Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции задержки психологического развития, вариант 7.2
Оценка 4.8

Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции задержки психологического развития, вариант 7.2

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
14.08.2022
Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции задержки психологического развития, вариант 7.2
Рабочая программа учителя - логопеда для 1х классов по коррекции задержки психологического развития, вариант 7.2
1кл рп зпр 7.2.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»

Ярославского муниципального района                                                                                                  

 

РАССМОТРЕНА:                                       УТВЕРЖДЕНА:

на заседании методического                     приказом МОУ Леснополянская НШ

объединения учителей                               им. К.Д. Ушинского ЯМР

начальных классов                                     от____________№_______

протокол от ____________№_____          Директор школы:   

   _________________    Г.В. Лозинская

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий

по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 1-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психического развития (вариант 7.2)

 

Программу составила

учитель – логопед: Васильева Е.В.

Срок реализации 1 год

1 ч. в неделю (33 часа)

 

р.п. Лесная поляна

2019 г.

Программа предназначена для коррекции недоразвития речи системного характера  у обучающихся 1 класса с задержкой психического развития (вариант программы 7.2).  Данная программа составлена в соответствии с  новым ФГОС для детей с ОВЗ.

Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов с задержкой психического развития.

Задачи:

- формировать полноценные представления о звуко-буквенном составе слова;

- формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового со­става слова;

- восполнить пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи;

- развивать связную речь;

- развивать пространственно-временные представления;

- развивать психологические предпосылки к обучению;

- развивать коммуникативную готовность к обучению.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения АОП  соответствуют ФГОС НОО:

Метапредметными результатами логопедических занятий является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

1.   Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2.   Принимать и сохранять учебную задачу.

3.   Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4.   Планирует совместно с учителем-логопедом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5.   Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

6.   Осваивать правила планирования, контроля способа решения.

7.   Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.

8.   Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД.

1. Отвечать на простые вопросы учителя логопеда, находить нужную информацию в учебнике и словаре.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.

5. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.

6. Использовать знаково-символические действия.

7.Формулировать проблемы с помощью учителя.

8.Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные УУД

1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.

3. Слушать и понимать речь других.

4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

5.Уметь задавать учебные вопросы.

6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:

распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;

осуществлять контроль;

7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре);

8. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 

       Рабочая программа рассчитана на 33 занятия – по 1 занятию в неделю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование логопедических занятий

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Фронтальное логопедическое обследование в начале года

2

2

Пространственные и временные представления.

1

2

Речь. Звуки речи.

1

3

  Предложение. Слово.

4

4

Слоговой анализ  и синтез слов.

2

5

Звуки. Звуковой анализ и синтез слов

1

7

Слог. Слогообразующая роль гласного.

1

8

Ударение.

1

9

 Гласные и согласные звуки.

3

10

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки.

9

11

Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты.

4

12

Сонорные согласные.

2

13

Развитие связной речи.  Составление предложений с опорой на сюжетные и предметные картинки, пересказ текста по вопросам, пересказ с опорой на сюжетные картинки,  составление предложений по опорным словам.

Задания  включены в структуру  логопедических занятий.

14

Лексические темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Животные дикие и домашние»,  «Посуда», «Наш дом», «Сезонные изменения в природе», «Наша семья», «Одежда, «Транспорт», «Ягоды», «Рыбы», «Птицы».

Темы включены в структуру логопедических  занятий.

15

Фронтальное логопедическое обследование (конец года)

2

16

Итого

33

 

 

 

Поурочное планирование логопедических занятий

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Дата

1-2

Фронтальное обследование устной и письменной речи обучающихся.

 

 

3

Про­странст­венные представ­ления. Правое и левое направления в пространстве.

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

 

4

Речь.  Знакомство с  органами речи. Звуки речи, способы их образования.

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Различение речевых и неречевых звуков.

 

5

Анализ предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложений из трёх и четырёх слов.

Предложение как единица речи. Со­ставление предложений по опорным картинкам на тему «Времена года», запись предложений с помощью ус­ловных знаков.

 

6

Слова, обозначающие предмет.

Слово как часть предложения. Лексиче­ское значение слова. Слова, обозначаю­щие живые и неживые предметы. Обо­значение изучаемых слов при помощи схемы.

 

7

Слова, обозначающие действие предмета.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету.

 

8

Слова, обозначающие признак предмета.

Развитие словаря признаков. Под­бор признаков к предметам. Соот­несение слов, обозначающих при­знаки предметов, со схемой. Раз­витие навыков постановки вопро­сов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. Составление предложений по сюжетной картинке на тему «Осень».

 

9

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога,

слого-ритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.

 

10

Деление двух- и трёхсложных слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Составление слов из отдельных слогов. Слоговой анализ слов. Работа с предметными картинками на тему «Фрукты».

 

11

Выделение первого звука в слове. Определение количества звуков в слове и места звука в слове.

Звуковой анализ слов. Работа над речевым материалом на тему «Овощи». Различение овощей и фруктов. Характеристика овощей и фруктов (цвет, форма, вкус).

 

12

Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв.

Звуковой анализ слов. Работа над различением звуков и букв. Определение количества звуков и букв  в слове.

 

13

Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Выделение ударного слога, ударного гласного. Определение места ударения в слове.  Воспроизведение ритмиче­ского рисунка слова, составление схемы слова с выделением ударного слога, подбор к заданной схеме слова.

 

14

Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а],  [о],  [у],  [э],  [ы],  [и].

Развитие навыков выделения зву­ков, уточнение артикуляции звуков, соотнесение звука с буквой, опре­деление места звука в слове.

 

15

Образование йотированных гласных я, е, ю, ё. 

Уточнение артикуляции звуков, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Обозначение мягко­сти согласных на письме и в схе­мах при помощи гласных я, е, ё, ю.

 

16

Образование согласных звуков.

Наблюдение за работой органов речи при образовании согласных звуков.

 

17

Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных звуков.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Со­отнесение звуков с буквами.

 

18

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Наблюдение за работой органов речи при образовании гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами.

 

19

 Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдого и мягкого согласного.

Различение твёрдых и  мягких согласных на слух. Различение твёрдых и  мягких согласных, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа над звуковыми схемами слов.

 

20

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Различение твёрдых и  мягких согласных. Работа над звуковыми схемами слов.

 

21

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.

 

22

Дифференциация звуков [п, п’ -  б, б’] в слогах, словах, словосочетании.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков звуков [п, п’ -  б, б’]. Диффе­ренциация звуков [б]—[п] в сло­гах, словах, словосочетаниях. Работа со словами-паронимами.

 

23

Дифференциация звуков [т, т’ -   д, д’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики  звуков [т, т’ -   д, д’]. Диффе­ренциация звуков  в сло­гах, словах, словосочетаниях. Работа со словами-паронимами.

 

24

Дифференциация звуков [к, к’ -  г, г’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков [к, к’ - г  , г’]. Диффе­ренциация звуков  в сло­гах, словах, словосочетаниях. Посуда. Составление словосочетаний, включающих название посуды.

 

25

Дифференциация звуков [с, с’- з, з’] в слогах, словах, словосочетаниях..

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков [с, с’ - з  , з’]. Диффе­ренциация звуков  в сло­гах, словах, словосочетаниях.

 

26

Дифференциация звуков [ф, ф’ -  в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков [ф, ф’ - в  , в’]. Дифференциация звуков [ф, ф’ -  в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях. Домашние животные. Работа с предметными картинками.

 

27

Дифференциация звуков [ж-ш] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков [ж-ш].Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.

 

28

Дифференциация звуков [ч’ – щ’]  в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков [щ’]— [ч’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

 

29

Диффе­ренциа­ция звуков  [с], [с’]— [ш] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции звуков [с], [ с’]—[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

 

30

Диффе­ренциа­ция звуков  [з], [з’]— [ж] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции звуков [з]—[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

 

31

Дифференциация звуков [р, р’ -  л, л’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристики звуков [р, р’ - л  , л’]. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.

 

32-33

Фронтально обследование устной и письменной речи.

Проверка усвоения сформированности навыков чтения,  письма под диктовку и списывания, мониторинг устной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

·         Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.Организация логопедической работы в школе. М. , 2012г.

·        Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. – М.: Просвещение,2012.

·        Е. Е. Коржаева. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. Творческий центр «Сфера», Москва, 2011 г.

·        Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников «Союз» Санкт-Петербург, 2010 г.

·        Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии: Методическое пособие для учителей-логопедов/ Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009г.

·        Г. В. Отрошко. Организация и содержание логопедической работы в классах VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014 г.

·        Садовникова И. Н Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 2008 г.

·        Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.

 

 


 

Муниципальное образовательное учреждение «Леснополянская начальная школа им

Муниципальное образовательное учреждение «Леснополянская начальная школа им

Программа предназначена для коррекции недоразвития речи системного характера у обучающихся 1 класса с задержкой психического развития (вариант программы 7

Программа предназначена для коррекции недоразвития речи системного характера у обучающихся 1 класса с задержкой психического развития (вариант программы 7

Формулировать проблемы с помощью учителя

Формулировать проблемы с помощью учителя

Тематическое планирование логопедических занятий № п / п

Тематическое планирование логопедических занятий № п / п

Поурочное планирование логопедических занятий № п/п

Поурочное планирование логопедических занятий № п/п

Выделение первого слога в слове

Выделение первого слога в слове

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков

Дифференциация звуков [ф, ф’ - в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях

Дифференциация звуков [ф, ф’ - в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях

Список литературы ·

Список литературы ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2022