|
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 2 классов
(базовый уровень)
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Программа предназначена для обучения окружающему миру учащихся 2 класса по ОС «Начальная школа XXI века».
Программа рассчитана на проведение 2 уроков в неделю, 68 часов в год при 34 учебных неделях.
Учебно-методический комплект (УМК):
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира;
- расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника;
- формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Содержание учебного предмета
№ п/п
|
Тематический блок (раздел) |
Кол-во часов
|
Содержание учебного предмета по тематическим блокам |
Формы организации уроков с указанием количества часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
«Что тебя окружает?» |
2 |
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. |
|
Уточнить понятие «окружающий мир» и объяснить, что входит в понятие «природа». Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию Объяснить понятия «объект природы», «живая – неживая природа», узнать термины: «тело природы, явление природы». |
2 |
«Кто ты такой?». |
13 |
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники - органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь. |
Урок – исследование - 2 ч. Урок- практикум – 2 ч. Урок – проект – 2 ч. Урок – диалог – 1 ч. |
Объяснить смысл выражения: «Человек – живой организм». Готовить рассказы о семье, обществе. Характеризовать основные функции органов чувств. Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию. Высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Обсуждать правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь». Участвовать в практической работе по составлению режима дня и анализировать его с целью грамотного распределения времени в течение суток. Проводить опыт по выявлению содержания жира в продуктах. Проводить опыт по выявлению содержания сахара в продуктах. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил дорожного движения. Моделировать в ходе практической работы ситуации по укреплению здоровья и оказанию первое помощи. Самостоятельно выполнить тестирование и провести самоконтроль за выполнением работы. |
3 |
«Кто живёт рядом с тобой». |
6 |
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. |
Урок – проект – 2 ч. Контрольный урок - 1 ч. Урок – праздник – 1 ч Урок – театрализация -1 ч. Урок – диалог – 1 ч. Урок- практикум – 1 ч.
|
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Готовить в группе рассказы о занятии семьи в свободное время. Обсуждать проблемную ситуацию. Решать логические и творческие задач. Участвовать в конкурсе кулинаров. Беседовать с родными о поколениях в семье и составлять родословное древо семьи. Создать рисунок-плакат «Моя семья». Работать с учебником и иллюстративным материалом. Составлять памятки «Правила дружбы». |
4 |
«Россия – твоя Родина». |
14 |
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические справки). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». |
Урок – исследование -3 ч. Урок – экскурсия – 2 ч. Урок – путешествие - 1 ч. Урок – игра – 1 ч. Урок – диалог – 1 ч. Урок – проект – 1 ч. Контрольный урок - 1 ч.
|
Обсуждать понятие Родина. Приводить примеры синонимов к слову «Родина». Составлять рассказ-описание «Моя родная земля». Участвовать в экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым родного края. Собирать материал о достопримечательностях городов России. Собирать материал о родном крае и исторических местах нашего города. Работать со схемой. Решать проблемные ситуации. Обсуждать текст учебника. Учиться задавать вопросы с целью получения информации. Собирать материал о различных профессиях и исторические сведения о том, как и когда они появились. Обобщить знания о значении труда в жизни человека. Изучать государственную символику России. Работать в группах. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Самостоятельно выполнить проверочную работу и провести самоконтроль за выполнением работы. |
5 |
Мы – жители Земли. |
8 |
Солнечная «семья». Звезда по имени солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение - живые существа. |
Урок – исследование -2 ч. Урок – диалог – 1 ч. Урок – проект – 1 ч. Урок – квест – 1 ч.
|
Называть царства природы, описывать признаки животного и растения, сходства и различия растений, животных, бактерий, грибов. Отличать съедобные и несъедобные грибы. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов. Называть части растений (листья, корень, стебель, цветы, плоды). Изучать учебный текст. Работать с иллюстративным материалом учебника. Наблюдать за развитием растения из семени на примере семян фасоли, огурца, гороха. Создать различные условия проращивания и роста растений и выяснить, какие благоприятные факторы влияют на активный рост и развитие растений. |
6 |
Природные сообщества. |
22 |
Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток, типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. |
Урок – экскурсия – 3 ч. Урок – исследование -4 ч. Урок – наблюдение – 1 ч. Урок – игра – 1 ч. Урок – загадка – 1 ч. Контрольный урок - 1 ч. Урок – вопрос- 1 ч. Урок – сказка -1 ч. Урок – проект – 1 ч. Урок – защита проектов – 1 ч.
|
Участвовать в экскурсии с целью наблюдения за развитием растений в природе и выяснения законов роста растений. Учиться задавать вопросы с целью получения информации. Читать информацию представленную в виде схемы различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»; моделировать на примере цепи питания жизнь леса; конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Участвовать в экскурсии с целью наблюдения за развитием кустарников в природе и выяснить особенности «этажа» занятого кустарниками. Создать презентацию «Лекарственные растения родного края». Наблюдать, анализировать, делать выводы. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Создать, работая в паре, памятку «Правила поведения в лесу». Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Объяснять по схеме как происходит круговорот воды в природе. Участвовать в экскурсии с целью наблюдения за развитием растений на лугу. Отличать сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). |
7 |
Природа и человек. |
2 |
Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. |
Контрольный урок - 1 ч. Урок – праздник -1 ч. |
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; приводить примеры из Красной книги России (своей местности). |
8 |
Резерв |
1 |
|
|
|
Календарно-тематический план
№ урока
|
Наименование разделов, тем уроков
|
Кол-во час.
|
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
|||
|
«Что тебя окружает?» |
2 ч. |
|
|
1 |
Что такое окружающий мир?
|
1 |
1 нед.
02.09.17-09.09.17 |
|
2 |
Бывают ли чудеса на свете? Проверочная работа (повторение).
|
1 |
1 нед.
02.09.17-09.09.17 |
|
|
«Кто ты такой?». |
13 ч. |
|
|
3 |
Человек – живой организм. Все мы люди.
|
1 |
2 нед.
11.09.17-16.09.17 |
|
4 |
Наши помощники - органы чувств. Обоняние. Вкус. Опыт: Определение запаха и вкуса продукта. |
1 |
2 нед.
11.09.17-16.09.17 |
|
5 |
Наши помощники - органы чувств. Осязание. Опыт: Определение предмета по ощущениям.
|
1 |
3 нед.
18.09.17-23.09.17 |
|
6 |
Что такое здоровье?
|
1 |
3 нед.
18.09.17-23.09.17 |
|
7 |
Будь заботлив. Если в доме больной. |
1 |
4 нед.
25.09.17-30.09.17 |
|
8 |
Режим дня школьника. Время. Практическая работа. Составление режима дня. |
1 |
4 нед.
25.09.17-30.09.17 |
|
9 |
Физическая культура. Закаливание. |
1 |
5 нед.
02.10.17-07.10.17 |
|
10 |
Почему нужно правильно питаться. Наша пища. Витамины. Опыт: Содержание жира в продуктах. |
1 |
5 нед.
02.10.17-07.10.17 |
|
11 |
Правила поведения за столом. Опыт: Содержание сахара в продуктах. |
1 |
6 нед.
09.10.17-14.10.17 |
|
12 |
Почему нужно быть осторожным на дороге? |
1 |
6 нед.
09.10.17-14.10.17 |
|
13 |
Чтобы избежать неприятностей. Практическая работа. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах |
1 |
7 нед.
16.10.17-21.10.17 |
|
14 |
«Можно ли изменить себя». Проверочная работа.
|
1 |
7 нед.
16.10.17-21.10.17 |
|
15 |
Тестирование «Ты и твоё здоровье. |
1 |
8 нед.
23.10.17-28.10.17 |
|
|
«Кто живёт рядом с тобой». |
6 ч |
|
|
16 |
Что такое семья. Проект «Семейное древо».
|
1 |
8 нед.
23.10.17-28.10.17 |
|
17 |
Кто занимается домашним хозяйством.
|
1 |
9 нед.
07.11.17-11.11.17 |
|
18 |
Чем занимается семья в свободное время. Семейные праздники. Проект «Семейное древо» |
1 |
9 нед.
07.11.17-11.11.17 |
|
19 |
Правила поведения в жизни человека.
|
1 |
10 нед.
13.11.17-18.11.17 |
|
20 |
Дружба. Умеешь ли ты дружить? |
1 |
10 нед.
13.11.17-18.11.17 |
|
21 |
Проверочная работа по теме «Семья» |
1 |
11 нед.
20.11.17-25.11.17 |
|
|
«Россия – твоя Родина». |
14 ч |
|
|
22 |
Что такое Родина?
|
1 |
11 нед.
20.11.17-25.11.17 |
|
23 |
Родной край – частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей г. Энгельса.
|
1 |
12 нед.
27.11.17-02.12.17 |
|
24 |
История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась. Труд славян.
|
1 |
12 нед.
27.11.17-02.12.17 |
|
25 |
Москва – столица России. Как Москва строилась. |
1 |
13 нед.
2 триместр
04.12.17-09.12.17 |
|
26 |
Города России. Санкт-Петербург.
|
1 |
13 нед.
04.12.17-09.12.17 |
|
27 |
Города России. Великий Новгород. Золотое кольцо России. |
1 |
14 нед.
11.12.17-16.12.17 |
|
28 |
Родной край – частица Родины. Проект «Чем знаменит твой родной край (город)».
|
1 |
14 нед.
11.12.17-16.12.17 |
|
29 |
Как трудятся россияне. Хлеб - всему голова. Занятия наших предков. |
1 |
15 нед.
18.12.17-23.12.17 |
|
30 |
Все профессии важны. Встреча с родителями одноклассников. Экскурсия.
|
1 |
15 нед.
18.12.17-23.12.17 |
|
31 |
Проект «Все работы хороши!»
|
1 |
16 нед.
25.12.17-30.12.17 |
|
32 |
Мы – граждане России. Права и обязанности граждан. |
1 |
16 нед.
25.12.17-30.12.17 |
|
33 |
Россия - многонациональная страна. Проект «Каждый народ талантлив».
|
1 |
17 нед.
15.01.18-20.01.18 |
|
34 |
Родная природа – часть Родины.
|
1 |
17 нед.
15.01.18-20.01.18 |
|
35 |
Тестирование «Россия – твоя Родина». |
1 |
18 нед.
22.01.18-27.01.18 |
|
|
Мы – жители Земли. |
8 ч |
|
|
36 |
Звёздное небо. Солнечная система. |
1 |
18 нед.
22.01.18-27.01.18 |
|
37 |
Земля – планета солнечной системы. Луна – спутник Земли. |
1 |
19 нед.
29.01.18-03.02.18 |
|
38 |
Глобус – модель Земли. Практическая работа. |
1 |
19 нед.
29.01.18-03.01.18 |
|
39 |
Царство живой природы. Бактерии. Практическая работа «Грибы».
|
1 |
20 нед.
05.02.18-10.02.18 |
|
40 |
Животный мир планеты Земля.
|
1 |
20 нед.
05.02.18-10.02.18 |
|
41 |
Растительный мир планеты Земля. Практическая работа «Гербарий».
|
1 |
21 нед.
12.02.18-17.02.18 |
|
42 |
Проект «Развитие растения из семени» |
1 |
21 нед.
12.02.18-17.02.18 |
|
43 |
Тестирование «Мы – жители Земли». |
1 |
22 нед.
19.02.18-24.02.18 |
|
|
Природные сообщества. |
22 ч |
|
|
44 |
Экскурсия в парк. Этажи леса.
|
1 |
22 нед.
19.02.18-24.02.18 |
|
45 |
Деревья леса. Паспорт дерева. |
1 |
23 нед.
26.02.18-03.03.18 |
|
46 |
Экскурсия в парк. Кустарники леса. |
1 |
23 нед.
26.02.18-03.03.18 |
|
47 |
Травянистые растения леса. Растения альпинисты. Проект «Лесная аптека». |
1 |
24 нед.
05.03.18-10.03.18 |
|
48 |
Животные леса.
|
1 |
24 нед.
05.03.18-10.03.18 |
|
49 |
Птицы – лесные жители.
|
1 |
25 нед.
3 триместр
12.03.18-17.03.18 |
|
50 |
Пресмыкающиеся леса.
|
1 |
25 нед.
12.03.18-17.03.18 |
|
51 |
Насекомые леса. Правила поведения в лесу.
|
1 |
26 нед.
19.03.18-24.03.18 |
|
52 |
Проверочная работа «Лес и его обитатели».
|
1 |
26 нед.
19.03.18-24.03.18 |
|
53 |
Вода. Круговорот воды в природе. Опыт «Свойства воды».
|
1 |
27 нед.
04.04.18-07.04.18 |
|
54 |
Виды водоёмов. Обитатели пресных вод.
|
1 |
27 нед.
04.04.18-07.04.18 |
|
55 |
Водоплавающие жители и растения пресных водоёмов.
|
1 |
28 нед.
09.04.18-14.04.18 |
|
56 |
Обитатели солёных водоемов.
|
1 |
28 нед.
09.04.18-14.04.18 |
|
57 |
Проверочная работа «Водоёмы» .
|
1 |
29 нед.
16.04.18-21.04.18 |
|
58 |
Экскурсия на луг. |
1 |
29 нед.
16.04.18-21.04.18 |
|
59 |
Растения луга. Природе нужны все.
|
1 |
30 нед.
23.04.18-28.04.18 |
|
60 |
Животные луга.
|
1 |
30 нед.
23.04.18-28.04.18 |
|
61 |
Проверочная работа «Луг».
|
1 |
31 нед.
30.04.18-05.05.18 |
|
62 |
Поле. Культурные и лекарственные растения. |
1 |
31 нед.
30.04.18-05.05.18 |
|
63 |
Животные поля. |
1 |
32 нед.
07.05.18-12.05.18 |
|
64 |
Сад. Растения и животные сада. Экскурсия. |
1 |
32 нед.
07.05.18-12.05.18 |
|
65 |
Итоговое тестирование за год. |
1 |
33 нед.
14.05.18-19.05.18 |
|
|
Природа и человек. |
2 ч |
|
|
66 |
Человек - часть природы. Красная книга Земли! |
1 |
33 нед.
14.05.18-19.05.18 |
|
67 |
Животные – друзья человека. Обобщение.
|
1 |
34 нед.
21.05.18-26.05.18 |
|
68 |
Резервный урок. |
1 |
34 нед.
21.05.18-26.05.18 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.