Муниципальное автономное учреждение города Калининграда
«Физкультурно-спортивный центр «Янтарный парус»
Принята на заседании методического совета __.____. 2022 г. Протокол № _____ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ФСЦ «Янтарный парус»
Приказ № __ от __.__.2022 г. «__»__________ 20_22_ г. |
Дополнительная образовательная программа
«Основы морского дела»
Срок реализации – 1 год (36 часов)
Возраст учащихся: 10-11 лет
Стартовый уровень
Реализуется на основании образовательной лицензии № ДО-2148 от 07 октября 2014 г. по подвиду «дополнительное образование детей», бессрочно.
г. Калининград
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ раздела п/п |
Наименование раздела |
Страница |
I |
Пояснительная записка |
3 |
II |
Учебно-тематический план |
6 |
III |
Содержание тем учебно-тематического плана |
8 |
IV |
Планируемые результаты освоения программы |
10 |
V |
Текущий контроль и аттестация |
11 |
VI |
Условия реализации программы |
11 |
VII |
Перечень нормативных документов и используемой учебно-методической литературы |
12 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана Муниципальным автономным учреждением «Физкультурно-спортивны й центр «Янтарный парус» г. Калининграда (далее – МАУ ФСЦ «Янтарный парус»), в соответствии с требованиями к программе дополнительного образования детей (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53с, дополнениями и изменениями), Приказами Минпросвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с дополнениями и изменениями от 09.11.2018 N 196, от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533, требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14.
Программа направлена на:
- раннюю профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, применительно к парусному и иным водным видам спорта;
- создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в морской деятельности;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470)
- обеспечение духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
На основе данной Программы разрабатываются календарно-тематические планы и планы занятий, по которым происходит обучение, с подробным раскрытием содержания материала и тем, включённых в Программу.
В Программе и КТП приведены перечень тем и рекомендуемое количество часов на их изучение.
Целью Программы является:
- создание условий для самореализации личности ребенка в процессе
приобщения к морскому делу и морским (водным) видам спорта;
- создание условий для индивидуально-личностного развития учащихся через систему обучения в МАУ ФСЦ «Янтарный парус»;
- развитие личностного и коллективного интереса к морскому делу, формирование знаний, первоначальных морских умений и навыков.
Задачи Программы:
- выявление индивидуальных наклонностей, личностных качеств и
способностей ребенка;
- пробуждение стремления к самосовершенствованию в избранном
направлении деятельности, настойчивости в достижении позитивных результатов;
- обогащение учащихся первичными знаниями и привитие им практических умений и навыков, свойственных профессии моряка, стремления к последующему изучению морских (и связанных с ними) дисциплин;
- реализация творческого потенциала учащихся, их потребности
участия в социально-значимых делах.
- укрепление морально-психологического и физического здоровья
детей;
- развитие социально-значимых качеств: любви к Родине, своему
народу, чувства долга, верности традициям на ярких событиях истории флота;
- активизация интереса учащихся к углубленному изучению истории Отечества, традиций флота, воспитание уважительного отношения к прошлому страны, народа, своей семьи.
Программа реализуется в течение 1-го года.
Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами и порядком её реализации. В целях удобства повседневной работы, перспективой обучения детей он составлен с примерным распределением тем по месяцам.
Отличительными особенностями Программы являются:
- адаптированность к возрастным особенностям учащихся и их уровню
общей подготовленности;
- выход за рамки узкой морской специфики и специализации.
Учебная группа формируется из учащихся в возрасте 10-11 лет с учетом
уровня их общего развития.
Продолжительность одного занятия – 1 академический час.
Оптимальная численность группы - 6-8 человек.
Система занятий – групповая.
Формы и режим занятий:
Форма организации деятельности на занятии осуществляется в ключе:
- индивидуально-групповой деятельности (работа индивидуально и в
группах);
- фронтальной деятельности (работа в подгруппах).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстрированный метод обучения – педагог (инструктор) преподносит учащимся готовую информацию;
- репродуктивный метод обучения – учащиеся воспроизводят разучиваемые действия;
- частично-поисковый метод обучения – поиск возможных решений поставленной задачи.
При обучении используется тренажерная и учебная база МАУ ФСЦ «Янтарный парус», мультимедийная аудитория, обучающие и тестирующие программы, электронные версии учебных пособий, учебно-методические пособия.
Отработка практических навыков проводится, как правило, параллельно с теоретическими занятиями.
Обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе ускоренное обучение и использование дистанционных образовательных технологий в пределах осваиваемой Программы дополнительного образования не предусмотрено.
Педагогическая деятельность по реализации Программы осуществляется лицом, имеющим высшее образование, соответствующее направленности Программы, реализуемой МАУ ФСЦ «Янтарный парус» и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
|
Лекции |
Практич. занятия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Начало мореплавания и судоходства.
|
7 |
9 |
ЯНВАРЬ |
|||
А.1. |
Начало мореплавания. Гребные (вёсельные) суда |
1 |
- |
Б.1. |
Устройство корпуса судна. |
0,5 |
0,5 |
В.1. |
Прямой узел и штыки: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.1. |
Начало навигации и сигналопроизводства: Изучение «навигационного креста», букв «Аз», «Твёрдо», «Ухо». («Веди» и «Глаголь», «Есть» и «Слово») |
0,5 |
0,5 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
А.2. |
Суда Древней и Старой Руси. Походы поморов, ушкуйников и казаков. Торговые (речные и морские) пути русов. |
1 |
- |
Б.2. |
Парусное вооружение судов. Занятие 1 |
1 |
- |
В.2. |
Рифовый и шкотовые узлы: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.2. |
Навигация и сигналопроизводство: Системы счёта направлений, буквы «Како», «Ха», «Люди», «Мыслете». («Веди» и «Глаголь», «Есть» и «Слово») |
- |
1 |
|
МАРТ |
|
|
А.3. |
Суда парусные: рыболовецкие, транспортные, военные. Регулярный флот допетровской и петровской России. |
1 |
- |
Б.3. |
Парусное вооружение судов. Занятие 2 |
0,5 |
0,5 |
В.3. |
Беседочный узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.3. |
Навигация и сигналопроизводство: Системы счёта направлений, буквы «Живете», «Земля», «Люди», «Мыслете», «Наш», «Он», «Покой», «Рцы». |
- |
1 |
АПРЕЛЬ |
|||
А.4. |
Кругосветные экспедиции и «дальние вояжи» кораблей и судов Русского Императорского Флота. Великие русские мореплаватели. |
1 |
- |
Б.4. |
Парусное вооружение судов. Занятие 3 |
0,5 |
0,5 |
В.4. |
Выбленочный узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.4. |
Системы счёта направлений, буквы «Буки», «Добро», «Ферт», «Цепочка», «Червь», «Шапка», «Ща», «Юла», «Яко».
|
- |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
«Золотые века мореплавания» |
9,5 (5,5-резерв) |
10,5 (6,5-резерв) |
МАЙ |
|||
А.5. |
Победы Русского Императорского Флота. Морские традиции. Великие русские флотоводцы и мореплаватели. |
1 |
- |
Б.5. |
Парусное вооружение судов. Занятие 4 Викторина «Морской бой» («парусная регата»- облегчённая версия) |
0,5 |
0,5 |
В.5. |
Калмыцкий узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.5. |
Морская навигационная карта и прокладочный инструмент. Флажный семафор: приём и передача коротких слов. |
0,5 |
0,5 |
ИЮНЬ (резерв) |
|||
Б.6. |
Парус на яхте. Основные сведения, терминология. Конструкция паруса. Крепление парусов к рангоуту и такелажу яхты. |
0,5 |
0,5 |
А.6. |
ВМФ СССР в начале Великой Отечественной войны. |
1 |
- |
В.6. |
Шлюпочный узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.6. |
Ориентирование по светилам. Флажный семафор: приём и передача морских терминов. |
0,5 |
0,5 |
ИЮЛЬ (резерв) |
|||
Б.7. |
Обзор истории парусного спорта. Сведения о парусных гонках, крейсерские и дальние спортивные плавания. |
0,5 |
0,5 |
А.7. |
Флот СССР (рыбопромысловый, транспортный, научно- исследовательский, ВМФ) в послевоенные годы. История Дня Рыбака, Дня ВМФ, Дня работника водного транспорта. |
1 |
- |
В.7. |
Морские узлы (изученные): назначение, применение, способы вязания::: командная викторина - соревнование. |
- |
1 |
Г.7. |
Ориентирование по светилам. Флажный семафор: приём и передача морских терминов. |
0,5 |
0,5 |
АВГУСТ (резерв) |
|||
А.8. |
Паруса в 21 веке: учебные парусные суда и яхты. УПС «Седов» и «Крузенштерн». Типы современных парусных яхт, осн. типы парусного вооружения. Классификация яхт по назначению, конструктивному типу. |
0,5 |
0,5 |
А.9. |
История отечественных государственных и морских флагов. |
1 |
- |
В.8. |
Буксирный узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.8. |
Флажный семафор: приём и передача морских терминов: командное состязание |
- |
1 |
СЕНТЯБРЬ |
|||
А.10. |
Математика, география и другие «школьные предметы» в морском деле. Морское образование в России. |
1 |
- |
Б.8. |
Морская терминология и морские традиции: викторина. |
1 |
- |
В.9. |
Гачный узел и «кошачьи лапки»: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.9. |
МППСС-72, огни и знаки Флажный семафор: приём и передача команд и докладов.
|
- |
1 |
|
Флот и современность |
6 |
6 |
ОКТЯБРЬ |
|||
Б.9. |
Типы судов современного транспортного и рыбопромыслового флотов. |
1 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
Б.10. |
Устройство корпуса судна (шлюпки): викторина – соревнование. |
1 |
- |
В.10. |
Сваечный узел: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
Г.10. |
МППСС-72, огни и знаки Флажный семафор: вызов, приём и передача предложений. |
- |
1 |
НОЯБРЬ |
|||
Б.11. |
Типы судов современного ледокольного и научно-исследовательского флотов. |
1 |
- |
В.11. |
Морские узлы (изученные): назначение, применение, способы вязания::: командная викторина - соревнование. |
- |
1 |
А.11. |
Кругосветные экспедиции и дальние походы кораблей и судов современного флота. |
1 |
- |
Г.11. |
МАМС, огни и знаки Флажный семафор: вызов, приём и передача предложений. |
- |
1 |
ДЕКАБРЬ |
|||
Б.12. |
Типы кораблей и подводных лодок современного ВМФ России. |
1 |
- |
Г.12. |
Флажный семафор: приём и передача морских терминов и команд: командное состязание |
- |
1 |
В.12. |
Экзотические узлы: назначение, применение, способы вязания. |
- |
1 |
А.12. |
Традиции празднования Нового Года и других праздников в море. |
1 |
- |
Итого: 36 часов (+12 часов резерва) |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Содержание тем учебно-тематический план подготовки
РАЗДЕЛ А. ИСТОРИЯ МОРЕПЛАВАНИЯ.
ТЕМА А.1. Начало мореплавания. Гребные (вёсельные) суда.
ТЕМА А.2. Суда Древней и Старой Руси. Походы поморов, ушкуйников и казаков. Торговые (речные и морские) пути русов.
ТЕМА А.3 Суда парусные: рыболовецкие, транспортные, военные.
Регулярный флот допетровской и петровской России.
ТЕМА А.4. Кругосветные экспедиции и «дальние вояжи» кораблей и судов
Русского Императорского Флота. Великие русские мореплаватели.
ТЕМА А.5. Победы Русского Императорского Флота. Морские традиции.
Великие русские флотоводцы и мореплаватели.
ТЕМА А.6. ВМФ СССР в начале Великой Отечественной войны.
ТЕМА А.7. Флот СССР (рыбопромысловый, транспортный, научно- исследовательский, ВМФ) в послевоенные годы. История Дня Рыбака, Дня ВМФ, Дня работника водного транспорта.
ТЕМА А.8. Паруса в 21 веке: учебные парусные суда и яхты.
УПС «Седов» и «Крузенштерн». Типы современных парусных яхт, осн. типы парусного вооружения. Классификация яхт по назначению, конструктивному типу.
ТЕМА А.9. История отечественных государственных и морских флагов.
ТЕМА А.10. Математика, география и другие «школьные предметы» в морском деле. Морское образование в России.
ТЕМА А.11. Кругосветные экспедиции и дальние походы кораблей и судов современного флота.
ТЕМА А.12. Традиции празднования Нового Года и других праздников в море.
РАЗДЕЛ Б. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО КОРАБЛЯ (СУДНА).
ТЕМА Б.1. Устройство корпуса судна.
ТЕМА Б.2. Парусное вооружение судов. Занятие 1.
ТЕМА Б.3 Парусное вооружение судов. Занятие 2.
ТЕМА Б.4. Парусное вооружение судов. Занятие 3.
ТЕМА Б.5. Парусное вооружение судов. Занятие 4.
ТЕМА Б.6. Парус на яхте. Основные сведения, терминология. Конструкция паруса. Крепление парусов к рангоуту и такелажу яхты.
ТЕМА Б.7. Обзор истории парусного спорта. Сведения о парусных гонках, крейсерские и дальние спортивные плавания.
ТЕМА Б.8. Морская терминология и морские традиции: викторина.
ТЕМА Б.9. Устройство корпуса судна (шлюпки): викторина – соревнование.
ТЕМА Б.10. Типы судов современного транспортного и рыбопромыслового флотов.
ТЕМА Б.11. Типы судов современного ледокольного и научно-исследовательского флотов.
ТЕМА Б.12. Типы кораблей и подводных лодок современного ВМФ России.
РАЗДЕЛ В. ОСНОВЫ ТАКЕЛАЖНОГО ДЕЛА.
ТЕМА В.1. Прямой узел и штыки: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.2. Рифовый и шкотовые узлы: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.3. Беседочный узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.4. Выбленочный узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.5. Калмыцкий узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.6. Шлюпочный узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.7. Морские узлы (изученные): назначение, применение, способы вязания:
командная викторина - соревнование.
ТЕМА В.8. Буксирный узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.9. Гачный узел и «кошачьи лапки»: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.10. Сваечный узел: назначение, применение, способы вязания.
ТЕМА В.11. Морские узлы (изученные): назначение, применение, способы вязания:
командная викторина - соревнование.
ТЕМА В.12. Экзотические узлы: назначение, применение, способы вязания.
РАЗДЕЛ Г. ОСНОВЫ НАВИГАЦИИ И СИГНАЛОПРОИЗВОДСТВА.
ТЕМА Г.1. Начало навигации и сигналопроизводства:
Изучение «навигационного креста»,
букв «Аз», «Твёрдо», «Ухо». («Веди» и «Глаголь», «Есть» и «Слово»).
ТЕМА Г.2. Навигация и сигналопроизводство:
Системы счёта направлений,
буквы «Како», «Ха», «Люди», «Мыслете». («Веди» и «Глаголь», «Есть» и «Слово»).
ТЕМА Г.3. Навигация и сигналопроизводство:
Системы счёта направлений,
буквы «Живете», «Земля», «Люди», «Мыслете», «Наш», «Он», «Покой», «Рцы».
ТЕМА Г.4. Навигация и сигналопроизводство:
Системы счёта направлений,
буквы «Буки», «Добро», «Ферт», «Цепочка», «Червь», «Шапка», «Ща», «Юла», «Яко».
ТЕМА Г.5. Навигация и сигналопроизводство:
Морская навигационная карта и прокладочный инструмент.
Флажный семафор: приём и передача коротких слов.
ТЕМА Г.6. Навигация и сигналопроизводство:
Ориентирование по светилам.
Флажный семафор: приём и передача морских терминов.
ТЕМА Г.7. Навигация и сигналопроизводство:
Ориентирование по светилам.
Флажный семафор: приём и передача морских терминов.
ТЕМА Г.8.
Флажный семафор: приём и передача морских терминов:
командное состязание
ТЕМА Г.9
МППСС-72, огни и знаки
Флажный семафор: приём и передача команд и докладов.
ТЕМА Г.10.
МППСС-72, огни и знаки
Флажный семафор: вызов, приём и передача предложений.
ТЕМА Г.11.
МАМС, огни и знаки
Флажный семафор: вызов, приём и передача предложений.
ТЕМА Г.12.
Флажный семафор: приём и передача морских терминов и команд:
командное состязание
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы «Основы морского дела» учащийся должен иметь представление:
- о роли и значении флота (научно-исследовательского, транспортного, рыбопромыслового, военно-морского) в социально-экономическом развитии и истории России;
- о типах и классах кораблей и судов;
- об общем устройстве корабля (судна);
- о корабельных (судовых) правилах связанных с обеспечением безопасности людей и охраны окружающей среды на водных объектах;
- об основных морских специальностях и морских учебных заведениях России и Калининградской области.
учащийся должен уметь:
- ориентироваться по сторонам горизонта по небесным светилам;
- передавать сигналы (включая сигналы бедствия) на море;
- вязать морские узлы применительно к ситуации.
слушатель должен знать:
- меры безопасности и правила поведения на воде;
- основы такелажного дела;
- флажное сигналопроизводство;
- основные памятные даты в истории России, флота и Калининградской области.
V. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ
Осуществление текущего контроля посещения и успеваемости обучающихся, установление форм, периодичности и порядка проведения аттестации осуществляется на основании «Положения о аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам», утверждённой в МАУ ФСЦ «Янтарный парус».
Обучение по программе «Основы морского дела» завершается аттестацией, проводимой преимущественно в игровой (соревновательной) форме, которая включает проверку теоретических знаний и практических навыков.
В процессе обучения проверка теоретических знаний и практических умений проводится по разделам:
- История мореплавания;
- Теория и устройство корабля (судна);
- Основы такелажного дела;
- Основы навигации и сигналопроизводства.
Результаты оформляются установленным в МАУ ФСЦ «Янтарный парус» порядком.
Индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательной программы, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются МАУ ФСЦ «Янтарный парус» на бумажных и электронных носителях.
VI. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Организационно-педагогические условия обеспечивают реализацию Программы в полном объеме, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
- Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
- Наполняемость учебной группы не должна превышать 8 человек.
- Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут).
- Преподаватели имеют высшее образование, соответствующее преподаваемому предмету.
- Отработка практических навыков проводится специалистами, имеющие соответствующее профессиональное образование.
- Информационно-методические условия реализации Программы включают: календарно-тематический план реализации Программы, методические материалы и разработки, расписание занятий.
- Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям к учебно-материальной базе, предъявляемым к образовательным организациям.
VII. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53с), с дополнениями и изменениями.
2. Приказы Минпросвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с дополнениями и изменениями от 09.11.2018 N 196, от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533.
3. СанПиН 2.4.4.3172-14.
4. Алексеев А.В., Алексеева Д.А. МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновения судов 1972г.).Ярославль: Изд. Хистори оф Пипл-2009.-116 с.
5. Алексеев А.В., Алексеева Д.А. Основы первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим. Ярославль: Изд. Хистори оф Пипл, 2008. - 98 с.
6. Коргин Андрей. Краткий курс управления парусной яхтой. Учебное пособие-2012.-71 с.
7. Григорьев И.В., Лобач-Жученко Б.М. «Парусный спорт. Учебное пособие для секций парусного спорта». – М., Физкультура и спорт, 1954,-312 с.
8. Дас Р., Шварцлозе Х.- Морская практика в картинках: Практические рекомендации. – М.: Аякс – пресс, 2008.-151 с.
9. Митрофанов В.П. Морские узлы. (серия «Яхтсмену о…»). – СПб., 2007.- 128 с., ил.
10. Дас Р., фон Краузе Э. Маневры под парусами. – М.: Аякс-пресс, 2077, - 140 с.
11. Шульт Й. Все о парусах. -: Аякс-пресс, 2007, - 240 с.
12. Морской энциклопедический словарь: В трех томах. – Л.: Судостроение,1991, 1-й том 504 с: ил., 2-й том 584 с.: ил., 3-й том 488 с.: ил.
13. Эпов Г.С. Парусное вооружение судов. – СПб.: «Элмор», 2005. – 232 с., ил.
14. Эльвстрем П. Искусство плавания под парусом. – М.: Физкультура и спорт, 1971, - 149 с.
15. Сидоров В.И., Романов В,В, Морская навигация : учебное пособие. – М.: Ад фонтас, 2003, - 186 с.
16. Шлыгин И.А. Популярная гидрометеорология и судовождение. – М.: Издательство «Транспорт», 1987, - 192 с.
17. Джерман К., Бивис Б. Современный трос в морской практике. – Л.: «Судостроение», 1980, - 94 с.
18. Акимов Р.Н. Такелажное дело на парусной яхте. – М., Моркнига, 2008. – 74 с., ил.
19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.