муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего
кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»
(МБОУ «Школа № 60»)
Утверждаю
Директор МБОУ «Школа № 60», к.п.н.
____________Л.Г.Захарова
Приказ от _____20___г. № _____
Программа
«Литературная гостиная»
1-4 классы
Составила: Осадчая М. В.
учитель начальных классов
2017 г.
Пояснительная записка.
Программа «Литературная гостиная» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Программа разработана в соответствии:
· «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
· Основной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 60»;
· Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 668 от 20.07.2012 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;
· Положения об организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ «Школа № 60».
Кружок «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности кружка с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Цель программы внеурочной деятельности: - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Задачи программы:
· содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
· создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
· развивать память, внимание, воображение.
· создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
1. игра
2. беседа
3. иллюстрирование
4. мастерская
5. инсценирование
6. посещение спектакля
7. работа в малых группах
8. актёрский тренинг
9. экскурсия
Место курса в общеобразовательном процессе
Учебный курс «Литературная гостиная» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса- кружок. В соответствии с планом внеурочной деятельности школы и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 1-4 классах отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах 34 часа в неделю.
Рабочая программа курса «Литературная гостиная» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ данного направления
Кружок «Литературная гостиная» представляет собой развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
· принцип системности;
· принцип дифференциации;
· принцип интеграции и комплексного подхода;
· принцип игровой мотивации;
· принцип позитивной эмоциогенности.
· принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
· принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);
· принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Возраст учащихся: 7 – 11 лет (1-4 класс)
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
Режим занятий: Занятия проводятся: в 1 классе 1 раз в неделю по 35 минут, всего 33 часа в год. Во 2-4 классах - по 45 минут 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.
Формы организации деятельности: групповые, коллективные
Программа курса ориентирована на большой объем творческих работ и проектов. Работы могут проводиться в следующих формах:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· посещение спектакля
· работа в малых группах
· актёрский тренинг
· экскурсия
· выступление
Формы подведения итогов реализации программы:
Контроль и оценка обучающихся в кружке «Литературная гостиная» осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, творческих работ, защиты проектной работы. Возможно проведение открытого занятия для посещения другими участниками с показом творческой постановки спектакля.
Примерная структура занятия
· организационный момент (1-2 мин)
· беседа, рассказ учителя (5-7 мин)
· различные виды чтения (3-5 мин)
· озвучивание героев, пантомима, инсценировка, театрализация (7-10 мин)
· физкульминутка (1 мин)
· музыкальная пауза (5 мин)
· иллюстрирования с помощью рисования, аппликации (3-5 мин)
· конкурсы, викторины (3-5 мин)
· подведение итогов (1-2 мин)
А также творческие работы: составление сказок, ребусов, создание книжек-малышек инсценирование сказок.
Планируемые результаты освоения программы «Литературная гостиная»
1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание курса «Литературная гостиная»
Содержание программы курса «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Народные. Бытовые сказки. (4ч)
Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Колобок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. «Колобок», «Репка», «Пых», «Умная внучка», «Старуха, дверь закрой!».
Народные сказки. Сказки о животных. (7ч)
Чтение, рассказывание, лепка, пластилиновый театр. «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот и петух», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заяц – хваст», «Кот и лиса».
Волшебные народные сказки. (9ч)
Слушание, чтение, инсценирование. «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка-царевна», «Морозко», «Три сестры», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Летучий корабль», «Петушок и волшебная меленка».
Авторские сказки. (11ч)
Слушание, чтение, выборочный пересказ, инсценирование, иллюстрирование. В Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде».
Г.Х. Андерсен «Огниво», «Дюймовочка».
А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка».
Шарль Перро «Спящая красавица», «Красная Шапочка».
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Народная бытовая сказка |
4 |
1 |
«Колобок». Инсценирование. |
1 |
2 |
«Репка» Инсценирование. |
1 |
3 |
«Пых», «Умная внучка» Инсценирование. |
1 |
4 |
«Старуха, дверь закрой!». Инсценирование. |
1 |
|
Народные сказки. Сказки о животных. |
7 |
5 |
«Волк и семеро козлят» Инсценирование. |
1 |
6 |
«Лисичка со скалочкой» Инсценирование. |
1 |
7 |
«Кот и петух» Инсценирование. |
1 |
8 |
«Три медведя» Инсценирование. |
1 |
9 |
«Маша и медведь» Инсценирование. |
1 |
10 |
«Заяц – хваст» Инсценирование. |
1 |
11 |
«Кот и лиса» Инсценирование. |
1 |
|
Волшебные народные сказки |
9 |
12 |
«Пузырь, соломинка и лапоть» Инсценирование. |
1 |
13 |
«Лягушка-царевна» Инсценирование. |
1 |
14 |
«Морозко» Инсценирование. |
1 |
15 |
«Три сестры» Инсценирование. |
1 |
16 |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Инсценирование. |
1 |
17 |
«Хаврошечка» Инсценирование. |
1 |
18 |
«Гуси-лебеди» Инсценирование. |
1 |
19 |
«Летучий корабль» Инсценирование. |
1 |
20 |
«Петушок и волшебная меленка» Инсценирование. |
1 |
|
Авторские сказки |
11 |
21 |
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» Инсценирование. |
2 |
22 |
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде» Инсценирование. |
3 |
23 |
Г.Х. Андерсен «Огниво», «Дюймовочка» Инсценирование. |
2 |
24 |
А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка» Инсценирование. |
1 |
25 |
Шарль Перро «Спящая красавица», «Красная Шапочка» Инсценирование. |
2 |
26 |
Братья Гримм «Белоснежка» Инсценирование. |
1 |
|
Моя любимая сказка. |
2 |
27 |
Праздник сказок. |
1 |
28 |
Проект «В гостях у сказки» |
1 |
|
Итого |
33 |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Раздел «Волшебные краски чудесной страны, или В мастерской художника » |
21 |
1 |
Создатели спектакля: художники в театре. |
1 |
2 |
Краски времен года. |
1 |
3 |
Королевство цветных настроений. |
1 |
4 |
Муки творчества или Я – художник. |
1 |
5 |
Музыкальная шкатулка |
1 |
6-7 |
«Колобок». Инсценирование. |
2 |
8-9 |
«Репка» Инсценирование. |
2 |
10-11 |
«Пых», «Умная внучка» Инсценирование. |
2 |
12-13 |
«Старуха, дверь закрой!». Инсценирование. |
2 |
14-15 |
Музыка и театр. Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. |
2 |
16-18 |
Чтение по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей |
3 |
19 |
Музыкальная шкатулка |
1 |
20-21 |
Музыка в спектакле. |
2 |
22-23 |
Ритм в природе, в музыке и в нас. Занятие 1 |
2 |
24-25 |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Инсценирование. |
2 |
26-27 |
«Гуси-лебеди» Инсценирование. |
2 |
28-30 |
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» Инсценирование. |
3 |
31 |
Музыкальная шкатулка |
1 |
32-33 |
Зритель в театре. Наполним музыкой сердца. |
2 |
34 |
Творческий отчет. «Алло! Это театр?» Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» |
1 |
|
Итого |
34 часа |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Раздел Театр начинается с вешалки. «Магия слов» |
||
1 |
Вводный урок. Мир театра с наружи. Знакомство с театральными буднями, реквизитами. |
1 |
2-3 |
Афиша. Знакомство, планирование и изготовление афиши. |
2 |
4-5 |
Посещение театра кукол. Посещение театральных постановок в городе. |
2 |
6-7 |
Мастерская кукол. Бумажная сказка. Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой |
2 |
8-10 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
3 |
11-13 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. |
3 |
14-15 |
Театральный видеосалон . Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. |
2 |
16-18 |
Интонация. Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. |
3 |
19-20 |
Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. |
2 |
21-23 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
3 |
24-26 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки |
3 |
27-29 |
Конкурс чтецов |
3 |
30-31 |
Сказитель Оле Лукойе. Знакомство с существом, которое показывает детям сны. |
2 |
32-33 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
2 |
34 |
Творческий отчет. «Алло! Это театр?» Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» |
1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Весь мир — театр, а люди в нём актеры. |
|
1 |
Кому - таланты, кому - поклонники. Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. |
1 |
2-3 |
Музыка и театр. Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. |
2 |
4-5 |
Звуки и шумы. Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. |
2 |
6-7 |
Театральный видеосалон. Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. |
2 |
8-9 |
Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. |
2 |
10-12 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
3 |
13-14 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Репка» |
2 |
15-16 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
2 |
17-18 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь» |
2 |
19-21 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
3 |
22-24 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста |
3 |
25-26 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек» |
2 |
27-29 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
3 |
30-31 |
Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Три поросёнка» |
2 |
32-33 |
Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
2 |
34 |
Творческий отчет. «Алло! Это театр?» Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» |
1 |
|
Итого |
34 часа |
Материально техническое и учебно-методическое обеспечение
Техническое обеспечение:
Оборудование (ТСО) для проведения занятий:
· Интерактивная доска
· Компьютер
· Магнитофон
· Презентации
· Рисунки и картины по сказкам
Оборудование:
· Костюмы
· Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
· Краски - акварельные, гуашь
· Куклы - персонажи
Учебно-методического обеспечение:
· Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
· «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
· Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
· Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
· «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
· Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
· Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
· Диск «Родная речь» аудио. 1-2 класс.
· СД «Советские мультфильмы»
· СД «Комната сказок»
· СД «Рисуем сказку»
· Презентации.
· Диафильмы.
· Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/
· Интернет http://www.proshkolu.ru/
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.