Департамент образования томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО учителей-дефектологов Руководитель ОГБОУ «Школы-
Протокол №____ от «____»____________20 г. интерната для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томска
Руководитель МО _________Григорьева О.В.. _______________Моисеева Р.И..
«___»___________________20 г.
АДАПТИРОВАННЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (РСВ и ФПСР)
в 5 классе
Рабочая программа составлена на основании программы
специальных (коррекционных) учреждений I-II вида
Общее количество часов - 105
Количество часов в неделю - 3
Принято на заседании педагогического совета (Протокол №______ от «___»____________20 г.)
Учитель-сурдопедагог МОИСЕЕВА Р.И.
I блок.
Пояснительная записка.
Программа по РСВ и ФПСР детей с нарушениями слуха и речи составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта и разработками отечественных учёных в области коррекционно-развивающей педагогики.
|
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха. |
|
Причины введения учебной дисциплины обусловлен тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план специальных образовательных учреждений. |
|
Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие слухового восприятия и формирование произношения устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух улучшают в процессе формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков. |
|
Роль и место этого курса тесно связано с такими дисциплинами как русский язык, литература, биология, математика, внеурочная деятельность. В результате изучения курса учащиеся должны научиться: различать на слух фразы, словосочетания, слова, слоги; овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно; воспроизводить его и действовать соответственно принятому. |
|
Программа рассчитана на обучение в 5 классе I вида. |
|
Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)ОУ I-II вида. |
|
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны уметь:
|
|
- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; - построения системы коррекционно-развивающей работы по РСВ и ФП. В ходе достижения целей решаются задачи:
|
|
Программа включает следующие разделы:
|
|
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих уроков, групповых занятий. |
|
При изучении для обучаемых предусмотрены большие возможности для работы по РСВ и ФПСР. Особое внимание уделяется обучение восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объём текстов предложений. |
|
Оценка знаний, умений обучающихся проводится по общешкольным планам работы слухового кабинета, МО учителей, в ходе классно-обобщающего контроля. Изучение курса завершается контрольной работой. |
|
Программа по РСВ и ФПСР общим объёмом изучается в течение года. |
II блок.
Учебно-тематический план.
|
Наименование разделов и тем. |
Всего |
Количество уроков |
Формы контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III блок. Содержание. РСВ.
I полугодие.
|
№ |
Разделы, темы |
Содержание программного материала |
Дидактический материал |
Сроки |
Интегра ция |
Уровневая дифференциация |
|
|
|
|
Обследование произносительных навыков и речевого развития. |
|
2.09-04.09 |
|
|
|
|
I. II. Восприятие на слух с помощью инд.слух.аппаратов и без аппарата речевого материала: |
|||||||
|
1 |
Обиходно-разговорного характера |
Тема «Каникулы». · Скажи, где ты отдыхал(а) летом? · Чем ты занималась в летние каникулы? · Ты ходил(а) в лес? · Ты любишь собирать грибы? · Какие грибы тебе нравятся больше всего? · Почему? · Как ты провела летние каникулы? Послушай и повтори предложения. · Летом я с товарищем каждый день ходил на речку купаться. · Девочки разбрелись по лугу и стали собирать цветы. · Мы часто ходим на рыбную ловлю. · Вечером в лагере ребята разожгли костёр. · Дети собрались в поход. · Окончились летние каникулы. |
Словарь: летние каникулы, отдыхать-отдыхают, купаться – купаются, загорать – загорают, собирать – собирают, кататься – катается, детский лагерь. |
16.09-18.09
23.09 25.09
30-03.10 |
Внеуроч ная деятель ность. |
базовый |
|
|
2. |
Литература. |
|
|
литература |
Базовый, выше базового |
||
|
3. |
Работа с текстом. Тема: «Режим дня». |
Мы просыпаемся в семь часов тридцать минут утра. Сначала идем на зарядку. Потом мы умываемся, одеваемся, застилаем кровати. В восемь часов двадцать минут идем в столовую завтракать. Занятия в школе начинаются в девять часов. После третьего урока мы идем на полдник и возвращаемся в класс. После обеда мы гуляем. Время после прогулки отводится на выполнение домашнего задания. Вечером мы занимаемся в кружках, в спортивных секциях, смотрим кино. В десять часов ложимся спать. Важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет.
|
Задания к тексту: Когда ребята просыпаются? Что они делают утром? Что школьники делают в середине дня? Как ребята проводят вечер? Продолжи: «Вечером мы занимаемся в кружках, …» Что важно научиться соблюдать со школьных лет? Словарь: режим дня, нужно - необходимо, выполнять - соблюдать, вставать, ложиться.
|
Внеурочная деятельность |
Базовый, выше базового |
||
|
4 |
Разговорно-обиходного характера. |
Тема «Мой класс».
|
Словарь: ученик – ученики, учительница, воспитатель – воспитатели, класс, школьники, учебный год, здание школы, полей, проветри, раздай. |
14.10 16.10
21.10 23.10
28.10 30.11 |
Коррекционная
РСВ |
базовый |
|
|
5. |
Русский язык. |
Послушай и повтори:
|
|
Русский язык |
Базовый, выше базового |
||
|
6. |
Работа с текстом. Тема: «Мой класс». |
Сегодня ребята убирали класс. тол. Марина мыла доску. Коля и Галя вытирали парты и доску. Оля поливала цветы. Лена аккуратно сложила в шкафу книги и тетради. Наташа взяла веник и подмела пол. Ребята открыли окно и проветрили класс.. В классе стало чисто. |
Задания к тексту:
|
РСВ |
Базовый, выше базового |
||
|
7. |
Фразы разговорно – обиходного характера. |
Опиши внешность товарища (подруги, учительницы, …).
|
|
11.11 15.11
18.11 22.11
25.11 29.11 |
коррекционная |
|
|
|
8. |
Математика. |
|
Словарь: множитель, произведение, делимое, частное, выражено, дороже, дешевле, чему равно. |
математика |
Базовый, выше базового |
||
|
9. |
Работа с текстом. Тема: «Родная природа». |
Ноябрь. Всё чаще начинает хмуриться небо, дует холодный ветер. Подошёл третий месяц осени. Высоко над головой пожелтевшие и побуревшие листья уже почти все опали. Запоздалые стрижи, ласточки и другие перелётные птицы, еще не улетевшие, собираются в стаи и незаметно, по ночам отбывают в дальний путь. Холодеет вода: больше уж не хочется купаться. По утрам лужи покрывает тонкая ледяная корочка. Пахнет зимой. |
Задания к тексту:
|
РСВ |
Базовый, выше базового |
||
|
10. |
Фразы разговорно – обиходного характера |
Назови признаки осени.
|
|
2.12 6.12
11.12 15.12
16.12 20.12 |
коррекционная |
Базовый, выше базового |
|
|
11. |
Математика. |
|
|
математика |
Базовый, выше базового |
||
|
12. |
Тема «Наша Родина». |
Столица нашей Родины. Москва – это кремль и Красная площадь. Это широкие и красивые улицы и новые высотные дома. Москва – столица нашей страны, родной и близкий каждому из нас город. В Москве работает правительство. Москва постоянно строится и обновляется. Растет столица. Появляются новые площади и проспекты. С каждым днём молодеет и становится краше столица нашей Родины.
Словарь: столица, Россия, правительство, государственный флаг, Красная площадь, Мавзолей, красивая – красивее – краше, площадь, проспект, высотный дом. |
Задания к тексту:
Объясни, что означает выражение «молодеет столица»?
|
РСВ Внеурочная деятельность |
Базовый, выше базового |
||
|
13 |
Работа с текстом «Новогодний праздник». |
Школьная ёлка. Скоро наступит Новый год. Это праздник всех ребят. Ученики 6 класса считают, что это лучший праздник в году. За две недели до ёлки ребята стали готовиться к празднику. Они украсили свой класс гирляндами, флажками, снежинками. На уроках труда смастерили много красивых игрушек, сшили новогодние костюмы. Был составлен новогодний сценарий. Ребята шестого класса принимали активное участие в составлении этого сценария. Наконец в зале поставили ёлку. Её привезли из леса. Ребята помогали наряжать ёлку. С нетерпением ждут они новогодний праздник, весёлый карнавал. |
Задания к тексту:
Словарь: Новый год, лучший праздник, гирлянды, новогодний праздник – новогодняя ёлка, мастерили – смастерили, новогодние костюмы, карнавал, сценарий.
|
23.12 30.12 |
РСВ Внеурочная деятельность |
Базовый, выше базового |
|
|
|
|
Повторение речевого материала за первое полугодие. |
|
9.01 17.01 |
|
|
|
|
|
|
II полугодие. |
|
|
|
|
|
|
14 |
Фразы разговорно – обиходного характера |
Расскажи, чем вы занимаетесь в спортзале (на уроках физкультуры)? |
|
20.01 24.01
27.01 31.01
3.02 7.02
10.02 21.02 |
коррекционная |
Базовый, выше базового |
|
|
15 |
Тема «Спорт» Мой любимый вид спорта |
Вова записался в секцию по футболу. Тренировки в секции проходят два раза в неделю по вторникам и четвергам с трех до пяти. Иногда Вова опаздывает на тренировки. Тренер предупредил Вову, чтобы он приходил вовремя, без опозданий. |
Задания к тексту: Озаглавь текст. О ком говориться в тексте. О чем говориться в тексте. Когда у Вовы тренировки? Опаздывает ли Вова? |
коррекционная |
Базовый, |
||
|
16
|
Русский язык. |
Определи склонение существительного … . |
|
Русский язык |
Базовый, выше базового |
||
|
17 |
Работа с текстом. Тема «Сезонные изменения в природе». |
В зимнем лесу. Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым блестящим покровом. В холодном воздухе носились белые пушинки. Ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Вдруг мы услышали стук. На сосне мы увидели птицу. Она была чёрная с белыми пятнышками, а на голове у неё яркие красные пёрышки. Это был дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Иногда на снегу под деревьями много-много шишек валяется. Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек доставал. |
Задания к тексту:
Как ты помогаешь зимующим птицам?
|
РСВ Внеурочная деятельность |
Базовый, выше базового |
||
|
18 |
Организация учебной деятельности. |
Как нужно выполнять устные задания? |
|
24.02-28.02
2.03 7.03
10.03 14.03 |
коррекционная |
Базовый, выше базового |
|
|
19 |
Тема «Спорт»
|
В какой спортивной секции ты занимаешься? Я занимаюсь… Как зовут твоего тренера? Когда у тебя тренировки? Когда тренировка заканчивается? Тебе нравиться заниматься спортом? |
Словарь: спортивная секция, секция по… тренер, тренировка, занимаюсь спортом, тренируюсь. |
РСВ коррекционная |
Базовый, выше базового |
||
|
20 |
Тема «Наша Родина. Томская область» Город Томск |
Мы живем в Томской области. В нашем области живут народы разных национальностей.. Томская область - равноправная часть России. У нас есть – Герб, Флаг и Гимн. Флаг имеет три цвета: белый цвет мудрости и справедливости, красный цвет мужества и силы, синий цвет. Томская область - край изобилия и плодородия. У нас есть равнины и реки, озера, леса, поля. Мы учимся и живем в Томске. Это главный город нашей области. |
Задания к тексту: Где мы живем? Опиши Герб и флаг . В состав какого государства мы входим?
Словарь: Республик, Герб, Флаг и Гимн, мудрость, справедливость, мужество сила, изобилие. |
РСВ Внеурочная деятельность |
выше базового |
||
|
21. |
Организация учебной деятельности. |
|
|
17.03 21.03
24.03 28.03
1.04 4.04 |
коррекционная |
Базовый, выше базового |
|
|
22. |
Математика. |
|
|
математика |
Базовый, выше базового |
||
|
23. |
Тема «В гостях» |
-Здравствуйте -Здравствуйте. Проходите. Раздевайтесь. Мы вас ждем. -Разрешите поздравить вас с Днем рождения. Примите самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни. -Спасибо. Я очень вам благодарен вам за внимание. -А это мой подарок. -Большое спасибо. |
Задания к тексту: Прочесть по ролям. |
РСВ Внеурочная деятельность |
Базовый, выше базового |
||
|
24. |
Фразы разговорно – обиходного характера. |
|
|
7.04 11.04
14.04 18.04
21.04 2.05
|
коррекционная |
Базовый, выше базового |
|
|
25. |
Биология. |
|
|
биология |
Базовый, выше базового |
||
|
26. |
Работа с текстом. Тема «Сезонные изменения в природе». |
«Грачи прилетели».
Основной темой творчества художника Алексея Кондратьевича Саврасова была природа. Одна из лучших картин художника – «Грачи прилетели». На переднем плане картины выстроились в ряд покривившиеся березы. На их ветках хлопочут грачи, чинят прошлогодние гнезда. На подтаявшем снегу видны следы грачей. На втором плане картины видны почерневшие крыши домов, возвышается небольшая церквушка. А дальше, за деревней, чернеют поля, на которых видны остатки потемневшего снега. Солнечные лучи окрашивают в розовые тона церквушку, забор, снег. Художник А.К. Саврасов хорошо сумел передать чистоту и прозрачность весеннего воздуха.
|
ЗаЗЗззз Задания к тексту Что ты видишь на переднем плане картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»? Что изображено на втором плане картины? Какое время года изображено на картине? Что сумел передать Саврасов? Какие чувства вызывает эта картина? Покажи на картине: «Солнечные лучи окрашивают в розовые тона церквушку, забор, снег». Придумай свое название картины.
Словарь Словарь: творчество, творчество художника, покривившиеся березы, подтаявший снег, почерневшие крыши, потемневший снег, прошлогодние гнезда, хлопочут грачи. |
Коррекционная
РСВ |
Базовый, выше базового |
||
|
27. |
Вежливые слова. |
|
Словарь: дайте пожалуйста, будьте добры, благодарю, спасибо, извините. |
5.05 8.05
12.05 16.05
19.05 23.05 |
Коррекционная РСВ |
базовый |
|
|
28. |
Тема «Будем знакомы» |
Будем знакомы. Мы знакомы. А мы не знакомы. Вы знакомы. Давайте знакомиться. Очень приятно. Мы уже познакомились. Мы еще не познакомились. |
|
РСВ |
Базовый |
||
|
29. |
Тема «Будем знакомы» |
-Здравствуйте. Будем знакомы. -Очень приятно. -Вы едете отдыхать. -Да, я хочу поехать в горы. -А я еду на море. -По-моему летом надо отдыхать только на море. -Не согласен. Лучший отдых в горах. |
|
Коррекционная
|
Базовый |
||
|
|
|
Повторение речевого материала за второе полугодие. |
|
26.05 30.05 |
|
|
|
Структура курса
Систематический курс состоит из двух разделов:
- формирование произносительной стороны речи;
- развитие слухового восприятия.
Основные содержательные линии
Материал курса представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как :
- основы лингвистических знаний: фонетика, орфоэпия, состав слова
(морфемика), грамматика( морфология и синтаксис), орфография и пунктуация, развитие речи.
Языковой материал призван углубить усвоение структуры русского языка, развитию речи, совершенствованию произносительных навыков и умений.
Место учебного предмета «Обучение произношению и развитию слухового восприятия» в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение данного предмета в 5 классе выделяется 105 часов, по 3 часа в неделю.
Ценностные ориентиры результатов изучения предмета
«Развитие слухового восприятия и обучение произношению»
Личностными ориентирами в изучении данного предмета являются:
- осознание изучения данного предмета как основного средства национальной культуры и средства общения;
- понимание того, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными ориентирами и результатами изучения данного предмета в старшей школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач( диалог, монолог, высказывания);
- понимание и ориентирование на позицию партнёра;
- учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление в к более точному высказыванию своего мнения;
- умение задавать вопросы;
- умение правильно произносить звуки речи;
- умение правильного восприятия речевого(слухового) материала.
Предметными ориентирами и результатами изучения данного курса являются:
- овладение нормами русского языка( лексика, грамматика, фонетика, орфоэпия) и правилами речевого этикета;
- умение применять орфографические правила, правила произношения звуков речи на практике;
- умение контролировать и проверять свое произношение и речь;
- сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые особенности языка, звуков речи;
-знать и применять на практике знания и умения по произношению и слуховому восприятию: звук, буква, слово, часть слова, части речи, согласование, члены предложения.
Коммуникативными ориентирами являются :
- овладение видами речевой деятельности и основами культуры речи;
- умение определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию;
- учитывать коммуникативные намерения партнера;
- выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- быть готовыми к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая компетенция и ориентиры формируются на основе:
- овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении;
- знаниями о лингвистике как науке;
- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений.
Общественная и культуроведческая компетенция и ориентиры формируются:
- на осознании языка как формы выражения общенациональной культуры;
-понимании взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- освоения норм языка, произношения звуков речи;
- способности объяснять и понимать значение слов с национально-культурным компонентом.
Виды речевой деятельности
- слушание, говорение, чтение, письмо.
Обучение грамоте
- фонетика, графика, чтение, письмо, слово и предложение.
Развитие речи
- фонетика и орфоэпия, графика, лексика, состав слова, морфология, синтаксис.
Развитие слухового восприятия
В 5 классе продолжается работа по обучению учащихся восприятию речи на слух со слуховыми аппаратами и без них. В процессе тренировки меняется оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал. При этом все меньше это расстояние зависит от характера предлагаемого на слух речевого материала. Речевой материал для слуховой тренировки предлагается с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их речевого развития и состояния слуха. В случае необходимости на слух могут предъявляться такие элементы речи, как слоги и фонемы( с последующим восприятием целого слова).
Особое внимание уделяется восприятию на слух незнакомых текстов, определению их основного содержания или основной мысли. Объем текста в 6 классе не должен превышать 18-22 предложений. Тексты должны предъявляться сразу на слух. Кроме того проводится работа по восприятию речи на слух по телефону, радио. Обучению речи на слух без индивидуальных речевых аппаратов отводится не более одной трети всего занятия, а восприятию шепотной речи 2-3 минуты.
Учащиеся воспринимают речевой материал:
- связанного с учебной деятельностью учащихся и обиходно –разговорного характера типа Что тебе особенно запомнилось на летних каникулах? Какими интересными делами занимается наш класс? Любишь ли смотреть предачи по телевидению «В мире животных?»
- связанного с изучение общеобразовательных предметов по темам : Устное народное товрчество, Кем быть? Любимый писатель. Мои товарищи, города.
Обучение произношению
- дальнейшее совершенствование произносительных навыков звуков речи;
- дифференциация часто смешиваемых в произношении звуков речи
( носовых и ротовых) - М-П, М-Б, Н-Т, Н-Д; свистящих, шипящих и аффрикатов – С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ш-Ч, звонких и глухих, слитных и щелевых – Ц-С, Ч-Ш, слитных и смычных – Ц-Т, Ч- Т;
- работа над выразительностью речи( интонационная окраска, деление фразы на смысловые синтагмы, различные модуляции голоса) ;
- коррекция произношения различных звуков речи согласно индивидуальным особенностям детей.
Контроль предметных результатов
Контроль предметных результатов осуществляется в течение всего учебного курса на каждом занятии( текущий контроль), а также в конце учебного года(итоговый контроль) при проверке навыков произношения и слухового восприятия с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Примечание.
Исходя из требований общеобразовательных стандартов, тематическое планирование строится на основе значимости тем социального плана: наша родина Россия, Москва- столица нашей родины, изменения в природе по временам года, т . д. , а также общеобразовательных предметов : литература, развитие речи, русский язык, математика, история, география , окружающий мир и т. д .
Контроль
- проверка произносительных навыков дифференциации звуков речи;
- проверка слухового восприятия контрольных фраз, текстов;
- проверка знаний правил орфоэпии;
- проверка умений правильного соблюдения интонационной структуры слова, предложения;
- проверка знаний лексического содержания пройденных тем;
- проверка умений задавать вопросы и отвечать на вопросы по заданной теме;
- проверка умений понимания прочитанного речевого материала.
Учебно методическое и материально-техническое обеспечение
1. VУRBOTON VT 15
2. ИНТОН –М – тренажер речевой комплексный.
3. Видеомонитор ЭЛЕКТРОНИКА 32 ВТЦ 202
3. Компьютер LG
4. Мультимедийные общеобразовательные программы по развитию речи и произношению .
Список литературы (основной и дополнительный)
Программа разработана в соответствии и на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Постановления Правительства РФ от 12.03.97 N 288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Сб 2. – М. «Просвещение», 2006 г. К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.