Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
№ 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей начальных классов Протокол № ____ от ________2019 г. |
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» __________В.Н. Подлиповская «____» августа 2019 г. Приказ №________ |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
___________Н. В. Котельникова
«____» ________________2019 г.
Заместитель директора по МР
______________О. А. Евсеева
«____» _____________ 2019 г.
Протокол заседания методического
совета школы № _____ от _______2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 3
Количество учебных часов по программе: 34
Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов
г.Мегион, 2019 г
Содержание
|
Пояснительная записка |
3 |
1. |
Планируемые результаты освоения предмета. |
3 |
2. |
Содержание учебного предмета |
5 |
3. |
Учебно-тематическое планирование |
6 |
|
Календарно – тематическое планирование |
7 |
|
График контрольных и проверочных работ |
10 |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для 3 класса составлена на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
Образовательной программы начального основного общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;
Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;
Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( 8-9 лет): Рабочие тетради в 2-х частях, Издательство «Рост»- 64 с. ( Курс «РПС»), 2007 год
1. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательная мотивация учения;
· ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
· планировать собственную проектную деятельность.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
Уащиеся получат возможность научиться:
· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
2. Содержание учебного курса
Задания на развитие внимания .
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из .множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с «изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без
предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся (сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа).
\№ п/п |
Темы и основное содержание. |
Всего уроков |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Контр. работы |
|||
1. |
Задания на развитие внимания. |
10 |
2 |
7 |
1 |
2. |
Задания, развивающие память. |
10 |
2 |
8 |
|
3. |
Задания на развитие и совершенствование воображения. |
10 |
2 |
8 |
|
4. |
Задания, развивающие мышление. |
4 |
|
3 |
1 |
|
Итого: |
34 |
6 |
26 |
2 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Характеристика деятельности учащихся |
|
План |
Факт |
|||||
1 |
06.09 |
|
Выявление уровня познавательных способностей. |
1 |
Диагностическая работа. |
Выделять закономерности, завершать схемы. |
2 3 |
13.09 20.09 |
|
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
2 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания: игра «Внимание» |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
4 |
27.09 |
|
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Тренировка слуховой памяти. |
Называть предметы по описанию. |
5 |
04.10 |
|
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Тренировка зрительной памяти: игра «Внимание» |
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
6 |
11.10 |
|
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Первая - одинаковая». |
Объяснять значение слов и выражений. |
7 |
18.10 |
|
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками |
1 |
Совершенст-вование воображения. Работа с изографами. Игры «Художник», «Нелепица». |
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
8 |
25.10 |
|
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Развитие быстроты реакции: игра «Внимание».
|
Различать предметы по цвету, форме, размеру. |
9 |
26.10 |
|
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Развитие концентрации внимания: игра «Внимание». |
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. |
10 |
1.11 |
|
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Тренировка внимания: игра «Внимание».
|
Составлять и преобразовывать фигуры. |
11 |
15.11 |
|
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Тренировка слуховой памяти. Игра «Поставь точку». |
Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. |
12 |
22.11 |
|
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать |
1 |
Тренировка слуховой памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру». |
|
13 |
29.11 |
|
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Поиск закономернос-тей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая». |
Определять на глаз размеры предмета. |
14 |
6.12 |
|
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками |
1 |
Совершенст-вование воображения. Игры «Внимание, «Художник», «Фантазёр». |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
15 |
13.12 |
|
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач |
1 |
Развитие быстроты реакции. Игра «Так же, как…» |
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. |
16 |
20.12 |
|
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «Найди фигуру». |
Различать предметы по цвету, форме, размеру. |
17 |
27.12 |
|
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «найди фигуру». |
Объяснять значение слов и выражений. |
18 |
17.1 |
|
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Тренировка слуховой памяти. Игра «Найди пару». |
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
19 |
24.01 |
|
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Игра «Поставь точку». Тренировка зрительной памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру». |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
20 |
31.01 |
|
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая» |
|
21 |
7.02 |
|
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками |
1 |
Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «Найди фигуру». |
Объяснять закономерности. |
22 |
14.02 |
|
Развитие логического мышления |
1 |
Тренировка концентрации внимания: игра «Внимание». |
Выделять черты сходства и различия |
23 |
21.02 |
|
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Тренировка внимания: игра «Внимание». Работа с пословицами и поговорками. |
Описывать признаки геометрических фигур. |
24 |
28.02 |
|
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Тренировка внимания. |
Находить и выделять признаки разных предметов. |
25 |
6.03 |
|
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать |
1 |
Решать логические задачи на развитие способности рассуждать |
Узнавать предметы по их признакам. |
26 |
13.03 |
|
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Тренировка зрительной памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру». |
Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. |
27 |
20.03 |
|
Поиск закономерностей. Практикум. |
1 |
Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая». |
Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
28 |
3.04 |
|
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками |
1 |
Развитие пространственного воображения. |
Давать несложные определения понятиям. |
29 |
10.04 |
|
Развитие логического мышления |
1 |
Решение задач для развития логического мышления |
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. |
30 |
17.04 |
|
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
Упражнения для развитие концентрации внимания. |
Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
31 |
24.04 |
|
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей |
1 |
Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
32 |
8.05 |
|
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
Упражнения для развития слуховой памяти. |
Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
33 |
15.05 |
|
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей |
1 |
Логические задачи на развитие аналитических способностей |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. |
34 |
22.05 |
|
Выявление уровня познавательных способностей. |
1 |
Диагностическая работа. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
Итого за год 34 часа. |
График проверочных и контрольных работ
№ |
Контрольная (проверочная) работа по теме |
Цель работы |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Диагностическая работа. |
Выявление уровня познавательных способностей. |
|
|
2 |
Диагностическая работа. |
Выявление уровня познавательных способностей. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.