Рабочая программа по ВД "Развитие познавательных способностей" . 3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по ВД "Развитие познавательных способностей" . 3 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
1 кл—4 кл
30.05.2020
Рабочая программа по ВД "Развитие познавательных способностей" . 3 класс
Рабочая программа по ВД "Развитие познавательных способностей" . 3 класс
РПС .doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 № 5 «Гимназия»

 

 

Рассмотрено на заседании

методической кафедры

учителей начальных классов

Протокол № ____  от ________2019 г.

Утверждаю:                                                                                                                                                                                                              Директор МАОУ №5 «Гимназия»

    __________В.Н. Подлиповская

          «____»  августа 2019 г.

Приказ №________

 

Согласовано:

Заместитель директора по УР  

___________Н. В. Котельникова                                                           

«____» ________________2019 г. 

 

Заместитель директора по МР

______________О. А. Евсеева

«____» _____________ 2019 г. 

 

Протокол заседания методического

совета школы № _____ от _______2019 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Развитие познавательных способностей»

 

на 2019-2020 учебный год

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

Класс: 3

Количество учебных часов по программе: 34

Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Мегион, 2019 г

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка

3

1.

Планируемые результаты освоения предмета.

3

2.

Содержание учебного предмета

5

3.

Учебно-тематическое планирование

6

 

Календарно – тематическое планирование

7

 

График контрольных и проверочных работ

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для 3 класса составлена на основании: 

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373  от 06.10.2009;

Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189«Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;

Образовательной программы начального основного общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;

Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;

Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( 8-9 лет): Рабочие тетради в 2-х частях, Издательство «Рост»- 64 с. ( Курс «РПС»), 2007 год

 

1.      Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • умение предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Учащиеся получат возможность для формирования:

·       познавательная мотивация учения;

·       ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

 

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • работать по предложенному учителем плану.
  • отличать верно выполненное задание от неверного.
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для решения проблемы;

·        самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их вы­полнения, так и в результате проведенной работы;

·        планировать собственную проектную деятельность.

 

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Учащиеся получат возможность научиться:

·       осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

·       сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведе­ний, героев, выбирая основания для классификации;

·       строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

·       работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

 

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Уащиеся получат возможность научиться:

·       понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

·       задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

 

Предметные

Учащиеся научатся:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  •  выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

2. Содержание учебного курса

Задания на развитие внимания .

  К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произволь­ного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует форми­рованию таких жизненно важных умений, как умение целе­направленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и  совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.  В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для раци­онального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

   Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:     

-     дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-          выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-          вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

 -     выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

 -     выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

    - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из .множества данных;

    - складывание и перекладывание спичек с целью составле­ния заданных фигур.

  Совершенствованию воображения способствует и работа с «изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетра­дях приведены упражнения, которые позволяют на доступном  детям материале и на их жизненном опыте строить правиль­ные суждения и проводить доказательства без

предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся (сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебно-тематическое планирование

 

\№ п/п

Темы и основное содержание.

Всего уроков

В том числе

Теория

Практика

Контр. работы

1.

Задания на развитие внимания.

10

2

7

1

2.

Задания, развивающие память.

10

2

8

 

3.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

10

2

8

 

4.

Задания, развивающие мышление.

4

 

3

1

 

Итого:

34

6

26  

2

 

 

 

 

 

 


Календарно- тематическое планирование.

 

№ п/п

Дата

Тема    урока

Кол-во часов

Содержание   работы

Характеристика  деятельности  учащихся

План

Факт

1

06.09

 

Выявление уровня  познавательных способностей.

1

Диагностическая работа.

Выделять закономерности, завершать схемы.

2

3

13.09

20.09

 

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания: игра «Внимание»

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

4

27.09

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти.

Называть предметы по описанию.

5

04.10

 

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Тренировка зрительной памяти: игра «Внимание»

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

6

11.10

 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Первая - одинаковая».

Объяснять  значение слов и выражений.

7

18.10

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

1

Совершенст-вование воображения. Работа с изографами. Игры «Художник», «Нелепица».

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

8

25.10

 

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Развитие быстроты реакции: игра «Внимание».

 

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

9

26.10

 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Развитие концентрации внимания: игра «Внимание».

 Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

10

1.11

 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Тренировка внимания:  игра «Внимание».

 

Составлять и преобразовывать фигуры.

11

15.11

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Тренировка слуховой памяти. Игра «Поставь точку».

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

 Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

12

22.11

 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру».

13

29.11

 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

 

Поиск закономернос-тей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая».

Определять на глаз размеры предмета.

14

6.12

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

1

Совершенст-вование воображения. Игры «Внимание, «Художник», «Фантазёр».

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

15

13.12

 

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач

1

Развитие быстроты реакции. Игра «Так же, как…»

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

16

20.12

 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «Найди фигуру».

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

17

27.12

 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «найди фигуру».

Объяснять  значение слов и выражений.

18

17.1

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти. Игра «Найди пару».

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

19

24.01

 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Игра «Поставь точку». Тренировка зрительной памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру».

 Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

20

31.01

 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая»

21

7.02

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

1

Развитие концентрации внимания: игры «Внимание», «Найди фигуру».

Объяснять  закономерности.

22

14.02

 

Развитие логического мышления

1

Тренировка концентрации внимания: игра «Внимание».

   Выделять черты сходства и различия

23

21.02

 

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Тренировка внимания: игра «Внимание».

Работа с пословицами и поговорками.

 Описывать признаки геометрических фигур.

24

28.02

 

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Тренировка внимания.

Находить и выделять признаки разных предметов.

25

6.03

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать

1

Решать логические задачи на развитие способности рассуждать

Узнавать предметы по их  признакам.

26

13.03

 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Тренировка зрительной памяти: игры «Внимание», «Найди фигуру».

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

27

20.03

 

Поиск закономерностей. Практикум.

1

Поиск закономерностей: игры «Внимание», «Аналогия», «Первая - одинаковая».

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

28

3.04

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

1

Развитие пространственного воображения.

Давать несложные определения понятиям.

29

10.04

 

Развитие логического мышления

1

Решение задач для развития  логического мышления

  Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

30

17.04

 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

Упражнения для развитие концентрации внимания.

 Определять на глаз размеры предмета.

 Демонстрировать чувство времени, веса,  расположенности в пространстве

31

24.04

 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей

1

Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

32

8.05

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

Упражнения для развития слуховой памяти.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

33

15.05

 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,  сравнивать предметы.

34

22.05

 

Выявление уровня  познавательных способностей.

1

Диагностическая работа.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

Итого за год 34 часа.

 

 

 

 

График проверочных и  контрольных работ

Контрольная (проверочная)  работа по теме

Цель работы

Дата

план

факт

1

Диагностическая работа.

Выявление уровня  познавательных способностей.

 

2

Диагностическая работа.

Выявление уровня  познавательных способностей.

 

 


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»

Содержание Пояснительная записка 3 1

Содержание Пояснительная записка 3 1

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для 3 класса составлена на основании:

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для 3 класса составлена на основании:

Познавательные УУД: Учащиеся научатся: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике…

Познавательные УУД: Учащиеся научатся: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике…

Учащиеся получат возможность научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты…

Учащиеся получат возможность научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты…

Совершенствованию воображения способствует и работа с «изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с…

Совершенствованию воображения способствует и работа с «изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с…

Календарно- тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей 1Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей 1Тренировка слуховой памяти

Внимание». Выделять черты сходства и различия 2321

Внимание». Выделять черты сходства и различия 2321

Логические задачи на развитие аналитических способностей 1

Логические задачи на развитие аналитических способностей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020