МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Макаровский городской округ
МКУ "Управление образования"
МБОУ НОШ г. Макарова
|
|
|
УТВЕРЖДЕНО Директор школы Приказ № от «14» 08.2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Хочу всё знать. Подготовка к ВПР"
для обучающихся 3 классов
г. Макаров 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа «Подготовка к ВПР» разработана на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
· Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи программы:
обучающие:
· формирование общеинтеллектуальных умений;
· углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру.
· создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
· формирование и развитие логического мышления;
· развитие речи и словарного запаса учащихся;
· развитие внимание, памяти;
воспитательные :
· формирование положительной мотивации к учению;
· формирование умение работать в группе.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
курс «Хочу всё знать. Подготовка к ВПР» рассчитан на 102часов (3 часа в неделю)
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация программы «Хочу всё знать. Подготовка к ВПР» предусматривает следующие формы работы с обучающими:
· занятия теоретического плана;
· тренировочные занятия;
· мини-работы;
· диктанты;
· пробные ВПР и т.д.
На занятиях используются различные типы заданий:
· с кратким ответом;
· с развернутым ответом;
· задания с выбором одного или нескольких верных ответов;
· задания на определение последовательности и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС
Содержание программы:
Блок «Математика»
· Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
· Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
· Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
· Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр);
· Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.
· Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
· Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами. Читать несложные готовые таблицы.
· Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные.
· Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
· Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
· Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, решать задачи в 3–4 действия
· Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
· Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
· Овладение основами пространственного воображения. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
· Овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Блок «Русский язык».
· Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические --пунктуационные ошибки / Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работа.
· Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами.
· Умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
· Умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи.
· Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
· Умение классифицировать согласные звуки и давать им характеристику.
· Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста.
· Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
· Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста.
· Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту .
· Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
· Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
· Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи . Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся.
· Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / имени прилагательного. Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора.
· Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.
· Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации.
Блок "Окружающий мир"
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач;
· понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
· использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
· понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события;
· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Будут сформированы:
- мотивационная основа учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
-составление плана решения проблемы совместно с учителем,;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группах;
-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
Русский язык
· писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· выделять предложения с однородными членами;
· находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
· распознавать грамматические признаки слов;
· с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
· характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
· определять тему и главную мысль текста;
· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
· проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения морфологического разбора;
· находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они относятся.
Математика
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
· решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину);
· используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм– грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· читать несложные готовые таблицы;
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Окружающий мир
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач;
· понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
· использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
· понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события;
· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде.
Поурочное планирование 3 класс
Блок «Русский язык»
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Вводное занятие. Знакомство с ВПР. |
1 |
02.09.2024 |
|
2 |
Текст, признаки текста. Определение темы прочитанного текста |
1 |
09.09.2024 |
|
3 |
Работа с текстом. Определение основной мысли прочитанного текста (задание 5) |
1 |
16.09.2024 |
|
4 |
Текст. Составление плана текста (задание 6) |
1 |
23.09.2024 |
|
5 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. |
1 |
30.09.2024 |
|
6 |
Грамматическая основа предложения (отработка задания 2) |
1 |
07.10.2024 |
|
7 |
Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы |
1 |
14.10.2024 |
|
8 |
Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение слов |
|
21.10.2024 |
|
8 |
Фразеологизмы |
|
28.10.2024 |
|
9 |
Употребление фразеологизмов в речи. (задание 8) |
1 |
11.11.2024 |
|
10 |
Закрепление (отработка заданий 2, 5, 6, 8, 9 варианта 1) |
1 |
18.11.2024
|
|
11 |
Состав слова. |
1 |
25.11.2024 |
|
12 |
Разбор слова по составу (задание 10) |
1 |
02.12.2024 |
|
13 |
Закрепление темы «Состав слова». |
1 |
09.12.2024 |
|
14 |
Самостоятельная работа (вариант 2) |
1 |
16.12.2024 |
|
15 |
Фонетика. Гласные и согласные звуки русского языка. |
1 |
23.12.2024 |
|
16 |
Гласные звуки и буквы русского языка. |
1 |
13.01.2025 |
|
17 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
1 |
20.01.2025 |
|
18 |
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова |
1 |
27.01.2025 |
|
19 |
Согласные звуки и буквы русского языка |
1 |
03.02.2025 |
|
20 |
Правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова |
1 |
10.02.2025 |
|
21 |
Непроизносимые согласные в корне слова |
1 |
17.02.2025 |
|
22 |
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
24.02.2025 |
|
23 |
Закрепление (отработка заданий вариант 3) |
1 |
03.03.2025 |
|
24 |
Части речи. Имя существительное. |
1 |
10.03.2025 |
|
25 |
Морфологический разбор имени существительного (задание 11) |
1 |
24.03.2025 |
|
26 |
Части речи. Имя прилагательное |
1 |
31.03.2025 |
|
27 |
Морфологический разбор имени прилагательного (задание 12) |
1 |
07.04.2025 |
|
28 |
Части речи. Местоимение |
1 |
14.04.2025 |
|
29 |
Части речи. Глагол |
1 |
21.04.2025 |
|
30 |
Времена глагола (задание 13) |
1 |
28.04.2025 |
|
31 |
Самостоятельная работа (вариант 4) |
1 |
05.05.2025 |
|
32 |
Ударение. |
1 |
12.05.2025 |
|
33 |
Ударение (задание 3) |
1 |
19.05.2025 |
|
34 |
Итоговая проверочная работа (вариант 5) |
1 |
19.05.2025 |
Блок «Математика»
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Решение в столбик примеров вида: 52-38, 68+27 |
1 |
05.09.2024 |
|
2 |
Решение в столбик (задание 1) |
1 |
12.09.2024 |
|
3 |
Решение задач с использованием рисунка |
1 |
19.09.2024 |
|
4 |
Решение задач с использованием рисунка (задание 3) |
1 |
26.09.2024 |
|
5 |
Решение задач с именованными числами. |
1 |
03.10.2024 |
|
6 |
Решение задач с именованными числами (задание 4) |
1 |
10.10.2024 |
|
7 |
Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата. |
1 |
17.10.2024 |
|
8 |
Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата (задание 5) |
1 |
24.10.2024 |
|
9 |
Геометрический материал. Работа с чертежами (задание 5) |
1 |
07.11.2024 |
|
10 |
Закрепление (отработка заданий 1-5, вариант 1) |
1 |
14.11.2024 |
|
11 |
Порядок действий в числовом выражении (со скобками) |
1 |
21.11.2024 |
|
12 |
Порядок действий в числовом выражении (без скобок) |
1 |
28.11.2024 |
|
13 |
Порядок действий в числовом выражении ( задание 2) |
1 |
05.12.2024 |
|
14 |
Решение задач. Работа с таблицами (чтение и анализ несложных готовых таблиц) |
1 |
12.12.2024 |
|
15 |
Решение задач. Работа с таблицами (чтение и анализ несложных готовых таблиц) (задание 6) |
1 |
19.12.2024 |
|
16 |
Самостоятельная работа |
1 |
26.12.2024 |
|
17 |
Решение логических задач, связанных с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) |
1 |
09.01.2025 |
|
18 |
Решение логических задач, связанных с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) (задание 9) |
1 |
16.01.2025 |
|
19 |
Отработка заданий 6, 9 (вариант 2) |
1 |
23.01.2025 |
|
20 |
Решение задач в 3-4 действия (задания 8, 12) |
1 |
30.01.2025 |
|
21 |
Решение задач в 3-4 действия (задания 8, 12) |
1 |
06.02.2025 |
|
22 |
Решение задач в 3-4 действия (задания 8, 12) |
1 |
13.02.2025 |
|
23 |
Геометрический материал. Решение задач. |
1 |
20.02.2025 |
|
24 |
Решение логических задач (задание 11) |
1 |
27.02.2025 |
|
25 |
Решение логических задач (задание 11) |
1 |
06.03.2025 |
|
26 |
Проверочная работа (вариант 3) |
1 |
13.03.2025 |
|
27 |
Решение логических задач, представленную в виде текста, строить связи между объектами (задание 10) |
1 |
27.03.2025 |
|
28 |
Решение логических задач, представленную в виде текста, строить связи между объектами (задание 10) |
1 |
03.04.2025 |
|
29 |
Решение числовых примеров с многозначными числами |
1 |
10.04.2025 |
|
30 |
Решение числовых примеров с многозначными числами (задание 7) |
1 |
17.04.2025 |
|
31 |
Самостоятельная работа (вариант 4) |
1 |
24.04.2025 |
|
32 |
Закрепление. Обобщение знаний |
1 |
15.05.2025 |
|
33 |
Итоговая проверочная работа (вариант 5) |
1 |
22.05.2025 |
Блок «Окружающий мир»
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Работа с рисунком. Сущности и особенности объектов (задание 1) |
1 |
06.09.2024 |
|
2 |
Работа с рисунком. Сущности и особенности объектов (задание 1) |
1 |
13.09.2024 |
|
3 |
Работа с рисунком. Сущности и особенности объектов. Закрепление материала. |
1 |
20.09.2024 |
|
4 |
Прогноз погоды. Условные обозначения. |
1 |
27.09.2024 |
|
5 |
Прогноз погоды. Практическая работа с таблицами (задание 2) |
1 |
04.10.2024 |
|
6 |
Прогноз погоды. Практическая работа с таблицами (задание 2) |
1 |
11.10.2024 |
|
7 |
Путешествие по материкам. |
1 |
18.10.2024 |
|
8 |
Самостоятельная работа (вариант 1) |
1 |
25.10.2024 |
|
9 |
Материки. Практическая работа с картами (задание 3.1) |
1 |
08.11.2024 |
|
10 |
Материки. Практическая работа с картами (задание 3.1) |
1 |
15.11.2024 |
|
11 |
Растения и животные Евразии. |
1 |
22.11.2024 |
|
12 |
Растения и животные Африки |
1 |
29.11.2024 |
|
13 |
Растения и животные Австралии |
1 |
06.12.2024 |
|
14 |
Растения и животные Антарктиды |
1 |
13.12.2024 |
|
15 |
Растения и животные Северной и Южной Америки |
1 |
20.12.2024 |
|
16 |
Проверочная работа (вариант 2) |
1 |
27.12.2024 |
|
17 |
Знаковосимволические средства для решения задач. Определение знака и правила к нему |
1 |
10.01.2025 |
|
18 |
Знаковосимволические средства для решения задач. Определение знака и правила к нему (задание 7) |
1 |
17.01.2025 |
|
19 |
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии (задание 8) |
1 |
24.01.2025 |
|
20 |
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии (задание 8) |
1 |
31.01.2025 |
|
21 |
Внешнее строение тела человека Внутреннее строение человека |
1 |
07.02.2025 |
|
22 |
Элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. |
1 |
14.02.2025 |
|
23 |
Закрепление темы «Строение и здоровье человека) (задания 4, 5) |
1 |
21.02.2025 |
|
24 |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности путем опыта и эксперимента (задание 6) |
1 |
28.02.2025 |
|
25 |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности путем опыта и эксперимента (задание 6) |
1 |
07.03.2025 |
|
26 |
Самостоятельная работа (вариант 3) |
1 |
14.03.2025 |
|
27 |
Символы Сахалинской области и города Макарова. Достопримечательности нашей области |
1 |
28.03.2025 |
|
28 |
Что дает наша область стране. |
1 |
04.04.2025 |
|
29 |
Животный и растительный мир Сахалинской области |
1 |
11.04.2025 |
|
30 |
Памятники истории и культуры Сахалинской области |
1 |
18.04.2025 |
|
31 |
Самостоятельная работа (вариант 4) |
1 |
25.04.2025 |
|
32 |
Анализ информацию и перевод ее из текстовой в цифровую форму на примере использования календаря. |
1 |
16.05.2025 |
|
33 |
Анализ информацию и перевод ее из текстовой в цифровую форму на примере использования календаря. |
1 |
23.05.2025 |
|
34 |
Итоговая проверочная работа |
1 |
23.05.2025 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.