Рабочая программа по внеурочной деятельности "МОЙ ДРУЖНЫЙ КЛАСС"

  • docx
  • 09.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по внеурочной деятельности МОЙ ДРУЖНЫЙ КЛАСС.docx

Пояснительная записка

 

 

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

 Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

 

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

 

 Программа «Мой дружный класс» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.

 

Занятия по программе «Мой дружный класс»  должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

 

Программа адресована учащимся 1- 4  классов  и рассчитана на 135 часов - 33 часа в год для 1-х классов и 34 часа в год для 2-4-х классов. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

 

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

 

Задачи:

 

 Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

 

 Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

 

 Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

 

 Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

 

 Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

 

 Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

 

 Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

 

^ Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

 

^ Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

 

^ Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

 

^ Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

 

^ Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

 

^ Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

 

 Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

 

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой дружный класс»

 

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

 

 В ходе реализации программы «Мой дружный класс»   будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

 

 Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

 

^ Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 

^ Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

 

^ Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

 С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

 

 ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

 

 ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

 

 ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

 

 Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

 

 В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

 

 Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

 

 Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

 У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

 

^ Личностные универсальные учебные действия:

 

 У выпускника будут сформированы:

 

 -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 

 - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 

 - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 

 - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 

Выпускник получит возможность для формирования:

 

 - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 

 - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

 

 Выпускник научится:

 

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 

 - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

 

 

 

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия:

 

 Выпускник научится:

 

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

 

 - строить сообщения в устной и письменной форме;

 

 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

 Выпускник научится:

 

 - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

 

 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Мой дружный класс» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

 

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

 

 -диагностика нравственной самооценки;

 

 - диагностика этики поведения;

 

 - диагностика отношения к жизненным ценностям;

 

 -диагностика нравственной мотивации.

 

Наблюдения педагогов и родителей.

 

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

 

Наблюдения педагогов и родителей

 

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

 

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

 

наблюдения педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов

Универсальные учебные действия

1.

Правила поведения школе.

Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома;

Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения;

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, находить ответы на вопросы, соотносить иллюстративную и текстовую информацию.

Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека.

Моделировать (инсценировать) правила поведения в разных ситуациях (в классе, в игровой, в раздевалке, в столовой, на школьном дворе и др.).

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Моделировать (инсценировать) ситуации с использованием разных правил этикета общения (с взрослыми, одноклассниками, незнакомыми  людьми, работниками школы).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

2.

Какой я? Мои чувства и эмоции.

Оценивать физическую и духовную красоту человека.

обсуждение правил личной гигиены

Учиться культуре проявления эмоций.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

3.

Я и моё поведение.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных, поступков истинных друзей.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Развивать эмпатию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

4.

Я и моя семья.

Рассказывать о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), о своих друзьях.

Объяснять значение семьи, дружбы в жизни человека.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных, поступков истинных друзей.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных, поступков истинных друзей.

Наблюдать общение и взаимоотношения людей разного возраста.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Развивать эмпатию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

5.

Культура общения.

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Моделировать (инсценировать) ситуации с использованием разных правил этикета общения (с взрослыми, одноклассниками, незнакомыми  людьми, работниками школы).

Наблюдать общение и взаимоотношения людей разного возраста.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

6.

Дружба.

Наблюдать общение и взаимоотношения людей разного возраста.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Развивать эмпатию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

7.

Труд.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

формирование эмоционально-ценностного отношения к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

8.

Самовоспитание.

Уметь оценивать своё  поведение и окружающих людей с позиции культурного человека.

Оценивать красивые и некрасивые поступки

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

Признавать собственные ошибки.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 класс

 

 

Задачи:

 1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

 2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.

 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

 

в году

в разделе

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Правила поведения в школе

10

1

1

Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

1

2

2

Школьный этикет. Как приветствовать людей и знакомится с ними.

1

3

3

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

4

4

Правила поведения в столовой и в медицинском кабинете.

1

5

5

Правила поведения в раздевалке и на школьном дворе.

1

6

6

Школьный этикет. Учимся прощаться.

1

7

7

Внешний вид школьника.

1

8

8

Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1

9

9

Для чего ходят в школу? Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1

10

10

Оценка. Формирование реалистического восприятия школьной оценки.

1

Какой я? Мои чувства и эмоции.

7

11

1

Чем богат человек?

1

12

2

Как я выгляжу? Мой внешний вид.

1

13

3

Моё настроение.

1

14

4

Что в имени моём таится?

1

15

5

Мои чувства и эмоции; интерес и любопытство.

1

16

6

Мои чувства и эмоции; у страха глаза велики.

1

17

7

Мои чувства и эмоции; мечтательность и удивление.

1

Я и моё поведение.

6

18

1

Сумел провиниться – сумей и повиниться.

1

19

2

Чужая игрушка.

1

20

3

Всё тайное всегда становится явным.

1

21

4

Кому–то стыдно, а кому–то всё равно.

1

22

5

Добрые и недобрые дела.

1

23

6

Добро и зло в сказках.

1

 

 

Я и моя семья.

4

24

1

Какая у меня семья.

1

25

2

Для меня или для всех?

1

26

3

Моя мама – самая лучшая!

1

27

4

Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе.

1

Дружба.

3

28

1

Плохо одному.

1

29

2

Товарищи и друзья.

1

30

3

Преданный друг.

1

Труд.

3

31

1

Долог день до вечера , коли делать нечего.

1

32

2

Ничего, что ноет тело, но зато ты сделал дело.

1

33

3

Обобщающий урок.

1

 

2 класс

 

 Задачи:

 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету разговора, спора.

 3. Научить правилам поведения в игре.

4.Формировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

 

 

в году

в разделе

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Правила поведения в школе.

5

1

1

Обязанности школьника в школе и дома.

1

2

2

Школьный этикет: учителя и ученики.

1

3

3

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

4

4

Мода и школьная одежда.

1

5

5

Оценка и отметка.

1

Какой я? Мои чувства и эмоции.

6

6

1

Я и мои роли.

1

7

2

Не нужно гордости стыдиться, когда у вас есть чем гордиться.

1

8

3

Аккуратность, опрятность – уважение человека к себе.

1

9

4

«Я ушёл в свою обиду».

1

10

5

Улыбка. В чем её секрет.

1

11

6

Личная гигиена.

1

Я и моё поведение.

8

12

1

В правде – сила.

1

13

2

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

1

14

3

Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку.

1

15

4

Твёрдое слово «нет!»

1

16

5

Новенькая.

1

17

6

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

18

7

Один за всех и все за одного.

1

19

8

Я отвечаю за свои поступки.

1

Культура общения.

5

20

1

Этикет разговора. Обращение к разным людям.

1

21

2

Вежливый отказ, несогласие.

1

22

3

Шутки должны быть добрыми.

1

23

4

Игра – удовольствие.

1

24

5

Культура спора.

1

Я и моя семья.

4

25

1

Я люблю свой дом.

1

26

2

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

1

27

3

Учимся уступать друг другу.

1

28

4

Мои братья и сестры.

1

Труд.

3

29

1

Каждой вещи своё место.

1

30

2

Ученье свет, а неученье – тьма.

1

31

3

Маленький труд лучше большого безделья.

1

Дружба.

2

32

1

Нет друга – ищи, а найдёшь береги.

1

33

2

Мы разные, но всё - таки мы вместе.

1

34

 

Обобщающий урок

1

 

3 класс

 

 Задачи:

 

 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

4. Научить этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

5. Научить правилам поведения на дне рождения.

 

в году

в разделе

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Правила поведения в школе.

3

1

1

Мои учебные обязанности.

1

2

2

Школьный этикет: отношение к старшим.

1

3

3

Школьное дежурство.

1

Какой я?

7

4

1

Сильный человек.

1

5

2

Эгоисты. Кто они такие?

1

6

3

Я – личность.

1

7

4

Скромность украшает человека.

1

8

5

Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя.

1

9

6

О хороших и дурных привычках.

1

10

7

Мой путь к доброте.

1

Я и моё поведение.

8

11

1

И нам сочувствие даётся, как нам дается благодать.

1

12

2

Досадно мне что слово честь забыто.

1

13

3

Право на ошибку.

1

14

4

О тактичном и бестактном поведении.

1

15

5

Заповеди, как мы их исполняем.

1

16

6

Заповеди, как мы их исполняем.

1

17

7

Уменье ценить своё и чужое время.

1

18

8

О красивых словах и красивых делах.

1

Культура общения.

7

19

1

Устное и письменное приглашение на День рождения.

1

20

2

Как дарить подарки.

1

21

3

Встреча и развлечение гостей.

1

22

4

Поведение в гостях.

1

23

5

Нежданный гость.

1

24

6

Если ты идёшь в театр, на концерт или в кино.

1

25

7

Праздники в жизни человека.

1

Я и моя семья.

3

26

1

Поколения в семье.

1

27

2

Твои поступки и твои родители.

1

28

3

Семья – школа любви.

1

Труд.

4

29

1

Мои домашние обязанности.

1

30

2

Тяжело в учении, легко в бою.

1

31

3

Моё свободное время.

1

32

4

Все работы хороши выбирай на вкус.

1

Дружба.

1

33

1

Старый друг лучше новых двух.

1

34

1

Обобщающий урок.

1

 

4 класс

 

 Задачи:

 

 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

 3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

4.Воспитывать толерантное отношение к людям с физическими недостатками.

 

 

в году

в разделе

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Правила поведения в школе.

3

1

1

Ответственный ли я ученик

1

2

2

Мои обязанности и дела в коллективе.

1

3

3

Устав – основной закон школы.

1

Кто я? Мои чувства и эмоции.

4

4

1

Оптимисты и пессимисты.

1

5

2

Какого цвета зависть.

1

6

3

Гордость – это хорошо или плохо?

1

7

4

Мои достоинства и недостатки.

1

Я и моё поведение.

8

8

1

Совесть – основа нравственности.

1

9

2

Милосердие.

1

10

3

Лгать нельзя, но если…?

1

11

4

Всегда ли богатство – счастье?

1

12

5

Каждый человек хочет быть счастливым.

1

13

6

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

14

7

Обида и месть.

1

15

8

Моё хобби.

1

Культура общения.

3

16

1

Люди с физическими недостатками.

1

17

2

Визит к больному.

1

18

3

Как помочь пожилому человеку.

1

Труд.

3

19

1

Век живи – век учись.

1

21

2

О добросовестном отношении к труду.

1

22

3

Заработанная копейка лучше дарёного рубля.

1

Я и моя семья.

3

23

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

24

2

Культура общения в современной семье.

1

25

3

Семья и семейные ценности.

1

Дружба.

2

26

1

Бескорыстие в дружбе.

1

27

2

Хороший ли я друг.

1

Самовоспитание.

7

28

1

Принимать решения нелегко.

1

29

2

Ограничения и самоограничения.

1

30

3

Каждый выбирает по себе.

1

31

4

Я учусь быть самостоятельным.

1

32

5

Как разрешить конфликт.

1

33

6

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

34

7

Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри.

1

 

 

 

 

35

1

Чему нас научили уроки нравственности?

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Для учителя:

1.       Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.      Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

4.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5.      Примерная программа воспитания и социализации обучающихся ( начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6.      Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7.      Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9.      Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

11.  Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

12.  Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

13.  Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

14.  Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

15.  Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

16.  Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

17.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

18.  Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

19.  Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20.  Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

21.  Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

22.  Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

23.  Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

24.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

 

 

 

Для обучающихся:

1.      Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.      Барто А.Л. В театре.

3.      Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

4.      Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5.      Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.      Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

7.      Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

8.      Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

9.      Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

10.  Осеева В.А. Волшебное слово

11.  Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

12.  Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13.  Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

14.  Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

15.  Толстой Л.Н. Волк и собака.

16.  Чуковский К. И.  Федорино горе.

17.  Чуковский К.И. Мойдодыр.

18.  Чуковский К.И. Телефон.

19.  Чуковский К.И. Краденое солнце.

20.  Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

21.  Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

22.  Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.

23.  Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

 

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Приложение 2

 

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

 

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".

Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

Г) Позову на помощь взрослых.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь. 

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Г) Помирюсь с ним.

 

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Анкетирование  родителей

 

Анкета № 1

1.     Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

2.     Какие игры предпочитает?

3.     Какие виды развлечений больше любит?

4.     С кем чаще играет?

5.     Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

6.     Какие обязанности имеет дома?

7.     Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

8.     Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

9.     Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

12. Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Анкета № 2

Можете ли вы:

1.     В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.     Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.     Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.     Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.     Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.     Поставить себя на место ребенка?

7.     Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.     Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.     Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

 

Варианты ответов:

ü могу и всегда так поступаю – 3 балла;

ü могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

ü не могу – 1 балл.

 

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Анкета № 3

1.     Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

2.     Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

3.     Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

4.     Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

5.     Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

6.      Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

7.     Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

8.     Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

 

 

 

 

Приложение 8

Анкетирование учащихся

 

Анкета № 1

1.     Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.     За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3.     Как тебя поощряют, за что?

4.     Как тебя наказывают, за что?

5.     Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6.     Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Анкета № 2

1.     Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2.     Стараешься ли контролировать свое поведение?

3.     Каких поощрений ждешь от родителей?

4.     Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5.     Хватает ли тебе общения с родителями?

6.     Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7.     Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8.     С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?