Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «___»________201 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Сергеевской СОШ _________/__________/
«___»________201 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Сергеевской СОШ ___________/Слизкая Л.С./
Приказ № ____ от «___»________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
на 2019- 2020 учебный год
5 класс
Составитель:
Михеенко Галина Сергеевна,
учитель географии ВКК
с. Сергеевка
2019 год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). География 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2015 г., Авторской программы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин, М., Дрофа, 2015
Рабочая программа ориентирована на учебник авторов: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.География. Начальный курс. 5 класс. М., Дрофа, 2015 г. ФГОС
Согласно учебному плану на изучение географии отводится в 5 классе 34 часа.
Срок реализации программы один учебный год.
II. Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб.
Учащийся получит возможность для формирования:
-эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
-овладения на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные
У учащихся будут сформированы:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей и в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, классифицировать информацию.
Учащиеся получат возможность сформировать:
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении географических задач;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные
У учащихся будут сформированы:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
-осуществлять смысловое чтение;
-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных географических проблем;
-понимать и использовать географические средства наглядности (рисунки, карты, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения географических проблем, и представлять её в понятной форме.
Учащиеся получат возможность сформировать:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;-)по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Коммуникативные
учащиеся научатся:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Учащийся научится:
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
-ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
-использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
Учащийся получит возможность научиться:
-моделировать географические объекты и явления;
-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
-наносить на контурные карты основные формы рельефа.
III. Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
IV.Тематическое планирование
№ урока п/п |
Раздел. Тема урока
|
Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1 |
Раздел 1. Что изучает география
Мир, в котором мы живем |
(5 ч.)
1 |
2 |
Науки о природе |
1 |
3 |
География–наука о Земле |
1 |
4 |
Методы географических исследований |
1 |
5 |
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Тест (контрольная работа) |
1 |
6
|
Раздел 2. Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья.
|
(5 ч.)
1 |
7 |
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Обозначение на кк маршрута путешествий. |
1 |
8 |
Открытия русских путешественников. |
1 |
9 |
Открытия русских путешественников. Практическая работа №2.
|
1 |
10 |
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
|
1 |
1 |
Земля во Вселенной Как древние люди представляли себе Вселенную. |
(9 ч.) 1 |
12 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
1 |
13 |
Соседи Солнца. |
1 |
14 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
1 |
15 |
Итоговая контрольная работа за I полугодие |
1 |
16 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звёзд. |
1 |
17 |
Уникальная планета – Земля. |
1 3 чет |
18 |
Современные исследования космоса. |
1 |
19 |
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
|
1 |
20 |
Виды изображений поверхности Земли Стороны горизонта |
(4 ч.) 1 |
21 |
Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по картам |
1 |
22 |
План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. Ориентирование по плану. |
1 |
23 |
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Контрольная работа |
1 |
24 |
Природа Земли Как возникла Земля. |
(11 ч.) 1 |
25 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
26 |
Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. |
1 |
27 |
Путешествие по материкам. Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
|
1 |
28 |
Вода на Земле. |
1 |
29 |
Воздушная одежда Земли.
|
1 |
30 |
Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело. |
1 |
31 |
Человек и природа. |
1 |
32 |
Обобщение знаний по теме «Природа Земли». |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
34 |
Обобщение знаний. |
1 |
|
Итого |
34 |
Лист корректировки рабочей программы
№ занятия по тематическому планированию |
До корректировки |
Способ корректировки |
После корректировки |
|||
Тема занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата занятия |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Тематическое планирование по географии 5 класс
№ урока п/п |
Раздел. Тема урока
|
Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
Дата |
1 |
Раздел 1. Что изучает география
Мир, в котором мы живем |
(5 ч.)
1 |
|
2 |
Науки о природе |
1 |
|
3 |
География–наука о Земле |
1 |
|
4 |
Методы географических исследований |
1 |
|
5 |
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Тест (контрольная работа) |
1 |
|
6
|
Раздел 2. Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья.
|
(5 ч.)
1 |
|
7 |
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Обозначение на кк маршрута путешествий. |
1 |
|
8 |
Открытия русских путешественников. |
1 |
|
9 |
Открытия русских путешественников. Практическая работа №2.
|
1 |
|
10 |
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
|
1 |
|
1 |
Земля во Вселенной Как древние люди представляли себе Вселенную. |
(9 ч.) 1 |
|
12 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
1 |
|
13 |
Соседи Солнца. |
1 |
|
14 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
1 |
|
15 |
Итоговая контрольная работа за I полугодие |
1 |
|
16 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звёзд. |
1 |
|
17 |
Уникальная планета – Земля. |
1 3 чет |
|
18 |
Современные исследования космоса. |
1 |
|
19 |
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
|
1 |
|
20 |
Виды изображений поверхности Земли Стороны горизонта |
(4 ч.) 1 |
|
21 |
Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по картам |
1 |
|
22 |
План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. Ориентирование по плану. |
1 |
|
23 |
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Контрольная работа |
1 |
|
24 |
Природа Земли Как возникла Земля. |
(11 ч.) 1 |
|
25 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
|
26 |
Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. |
1 |
|
27 |
Путешествие по материкам. Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
|
1 |
|
28 |
Вода на Земле. |
1 |
|
29 |
Воздушная одежда Земли.
|
1 |
|
30 |
Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело. |
1 |
|
31 |
Человек и природа. |
1 |
|
32 |
Обобщение знаний по теме «Природа Земли». |
1 |
|
33 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
34 |
Обобщение знаний. |
1 |
|
|
Итого |
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.