Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
основного общего образования
для 5 класса на 2021 - 2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с.Нововознесенка 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ф. Виноградовой. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2018
На освоение данного курса выделено 35 часов в год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); принятие норм нравственного поведения; проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разных формах; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты
обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятеятели науки и культуры — представители разных национальностей (К. П. Брюллов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г. С. Уланова, Д. Д. Шостакович, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Лихачёв, С. Д. Эрьзя, Ю. С. Рытхэу и др.).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур - Залманй и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси
и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII–XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п\п |
№ урока п\п в разделе |
Тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
|
|
|||
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ- 4 Ч |
||||
1-2 |
1-2 |
Величие многонациональной культуры России |
|
|
3-4 |
3-4 |
Человек – творец и носитель культуры |
|
|
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 15 Ч |
||||
5-6 |
1-2 |
Береги землю родимую, как мать любимую |
|
|
7- 9 |
3-5 |
Жизнь ратными подвигами полна |
|
|
10 |
6 |
В труде - красота человека |
|
|
11 |
7 |
Плод добрых трудов славен |
|
|
12-13 |
8-9 |
Люди труда
|
|
|
14 |
10 |
Бережное отношение к природе |
|
|
15-19 |
11-15 |
Семья - хранитель духовных ценностей |
|
|
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 11 Ч |
||||
20 |
1 |
Роль религии в развитии культуры |
|
|
21-23 |
2-4 |
Культурное наследие христианской Руси
|
|
|
24-26 |
5-7 |
Культура ислама |
|
|
27-28 |
8-9 |
Иудаизм и культура |
|
|
29-30 |
10-11 |
Культурные традиции буддизма |
|
|
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 2 Ч |
||||
31 |
1 |
Забота государства о сохранение духовных ценностей |
|
|
32 |
2 |
Хранить память предков |
|
|
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР - 3 Ч |
||||
33-35 |
1-3 |
Твой духовный мир |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.