Рабочая программа по учебному предмету физика 10 класс

Рабочая программа по учебному предмету физика 10 класс

docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

-10ф.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ

 

    Рассмотрено

    На заседании МО

    Протокол №_______от

«___»___________2017 г.

       «Согласовано»

Зам. директора по УВР

    ________НизамутдиноваЛ.Г.

 

«___»____________2017г.

        «Утверждаю»

Директор школы

_______Минияров Р.А.

Приказ №            от

«___»____________2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету физика 10 класс

 

 

 

 

Уровень  образования: среднее общее (10-11  классы)

Срок реализации: 1 год

 

 

Составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2012).

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович

 

 

 

 

 

 

2017г.


 

Пояснительная записка

Цель программы:

·               освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

·               овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

·               развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

·               воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

·               использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Задачи:

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

*      формирования основ научного мировоззрения

*      развития интеллектуальных способностей учащихся

*      развитие познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики

*      знакомство с методами научного познания окружающего мира

*      постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ с. Бузат предусматривает изучение предмета в следующем объеме: 2 час в неделю, 68 часов в год.

Основное содержание (68 часов)

 

Тема

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ. Основные  особенности физического метода исследования

1

МЕХАНИКА

24

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

21

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

22

ИТОГО

68

 

Механика  (24 часов)

     Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики, Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости законов классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета

Падение тел в воздухе

Явление инерции

Измерение сил, сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации

Условия равновесия тел.

Переход кинетической энергии в потенциальную и  обратно.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Лабораторная работа №2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Молекулярная физика (21 часов)

     Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии  теплового движения  частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

     Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость процессов природы. Тепловые двигатели и охрана  окружающей  среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения

Кипение воды при пониженном давлении

Устройство психрометра и гигрометра

Объемные модели строения кристалла

Модели тепловых двигателе.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №3  «Изучение закона Гей-Люссака»

Электродинамика  ( 22 часов)

 

     Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

    Демонстрации:

Электрометр

Электроизмерительные приборы

Конденсаторы

Проводники

Диэлектрики

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №4  ««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа №5  « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

 

 

Календарно - тематическое планирование учебного материала

 по физике 10 класс

 

№ урока

Тема

Дата

примечание

план

пров

 

Основные особенности физического метода исследования (1 ч)

 

 

 

  1.  

Физика и познание мира. Что такое механика.

5.09

 

 

 

Механика (24 часа)

 

 

 

 

Кинематика

 

 

 

  1.  

Движение точки тела. Положение в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

7.09

 

 

  1.  

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.

12.09

 

 

  1.  

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

14.09

 

 

  1.  

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения.

18.09

 

 

  1.  

Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнение движения с постоянным ускорением.

20.09

 

 

  1.  

Равномерное движение точки по окружности.

25.09

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме  «кинематика»

27.09

 

 

  1.  

Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила.

3.10

 

 

  1.  

Второй закон Ньютона. Масса.

5.10

 

 

  1.  

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.

17.10

 

 

  1.  

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

19.10

 

 

  1.  

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.

24.10

 

 

  1.  

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

26.10

 

 

  1.  

Силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.

31.10

 

 

  1.  

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

2.11

 

 

  1.  

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

7.11

 

 

  1.  

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

9.11

 

 

  1.  

Работа силы. Мощность.

14.11

 

 

  1.  

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

16.11

 

 

  1.  

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

28.11

 

 

  1.  

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

30.11

 

 

  1.  

Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии».

5.12

 

 

  1.  

Равновесие тел Первое условие равновесия твердого тела. Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

7.12

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме «динамика»

12.12

 

 

 

Молекулярная физика

 

 

 

 

Тепловые явления (21 час)

 

 

 

 

Основы молекулярно-кинетической теории

 

 

 

  1.  

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества

14.12

 

 

  1.  

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

19.12

 

 

  1.  

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

21.12

 

 

  1.  

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

26.12

 

 

  1.  

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

28.12

 

 

 

Температура. Энергия теплового движения молекул

 

 

 

  1.  

Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул

9.01

 

 

  1.  

Измерение скоростей молекул газа.

11.01

 

 

 

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

 

 

 

  1.  

Уравнение состояния идеального газа.

16.01

 

 

  1.  

Газовые законы.

18.01

 

 

  1.  

Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

23.01

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

25.01

 

 

 

Взаимные превращения жидкостей и газов

 

 

 

  1.  

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение

30.01

 

 

  1.  

Влажность воздуха и ее измерение.

1.02

 

 

 

Твердые тела

 

 

 

  1.  

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

6.02

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

8.02

 

 

 

Основы термодинамики

 

 

 

  1.  

Внутренняя энергия.

13.02

 

 

  1.  

Работа в термодинамике.

15.02

 

 

  1.  

Количество теплоты.

27.02

 

 

  1.  

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

1.03

 

 

  1.  

Необратимость процессов в природе.

603

 

 

  1.  

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

8.03

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

13.03

 

 

 

Электродинамика (24 часа)

 

 

 

 

Электростатика

 

 

 

  1.  

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.

15.03

 

 

  1.  

Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда.

20.03

 

 

  1.  

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

22.03

 

 

  1.  

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

27.03

 

 

  1.  

Проводники в электростатическом поле.

29.03

 

 

  1.  

Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

3.04

 

 

  1.  

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

5.04

 

 

  1.  

Потенциал электростатического поля, разность потенциалов

17.04

 

 

  1.  

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.

19.04

 

 

  1.  

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

24.04

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме «Электростатика».

 

 

 

 

Законы постоянного тока

 

 

 

  1.  

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

26.04

 

 

  1.  

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1/05

 

 

  1.  

Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

3.05

 

 

  1.  

Работа и мощность постоянного тока.

8.05

 

 

  1.  

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

10.05

 

 

  1.  

Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

15.05

 

 

  1.  

Контрольная работа по теме  «законы постоянного тока»

17.05

 

 

 

Электрический ток в различных средах

 

 

 

  1.  

Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей

19.05

 

 

  1.  

Электрический ток через контакт полупроводников р-, n-типов.

22.05

 

 

  1.  

Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в газах. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза

24.05

 

 

 

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик 10 класса должен

Знать, понимать:

1)      смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, атом, электрон;

2)      смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; электрическое поле; электрический ток.

3)      смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электродинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

1)      описывать и объяснять физические явления и свойства тел: механического движения; движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электрического поля; постоянного электрического тока;

2)      отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

3)      приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

4)      воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)      обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

2)      оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

3)      рационального природопользования и защиты окружающей среды.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)