Муниципальное образовательное учреждение
«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»
Ярославского муниципального района
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании методического приказом МОУ Леснополянская НШ
объединения учителей им. К.Д. Ушинского ЯМР
начальных классов от____________№_______
протокол от ____________№_____ Директор школы:
_________________ Г.В. Лозинская
Рабочая программа
логопедических занятий
по коррекции недоразвития речи системного характера для обучающихся 1-х классов с ОВЗ, имеющих задержку психического развития (вариант 7.2)
Программу составила
учитель – логопед: Васильева Е.В.
Срок реализации 1 год
1 ч. в неделю (33 часа)
р.п. Лесная поляна
2019 г.
Программа предназначена для коррекции недоразвития речи системного характера у обучающихся 1 класса с задержкой психического развития (вариант программы 7.2). Данная программа составлена в соответствии с новым ФГОС для детей с ОВЗ.
Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов с задержкой психического развития.
Задачи:
- формировать полноценные представления о звуко-буквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- восполнить пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи;
- развивать связную речь;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты освоения АОП соответствуют ФГОС НОО:
Метапредметными результатами логопедических занятий является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Принимать и сохранять учебную задачу.
3. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Планирует совместно с учителем-логопедом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
6. Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
7. Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
8. Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД.
1. Отвечать на простые вопросы учителя логопеда, находить нужную информацию в учебнике и словаре.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
5. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
6. Использовать знаково-символические действия.
7.Формулировать проблемы с помощью учителя.
8.Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре);
8. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Рабочая программа рассчитана на 33 занятия – по 1 занятию в неделю.
Тематическое планирование логопедических занятий
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
1 |
Фронтальное логопедическое обследование в начале года |
2 |
2 |
Пространственные и временные представления. |
1 |
2 |
Речь. Звуки речи. |
1 |
3 |
Предложение. Слово. |
4 |
4 |
Слоговой анализ и синтез слов. |
2 |
5 |
Звуки. Звуковой анализ и синтез слов |
1 |
7 |
Слог. Слогообразующая роль гласного. |
1 |
8 |
Ударение. |
1 |
9 |
Гласные и согласные звуки. |
3 |
10 |
Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки. |
9 |
11 |
Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты. |
4 |
12 |
Сонорные согласные. |
2 |
13 |
Развитие связной речи. Составление предложений с опорой на сюжетные и предметные картинки, пересказ текста по вопросам, пересказ с опорой на сюжетные картинки, составление предложений по опорным словам. |
Задания включены в структуру логопедических занятий. |
14 |
Лексические темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Животные дикие и домашние», «Посуда», «Наш дом», «Сезонные изменения в природе», «Наша семья», «Одежда, «Транспорт», «Ягоды», «Рыбы», «Птицы». |
Темы включены в структуру логопедических занятий. |
15 |
Фронтальное логопедическое обследование (конец года) |
2 |
16 |
Итого |
33 |
Поурочное планирование логопедических занятий
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание коррекционной работы |
Дата |
1-2 |
Фронтальное обследование устной и письменной речи обучающихся. |
|
|
3 |
Пространственные представления. Правое и левое направления в пространстве. |
Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. |
|
4 |
Речь. Знакомство с органами речи. Звуки речи, способы их образования. |
Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Различение речевых и неречевых звуков. |
|
5 |
Анализ предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложений из трёх и четырёх слов. |
Предложение как единица речи. Составление предложений по опорным картинкам на тему «Времена года», запись предложений с помощью условных знаков. |
|
6 |
Слова, обозначающие предмет. |
Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. |
|
7 |
Слова, обозначающие действие предмета. |
Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. |
|
8 |
Слова, обозначающие признак предмета. |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. Составление предложений по сюжетной картинке на тему «Осень». |
|
9 |
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. |
Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слого-ритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. |
|
10 |
Деление двух- и трёхсложных слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. |
Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Составление слов из отдельных слогов. Слоговой анализ слов. Работа с предметными картинками на тему «Фрукты». |
|
11 |
Выделение первого звука в слове. Определение количества звуков в слове и места звука в слове. |
Звуковой анализ слов. Работа над речевым материалом на тему «Овощи». Различение овощей и фруктов. Характеристика овощей и фруктов (цвет, форма, вкус). |
|
12 |
Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв. |
Звуковой анализ слов. Работа над различением звуков и букв. Определение количества звуков и букв в слове. |
|
13 |
Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. |
Выделение ударного слога, ударного гласного. Определение места ударения в слове. Воспроизведение ритмического рисунка слова, составление схемы слова с выделением ударного слога, подбор к заданной схеме слова. |
|
14 |
Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. |
Развитие навыков выделения звуков, уточнение артикуляции звуков, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. |
|
15 |
Образование йотированных гласных я, е, ю, ё. |
Уточнение артикуляции звуков, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласных я, е, ё, ю. |
|
16 |
Образование согласных звуков. |
Наблюдение за работой органов речи при образовании согласных звуков. |
|
17 |
Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных звуков. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
|
18 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
Наблюдение за работой органов речи при образовании гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
|
19 |
Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдого и мягкого согласного. |
Различение твёрдых и мягких согласных на слух. Различение твёрдых и мягких согласных, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа над звуковыми схемами слов. |
|
20 |
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
Различение твёрдых и мягких согласных. Работа над звуковыми схемами слов. |
|
21 |
Дифференциация звонких и глухих согласных. |
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. |
|
22 |
Дифференциация звуков [п, п’ - б, б’] в слогах, словах, словосочетании. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков звуков [п, п’ - б, б’]. Дифференциация звуков [б]—[п] в слогах, словах, словосочетаниях. Работа со словами-паронимами. |
|
23 |
Дифференциация звуков [т, т’ - д, д’] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [т, т’ - д, д’]. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Работа со словами-паронимами. |
|
24 |
Дифференциация звуков [к, к’ - г, г’] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [к, к’ - г , г’]. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Посуда. Составление словосочетаний, включающих название посуды. |
|
25 |
Дифференциация звуков [с, с’- з, з’] в слогах, словах, словосочетаниях.. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [с, с’ - з , з’]. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. |
|
26 |
Дифференциация звуков [ф, ф’ - в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [ф, ф’ - в , в’]. Дифференциация звуков [ф, ф’ - в, в’] в слогах, словах, словосочетаниях. Домашние животные. Работа с предметными картинками. |
|
27 |
Дифференциация звуков [ж-ш] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [ж-ш].Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. |
|
28 |
Дифференциация звуков [ч’ – щ’] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ’]— [ч’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. |
|
29 |
Дифференциация звуков [с], [с’]— [ш] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции звуков [с], [ с’]—[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. |
|
30 |
Дифференциация звуков [з], [з’]— [ж] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции звуков [з]—[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. |
|
31 |
Дифференциация звуков [р, р’ - л, л’] в слогах, словах, словосочетаниях. |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков [р, р’ - л , л’]. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. |
|
32-33 |
Фронтально обследование устной и письменной речи. |
Проверка усвоения сформированности навыков чтения, письма под диктовку и списывания, мониторинг устной речи. |
|
Список литературы
· Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.Организация логопедической работы в школе. М. , 2012г.
· Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. – М.: Просвещение,2012.
· Е. Е. Коржаева. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. Творческий центр «Сфера», Москва, 2011 г.
· Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников «Союз» Санкт-Петербург, 2010 г.
· Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии: Методическое пособие для учителей-логопедов/ Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009г.
· Г. В. Отрошко. Организация и содержание логопедической работы в классах VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014 г.
· Садовникова И. Н Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 2008 г.
· Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.