«РЕБЕНОК - ЭТО НЕ СОСУД,
КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ,
А ОГОНЬ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ»
… Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Тема по самообразованию, над которой я работаю, называется: «Формирование художественно эстетического развития детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования. Задачами ее работы являлись: знакомство детей младшего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение). Развитие творческих способностей и экспериментирование. Воспитание чувство прекрасного.
Моя цель: овладеть методикой нетрадиционного рисования; создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей через нетрадиционные способы рисования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники, программы, передовой педагогический опыт. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественно эстетическому развитию.
4. Разработать и реализовать программу для детей по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Актуальность. Не у кого не вызывает сомнений, что все дети любят рисовать, но занятия в привычных традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. Некоторые дети боятся рисовать, боятся сделать не правильно, в связи с этим переживают, испытывают стресс. И ребенок подавляет в себе творческие возможности, которые, может быть, заложены в
нем. А нестандартные подходы к организации занятий по рисованию напротив способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, заставить их глаза блестеть от восторга.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечѐт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведѐт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чѐм и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как рисование пальчиком, ладошкой, тычком (жѐсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки, отпечатками листьев.). Техника рисования: «монотипия», смятой бумагой, . Работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Рисование пальчиком вызывало у ребѐнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чѐрной краской, украшали крылья бабочки и т.д. Рисовали ладошкой. Нарисовали коллективную работу – «Букет для мамочки». Каждый ребѐнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в краску, а потом прикладывали их, я направляла детей. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. Техника рисования пальчиками и ладошкой даѐт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой.
Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жѐсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жѐсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки
по альбомному листу. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, галстук и др. Метод тычка позволяет детям придать изображѐнному животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать. Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном, листьями. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплѐнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать еѐ на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребѐнка. Для того, чтобы нарисовать цыплѐнка такой техникой мы берѐм одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплѐнок оживает, таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребѐнок начинает домысливать, а что же получится в результате?
Особый интерес я проявила к программам по изо деятельности Г.С.Швайко «Программа по художественно–эстетическому воспитанию дошкольников» и О.А.Белобрыкиной «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Здесь предлагаются методы и приемы, развивающие воображение и фантазию, при этом используются разнообразные методы рисования. Кроме этого мною была изучена специальная литература по теме «Нетрадиционные способы рисования», таких авторов, как Давыдова Г.Н., Никитина А.В., Колдина Д.Н., Смирнова М.Г. и многих других. В данных работах предлагаются описания разнообразных нетрадиционных способов рисования, здесь представлены рекомендации, занятия, дидактические игры, упражнения.
Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном и др. позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
творческого воображения;
внимания, мышления и усидчивости;
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Вывод: Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы.
Опыт работы показал, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.