Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орска»
«Рассмотрено» На заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 28.08.2019 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по НР МОАУ «СОШ№ 6 г. Орска» Журавлева Е. А. /_________________/ от 29.08.2019 г. |
«Утверждаю» Директор МОАУ «СОШ № 6 г. Орска» Новикова Т. А. /____________________/ от 29.08.2019 г. |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
Орск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, 29.12.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р)
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
6. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51/433/16;
7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
8. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
9. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
10. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
11. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
12. Устав МОАУ «СОШ № 6 г. Орска»
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Отличительная черта программы, ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего города, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.
Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.
2. Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Обучающие:
• формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и исторических объектах;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности:
• учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
• сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, район, школу, семью.
• способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.
• способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.
Воспитательные:
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
3. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы:
- беседа;
-экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, по улицам города, к памятникам, памятным местам города, заочные экскурсии по историческим местам нашего города;
-работа с источниками информации в модельной библиотеке, в библиотечном информационном центре;
-встречи с жителями города, ветеранами труда, с интересными людьми своего города;
- сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;
- оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;
- создание электронных презентаций;
- работа над исследовательскими и творческими проектами;
- просмотр и обсуждение видеоматериала; заочных путешествий.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Одним из результатов обучения краеведению является осмысление обучающимися системы ценностей.
• Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
• Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
• Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
• Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
5. Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа курса «Моё Оренбуржье» рассчитана на 4 года, на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35 минут (1-е полугодие 1 класс) и 40 мин (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы), в рамках вне учебного компонента. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.
6. Система оценки достижений учащихся
• На занятиях курса «Моё Оренбуржье» отметки не ставятся. Учащиеся могут отвечать на поставленный вопрос, так как его понимают, чувствуют и видят. Задача учителя – с уважением принять ответ.
• Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности и радости, помогать в приобретении знаний, которые будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.
• За время работы по данному курсу необходимо установить его положительное влияние, на рост духовной культуры обучающихся, сформировать довольно высокий и устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины, стремлению осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему.
• Изучение каждого раздела включает очные и заочные экскурсии, творческие работы, мини-проекты, презентации проектов учащихся, с помощью которого учитель определяет эффективность обучения по данному курсу.
7. Ожидаемые предметные результаты:
К концу изучения курса дети должны знать:
-значение своего имени и фамилии;
-знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;
-иметь представление о профессиях своих родителей;
-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего села;
-иметь представление о творческих людях своего района;
-иметь представление о растениях нашего края и животных нашего края;
-знать правила поведения в природе;
-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.
Уметь:
-уметь рассказывать и представлять свою семью;
-уметь составлять рассказ о своей школе;
-уметь уважать старших и помогать им;
-уметь играть в народные игры;
-уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;
-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;
-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том
числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 1 класс.
Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.
Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - 4-й класс.
Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.
8. Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- выставки рисунков;
- защита проектов;
- создание и пополнение папки «История моей семьи»;
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;
- оформление страниц Портфолио ученика.
- конференции (участие обучающихся в классных, школьных мероприятиях) и т.п.
9. Структура программы
№ темы |
Название темы |
Всего часов |
1. |
Моя маленькая родина. Наш город |
64ч |
2. |
Наша область |
53ч |
3. |
Люди нашего края |
14ч |
4. |
Итоговое занятие |
4ч |
|
Итого |
135 часов |
Программа содержит три основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш город», «Наша область», «Люди нашего края». Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне.
Широко используются местные ресурсы: культурные учреждения и предприятия села, Подольский народный историко - краеведческий музей, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному городу, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города, района). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Орска и Оренбургской области, о богатстве растительного и животного мира.
В рамках реализации программы в каждом классе проводятся экскурсии по туристическим маршрутам посещения исторических и географических памятников, достопримечательных мест города, района, области.
Тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»1 класс -33часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1 |
Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина. |
1 |
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на занятиях. Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина» |
Беседа (презентация) |
2 |
«Моя школа» |
1 |
Знакомство со зданием школы |
Экскурсия |
3-4 |
Традиции школы |
2 |
Знакомство с традициями школы |
|
5-7 |
«Улицы моего города» |
3 |
Знакомство с городом и его растительным миром. |
Экскурсия |
8-9 |
История возникновения моего города |
2 |
Знакомство с историей г. Орск |
Беседа |
10- 12 |
Моя улица. |
3 |
Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных». |
Групповая работа |
13- 15 |
Я, ты, он, она вместе дружная семья. |
3 |
Представление визитной карточки своей семьи. |
|
16-17 |
Заглянем в семейный альбом
|
2 |
Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций |
|
18 |
Школьная библиотека |
1 |
Знакомство со школьной библиотекой. |
Экскурсия |
19 20 |
Модельная библиотека |
2 |
Знакомство с модельной библиотекой |
Экскурсия |
21 22 |
Школьный музей |
2 |
Знакомство со школьным музеем |
Экскурсия |
23 24 |
Почта |
2 |
Знакомство с почтой |
Экскурсия |
25 30 |
Все работы хороши, выбирай на вкус. |
6 |
Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих родителей. |
Творческие работы, беседы |
31 32 |
Мой вклад в процветание моего города. |
2 |
Операции «Чистый школьный двор» |
Субботник |
33 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
2 класс-34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-2 |
Оренбургская область на карте России. |
2 |
Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области. |
Просмотр видеофильма |
3-4 |
Оренбург-столица Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями. |
Просмотр презентации |
5-6 |
Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики. |
Беседа, презентация. |
7-8 |
Орская земля - ростки и корни. |
2 |
Познакомить с историей возникновения города Орска |
Беседа, презентация. |
9 10 |
Символика Красногвардейско района- герб, гимн, флаг. Истрия их создания. |
2 |
Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания символики г. Орска |
Просмотр презентации «Символика г. Орска» |
11 12
|
Создание символики г. Орска |
2 |
Творческая деятельность по составлению символики г. Орска |
Творческая работа в группах |
13 |
Жизнь и творчество поэтов-земляков |
1 |
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов-земляков |
Беседа, презентация. |
14 |
Жизнь и творчество поэтов-земляков |
1 |
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов-земляков |
Беседа, презентация. |
15 16 |
Религиозные праздники. Рождество Христово. |
2 |
Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном городе |
Беседа. Просмотр фильма «Рождество Христово» Праздник. |
17- 20 |
«Зимние забавы» |
4 |
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе. |
Экскурсия в зимний парк. Подвижные игры |
21 22 |
Широкая масленица. |
2 |
Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника. |
Беседа. Просмотр видео-фильма «Широкая масленица» |
23 24 |
Народные песни |
2 |
Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен. |
Круглый стол с приглашением музыкального руководителя школы |
25 26 |
Благовещение. |
2 |
Знакомство с историей праздника, с особенностью его празднования в родном крае. |
Изготовление птичек из солёного теста. |
27- 29 |
Игры наших дедушек и бабушек. |
3 |
Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки. |
Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек» |
30- 33 |
Труд людей нашего города. |
4 |
Знакомство с занятиями людей родного города. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край. |
Экскурсии: пекарня, больница, магазины. |
34 |
Мой край |
1 |
Итоговое занятие |
Викторина |
3 класс-34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-3 |
Моя семья в годы ВОВ |
3 |
Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях. |
Исследовательская деятельность
|
4-5 |
Вечная память героям. |
2 |
Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев. |
Экскурсия. |
6 |
Конкурс рисунков «Война глазами детей» |
1 |
Индивидуальная работа. |
Конкурс |
7- 10 |
Красная книга Оренбургской области. |
3 |
Знакомство с Красной книгой. |
Беседа, презентация, проект. |
11 12 |
Водоемы родного края. Природные памятники района. |
2
|
Знакомство с водоемами. |
Беседа, презентация, экскурсии. |
13 14 |
Стихи о родном крае. |
2 |
Чтение стихотворений о родном крае. |
Конкурс |
15-17
|
Труд людей нашего города |
3
|
Знакомство с занятиями людей родного города. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край |
Экскурсия. Круглый стол с приглашением |
18-21
|
Памятники природы |
4 |
Знакомство с природными памятниками города |
Беседа, презентация, экскурсии. Исследовательская деятельность |
22 23
|
Экологические проблемы рек и родников своей местности. |
2 |
Изучение проблем водоемов Оренбургской области. |
Беседа, экскурсия |
24 25 |
Опасные явления в природе. |
2 |
Знакомство с правилами поведения в природе. |
Круглый стол. |
26- 28 |
Лекарственные растения |
3 |
Знакомство с лекарственными растениями города |
Заочная экскурсия, проекты. |
2-9 31 |
«Моя малая родина» |
3 |
Представление творческих работ по выбору учащихся. |
Творческие работы. |
32 33 |
Мой вклад в процветание моего города |
2 |
Операции «Чистый школьный двор». |
Субботник |
34 |
Мой край. |
1 |
Итоговое занятие. |
Викторина |
4 класс- 34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Содержание занятия (теория и практика) |
Форма организации деятельности |
1-2 |
Погода и климат Оренбургской области. |
2 |
Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей. |
Беседа, презентация. |
3-6 |
Население Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальности, численностью населения, с национальными костюмами. |
Беседа с приглашением гостей разных национальностей |
7- 10 |
Зелёная аптека Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области. |
Экскурсия в природу, работа в библиотеке. |
11- 14 |
Животный мир Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области. |
Беседа, презентация. |
15- 18 |
Водоёмы нашего края. |
4 |
Знакомство с водоёмами Оренбургской области. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов. |
Беседа, презентация. |
19-22
|
Природные ресурсы Оренбургской области.
|
4
|
Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых.
|
Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области. |
24- 27 |
Промышленность Оренбургской области. |
4 |
Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду. |
Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области |
28- 30 |
Экология Оренбургской области. |
3 |
Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии. |
Создание проекта «Экологические проблемы «Оренбургской области» |
31- 33 |
Культурные центры области. |
3 |
Посещение краеведческого музея с.Подольск, заочные экскурсии в музеи г. Оренбурга |
Экскурсия
|
34 |
Мой край. |
1 |
Итоговое занятие. |
Викторина |
Литература, используемая педагогами:
1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.
1. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
2. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
3. Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
5. Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
6. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011
7. Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011
9. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.
10. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
11. Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
12. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.
13. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.
14. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.
Литература для детей:
1. Разувин В. «К Оренбургу».
2. Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе.
3. Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
4. Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.
5. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
6. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.
7. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001
8. Стихотворение «Мой Оренбург»,
9. Михалков С. «Улица моя».
10. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.