Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитание
3 кл
25.09.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс
Азбука здоровья.docx

I. Планируемые результаты освоения учебного материала

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья», составлена на основе нормативно-правовых документов:

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

·         Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции)

Цель и задачи курса «Азбука здоровья»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1.    Формирование:

ü представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

ü навыков конструктивного общения;

ü потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

ü формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

ü обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

ü научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

ü добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

2.          Обучение:

ü осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

ü правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

ü элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

ü упражнениям сохранения зрения.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  Обуховой  Л.А., Лемяскиной  Н.А.,  Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).   На изучение курса во 2 классе в соответствии с Календарным учебным графиком и Учебным планом  МАОУ СОШ №30 на 2021-2022 учебный год отводится  34 часа  (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

    Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

II. Содержание учебного курса «Азбука здоровья»

Почему мы болеем(3ч)

 Причины болезни. 

 Признаки болезни. 

Как здоровье? Прогулка на воздухе

Кто и как предохраняет нас от болезней(2ч)

 Как организм помогает себе сам. 

  Здоровый образ жизни. Прогулка на воздухе.

Кто нас лечит(1ч)

 Какие врачи нас лечат

Прививки от болезней(2ч)

 Инфекционные болезни.

 Прививки от болезней

Что нужно знать о лекарствах(2)

 Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка

Как избежать отравлений(2ч)

 Отравление лекарствам.

 Пищевые отравления.

Безопасность при любой погоде(2ч)

 Если солнечно и жарко.

 Если на улице дождь и гроза. Прогулка на воздухе.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(2ч )

 Опасность в нашем доме.

 Как вести себя на улице. Прогулка на воздухе.

Правила безопасного поведения на воде(1ч)

 Вода – наш друг.

Правила общения с огнём(1ч)

Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)

Чем опасен электрический ток

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч)

 Травмы. Прогулка на воздухе.

Как защититься от насекомых(1ч)

Укусы насекомых. Прогулка на воздухе.

Предосторожности при обращении с животными(1ч)

Что мы знаем про кошек и собак

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(2ч)

Отравление ядовитыми веществами

Отравление угарным газом

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(2ч)

Как помочь себе при тепловом ударе

Как уберечься от мороза. Прогулка на воздухе.

Первая помощь при травмах(3ч)

Растяжение связок и вывих костей

Переломы

Если ты ушибся и порезался. Прогулка на воздухе.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч)

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек(1ч)

Укусы змей. Прогулка на воздухе.

Сегодняшние заботы медицины(3ч)

Расти здоровым

Воспитай себя

Я выбираю движение. Прогулка на воздухе

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование учебного курса по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 3 класс (34 часа)

№ за

 

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

1 четверть - 9 часов

Почему мы болеем

1

Разные причины болезней.

1

Повторение девиза уроков здоровья. Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

2

Признаки некоторых болезней

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

3

Как ваше здоровье? Прогулка на воздухе

1

Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

Кто и как предохраняет нас от болезней.

4

Организм- сам себе помощник.

 

1

Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

5

Здоровый образ жизни. Прогулка на воздухе.

1

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Кто нас лечит.

6

Какие врачи нас лечат.

1

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

Прививки от болезней.

7

Инфекции и болезни.

1

Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

8

Прививки от болезней.

1

Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Что нужно знать о лекарствах.

9

Как выбрать лекарства.

 

1

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

2 четверть - 8 часов

10

Домашняя аптечка.

1

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

Как избежать отравлений.

11

Лекарственные отравления

1

Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

12

Пищевые отравления.

1

Повторение признаков лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Составление памятки "Первая помощь при отравлениях".

Безопасность при любой погоде.

13

Солнце – наш друг?

 

1

Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

14

На улице дождь и гроза. Прогулка на воздухе.

1

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

15

Опасности в нашем доме.

 

1

Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

16

Правила поведения на улице. Прогулка на воздухе.

1

Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

Правила безопасного поведения на воде.

17

Вода – наш друг.

1

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

3 четверть - 11 часов

Правила обращения с огнём.

18

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

Как уберечься от поражения электрическим током

19

Чем опасен электрический ток.

1

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

20

Травмы. Прогулка на воздухе.

1

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

Как защититься от насекомых.

21

 

Укусы насекомых. Прогулка на воздухе.

1

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа.

Предосторожности при обращении с животными.

22

Про собак и кошек.

1

Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

23

Отравление ядовитыми веществами

 

1

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.

24

Отравление угарным газом.

 

1

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

25

Помочь себе при тепловом ударе.

1

Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

26

Как уберечься от мороза. Прогулка на воздухе.

1

Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

Первая помощь при травмах.

27

Растяжения и вывихи.

1

Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

28

Переломы.

 

1

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах

4 четверть - 6 часов

29

Если ты ушибся или порезался. Прогулка на воздухе.

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало

инородное тело. 

1

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы»

Первая помощь при укусах насекомых, змей.

31

Если укусила змея. Прогулка на воздухе.

1

Работа в онлайн энциклопедии: Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

Сегодняшние заботы медицины.

32

Я здоровье берегу.

 

1

Беседа о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

33

Здоровый образ жизни.

1

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

34

Я  выбираю  движение. Прогулка на воздухе.

1

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

      Литература:

1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

6.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

8. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

15. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

18. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

22 Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения:

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  • Экспозиционный экран.
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия:

  • Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)
  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
  • - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
  • - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  • - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

 

Скачано с www.znanio.ru

I . Планируемые результаты освоения учебного материала

I . Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «

Коммуникативные УУД : Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Коммуникативные УУД : Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)

Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)

III . Тематическое планирование учебного курса по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 3 класс (34 часа) № за

III . Тематическое планирование учебного курса по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 3 класс (34 часа) № за

Домашняя аптечка. 1

Домашняя аптечка. 1

Чтобы огонь не причинил вреда

Чтобы огонь не причинил вреда

Растяжения и вывихи. 1

Растяжения и вывихи. 1

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы»

Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023