МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
Ленинского городского округа Московской области
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
К УТВЕРЖДЕНИЮ приказом по школе
на заседании 31.08.2022 № 157/2-о
Методического совета Директор
МБОУ Развилковской средней МБОУ Развилковской средней
общеобразовательной школы общеобразовательной школы
с углубленным изучением с углубленным изучением
отдельных предметов отдельных предметов
(протокол от 30.08.2022 № 1)
____________Т.И. Бондаренко
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни»
для 6 класса
(Срок реализации- 1 год)
Автор-составитель –
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Митрофанова Альбина Николаевна.
2022
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена необходимостью социокультурной адаптации школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Изучение экологичного образа жизни способствует экологическому воспитанию, даёт возможность привлечь к исследовательской работе. Обучение путём открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В её основе – развитие личности ребёнка посредством знакомства с экологией родного края. Это важнейший этап в развитии личности, период социализации ребёнка, время установления отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и собственным внутренним миром.
Программа способствует успешному усвоению школьниками понимания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе. Развивает нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Экологичный образ жизни», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
- освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного курса;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, своей малой Родине, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям своего региона;
- освоение школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта;
- эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачи:
- формирование у ребёнка уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в работе со школьниками 6-х классов. Программа курса рассчитана на 34 часа, реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, дискуссии, проектную и исследовательскую деятельность, игры, викторины, конкурсы, организацию социальных практик (встречи с представителями разных профессий, знаменитыми земляками, участие в акциях), экскурсии в природу. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания МБОУ Развилковской СОШ с УИОП. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания МБОУ Развилковской СОШ с УИОП;
- возможности комплектования разновозрастных групп для организации краеведческой деятельности школьников (воспитательное значение таких групп отмечается в программе воспитания);
- высокой степени самостоятельности школьников в краеведческой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
- ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и др. результатов работы;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
Данный курс позволяет решить такие задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации, как усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения курса в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочного курса «Юный краевед» включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность при изучении данного курсам планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОГРАММЕ
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых форм работы.
Основные принципы построения программы:
· преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по окружающему миру для начального общего образования;
· последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
· сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
· личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Юный краевед».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни»
Внеурочная деятельность «Экологичный образ жизни» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса «Юный краевед» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и отражают приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, к своей малой Родине; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление с
Эстетического воспитания:
пособности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты освоения Программы начального общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе краеведческой деятельности школьников.
Окружающий мир:
- различать государственную символику Российской Федерации, Московской области, Ленинского г.о. (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы своей местности, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- формирование представлений о краеведении, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об истории родного края;
- овладение элементарными практическими умениями использования интернет- ресурсов;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации краеведческой информации;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению краеведческих знаний и выбора краеведения как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Место человека в системе животных. Стресс – наследственная реакция адаптации. Носители наследственности Наследственные болезни. Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней
Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Космос и здоровье. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие. Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения. Культура питания. Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь. Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере.
Природная среда теряет свои экологические свойства (10 часов).
Загрязнение атмосферы и гидросферы. Загрязнение атмосферы Организм защищается от загрязнений. Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье. Влияние шумов на здоровье.
Влияние питьевой воды на организм человека. Очистка воды из природных источников.
Здоровый образ жизни (11 часов).
СПИД – коварная болезнь. Культура питания. Алкоголизм – болезнь химической зависимости. Табакокурение. Наркотики, зависимость и последствия. Как сказать наркотикам: «Нет!».
Обеспеченность организма человека витаминами и микроэлементами. Устойчивость витамина С. Главные правила ЗОЖ
Тематическое планирование
Темы |
Основное содержание |
Деятельность школьников |
I. Введение (2 ч.) |
||
Как люди узнают о здоровье? |
Как появилось понятие «здоровье». Как люди изучают свое здоровье? Наука о здоровье
|
Работа со словарём: определение науки о здоровье. Рассказ учителя по теме «здоровье»
|
Здоровый образ жизни. |
Основы ЗОЖ. |
Работа с тестом. |
|
II. Здоровье и наследственность (5 ч.) |
|
Место человека в системе животных. |
Понятия классификация,систематика. |
Работа со словарём: определение наук о здоровье. Рассказ учителя по теме.
|
Стресс – наследственная реакция адаптации. |
Что такое стресс? Когда он возникает? |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации.
|
Носители наследственности |
Кто и что являются носителями наследственности? |
Рассказ учителя и обсуждение
|
Наследственные болезни. |
Какие бывают наследственные болезни? |
Работа с текстом учебника. Просмотр презентации. |
Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней
|
Как проводятся диагностика и лечение,предупреждение наследственных болезней ?
|
Работа с текстом учебника Просмотр презентации. |
|
III. Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
|
|
Природная среда – источник инфекционных заболеваний. |
Какие бывают инфекционные заболевания. |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации.
|
Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. |
Что такое биологические ритмы. |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации. |
Погода и самочувствие. Поселение как среда жизни |
Как самочувствие зависит от погоды. |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации. |
. Среда жилого поселения. |
Происхождение названий природных объектов своей местности. Работа с картами Московской области и Ленинского г.о. |
Работа в школьном музее по сбору данных о топонимике населенных пунктов Ленинского г.о., составление местного топонимического словаря. Поиск названий по карте Московской области. |
Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь. |
От чего бывают пищевые отравления? |
Дискуссия и обсуждение. |
Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере. |
Ознакомление с фитонцидными растениями |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации. |
|
IV. Природная среда теряет свои экологические свойства (10 часов).
|
|
Загрязнение атмосферы |
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дико- растущие и культурные растения. Видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты Подмосковья |
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Растительный мир Подмосковья». Сбор гербария, выступление с сообщениями, участие в конкурсе рисунков «Этот прекрасный мир цветов» |
Загрязнение гидросферы. |
Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб и животных на территории Московской области |
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Животный мир Подмосковья». Дидактическая игра по теме, например, «Угадай животное по описанию». Логическая задача по теме, например, «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно». |
Опасность химического отравления. |
Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья |
Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой», целевые прогулки, сбор гербария, участие в конкурсе рисунков «Зарисовки природы Подмосковья» |
Организм защищается от загрязнений. |
Как организм защищается от загрязнений. |
Учебный диалог по теме, например, «Как организм защищается от загрязнений». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов . |
Ионизирующие излучение. |
Что такое ионизирующие излучение? |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации. |
Радиация и здоровье. |
Особенности охраны и восстановления природы родного края. |
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов |
|
||
Влияние шумов на здоровье |
Как шум влияет на здоровье? |
Работа с таблицами, с Интернет-ресурсами по определению нормы шума. |
Влияние питьевой воды на организм человека |
Нормы чистоты воды. |
Определение чистоты воды из под крана. |
Очистка воды из природных источников |
Как очищают воду? |
Работа с таблицами, с Интернет-ресурсами по определению чистоты воды. |
СПИД – коварная болезнь |
. Что такое СПИД? Пути заражения. |
Рассказ учителя и обсуждение. Просмотр презентации. |
|
V. Здоровый образ жизни (11 часов).
|
|
Культура питания |
Что нужно знать о культуре питания? |
Беседа, составление режима питания школьника |
Алкоголизм – болезнь химической зависимости |
Вред наносимый алкоголем здоровью. |
Поиски информации в Интернете. Беседа. |
Табакокурение. |
Вред наносимый курением здоровью. |
Поиски информации в Интернете. Беседа. |
Наркотики, зависимость и последствия |
Вред наносимый наркотиками здоровью. |
Поиски информации в Интернете. Беседа. |
Как сказать наркотикам: «Нет!» |
Почему нельзя употреблять наркотики? |
Рассказ учителя, рисование плакатов на тему «Нет наркотикам» |
Витамины |
Основные группы витаминов, заболевания при недостатке. |
Рассказ учителя, просмотр презентации. |
Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами |
Какие признаки при недостатке витаминов. |
Рассказ учителя, просмотр презентации. |
Изучение устойчивости витамина С. |
Где содержится витамин С. |
Рассказ учителя, просмотр презентации.Беседа. |
Составление главных правил для ЗОЖ |
Составление главных правил для ЗОЖ |
Составление главных правил для ЗОЖ |
Заключительное занятие. Тестирование
|
Тестирование |
Тестирование |
Календарно -тематическое планирование
6 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
1. |
Здоровье и факторы риска болезни. |
1 |
06.09 |
|
2. |
Тестирование |
1 |
13.09 |
|
3. |
Место человека в системе животных |
1 |
20.09 |
|
4. |
Стресс – наследственная реакция адаптации |
1 |
27.09 |
|
5. |
Носители наследственности |
1 |
04.10 |
|
6. |
Наследственные болезни |
1 |
18.10 |
|
7. |
Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней |
1 |
25.10 |
|
8. |
Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Космос и здоровье |
1 |
01.11 |
|
9. |
«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. |
1 |
08.11 |
|
10. |
Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения |
1 |
15.11 |
|
11. |
Культура питания. |
1 |
29.11 |
|
12. |
Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь |
1 |
06.12 |
|
13. |
Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере |
1 |
13.12 |
|
14. |
Загрязнение атмосферы |
1 |
20.12 |
|
15. |
Загрязнение гидросферы |
1 |
27.12 |
|
16. |
Опасность химического отравления. |
1 |
10.01 |
|
17. |
Организм защищается от загрязнений. |
1 |
17.01 |
|
18. |
Ионизирующие излучение. |
1 |
24.01 |
|
19. |
Радиация и здоровье. |
1 |
31.01 |
|
20- 21 |
Влияние шумов на здоровье |
2 |
07.02 |
|
22. |
Влияние питьевой воды на организм человека |
1 |
14.02 |
|
23. |
Очистка воды из природных источников |
1 |
28.02 |
|
24. |
СПИД – коварная болезнь |
1 |
07.03 |
|
25. |
Культура питания |
1 |
14.03 |
|
26. |
Алкоголизм – болезнь химической зависимости |
1 |
21.03 |
|
27-28 |
Табакокурение. |
2 |
28.03 11.04 |
|
29 |
Наркотики, зависимость и последствия |
1 |
18.04 |
|
30 |
Как сказать наркотикам: «Нет!» |
1 |
25.04 |
|
31 |
Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами |
1 |
02.05 |
|
32 |
Изучение устойчивости витамина С. |
1 |
16.05 |
|
33 |
Составление главных правил для ЗОЖ |
1 |
23.05 |
|
34 |
Заключительное занятие. Тестирование
|
1 |
30.05 |
|
Итого: |
34 часа |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
v Учебные материалы по экологии Москвы и Московской области. Москва. Издательство МГУ, 2019г.
Учебно – лабораторное оборудование
v Перечень средств обучения:
v комплект таблиц
v мультимедийные презентации,
v комплект мультимедийного оборудования.
v I.Магнитные модели-аппликации
v II. Приборы
v 1)Раздаточные
v 1.Лупы ручные
v 2.Лупы препаровальные
v 3.Микроскопы
v 4. Микропрепараты
v 2)Демонстрационные
v 1. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
v 2.Штатив лабораторный (ШЛб)
v 3)Лабораторные
v 1.Набор препаровальных инструментов
v 2.Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
v 3.Спиртовка лабораторная литая
v III.Печатные пособия
v Демонстрационные
v 6. Комплект таблиц по общей биологии
v 7.Портреты биологов
v IV.Слайд-альбомы
v "Человек и его здоровье"
v "Эволюция", "Экология"
Технические средства обучения
v Классная доска
v Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
v Телевизор
v Видеомагнитофон/видеоплеер
v Экспозиционный экран
v Ноутбук для педагога
v Мультимедийный проектор и потолочное крепление
v Акустические колонки
v Сетевой фильтр удлинитель
v DVD плеер
Оборудование класса
Доска классная
Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой
Кресло учителя
Шкаф для хранения учебных пособий
Доска пробковая/Доска магнитно-маркерная
Система (устройство) для затемнения окон
Сетевой фильтр
Проектор
Компьютер учителя
Учебные видеоматериалы (по предметной области)
Словари, справочники, энциклопедия (по предметной области)
Стол ученический регулируемый по высоте
Стул ученический поворотный регулируемый по высоте
Тумба для таблиц под доску / Шкаф для хранения таблиц и плакатов / Система хранения и демонстрации таблиц и плакатов
Список литературы
1. Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
3. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического
музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
Лист корректировки рабочей программы 6в
2022-2023 учебный год
Предмет «Биология». Учитель: Митрофанова А.Н.
№ ур. |
Тема урока |
Планируемая дата |
Фактичес- кая дата |
Количество часов |
Причина корректи-ровки |
Способ корректировки |
|
дано |
по плану |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.