Рабочая программа по внеурочной деятельности "История в лицах""
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История в лицах""

Оценка 4.9
docx
06.01.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История в лицах""
история в лицах.docx

 

МКОУ “Пряжинская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой»

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

«История в лицах»

 

 

8 класс

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы

Ярцева Наталья Михайловна

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

-Перечень нормативно-правовых документов

Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.

-Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-Задачи:

·      формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
  • усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

 

2. Общая характеристика курса «История в лицах»

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

-Потенциал учебного предмета

Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

При изучении курса возможна  интеграция с другими предметами учебного плана.

3. Описание места курса «История в лицах» в учебном плане

Программа курса  составлена для учащихся школы на 1  год обучения (35часов). На занятия отводится 1 час в неделю.  Программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Результатом изучения исторических деятелей  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию;

- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

5. Содержание курса

5.1 История в лицах 9-17вв. (35 ч)

Введение.

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь и Русь удельная.

Княгиня Ольга. Первая налоговая реформа. Святослав - князь воин. Владимир Святославович. Выбор веры. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Расцвет Древнерусского государства. Владимир Мономах. Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо. Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

 Защитники Отечества. Александр Невский. Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани. Хан Батый. Нашествие на Русь. Последствия нашествия. Сергий Радонежский

Тема 2. Объединение Руси вокруг Москвы.

Даниил Александрович – первый московский князь. Борьба Москвы и Твери. Юрий Данилович и Михаил Ярославович. Иван Калита. Собиратель земель. Дмитрий Донской. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Сергий Радонежский – первый русский святой. Отношения Сергий и митрополита Алексия. А. Рублев и Ф. Грек – русские иконописцы. Василий Темный. Феодальная война между князьями московского дома. Иван 3. Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Марфа Борецкая. Женитьба на Софье Палеолог. Свержение ордынского ига. Судебник.

Тема 3. Россия XVI века.

Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

 «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Ермак Тимофеевич. Казачество. Поход в Сибирь. Гибель атамана.

Тема 4. Россия периода Смуты.

 «Правители эпохи» Б. Годунов.    Происхождение. Избранный царь.   Смерть.  Лжедмитрий I. Юрий (Григорий) Отрепьев.  Соглашение с польскими магнатами.  Пребывание в Москве. Лжедмитрием II. Приход к власти.  Свержение.

 К. Минин. Организатор второго ополчения. Д. М. Пожарский. Военный лидер второго ополчения.

Тема 5. Россия в XVII веке.

 Михаил Федорович. Избрание на царство. Внешняя и внутренняя политика М. Романова. Патриарх Филарет. Борьба за власть с Б. Годуновым. Пострижение в монахи. Польский плен. Возвращение. Фактический правитель. Алексей Михайлович. Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре.

 «Церковный  раскол». Никон. Происхождение. Постриг. Встреча с Алексеем Михайловичем.   Патриарх.   Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем.  Судьба Никона. Аввакум. Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Казнь.

Царевна Софья. Старшая в роду. Воспитание. Борьба за власть. Крымские походы. Стрелецкие бунты.

 


 

6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в лицах» в 8 классе на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

Часы

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

 

1

1

Роль личности в истории

 

 

 

Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Разработка  критериев для  анализа исторических личностей.

Умение работать с критериями.

 

2

1

Вещий Олег

 

Происхождение. Создатель Древнерусского государства. Походы на Византию. Гибель.

Понимать значение образования Древнерусского государства. Определять взаимоотношения Руси и Византии.

Характеристика Олега.

 

3

1

Княгиня Ольга

 

Происхождение. Месть Ольги. Реформа. Погосты и уроки. Крещение в Константинополе.

 Раскрывать причины проведения реформы.

Дать характеристику деятельности княгини Ольги.

 

4

1

Князь Святослав

Князь – воин. Боевые походы. Распад Хазарского и Аварского каганата. Русско-византийские войны.

Понимать значение походов Святослава.

Работа с историческими картами.

 

5

1

Владимир – креститель Руси

 

Языческая реформа 980 г. Выбор веры. Крещение Руси.

Раскрывать суть неудавшейся языческой реформы и  понять причины принятия православия.

Дать характеристику деятельности князя Владимира.

 

6

 

 

Ярослав Мудрый

Золотой век Древнерусского государства. Рост культуры. «Русская правда» - первый свод законов.

Понимать значение появления письменного свода законов в Древнерусском государстве.

Работа с историческими документами.

 

7

 

 

Владимир Мономах

Детство. Последний князь, сдерживавший распад Древнерусского государства. «Поучение Мономаха». Любецкий съезд.

Определять причины распада Древнерусского государства.

Дать характеристику деятельности В. Мономаха.

 

8

1

Юрий Долгорукий

 

 

 

 

 Юрий Долгорукий – первый князь Ростово-Суздальского княжества. Первое упоминание о Москве. Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси.

Работа с историческими картами.

 

9

1

Андрей Боголюбский

 

 

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Легенда об иконе Владимирской богоматери.

Понимать причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества

Дать характеристику деятельности А. Боголюбского.

 

10

1

Всеволод Большое Гнездо

 

Продолжатель дела брата. Расширение территории княжества. Принятие титула Великого князя Владимирского.

Понимать причины продолжения политика первых князей Северо-Восточной Руси.

Историческое сочинение о Всеволоде.

 

11

1

Александр Невский

Детство и юность князя. Князь Новгородский: Невская битва и Чудское побоище.

Раскрывать значение Невской  битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра Невского.

Работа с историческими картами. Сочинение об Александре Невском

 

12

1

Хан Батый

Нашествие ордынцев. Русь попадает в зависимость от Золотой Орды.

Понимать отношения между Золотой Ордой и удельными княжествами.

Работа с историческими сочинениями.

 

13

 

1

Даниил Александрович

Появление Московского княжества.

Определять причины начала возвышения Московского княжества.

Работа с историческими картами

 

14

1

Юрий Данилович

 

 

 

Начало борьбы между Москвой и Тверью. Личные отношения Юрия Даниловича и Михаила Ярославовича – великого князя Владимирского.

Раскрывать причины конфликта между Москвой и Тверью.

Дать характеристику действиям Юрия Данииловича.

 

15

1

Михаил Тверской

Великий князь Владимирский. Возвышение Тверского княжества. Борьба за великий стол. Гибель.

Определять личные качества Михаила Тверского, как великого князя.

Историческое сочинение о жизни Михаила Ярославовича.

 

16

1

Иван Калита

Собиратель земли русской. Отношения с князьями другим княжеств. Отношения с ханами Золотой Орды.

Понимать способы, которыми Иван Калита присоединял территории к Москве.

Составлять характеристику  Ивану Калите

 

17

1

Дмитрий Донской

Вступление на великокняжеский престол. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.

 

Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия Донского.

Составлять характеристику Дмитрию Донского

 

18

 

С.Радонежский  - выразитель идеи объединения Руси

С. Радонежский. Основание Троицкой церкви.  Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским.

Анализировать исторический источник

Составление презентации.

 

19

 

А. Рублев и Феофан Грек

Работы мастеров иконописи. Отличия от византийских мастеров.

Выяснить особенности в письме иконописцев.

Составление презентации.

 

20

1

Василий Темный

Феодальная война между князьями московского дома. Казанский плен. Выкуп. Ослепление. Отказ от престола. Опала. Борьба за власть.

 

Понимать причины начало феодальной войны внутри одного княжеского дома.

Дать характеристику деятельности Василия Темного.

 

21

 

 

 

 

 

1

Иван 3

 

 

 

 

Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана 3.

Историческое  сочинение об Иване 3.

22

1

Софья Палеолог

 

Происхождение. Путь в Москву. Великая княгиня. Борьба за власть.

Охарактеризовать личность Софьи Палеолог.

Историческое сочинение о жизни С. Палеолог.

23

 

1

Марфа Борецкая

Вдова посадника. Великий Новгород – вольный город. Борьба с Москвой. Поражение.

Объяснять причины конфликта между   В, Новгородом и Москвой.

Дать характеристику новгородского боярства.

 

24

1

Иван Грозный

Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Выяснить условия формирования личности царя.

Историческое  сочинение об Иване Грозном.

 

25

1

Атаман Ермак

Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Выяснить роль казачества в освоении Сибири.

Составлять характеристику Ермака.

 

26

1

Борис Годунов

Происхождение. Продвижение по службе. Первый избранный царь.

Охарактеризовать личность Б. Годунова.

Работа с историческими документами.

 

27

1

Лжедмитрий 1 и Лжедмитрий 2

Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве.  Соглашение с польскими магнатами.  Пребывание в Москве. Гибель.  Лжедмитрий 2. Приход к власти. Свержение.

Выяснить причины появления лжедмитриев в Московском государстве.

Составление исторического сочинения о Лжедмитрии 1  и Лжедмитрии 2.

 

28

 

1

К. Минин и Д. Пожарский

К. Минин. Земский староста. Организатор второго ополчения. Д. М. Пожарский. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения.

 

Охарактеризовать личности К. Минина и Д. Пожарского.

Составить характеристику К. Минина и Д. Пожарского.

 

29

1

Михаил Романов

Избрание на царство. Становление Михаила, как царя. Внешняя и внутренняя политика царя.

Анализировать исторические источники

Составление исторического сочинения о М. Романове.

 

30

1

Патриарх Филарет

 

Борьба за власть с Б. Годуновым. Пострижение в монахи. Польский плен. Возвращение домой. Фактический правитель.

Выяснить роль патриарха Филарета, как государственного деятеля.

Составить характеристику Филарета

 

31

 

 

 

1

Алексей Романов

 

 

 

Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Анализировать исторические источники

Составление исторического сочинения о А. Романове.

 

32

 

 

1

Патриарх Никон

Происхождение. Восхождение к власти. Реформы церкви. Конфликт с великим князем Алексеем Михайловичем.

Выявить причины для проведения реформ.

Составить характеристику патриарха Никона.

 

33

 

1

Аввакум

Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Гибель.

Характеризовать причины церковного раскола, его последствия

Работа с историческими документами

 

34

1

Царевна Софья

Старшая в роду. Воспитание Софьи. Борьба за власть. Крымские походы. Стрелецкие бунты.

Выявить причины прихода к власти и деятельность царевны Софьи, как государственного деятеля.

Составление исторического сочинения о царевне Софье.

 

35

1

Источники по истории России

 Историография, Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.

Работа с историческими источниками.

Знать классификацию источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. Планируемые результаты обучения учащихся

 

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результатом изучения курса «История в лицах»  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В результате усвоения программы  учащиеся должны знать:

-осмысливать опыт предшествующих поколений;

-беречь и охранять исторические памятники;

-уважать культуру своего и других народов;

Учащиеся должны уметь:

-проводить интервьюирование;

-составлять и проводить экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МКОУ “Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени

МКОУ “Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка -Перечень нормативно-правовых документов

Пояснительная записка -Перечень нормативно-правовых документов

Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (35часов)

Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (35часов)

Защитники Отечества. Александр

Защитники Отечества. Александр

Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в лицах» в 8 классе на 2018-2019 учебный год №

Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в лицах» в 8 классе на 2018-2019 учебный год №

Великого князя Владимирского

Великого князя Владимирского

Иван 3 Собиратель русских земель

Иван 3 Собиратель русских земель

Алексей Романов

Алексей Романов

Планируемые результаты обучения учащихся

Планируемые результаты обучения учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023