Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции тяжелых нарушений речи, вариант 5.2

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции тяжелых нарушений речи, вариант 5.2
Иконка файла материала 1кл рп тнр 5.2.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»

Ярославского муниципального района                                                                                                  

 

РАССМОТРЕНА:                                       УТВЕРЖДЕНА:

на заседании методического                     приказом МОУ Леснополянская НШ

объединения учителей                               им. К.Д. Ушинского ЯМР

начальных классов                                     от____________№_______

протокол от ____________№_____          Директор школы:   

   _________________    Г.В. Лозинская

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий

по коррекции общего недоразвития речи (2 – 3 уровень речевого развития) для обучающихся 1-х классов с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (вариант 5.2)

 

Программу составила

учитель – логопед: Васильева Е.В.

Срок реализации 1 год

1 ч. в неделю (33 часа)

 

р.п. Лесная поляна

2019 г.

Данная  программа индивидуальной  коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития обучающихся.

Цель:  коррекция нарушений устной речи у обучающихся 1 класса общеобразовательной школы, обусловленные ОНР (2 - 3  уровень развития речи).

Задачи:

1.    Устранение дефектов произношения.

2.    Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.    Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.

4.    Формирование и развитие грамматически правильной речи.

5.    Формирование и развитие выразительной связной речи.

6.    Обогащение словарного запаса.

7.    Развитие фонематического восприятия.

8.    Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

9.    Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.

10.              Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.

11.              Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

Требования к результатам обучения обучающихся к концу 1 класса:

При завершении 1 класса коррекционно-логопедической работы у обучающихся должны быть:

ü сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

ü восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

ü уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безудар­ные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);

ü  поставлены и дифференцированы все звуки;

ü уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

ü уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;

ü списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;

ü правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;

 

       Программа рассчитана на 33 часа, будет реализовываться на групповых коррекционно-логопедических занятиях 1 раз в неделю.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы программы

Количество занятий

1

Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия.

5

2

Гласные звуки и буквы.

10

3

Согласные звуки и буквы. Мягкий и твердый знаки.

17

4

Итоговая диагностика.

1

 

 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Развитие неречевых                  процессов

Кол-во занятий

Дата

1

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Представление о речи.                     Выделение предложения в потоке речи.                                              Схематическая запись предложений. Точка.

№ 1.  Упражнения артикуляционной гимнастики.                № 2. Пальчиковая гимнастика.                № 3. Дыхательная гимнастика.        Отработка понятий «правый» и «левый».

1

 

2

Слова – предметы.

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря.                       Главные слова в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.                                         Игра «Что это?»

1

 

3

Слова – действия.

Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?                   Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                          Слова главные и зависимые

Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия».                                          Отработка понятий «правый» и «левый».

1

 

4

Слова – признаки.

Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д.                        Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые

№ 1, № 2, № 3                           Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Кубики».                                

1

 

5

Слова – предметы, действия, признаки.

Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

Развитие ориентировки в пространстве.                                 Упражнение «Крестики».

1

 

6

Звук и буква А.                    «Фрукты».

Выделение звука из слова.                «Фрукты».                                               Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

1

 

7

Звук и буква О.                    «Овощи».

 

Выделение звука из слова.              «Овощи» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по вопросам.

Упражнение «Найди и закрась букву».                                              «Корректурная проба».    

1

 

8

Звук и буква У.                         «Фрукты – овощи. Огород».

 

Выделение звука из слова.                 «Фрукты» — овощи. Огород».                            Предлоги НА, В, ПОД.

 

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек».

1

 

9

Звук и буква Э.                    «Цветы».

 

Выделение первого ударного звука в слове.                                                      «Цветы» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                   Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

№ 1, № 2, № 3                     Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».

1

 

10

Звук и буква Ы.                   «Птицы».

 

 

Выделение звука из слова.                  «Птицы».                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                 Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

1

 

11

Звук и буква И.                      «Птицы».

 

Выделение первого ударного звука в слове.                                                          «Птицы».                                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                     Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

№ 1, № 2, № 3                            Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.                        Упражнение «Красно-черные пары».                                      «Корректурная проба».

1

 

12

Звуки М-М*.

Буква М. «Ягоды».

 

Начало, середина, конец слова.    Анализ обратного слога типа АМ.     «Ягоды».                                                 Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.                                       Отработка понятий «левый»-«правый».                                       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

1

 

13

Звуки Н-Н*.

Буква Н.              «Лес».

 

Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес».                                                          Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур.

1

 

14

Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты».

Анализ слова типа МУХА. «Продукты».                                       Образование относительных прилагательных.

Развивать зрительное внимание и восприятие.

1

 

15

Звуки С-С*.

Буква С.

«Обувь».

Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь».                                                          Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

1

 

16

Звуки З-З*.

Буква З. «Одежда».

Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда».                                              Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

№ 1, № 2, № 3                            Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».         

1

 

17

Звуки П –Б.

Буквы П- Б. «Домашние животные».

Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

1

 

18

Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж. «Животные жарких стран».

Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН.                                             «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                    Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

 

1

 

19

Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель».

Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА.                                                 «Мебель».                                            Согласование числительных с существительными.                        Составление простых предложений по картинке.

Звуко-слоговой анализ и синтез.                             Упражнение «Распутай слоги».                      

1

 

20

Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы».

 

Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА.                               «Рыбы».                                        Согласование числительных с существительными.                                Составление простых предложений по картинке.

Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки».

 

1

 

21

Звуки К-Г.

Буквы К-Г.

 

Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА.                                       «Времена года» .                            Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

Упражнения для развития мышления.

 

1

 

22

Звуки Р- Л.

Буквы Р-Л. «Праздники».

Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА.                                   «Праздники».                                                               Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке

Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги».

1

 

23

Звук Й.

Буква Й.                             «Наш город».

Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город».                                              Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий).

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква».

1

 

24

Буква Я.                                   «Домашние и дикие животные».

Анализ слова типа ЯМА.                   «Домашние животные».                            «Дикие животные».                                            Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий).

Упражнения на осознанное восприятие.

1

 

25

Буква Ю.                      «Профессии».

 

Анализ слова типа ЮЛА.     «Профессии».                                         Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

Развитие произвольности.                       Игра «Хитрые картинки».

1

 

26

Буква Е.                                  «Птицы».

 

Анализ слова типа ЕЖИ.                     «Птицы».                                           Согласование числительных с существительными.                                 Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения на осознанное восприятие.

 

1

 

27

Буква Ё.                        «Времена года».

 

Анализ слова типа ЁРШ.                       «Времена года».                            Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

№ 1, № 2, № 3                          Развитие внимания.        Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.                                      Игра «Пуговица».                      «Корректурная проба».

1

 

28

Буква Ь.                           «Насекомые».

Анализ слова типа СЕМЬЯ.    «Насекомые».                                     Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.

1

 

29

Буква Ъ.                                               «Сад – огород».

 

Анализ слова типа ПОДЪЁМ.                      «Сад- огород».                                Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                               Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

 

1

 

30

Звук Ц.

Буква Ц.                       «Деревья – цветы».

 

Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ.           «Деревья». «Цветы» .                           Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по картинке.

Развитие зрительного внимания.                   Упражнение «Бусы».                  

1

 

31

Звук Щ.

Буква Щ.                «Ягоды».

Анализ слова типа ЩЕНОК.  «Ягоды».                                                Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

1

 

32

Звук Ч.

Буква Ч.                      «Ягоды».

Анализ слова типа ЧАЙКА.                             «Ягоды».                                              Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

1

 

33

Итоговая диагностика.

Подведение итогов работы за год.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.

2.     Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

3.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

4.     Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.

5.     Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.

6.     Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.

7.     Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.

8.     Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.