Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
ФИ обучающегося: Василий И.
Класс: 2-а
Дата составления: сентябрь, 2025г.
Рекомендации ТПМПК: Обучение по АООП НОО на основе ФГОС НОО ОВЗ, вариант 7.2.
Образовательный маршрут рекомендован на 2-4 (пробно).
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР перспективный план работы направлен на коррекцию нарушений развития обучающегося с ОВЗ и реализацию его особых образовательных потребностей. Общая продолжительность занятий по программе, в зависимости от сложности нарушения, у Василия И. составляет 68 часов.
Краткое содержание работы:
Предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и компетенций. Формирование учебного поведения и структурных компонентов учебной деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);
Развитие сенсорной и сенсомоторной сферы, развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений и ориентировки. Формирование алгоритмов учебно-познавательных действий и корректировка учебных навыков на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ЗПР. Обогащение словарного запаса, формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
· Направления коррекционно-развивающей работы:
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие
2.Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений
3.Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале
4.Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий
5.Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).
Структура и содержание перспективного плана позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающегося, то количество часов на изучение каждого направления может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс.
Таким образом, время освоения содержания каждого направления перспективного плана индивидуально в зависимости от сохранности конкретной функции или познавательного процесса у ребенка.
Пятый раздел «Восполнение образовательных дефицитов» является частью каждого коррекционного занятия и реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями учащегося.
|
№ п/п |
Направление коррекционной работы |
I период |
II период |
|
|
наименование |
Краткое содержание работы |
(сент-янв) |
(янв-май) |
|
|
1. |
Сенсорное и сенсомоторное развитие
|
Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов. Отработка умений тонкой зрительной ориентировки цветовых оттенков. Выделение разновидностей геометрических форм, мысленное расчленение сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделирование предметов разной формы. Аналитическое восприятие величины: выделение разных измерений - длины, ширины, высоты, толщины. Развитие перцептивных возможностей. Распознавание объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия. Определение на ощупь предметов с разными свойствами. Упорядочивание рядов предметов по тактильным свойствам (мягкость, гладкость, упругость, густота). Развитие кинестетических основ движения. Развитие динамической организации двигательного акта. Синхронизация работы обеих рук (собирание мелких деталей левой и правой рукой поочередно, одномоментно). Развитие графо-моторных функций. Отработка тонкодифференцированных графических движений. Рисование графических сложных узоров, копирование изображений по клеточкам. Выполнение графических заданий в разных плоскостях (горизонтальных вертикальных, наклонных) и разными материалами. Выполнение графических диктантов. Развитие межанализаторных систем. Развитие слухомоторной координации Воспроизведение ритмических рядов.
|
Данное направление реализуется в 1 полугодии учебного года |
|
|
2 |
Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений
|
Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу. Определение направлений в пространстве относительно себя, относительно предмета. Отражение пространственных отношений в речи, моделирование пространственных отношений по словесной инструкции. Самостоятельное употребление предлогов и составление пространственных речевых конструкций. Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной). Отработка умений ориентировки на листе бумаги (графические диктанты по схеме с указанием движения в пространстве, копирование по клеточкам с разворотом изображения, дополнение симметричных частей изображения). Ориентировка в системе координат на плоскости (нахождение предмета/буквы/ цифры в клетке по заданным координатам). Развитие временных представлений. Измерение времени (минуты, часы, сутки, неделя, месяц, год). Представления о настоящем, прошедшем, будущем времени. Работа с календарём. Развитие чувства времени. Лента времени (календарные даты).
|
Данное направление реализуется в 1 полугодии учебного года |
|
|
3 |
Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале
|
Развитие познавательных процессов. Развитие скорости восприятия и переработки зрительной информации: нахождение заданных зрительных объектов в сложных графических изображениях (найди все яблоки, котят и т.д.). Развитие тонкости и дифференцированности зрительного восприятия. Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Познавательные действия при работе с алгоритмами. Отработка умения выполнять учебные действия по алгоритму. Познавательные действия по преобразованию информации. Преобразование информации, работа с таблицами: заполнение таблицы по рисунку, тексту, анализ и переработка данных таблицы.
|
|
Данное направление реализуется во 2 полугодии учебного года |
|
4 |
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий
|
Анализ и синтез: Выделение существенных признаков конкретных житейских и простых учебных понятий. Различение существенных и несущественных признаков предметов, объектов, явлений. Упорядочивание логических рядов, числовой последовательности на основе выделения изменяющихся признаков. Оперирование признаками объекта (выделение, сопоставление, совмещение). Сравнение: Выделение в ряду предметов, сходных по заданному признаку. Выделение признаков сходства в ряду представленных объектов. Сравнение групп объектов. Нахождение общих признаков группы. Классификация: Отработка умения делить объекты на классы по заданному основанию. Соблюдение правил классификации. Выполнение классификации на учебном материале. Обобщение, конкретизация, абстрагирование: Формирование умения относить объект к роду (подбери слова к обобщающему слову). Определение отношений последовательного подчинения простых учебных понятий. Выделение лишнего понятия по существенному признаку. Отработка умения устанавливать причинно-следственные отношения в описанных событиях, в серии сюжетных картинок. Понимание сюжета картинки с юмористическим содержанием. Понимание скрытого смысла текстов, рассказов. Формирование умения сопоставлять значение пословиц и поговорок с содержанием прочитанных текстов. Объяснение пословиц и поговорок с опорой на читательский опыт. Отработка познавательных действий при работе с информацией: определять главную мысль текста, составлять план, выделять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность. Суждение и умозаключение: Отработка умения делать умозаключения по аналогии с опорой на вопрос. Решение аналитических задач.
|
|
Данное направление реализуется во 2 полугодии учебного года |
|
5 |
Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»
|
Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов: по учебному предмету «Русский язык»: - Коррекция умения списывания теста. - Формирование и отработка навыков моторной программы написания слов и предложений под диктовку. - Коррекция и отработка учебного умения устанавливать связь слов в предложении. - Обучение алгоритму составления предложений из слов, данных в грамматически правильной и в начальной форме. Составление предложений из слов, определение порядка предложений в коротком тексте. Обучение алгоритму определения и обозначения границ предложений в текстах. Отработка алгоритма работы с деформированным предложением. - Восстановление деформированных предложений и дополнение предложений. - Развитие мелкой моторики рук. - Формирование навыка письма по памяти (зрительный диктант). - по учебному предмету «Чтение»: - Развитие навыка осмысленного чтения. - Составление сравнительного описания предметов, портретных описаний по опорным графическим схемам/ опорным словам/ вопросам. - -Алгоритм выборочного пересказа текстов описательно-повествовательного характера по вопросному плану, выделения частей рассказа. По учебному предмету «Математика»: - Отработка навыка образования чисел от 20 до 100, 1000 с использованием предметно-практического оперирования, с последующей записью и чтением чисел. - Решение аналитических (логических) задач. - Таблица Шульте.
|
Данное направление «Восполнение образовательных дефицитов» является частью каждого коррекционного занятия и реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями учащегося.
|
|
Формирование УУД, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
Личностное развитие
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание |
Физическое воспитание |
Трудовое и экологическое воспитание |
|
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, -осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат. |
-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; - уважительное отношение и интерес к художественной культуре.
|
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. |
осознание ценности труда в жизни человека и общества; - бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
|
Самоорганизация |
Самоконтроль |
Совместная деятельность |
|
|
|
- выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; -следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения; -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,
|
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их; -соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей; - выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
|
-принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат.
|
||
Познавательные универсальные учебные действия
|
Базовые логические действия |
Базовые исследовательские действия |
Работа с информацией |
|
-применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; -устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); - использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности;
|
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале; - прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; - применять изученные методы познания. |
-выбирать источник получения информации; - читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, другую модель); -формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
|
Общение |
|
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; -использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить устное диалогическое выказывание; -устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста; -слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, -получать и уточнять информацию от собеседника; -отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание; -выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. |
Применение здоровьесберегающих технологий.
v Кинезотерапия (лечение движением)
Образовательная кинезиология («гимнастика мозга» методика П. Дениссона)
Направлена на профилактику, коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка при межполушарной дисфункции.
— Овладение движениями двурукой координации, глазодвигательными реакциями.
— Формирование навыков, способствующих успешному обучению письму, чтению, регуляции эмоций, поведения:
ü формирование зрительно-двигательных координаций;
ü формирование пространственных представлений;
ü развитие мелких движений рук;
ü эмоционально-личностное, речевое развитие.
• «Кулак – ладонь»
• «Оладушки»
• «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь).
• «Пальчики здороваются»
Упражнение для мозговой гимнастики.
• «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
• "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение (компенсация работы левого полушария).
v Дыхательная гимнастика
ü укрепляет дыхательную мускулатуру
ü нормализует нейродинамические процессы коры головного мозга
ü быстро восстанавливает работоспособность
ü способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий (дизартрия, заикание и др.)
v Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
ü способствует насыщению организма кислородом
ü улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние
ü повышает иммунитет, жизненный тонус, выводит из стресса
— Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник».
v Оздоровительный комплекс упражнений – гимнастика для глаз
Ø Специальные упражнения –
ü техника расслабления глаз
ü техника моргания
ü техника вращения глаз
ü техника массажа глаз
Ø Профилактика близорукости
ü укрепление физического состояния
ü правильное обучение чтению и письму (расстояние от глаз до книги 30-35 сантиметров), освещение рабочего места
ü специальные упражнения по профилактике близорукости
v Профилактический массаж
Ø Точечный и общий массаж, самомассаж способствуют:
• Самомассаж пальцев рук сосновыми шишками.
• Массаж пальцев рук: массаж большого пальца улучшает работу головного мозга; указательного – работу кишечника; среднего пальца – желудка; безымянного пальца – работу печени и почки; мизинца – работу сердца.
Рекомендации учителя-дефектолога:
Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируются занятия с дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Форма занятий: индивидуальная
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.