МКОУ “Пряжинская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«История в лицах»
8 класс
Составитель рабочей программы
Ярцева Наталья Михайловна
учитель истории
1.Пояснительная записка
-Перечень нормативно-правовых документов
Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.
-Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-Задачи:
· формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
2. Общая характеристика курса «История в лицах»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
-Потенциал учебного предмета
Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучении курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
3. Описание места курса «История в лицах» в учебном плане
Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (35часов). На занятия отводится 1 час в неделю. Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию;
- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
5. Содержание курса
5.1 История в лицах 9-17вв. (35 ч)
Введение.
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь и Русь удельная.
Княгиня Ольга. Первая налоговая реформа. Святослав - князь воин. Владимир Святославович. Выбор веры. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Расцвет Древнерусского государства. Владимир Мономах. Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.
Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо. Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
Защитники Отечества. Александр Невский. Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани. Хан Батый. Нашествие на Русь. Последствия нашествия. Сергий Радонежский
Тема 2. Объединение Руси вокруг Москвы.
Даниил Александрович – первый московский князь. Борьба Москвы и Твери. Юрий Данилович и Михаил Ярославович. Иван Калита. Собиратель земель. Дмитрий Донской. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Сергий Радонежский – первый русский святой. Отношения Сергий и митрополита Алексия. А. Рублев и Ф. Грек – русские иконописцы. Василий Темный. Феодальная война между князьями московского дома. Иван 3. Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Марфа Борецкая. Женитьба на Софье Палеолог. Свержение ордынского ига. Судебник.
Тема 3. Россия XVI века.
Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
«Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Ермак Тимофеевич. Казачество. Поход в Сибирь. Гибель атамана.
Тема 4. Россия периода Смуты.
«Правители эпохи» Б. Годунов. Происхождение. Избранный царь. Смерть. Лжедмитрий I. Юрий (Григорий) Отрепьев. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Лжедмитрием II. Приход к власти. Свержение.
К. Минин. Организатор второго ополчения. Д. М. Пожарский. Военный лидер второго ополчения.
Тема 5. Россия в XVII веке.
Михаил Федорович. Избрание на царство. Внешняя и внутренняя политика М. Романова. Патриарх Филарет. Борьба за власть с Б. Годуновым. Пострижение в монахи. Польский плен. Возвращение. Фактический правитель. Алексей Михайлович. Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре.
«Церковный раскол». Никон. Происхождение. Постриг. Встреча с Алексеем Михайловичем. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум. Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Казнь.
Царевна Софья. Старшая в роду. Воспитание. Борьба за власть. Крымские походы. Стрелецкие бунты.
6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «История в лицах» в 8 классе на 2018-2019 учебный год
|
№ |
Часы |
Тема |
Содержание |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|
1 |
1 |
Роль личности в истории
|
Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. |
Разработка критериев для анализа исторических личностей. |
Умение работать с критериями. |
|
2 |
1 |
Вещий Олег
|
Происхождение. Создатель Древнерусского государства. Походы на Византию. Гибель. |
Понимать значение образования Древнерусского государства. Определять взаимоотношения Руси и Византии. |
Характеристика Олега. |
|
3 |
1 |
Княгиня Ольга
|
Происхождение. Месть Ольги. Реформа. Погосты и уроки. Крещение в Константинополе. |
Раскрывать причины проведения реформы. |
Дать характеристику деятельности княгини Ольги. |
|
4 |
1 |
Князь Святослав |
Князь – воин. Боевые походы. Распад Хазарского и Аварского каганата. Русско-византийские войны. |
Понимать значение походов Святослава. |
Работа с историческими картами. |
|
5 |
1 |
Владимир – креститель Руси
|
Языческая реформа 980 г. Выбор веры. Крещение Руси. |
Раскрывать суть неудавшейся языческой реформы и понять причины принятия православия. |
Дать характеристику деятельности князя Владимира. |
|
6
|
|
Ярослав Мудрый |
Золотой век Древнерусского государства. Рост культуры. «Русская правда» - первый свод законов. |
Понимать значение появления письменного свода законов в Древнерусском государстве. |
Работа с историческими документами. |
|
7
|
|
Владимир Мономах |
Детство. Последний князь, сдерживавший распад Древнерусского государства. «Поучение Мономаха». Любецкий съезд. |
Определять причины распада Древнерусского государства. |
Дать характеристику деятельности В. Мономаха. |
|
8 |
1 |
Юрий Долгорукий
|
Юрий Долгорукий – первый князь Ростово-Суздальского княжества. Первое упоминание о Москве. Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. |
Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси. |
Работа с историческими картами. |
|
9 |
1 |
Андрей Боголюбский
|
Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Легенда об иконе Владимирской богоматери. |
Понимать причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества |
Дать характеристику деятельности А. Боголюбского. |
|
10 |
1 |
Всеволод Большое Гнездо
|
Продолжатель дела брата. Расширение территории княжества. Принятие титула Великого князя Владимирского. |
Понимать причины продолжения политика первых князей Северо-Восточной Руси. |
Историческое сочинение о Всеволоде. |
|
11 |
1 |
Александр Невский |
Детство и юность князя. Князь Новгородский: Невская битва и Чудское побоище. |
Раскрывать значение Невской битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра Невского. |
Работа с историческими картами. Сочинение об Александре Невском |
|
12 |
1 |
Хан Батый |
Нашествие ордынцев. Русь попадает в зависимость от Золотой Орды. |
Понимать отношения между Золотой Ордой и удельными княжествами. |
Работа с историческими сочинениями. |
|
13
|
1 |
Даниил Александрович |
Появление Московского княжества. |
Определять причины начала возвышения Московского княжества. |
Работа с историческими картами |
|
14 |
1 |
Юрий Данилович
|
Начало борьбы между Москвой и Тверью. Личные отношения Юрия Даниловича и Михаила Ярославовича – великого князя Владимирского. |
Раскрывать причины конфликта между Москвой и Тверью. |
Дать характеристику действиям Юрия Данииловича. |
|
15 |
1 |
Михаил Тверской |
Великий князь Владимирский. Возвышение Тверского княжества. Борьба за великий стол. Гибель. |
Определять личные качества Михаила Тверского, как великого князя. |
Историческое сочинение о жизни Михаила Ярославовича. |
|
16 |
1 |
Иван Калита |
Собиратель земли русской. Отношения с князьями другим княжеств. Отношения с ханами Золотой Орды. |
Понимать способы, которыми Иван Калита присоединял территории к Москве. |
Составлять характеристику Ивану Калите |
|
17 |
1 |
Дмитрий Донской |
Вступление на великокняжеский престол. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.
|
Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия Донского. |
Составлять характеристику Дмитрию Донского |
|
18 |
|
С.Радонежский - выразитель идеи объединения Руси |
С. Радонежский. Основание Троицкой церкви. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. |
Анализировать исторический источник |
Составление презентации. |
|
19 |
|
А. Рублев и Феофан Грек |
Работы мастеров иконописи. Отличия от византийских мастеров. |
Выяснить особенности в письме иконописцев. |
Составление презентации. |
|
20 |
1 |
Василий Темный |
Феодальная война между князьями московского дома. Казанский плен. Выкуп. Ослепление. Отказ от престола. Опала. Борьба за власть.
|
Понимать причины начало феодальной войны внутри одного княжеского дома. |
Дать характеристику деятельности Василия Темного. |
|
21
|
1 |
Иван 3
|
Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. |
Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана 3. |
Историческое сочинение об Иване 3. |
22 |
1 |
Софья Палеолог
|
Происхождение. Путь в Москву. Великая княгиня. Борьба за власть. |
Охарактеризовать личность Софьи Палеолог. |
Историческое сочинение о жизни С. Палеолог. |
|
23
|
1 |
Марфа Борецкая |
Вдова посадника. Великий Новгород – вольный город. Борьба с Москвой. Поражение. |
Объяснять причины конфликта между В, Новгородом и Москвой. |
Дать характеристику новгородского боярства. |
|
|
24 |
1 |
Иван Грозный |
Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот. |
Выяснить условия формирования личности царя. |
Историческое сочинение об Иване Грозном. |
|
25 |
1 |
Атаман Ермак |
Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана. |
Выяснить роль казачества в освоении Сибири. |
Составлять характеристику Ермака. |
|
26 |
1 |
Борис Годунов |
Происхождение. Продвижение по службе. Первый избранный царь. |
Охарактеризовать личность Б. Годунова. |
Работа с историческими документами. |
|
27 |
1 |
Лжедмитрий 1 и Лжедмитрий 2 |
Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Гибель. Лжедмитрий 2. Приход к власти. Свержение. |
Выяснить причины появления лжедмитриев в Московском государстве. |
Составление исторического сочинения о Лжедмитрии 1 и Лжедмитрии 2. |
|
28
|
1 |
К. Минин и Д. Пожарский |
К. Минин. Земский староста. Организатор второго ополчения. Д. М. Пожарский. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения.
|
Охарактеризовать личности К. Минина и Д. Пожарского. |
Составить характеристику К. Минина и Д. Пожарского. |
|
29 |
1 |
Михаил Романов |
Избрание на царство. Становление Михаила, как царя. Внешняя и внутренняя политика царя. |
Анализировать исторические источники |
Составление исторического сочинения о М. Романове. |
|
30 |
1 |
Патриарх Филарет
|
Борьба за власть с Б. Годуновым. Пострижение в монахи. Польский плен. Возвращение домой. Фактический правитель. |
Выяснить роль патриарха Филарета, как государственного деятеля. |
Составить характеристику Филарета |
|
31
|
1 |
Алексей Романов
|
Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. |
Анализировать исторические источники |
Составление исторического сочинения о А. Романове. |
|
32
|
1 |
Патриарх Никон |
Происхождение. Восхождение к власти. Реформы церкви. Конфликт с великим князем Алексеем Михайловичем. |
Выявить причины для проведения реформ. |
Составить характеристику патриарха Никона. |
|
33
|
1 |
Аввакум |
Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Гибель. |
Характеризовать причины церковного раскола, его последствия |
Работа с историческими документами |
|
34 |
1 |
Царевна Софья |
Старшая в роду. Воспитание Софьи. Борьба за власть. Крымские походы. Стрелецкие бунты. |
Выявить причины прихода к власти и деятельность царевны Софьи, как государственного деятеля. |
Составление исторического сочинения о царевне Софье. |
|
35 |
1 |
Источники по истории России |
Историография, Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. |
Работа с историческими источниками. |
Знать классификацию источников |
7. Планируемые результаты обучения учащихся
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Результатом изучения курса «История в лицах» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
В результате усвоения программы учащиеся должны знать:
-осмысливать опыт предшествующих поколений;
-беречь и охранять исторические памятники;
-уважать культуру своего и других народов;
Учащиеся должны уметь:
-проводить интервьюирование;
-составлять и проводить экскурсии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.