Пояснительная записка
к программе курса «Мир логики»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ Данная программа составлена на основе методического пособия «Мир логики» Светланы Гин..
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей гимназии, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Мир логики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Появление курса «Мир логики» связано с тем, что:
Актуальность выбора курса «Мир фантазии» определена следующими факторами: элементарная логика осваивается и на обычных уроках, но обучение мыслительным операциям, задача курса научить пользоваться полученными навыками в измененной ситуации.
Соответствие данной программы ФГОС
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
Формы занятий:
Режим занятий:Продолжительность занятий: 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Познавательный аспект
Развивающий аспект
Целью обучения курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
1.Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2.Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3.Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4.Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Описание ценностных ориентиров содержания курса «МИР логики»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Мир логики» на конец 4 класса.
Личностные результаты: |
|
Будут сформированы: |
Получит возможность для формирования: |
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. |
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир.
|
Метапредметные результаты: |
|
Регулятивные УУД |
|
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному педагогом плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
|
Познавательные УУД |
|
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; овладевать измерительными инструментами. |
осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
|
Коммуникативные УУД |
|
выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. |
давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. |
Работа с текстом |
|
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность – понимать информацию,
|
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
ИКТ компетенция: |
|
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств – сканировать рисунки и тексты. – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,; – создавать простые сообщения – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, – создавать простые схемы, диаграммы, – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; |
-возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации -грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации. – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и |
Предметные результаты |
|
сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие |
определять виды отношений между понятиями; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи |
Содержание учебного предмета.
Раздел |
Описание содержания |
Кол-во часов |
Сравнение |
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.правила сравнения. Законы сравнения.
|
4 |
Классификация
|
Понятия о классах. Правила классификации. Закономерности. |
3 |
Элементы логики
|
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Рассуждения. Выводы.
|
5 |
Умозаключения |
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики в обучении.придумывание аналогии. Использование аналогии. |
5 |
|
|
17 |
Тематическое планирование.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
1. Сравнение – 4 часов. |
|||
1 |
Знакомство с курсом. Входной тест |
1 |
|
2 |
Выделение признаков. Различие. Сходство. |
1 |
|
3 |
Существенные признаки Характерные признаки |
1 |
|
4 |
Упорядочивание признаков Правила сравнения |
1 |
|
2. Классификация. – 3 часов. |
|||
5 |
Понятие о классах. Правила классификации |
1 |
|
6 |
Вопросы Алгоритм |
1 |
|
7 |
Закономерности..
|
1 |
|
3. Элементы логики – 5 часов |
|||
8 |
Логические задачи Причина и следствие |
1 |
|
9 |
Причинно-следственные цепочки |
1 |
|
10 |
Противоположные отношения между понятиями. |
1 |
|
11 |
Отнощения «род - вид» между понятиями. |
1 |
|
12 |
Виды отношений между понятиями. Определения. |
1 |
|
4. Умозаключения – 5 часов. |
|||
13 |
Ошибки в построениее отпределений. |
1 |
|
14 |
Умозаключения. Язык и логика
|
1 |
|
15 |
Использование аналогии в обучении |
1 |
|
16 |
Продолженная аналогия. Рассуждения. |
1 |
|
17 |
Итоговое тестирование. |
1 |
|
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Критерии оценки результатов тестов.
Учебно-методическая литература для учителя
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
2.Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
6.С. И. Гин «Мир логики». Москва, «Вита», 2001.
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Входной тест 4 класс
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
Сходство Различие
Книга Тетрадь
Продолжи по аналогии:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс Тест «Отношения между понятиями»
____________
Дятел – птица Учитель – … Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился Упрямый – … Заболел – …
______________
Книга – страница Здание – … Рассказ – …
________________
Чай – кофе Ручка – … Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород Яблоко - … Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь Утро - … 1/7 - …
__________________
Грубость – обида Шутка - … Дождь - …
Стол – мебель Китай - …
Машина – кузов Паровоз - …
Глаза – картина Уши - …
Широкий – бескрайний Безымянный - …
Лето – июль Рубашка - …
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - … бензин - … песок - … суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … . Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
4 класс Тест «Язык и логика»
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
4 класс Тест «Языковая логика»
Хлеб – ручка. а) … б) …
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
К О Х Й Е К СНИНЕТ ОЖИВТ Л У Ф О Б Т
4 класс Конкурс эрудитов
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.