Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для ребенка с ОВЗ разработан в соответствии с ФАОП НОО обучающихся с ЗПР. Данный материал может быть полезен для педагогов коррекционных школ, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Иконка файла материала АНДРЕЕВА Г.С. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КРР.docx

 

 

Индивидуальный  план коррекционно-развивающей  работы

 

ФИ обучающегося: Василий И.

Класс: 2-а

Дата составления: сентябрь, 2025г.

Рекомендации ТПМПК: Обучение по АООП НОО на основе ФГОС НОО ОВЗ, вариант 7.2.

Образовательный маршрут рекомендован  на 2-4 (пробно).

            В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР перспективный план работы  направлен на коррекцию нарушений развития обучающегося  с ОВЗ и реализацию его особых образовательных потребностей. Общая продолжительность занятий по программе, в зависимости от сложности нарушения, у Василия И. составляет   68 часов.  

Краткое  содержание работы:

Предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и компетенций.  Формирование учебного поведения и структурных компонентов учебной деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);

Развитие  сенсорной и сенсомоторной сферы, развитие    зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений и ориентировки.  Формирование  алгоритмов  учебно-познавательных действий и корректировка учебных  навыков на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ЗПР.  Обогащение  словарного  запаса,  формирование  навыков  социальной (жизненной) компетенции.

·         Направления коррекционно-развивающей работы:

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

2.Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений

3.Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале

4.Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий

5.Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Структура и содержание  перспективного  плана   позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающегося, то количество часов на изучение каждого направления  может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс.

Таким образом, время освоения содержания каждого направления перспективного плана  индивидуально в зависимости от сохранности конкретной  функции или познавательного   процесса у ребенка.

Пятый раздел «Восполнение образовательных дефицитов» является частью каждого коррекционного занятия и реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями учащегося.

№ п/п

Направление коррекционной работы

I период

II период

наименование

Краткое содержание работы

(сент-янв)

(янв-май)

1.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

 

Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов. Отработка умений тонкой зрительной ориентировки цветовых оттенков. Выделение разновидностей геометрических форм, мысленное расчленение сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделирование предметов разной формы.  Аналитическое восприятие величины: выделение разных измерений - длины, ширины, высоты, толщины.

Развитие перцептивных возможностей. Распознавание объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия. Определение на ощупь предметов с разными свойствами. Упорядочивание рядов предметов по тактильным свойствам (мягкость, гладкость, упругость, густота).

Развитие кинестетических основ движения. Развитие  динамической организации двигательного акта. Синхронизация работы обеих рук (собирание мелких деталей левой и правой рукой поочередно, одномоментно).

Развитие графо-моторных функций. Отработка тонкодифференцированных графических движений. Рисование графических сложных узоров, копирование изображений по клеточкам.  Выполнение графических заданий в разных плоскостях (горизонтальных вертикальных, наклонных) и разными материалами. Выполнение графических диктантов.

Развитие межанализаторных систем. Развитие слухомоторной координации Воспроизведение ритмических рядов.

 

 

Данное направление реализуется в 1 полугодии

учебного года

 

2

Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений

 

Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу. Определение направлений в пространстве относительно себя, относительно предмета. Отражение пространственных отношений в речи, моделирование пространственных отношений по словесной инструкции. Самостоятельное употребление предлогов и составление пространственных речевых конструкций.

Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной). Отработка умений ориентировки на листе бумаги (графические диктанты по схеме с указанием движения в пространстве, копирование по клеточкам с разворотом изображения, дополнение симметричных частей изображения). Ориентировка в системе координат на плоскости (нахождение предмета/буквы/ цифры в клетке по заданным координатам).

Развитие временных представлений. Измерение времени (минуты, часы, сутки, неделя, месяц, год). Представления о настоящем, прошедшем, будущем времени. Работа с календарём. Развитие чувства времени. Лента времени (календарные даты).

 

Данное направление реализуется в 1 полугодии

учебного года

 

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале

 

Развитие познавательных процессов. Развитие скорости восприятия и переработки зрительной информации: нахождение заданных зрительных объектов в сложных графических изображениях (найди все яблоки, котят и т.д.). Развитие тонкости и дифференцированности зрительного восприятия.   Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах.

Познавательные действия при работе с алгоритмами. Отработка умения выполнять учебные действия по алгоритму.

 Познавательные действия по преобразованию информации. Преобразование информации, работа с таблицами: заполнение таблицы по рисунку, тексту,  анализ и переработка данных таблицы.

 

 

 

Данное направление реализуется во  2 полугодии

учебного года

4

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий

 

Анализ и синтез: Выделение существенных признаков конкретных житейских и простых учебных понятий. Различение существенных и несущественных признаков предметов, объектов, явлений.  

Упорядочивание логических рядов, числовой последовательности на основе выделения изменяющихся признаков.  Оперирование признаками объекта (выделение, сопоставление, совмещение).

Сравнение: Выделение в ряду предметов, сходных по заданному признаку.   Выделение признаков сходства в ряду представленных объектов.   Сравнение групп объектов. Нахождение общих признаков группы.  

Классификация: Отработка умения делить объекты на классы по заданному основанию. Соблюдение правил классификации. Выполнение классификации на учебном материале.

Обобщение, конкретизация, абстрагирование: Формирование умения относить объект к роду (подбери слова к обобщающему слову). Определение отношений последовательного подчинения простых учебных понятий.    Выделение лишнего понятия по существенному признаку.

Отработка умения устанавливать причинно-следственные отношения в описанных событиях, в серии сюжетных картинок. Понимание сюжета картинки с юмористическим содержанием. Понимание скрытого смысла текстов, рассказов.

Формирование умения сопоставлять значение пословиц и поговорок с содержанием прочитанных текстов. Объяснение пословиц и поговорок с опорой на читательский опыт. 

Отработка познавательных действий при работе с информацией: определять главную мысль текста, составлять план, выделять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность.

Суждение и умозаключение: Отработка умения делать умозаключения по аналогии с опорой на вопрос.  Решение аналитических задач. 

 

 

 

Данное направление реализуется во  2 полугодии

учебного года

5

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»

 

  Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов:

 по учебному предмету «Русский язык»:

-          Коррекция умения списывания теста.

-          Формирование и отработка навыков моторной программы написания слов и предложений под диктовку.

-          Коррекция и отработка учебного умения устанавливать связь слов в предложении.

-          Обучение алгоритму составления предложений из слов, данных в грамматически правильной и в начальной форме. Составление предложений из слов, определение порядка предложений в коротком тексте.  Обучение алгоритму определения и обозначения границ предложений в текстах.  Отработка алгоритма работы с деформированным предложением. 

-          Восстановление деформированных предложений и дополнение предложений. 

-          Развитие мелкой моторики рук.

-          Формирование навыка письма по памяти (зрительный диктант).

-          по учебному предмету «Чтение»:

-          Развитие навыка осмысленного чтения.

-          Составление сравнительного описания предметов, портретных описаний по опорным графическим схемам/ опорным словам/ вопросам.

-          -Алгоритм выборочного пересказа текстов описательно-повествовательного характера по вопросному плану, выделения частей рассказа. 

По учебному предмету «Математика»:

-          Отработка навыка образования чисел от 20 до 100, 1000 с использованием предметно-практического оперирования, с последующей записью и чтением чисел.

-          Решение аналитических (логических) задач.

-          Таблица Шульте.

 

 

Данное направление «Восполнение образовательных дефицитов» является частью каждого коррекционного занятия и реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями учащегося.

 

 

Формирование  УУД, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР

Личностное развитие

Гражданско-патриотическое

воспитание

Духовно-нравственное и эстетическое

воспитание

Физическое воспитание

Трудовое и экологическое

воспитание

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,

 -осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.

-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре.

 

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

осознание ценности труда в жизни человека и общества;

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация

Самоконтроль

Совместная деятельность

 

- выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;

-следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,

 

 -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их;

-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей; 

- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

 

-принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности;

-ответственно выполнять свою часть работы;

-оценивать свой вклад в общий результат.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия

Базовые исследовательские действия   

 Работа с информацией

-применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

-устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

- использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности;

 

- проявлять способность ориентироваться в учебном материале;

- прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- применять изученные методы познания.

-выбирать источник получения информации;

- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,   другую модель);

-формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

-использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить устное диалогическое выказывание;

-устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста;

-слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,

-получать и уточнять информацию от собеседника;

-отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание;

-выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

 

Применение здоровьесберегающих технологий.

 

v  Кинезотерапия  (лечение  движением)

Образовательная   кинезиология («гимнастика  мозга»  методика  П. Дениссона)

Направлена на профилактику, коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка при межполушарной дисфункции.

  Овладение   движениями  двурукой  координации, глазодвигательными  реакциями.

  Формирование  навыков, способствующих  успешному обучению  письму,  чтению, регуляции эмоций,  поведения:

ü  формирование зрительно-двигательных координаций;

ü   формирование  пространственных представлений;

ü  развитие  мелких движений рук;

ü  эмоционально-личностное, речевое развитие.

         «Кулак – ладонь»

         «Оладушки»

         «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь).

         «Пальчики здороваются»

Упражнение для мозговой гимнастики.

         «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

         "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение (компенсация работы левого полушария).

 

v  Дыхательная  гимнастика

ü  укрепляет дыхательную мускулатуру

ü  нормализует нейродинамические процессы коры головного мозга

ü  быстро восстанавливает работоспособность

ü  способствует  постановке  диафрагмально-речевого  дыхания, нужного  для  коррекции  различных  речевых  аномалий (дизартрия, заикание  и др.)

v  Дыхательная  гимнастика  А. Н. Стрельниковой

ü  способствует  насыщению  организма  кислородом

ü  улучшает  обменные  процессы  и  психоэмоциональное  состояние

ü  повышает иммунитет,  жизненный тонус, выводит  из стресса

   Упражнения   «Ладошки»,   «Погончики»,   «Насос»,  «Кошка»,  «Обними плечи»,   «Большой маятник».

 

v  Оздоровительный комплекс упражнений – гимнастика для глаз

Ø  Специальные  упражнения –

ü  техника расслабления глаз

ü  техника моргания

ü  техника вращения глаз

ü  техника массажа глаз

Ø  Профилактика  близорукости

ü  укрепление физического состояния

ü  правильное обучение чтению и письму (расстояние от глаз до книги 30-35  сантиметров), освещение рабочего места

ü  специальные упражнения по профилактике близорукости

v  Профилактический  массаж

Ø  Точечный и общий  массаж, самомассаж  способствуют:

         Самомассаж  пальцев рук  сосновыми шишками.

          Массаж  пальцев рук: массаж большого  пальца улучшает работу головного мозга; указательного – работу кишечника; среднего пальца – желудка; безымянного  пальца – работу печени и почки; мизинца – работу сердца.

 

Рекомендации учителя-дефектолога:

Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируются   занятия с дефектологом  в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Форма занятий: индивидуальная

 

 

 

 


 

Посмотрите также