входящая, итоговая диагностика осуществляется по протоколу дефектологического обследования, заполняется индивидуальный дефектологический аспект, который носит качественную оценку. При оценке результативности коррекционной работы у обучающихся с РАС учитываются:
- особенности психофизического развития обучающегося;
- умения активно, адекватно применяет полученные знания на практике;
- степень самостоятельности ребенка.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
6. Содержание коррекционного курса
Описание коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с разделами программы:
Развитие сенсомоторной координации
С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительно-двигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук.
Формирование временных и пространственных представлений.
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, их последовательность.
Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).
Определение размещённости предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека.
Развитие представлений об окружающем мире
Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе, расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях. Использование методов изотерапии и игротерапии по каждой лексической теме.
Развитие мнемических процессов и внимания
Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового, зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Социально – эмоциональное развитие
Введение обучающихся в мир человеческих эмоций, формирование представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть, удивление, страх. Обучение этическим формам поведения и способам поведения во взаимоотношениях с людьми, формирование умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе, иметь знания о себе, нивелирование негативных эмоциональных тенденций: тревожности, агрессивности, страхов.
Учебная программа предусматривает также работу по следующим направлениям:
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами
Коррекция и развитие познавательных процессов:
Памяти:
- запоминание и воспроизведение предметных картинок, объединенных лексической темой;
- отсроченное воспроизведение.
Внимания:
- нахождение недостающих деталей;
- нахождение одинаковых предметов, фигур, цифр;
- слуховое внимание;
Зрительного восприятия:
- развитие целостного восприятия;
- развитие восприятия предметов в необычном ракурсе
Формирование и развитие элементарных математических представлений, навыков счета:
- цвет, форма, величина предметов;
- количественные представления;
- пространственно – временные представления.
7.Тематическое планирование занятий
|
№ |
Наименование разделов и тем |
Виды деятельности |
Программное содержание |
Кол- во часов |
|||
|
Развитие сенсомоторной координации |
|||||||
|
1 |
Фигурные дорожки |
Графические упражнения: «Соедини по точкам», «Обведи рисунок по линиям», |
Развитие зрительно – моторной координации, концентрации внимания, целостного восприятия |
1 |
|||
|
2 |
Обведи и раскрась |
Графические упражнения: «Обведи и раскрась», «Выложи из фасоли» Кинезиологические упражнения |
Развитие сенсомоторной координации, развитие мелкой и общей моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, внимания |
1 |
|||
|
3 |
Большие и маленькие фигуры |
Графические упражнения: «Математические раскраски», «Из каких фигур состоит» |
Совершенствование мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного гнозиса, слухового внимания |
1 |
|||
|
4 |
Дорисуй предмет |
Графические упражнения: «Дорисуй картинку», «Чего не хватает», «Каждую фигуру на своё место» Кинезиологические упражнения |
Развитие тактильной чувствительности и координированных движений пальцев и кистей рук, межполушарного взаимодействия, слухового внимания. |
1 |
|||
|
5 |
Волшебные палочки |
Игротерапия Дидактические игры: «Запомни узор», «Посчитай и сложи», «Знаковая таблица», «Стоп - сигнал» |
Формирование представлений о пространственных отношениях, повышение объёма зрительного запоминания, развитие концентрации внимания. |
1 |
|||
|
6 |
Геометрический орнамент
|
Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге) Упражнения: «Что слева, что справа», «Зашумлённые изображения» |
Обобщение и закрепление знаний детей о сенсорных эталонах: цвет, форма, развитие внимания, зрительного гнозиса, активизация словаря, совершенствование мелкой моторики рук |
1 |
|||
|
7 |
Калейдоскоп |
Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге). Дидактические игры: «Круг, треугольник, квадрат», «Найди все фигуры», «Самый внимательный» |
Закрепление знаний обучающихся о геометрических фигурах, развитие зрительного восприятия, внимания стабилизация эмоционального состояния. |
1 |
|||
|
8 |
Цветной ковёр |
Дидактические игры: «Зашумлённые изображения», «Сравни фигуры», «Сосчитай- ка» Работа с трафаретом геометрических форм |
Развитие манипулятивной функции рук, развитие слуховой памяти, зрительного восприятия, пространственных представлений. |
1 |
|||
|
9 |
Цветочная ваза |
Дидактические игры: «Найди предметы такой же формы», «Сходство и различие», «Чего не стало». Работа с трафаретом геометрических форм |
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, развитие концентрации внимания, снижение эмоционального и мышечного напряжения. |
1 |
|||
|
Формирование временных и пространственных представлений
|
|||||||
|
10 |
Осень |
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что перепутал художник». Монотипия «Осенний лист» |
Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках осени, активизация словаря, развитие слухового внимания. |
1 |
|||
|
11 |
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Приключение фасолинки». Аппликация «Осенний букет» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, гармонизация эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций у обучающихся. Беседа о признаках осени, |
1 |
||||
|
12 |
Зима |
Упражнения: «Отгадай загадки», «Что лишнее», «Будь внимателен». Аппликация из салфеток «Снеговик» |
Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках зимы, активизация словаря, стимулирование мыслительной деятельности развитие внимании. |
1 |
|||
|
13 |
Упражнения «Найди одинаковые снежинки», «Что перепутал художник» Пластилинография «Снежинка» |
Закрепление знаний о признаках зимы, развитие связной речи, кинестетического восприятия, развитие тактильной чувствительности и координированных движений |
1 |
||||
|
14 |
Весна |
Дидактические игры: «Льдина» (разрезная картинка), «Почки, листики, цветочки», «Что лишнее» Рисование ватными палочками «Подснежник» |
Закрепление знаний о признаках весны, явлениях природы, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, слухового внимания. |
1 |
|||
|
15 |
Упражнения: «Что сначала, что потом», «Через лужи» Рисование восковыми мелками «Первоцветы» |
Активизация словаря, развитие слуховой и зрительной памяти, стимуляция мыслительной деятельности, развитие общей моторики. |
1 |
||||
|
16 |
Лето |
Упражнения: «Что изменилось», «Что перепутал художник», дидактическое лото «Времена года» Рисование восковыми мелками «Бабочка» |
Закрепление знаний о признаках лета, развитие сенсорно – перцептивной деятельности, воображения. |
1 |
|||
|
17 |
Упражнения «Дорисуй картинку», «Круглый год» Пластилинография «Ромашки» |
Закрепление и уточнение знаний о признаках лета, времён года и их последовательности, развитие связной речи, умения отвечать на вопросы, развитие слухового внимания, памяти. |
1 |
||||
|
18 |
Геометрический диктант |
Дидактические игры: «Слева, справа», «Где, что лежит», «Выполни верно», «Геометрический диктант» |
Развитие умения ориентироваться на листке бумаги в горизонтальном положении, обучение умению вербализировать пространственные представления, развитие слухового внимания. |
1 |
|||
|
19 |
Разноцветное путешествие |
Дидактические игры: «Путаница», «Путешествие жука», «Кто правильно назовет», «Найди предметы» Рисование ватными палочками |
Развивать умения и навыки пространственного ориентирования у детей (от себя, от предмета); развитие слуховой памяти, стимуляция мыслительной деятельности. |
1 |
|||
|
20 |
Путешествие по азбуке |
Упражнения «Найди пару», «Наложенные изображения», «Узнай букву», «Буквы потерялись» |
Формирование умения ориентироваться на микроплоскости, обобщение и закрепление знания обучающихся о буквах, развитие памяти, произвольного внимания. |
1 |
|||
|
21 |
Налево - направо |
Дидактические игры: «Покажи правильно», «Какая рука», «Что справа, что слева», «Запрещённое движение», «Стоп – сигнал» |
Определение и обозначение расположения предметов относительно себя, различение пространственных понятий «слева», «справа», развитие слухового восприятия. |
1 |
|||
|
22 |
Следопыт |
Дидактические игры: «Запретное число», «Сделай по рисунку», «Вверху – внизу», «Угадай, кто за кем», «Четыре стихии» |
Развитие глазомера, и ориентировки в пространстве относительно собственного местоположения, развитие произвольности действий на разные сигналы. |
1 |
|||
|
|
Развитие представлений об окружающем мире |
||||||
|
23 |
Фрукты |
Упражнения «Отгадай загадки», «Разрезные картинки», «Овощ или фрукт» Рисование в технике «отпечаток» |
Расширение знаний обучающихся о фруктах, стимулирование мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики, произвольного внимания |
1 |
|||
|
24 |
Упражнения: «Будь внимателен», «Назови фрукты», «Чудесный мешочек», Рисование ватными палочками «Груша» |
Повышение запаса знаний об окружающем мире, развитие мелкой моторики, слухового внимания, гармонизация эмоциональной сферы. |
1 |
||||
|
25 |
Овощи |
Дидактические игры: «Снежный ком», «На пропусти овощи», «Наложенные изображения» Рисование ватными палочками «Тыква»
|
Закрепление знаний обучающихся об овощах, активизация словаря, развитие тактильных ощущений, слухового восприятия, манипулятивной функции рук. |
1 |
|||
|
26 |
Дидактические игры «Что лишнее», «Посчитай», лото «Фрукты и овощи» Пластилинография «Натюрморт» |
Расширение и конкретизация представлений об овощах. Уточнение, и активизация словаря, развитие манипулятивной функции. |
1 |
||||
|
27 |
Ягоды |
Дидактические игры: «Назови ласково», «Что изменилось» «Компот», «Найди тень» Пальцеграфия «Рябина» |
Обогащение и активизация словарного запаса, развитие произвольного внимания, слуховой памяти. Стабилизация эмоционального состояния, нивелирование негативных эмоциональных реакций. |
1 |
|||
|
28 |
Цветы |
Дидактические игры: «Я знаю», «Ромашка», «Снежный ком». Рисование восковыми мелками «Одуванчики» |
Расширение и конкретизация представлений о цветах, развитие мелкой и общей моторики, формирование положительного эмоционального фона обучающихся |
1 |
|||
|
29 |
Упражнения: «Найди ошибку», «Пройди лабиринт» Рисование с аппликацией «Цветик – семицветик» |
Развитие зрительного внимания и памяти, тренировка произвольности зрительного запоминания, развитие целостного восприятия. |
1 |
||||
|
30 |
Упражнения: «Выполни задание», «Зрительный диктант», «Самый внимательный» Аппликация «Тюльпаны» |
Развитие общей и мелкой моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, зрительного внимания. |
1 |
||||
|
31 |
Грибы |
Упражнения «Выложи из фасоли», «Что ты видишь», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Пластилинография «Боровик» Сказкотерапия |
Расширение и конкретизация представлений о грибах. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха. |
1 |
|||
|
32 |
Животные |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Ласковый котёнок», «Найди животных» Поролоновая композиция «Моя любимая кошечка» |
Обобщение знаний о домашних животных. Развитие произвольного внимания, зрительного гнозиса, пространственных представлений, активизация словаря. |
1 |
|||
|
33 |
Упражнения «Наложенные изображения», «Что лишнее», «Разложи на группы» Поролоновая композиция «Лисичка» |
Обобщение знаний о диких животных, развитие мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти, нивелирование негативных эмоциональных тенденций. |
1 |
||||
|
34 |
Птицы |
Дидактические игры: «Чей голос», «Яйца в гнёздах», «Сложи целое яйцо из частей», «Не пропусти птицу» Поролоновая композиция «Уточка» |
Повышение запаса знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие слухового восприятия. |
1 |
|||
|
35 |
Дидактические игры: «Нелепицы», «Сложи птицу» (Колумбово яйцо), «Сравни птиц» Пластилинография «Снегирь» |
Развитие манипулятивной функции рук, развитие слухового внимания, стабилизация эмоционального состояния. |
1 |
||||
|
36 |
Упражнения: «Посчитайка», «Что изменилось». Рисование ватными палочками «Попугай» |
Развитие сенсорно – перцептивной деятельности, концентрации внимания, стимуляция мыслительной деятельности |
1 |
||||
|
37 |
Рыбы |
Упражнения: «Куда плывёт рыбка», «Выложи фигуру» Рисование с аппликацией «Разноцветные рыбки» |
Формирование знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, среде их обитания, активизация и обогащение словаря, развитие мелкой моторики. |
1 |
|||
|
38 |
Упражнения: «Кто, где живёт», «Назови ласково» Рисование цветными мелками «Золотая рыбка»
|
Закрепление и уточнений знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, развитие зрительного восприятия, снижение эмоционального и мышечного напряжения. |
1 |
||||
|
39 |
Насекомые |
Упражнения: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Угадай кто», «Лабиринт» Аппликация «Божья коровка» |
Расширение и закрепление знаний о насекомых, коррекция мышления, развитие общей и мелкой моторики |
|
|||
|
40 |
Дидактические игры: «Путешествие жука», «Найди тень», «Собери картинку» Монотипия «Бабочка» |
Закрепление знаний о насекомых, развитие концентрации внимания, зрительной памяти, стабилизация эмоционального состояния. |
1 |
||||
|
41 |
Упражнения «Летает, не летает», «Не пропусти насекомого», «Угадай, кто это» Пальцеграфия «Пчёлки» |
Развитие мелкой моторики, воображения, пространственной ориентировки, формирование позитивного эмоционального фона. |
1 |
||||
|
42 |
Одежда |
Дидактические игры: «Один – много», лото «Одежда» Работа с трафаретом «Варежки» |
Повышение уровня осведомлённости, расширение и уточнение словаря по теме «одежда», развитие зрительной и слуховой памяти. |
1 |
|||
|
43 |
Упражнения «Чего не стало», «Запрещённое движение» Работа с трафаретом «Шапочка» |
Закрепление и уточнение знаний об одежде, расширение словарного запаса по теме «Одежда», развитие зрительного гнозиса. |
1 |
||||
|
44 |
Упражнения: «Что где находится», «Точечные изображения», «Какая фигура лишняя». Рисование цветными мелками «Платок» |
Развитие манипулятивной функции рук, развитие воображения, внимания, развитие представлений о пространственных отношениях. |
1 |
||||
|
Развитие мнемических процессов и внимания |
|||||||
|
45 |
Цвет и форма |
Дидактические игры: «Запомни фигуры», «Зрительный диктант», «Разложи по цвету», «Чего не стало».
|
Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание зрительного ряда: геометрические формы, цвет. Развитие тактильной и кинестетической памяти. |
1 |
|||
|
46 |
Движение по памяти |
Упражнения: «Повторяй за мной», «Человечки», «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Нос, пол, потолок», «Костёр» |
Тренировка зрительной, двигательной памяти. Развитие общей моторики, слухового внимания.
|
1 |
|||
|
47 |
«Кто больше запомнит» |
Упражнения: «Снежный ком», «Бабушкин чемодан», «Свиристель», «Наблюдательность»
|
Произвольное запоминание слухового и зрительного ряда: цифр, слов. Развитие манипулятивной функции рук, математических представлений. |
1 |
|||
|
48 |
«Зоопарк» |
Дидактические игры: «Послушай и выбери», «Весёлые стихотворения», «Зоопарк», «Кто позвал тебя, скажи», «Не пропусти животных», «Подсказка» |
Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухоречевой памяти, сенсорно – перцептивной деятельности. |
1 |
|||
|
49 |
«Разноцветная лесенка» |
Дидактические игры: «Я - фотоаппарат», «Картинка», «Запомни порядок», «Зрительный диктант»
|
Тренировка зрительной памяти. Развитие тактильной и кинестетической памяти. Развитие мелкой моторики, зрительного гнозиса, пространственной ориентировки. |
1 |
|||
|
50 |
«Пуговицы» |
Дидактические игры: «Пуговицы», «Забывчивый художник», «Посмотри и запомни», «Чудесный мешочек», «Запрещённое движение»
|
Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов, развитие манипулятивной функции рук, наблюдательности, произвольного внимания. |
1 |
|||
|
51 |
Запоминайка |
Дидактические игры: «Кто больше запомнит», «Предметы», «Цветные палочки», «Раскрась картинку», «Разложи карточки» |
Тренировка зрительного и слухового запоминания, развитие пространственного восприятия, активизация словаря, развитие произвольного внимания. |
1 |
|||
|
52 |
Живое - неживое |
Упражнения: «Найди отличия», «Построй дорожку», «Сказочный лес», «Корректор» |
Развитие концентрации внимания, зрительного гнозиса, слухового восприятия, стимуляция мыслительной деятельности. |
1 |
|||
|
53 |
Быстрее нарисуй |
Упражнения: «Корректурная проба», «Найди отличия», «Быстрее нарисуй», «Запретное число», «Найди цифры» |
Развитие зрительного внимания, различение изображений по их зашумлённым контурам, формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий. |
1 |
|||
|
54 |
Живая картинка |
Упражнения: «Чего не хватает», «Летает – не летает», «Живая картинка», «Назови предмет», «Незаконченные изображения» |
Повышение объёма внимания, развитие зрительного запоминания, развитие умения находить недостающие элементы. |
1 |
|||
|
55 |
Сказочные герои |
Упражнения: «Противоположные действия», «Зоопарк», «Квадрат», «Путешествие сказочных героев». «Стоп – сигнал» |
Повышение объёма внимания, развитие математических представлений, закрепление двигательной реакции на заранее обозначенный зрительный сигнал. |
1 |
|||
|
|
Социально – эмоциональное развитие |
||||||
|
56 - 57 |
Путешествие в страну эмоций |
Психогимнастика «Чайничек с крышечкой». Упражнения: «Один или два», «Сделай так», «Дотронься до….», Релаксационное упражнение «Шарик» |
Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми. Снижение эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального настроя. |
2 |
|||
|
58 |
Радость |
Психогимнастика «Кто летает», Игры «Корректурная проба», «Собери картинку», Задание «Дорисуй клоуна», «Азбука настроений». |
Ознакомление с базовой эмоцией «радость», Формирование умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, интонация. |
1 |
|||
|
59 |
Грусть |
Упражнения: «Раскрась картинку», «Собери грустного человечка» (работа с крупой), «Собери картинку» |
Ознакомление с базовой эмоцией «грусть», формирование умения понимать эмоции других людей. |
1 |
|||
|
60 |
Удивление |
Психогимнастика «В зимнем лесу», «Нарисуй удивлённого человечка», Упражнение «Зеркало» |
Ознакомление с эмоцией «удивление», развитие мимических навыков, формирование положительного эмоционального фона. |
|
|||
|
61 – 62 |
Страх |
Этюд «Гроза», Психогимнастика «Крокодил», Упражнения «Слушай хлопки», творческая работа «Ужасное чудовище», пластилинография |
Ознакомление с чувством страха, изучение выражения эмоционального состояния в мимике, отреагирование страха через изобразительную деятельность, снижение эмоционального напряжения |
2 |
|||
|
63 – 66 |
Злость |
Упражнения «Обзывалки», «Костёр дружбы», «Газета», «Стул любви», «Собери картинку», пластилинография |
Ознакомление с эмоцией «злость», формирование умения у обучающихся выражать гнев в приемлемой форме, снижение мышечного и эмоционального напряжения |
4 |
|||
|
67 – 68 |
Азбука эмоций |
Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения», «Подари камешек», «Костёр дружбы», «Доброе животное». |
Закрепление знаний обучающихся об основных эмоциональных состояниях, формирование доброжелательного отношения друг к другу, Актуализация позитивного эмоционального опыта. |
2 |
|||
8. Материально – техническое обеспечение курса
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина предметов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов): наборы геометрических фигур, набор цветных предметов, трафареты, вкладыши деревянные и мягкие, разрезные картинки, пазлы, наложенные изображения, контурные изображения.
Наборы деревянных кубиков, муляжи фруктов и овощей, коррекционно-развивающие игры и пособия.
Материал для развития тактильного восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализация, тактильного исследования, восприятия и памяти): резиновые и пластмассовые игрушки, наборы в мешочке, контейнера с природным материалом.
Материал для развития общей и мелкой моторики: набор мячей, наборы для манипулирования с предметами, набор мелких игрушек, набор счетных палочек, пособия для развития графомоторных навыков, пальчиковые игры.
Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры, числа, буквы), компьютерные игры.
Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия («изучаем время», карточки «лево-право», «расположи на поле предметы», «времена года»), магнитная доска «времена года».
Материал для развития мыслительных операций, дидактические игры («Умный шнурок», «Танграм»).
Методические пособия для учителя:
1. О.А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /О.А.Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
2. О.А. Ишимова Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: прог.-метод. материалы: пособие для учителя/О.А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2014.
3. В.П. Канакина Русский язык. 1 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд., испр. – М.:
Просвещение, 2016
4. В.П. Канакина Русский язык. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016
5. В.П. Канакина Русский язык. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016
6. В.П. Канакина Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд., – М.: Просвещение, 2018.
7. Екжанова Е.А. Контроль знаний в системе коррекционного обучения: учеб. – метод. Пособие для 1 –й ступени школ VΙΙ вида и классов КРО/ Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова, М.Б. Хабибулина. – М.: Дрофа, 2008.
8. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов. – М.:Национальный книжный центр, 2015 + диск
9. М.М. Безруких. «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» Москва, Педагогический университет, «Первое сентября» 2009.
10. М.М.Безруких. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. Москва. Директ-Медио, 2023
11. М.М.Безруких. Лекция «Развитие мозга ребенка. Что помогает и что мешает». - М.: Просвещение, 2021.
12. М.М.Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 2–6 классы. Москава, - М.: Просвещение, 2021
13. Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования //Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С. 82−98.
14. Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 46−62.
15. Безруких М.М., Логинова Е.С., Теребова Н.Н., Усцова А.Г., Макарова Л.В. речевое развитие подростков 10 — 12 лет и использование электронных устройств //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 1. С. 17−42.
16. Жадько Н.В., Безруких М.М. Концептуальная модель hard skills vs soft skills в структуре функциональной грамотности //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 3. С. 224−233.
17. Bezrukikh M., Ivanov V. Аge features of eye movements in adolescents when reading from various electronic devices //В сборнике: Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Intercognsci: International Conference on Cognitive Sciences. Cham, 2021. С. 160−166.
18. Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Соколова Л.В., Сонькин В.Д., Филиппова Т.А. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года) //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 16−45.
19. Безруких М.М. Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 9−15.
20. Безруких М.М., Иванов В.В. Особенности окуломоторной активности при чтении текста с различных электронных устройств отображения информации у подростков //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Москва, 2021. С. 459−462.
21. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Когнитивное развитие детей 6−7 лет //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 68−70.
22. Хрянин А.В., Безруких М.М. Особенности зрительно-пространственной деятельности разного уровня сложности у детей //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 91−93.
Методические пособия для ученика:
1. О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Развитие речи. Письмо. Тетрадь – помощница. "Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ". входит в учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов". Пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2023
4. О.А. Ишимова, Чтение. "Читаю и понимаю. Тетрадь – помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов, имеющими трудности в понимании прочитанного, в овладении навыком чтения (медленно читающие дети). Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2023.
5. О.А. Ишимова, "Чтение. Читаю словами. 2-4 классы. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов, имеющими трудности в овладении навыком чтения (медленно читающие дети). Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2020.
6. О.А. Ишимова Е.В. Дерябина "Письмо. 2-4 класс. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2023.
7. О.А. Ишимова Н.Н. Алипченкова "Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. ФГОС" предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2023.
8. О.А. Ишимова Е.Х. Заббарова "Письмо. 2-4 классы. Различаю звонкие и глухие согласные. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2023.
11. Л.Н. Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных (диск)
12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффикат, Л-Р
(диск)
13. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов. – М.:Национальный книжный центр, 2015 + диск
14. М.М.Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 2–6 классы. Москава, - М.: Просвещение, 2021.
15. Диагностический комплект для начальной школы.
16. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
17. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006
18. Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
19. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
20. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995
21. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
22. И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003
23. Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
24. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
25. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.