Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Хакасия»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.Н. Балгазиной «История, культура и литература родного края», федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:
Авторская программа А.Н. Балгазиной «культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы). Абакан 2000г. – 28с.
Цель – развитие интереса к истории и культуре Хакасии, создание условий
для интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и
социальных навыков через игровую и проектную деятельность, формирование
общекультурных компетенций, развитие творческих способностей школьников, воспитать
уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу,селу,
Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.
2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).
3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощенной карте-схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.
Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.
Виды деятельности
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность
· проблемно – ценностное общение
· досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
· художественное творчество
· социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
· трудовая (производственная) деятельность
· спортивно-оздоровительная деятельность
· туристско-краеведческая деятельность
Содержание учебного предмета «Моя Хакасия»
№ |
Название (темы) раздела |
Кол-во часов |
1 |
Школа |
1ч |
2 |
Знакомство с юртой. |
9ч |
3 |
Хакасские народные сказки |
2ч |
4 |
Хакасское прикладное искусство |
8ч |
5 |
Времена года |
2ч |
6 |
Национальные игры |
2ч |
7 |
История моей семьи |
2ч |
8 |
Природа Хакасии |
4ч |
9 |
Национальные блюда |
1ч |
10 |
Музеи и театры |
2ч |
11 |
Итоговое занятие |
1ч |
|
Всего |
34ч |
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Личностные результаты
· положительное отношение к изучаемому курсу;
· опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
· оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;
· ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
· умение оценивать свое отношение к предмету изучения;
· внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
· понимание причин успеха в деятельности и способность к ее оценке;
· готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.
· развитие этических чувств – стыда, вины.совести, как регуляторов морального поведения;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
· умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
· эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы);
· оценка ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;
· умение определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой своего народа и всей страны;
· правила поведения, общих для всех людей;
· умение отвечать за свои поступки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
· учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).
· учиться планировать учебную деятельность на занятии.
· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
· работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (книгу, инструменты).
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;
· делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
· добывать новые знания: находить необходимую информацию в книгах.
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· доносить свою позицию до других:
· оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· слушать и понимать речь других.
· выразительно читать и пересказывать текст.
· вступать в беседу;
· совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Содержание
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство со школой. Правила поведения в школе.
2.Экскурсия. Знакомство с юртой. (9ч.)
История жилищного быта. Приём гостей. Строение юрты. Мужская и женская
сторона юрты.
3. Хакасские народные сказки (2 ч.)
Чтение сказок, конкурс рисунков.
4. Хакасское прикладное искусство (8 ч.)
Беседа «Хакасская национальная одежда». История развития хакасской парадной
одежды. Знакомство с нагрудным украшением пого. Национальное украшение. Пого.
5. Времена года (2ч.)
Прослушивание стихотворений хакасских поэтов о зимней природе родного края.
Рисование на тему «Зима». Наблюдение за зимующими птицами.
Наблюдение за изменениями в природе. (Экскурсия в лес).
6.Национальные игры (2 ч.)
Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм,
развитие у детей внимания, быстроты движения.
7.История моей семьи (2 ч.)
Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с
профессиями. Создание генеалогического родового дерева.
8. Природа Хакасии (4 ч.)
Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц. Охрана природы (квн,
конкурс, выставка рисунков и т. д.).
9. Национальные блюда (1 ч.)
Особенности национальных блюд. Молочные блюда.
10. Музеи и театры (2 ч.)
Экскурсия в школьный музей. Экскурсия в музей д. Казановка. Экскурсия в театр«
Сказка».
Правила посещения театра, музея. Формировать понимание школьником общих
закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических
фактов; умения делать определённые исторические выводы и т. д.
11. Итоговое занятие.(1 ч.)
Что мы узнали и чему научились. Викторина.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п. |
План дата |
Факт дата |
Тема урока.
|
Примечание |
Школа – 1 ч |
||||
1 |
03.09 |
|
Школа. Правила поведения в школе. |
|
Знакомство с юртой – 9 ч. |
||||
2 |
10.09 |
|
Техническое моделирование. Юрта. |
|
3 |
17.09 |
|
Изготовление заготовок для моделирования юрты |
|
4 |
24.09 |
|
Сбор юрты из заготовок. |
|
5 |
03.10 |
|
Строение юрты. |
|
6 |
01.10 |
|
Оформление юрты. |
|
7 |
08.10 |
|
Прием гостей |
|
8 |
15.10 |
|
Мужская и женская сторона юрты. |
|
9 |
22.10 |
|
Защита проекта «Юрта – жилье хакасского народа» |
|
Хакасские народные сказки – 2 ч. |
||||
10 |
12.11 |
|
Знакомство с хакасскими народными сказками. «Волшебная книга», «Беда». |
|
11 |
19.11 |
|
Изготовление книжки малышки по теме «Хакасские народные сказки» |
|
Хакасское прикладное искусство – 8 ч. |
||||
12 |
26.11 |
|
Хакасское прикладное искусство. Рисование по национальным мотивам (узоры). |
|
13 |
03.12 |
|
Хакасское прикладное искусство. Хакасская национальная одежда. |
|
14 |
10.12 |
|
Хакасское прикладное искусство. Хакасская национальная одежда. |
|
15 |
17.12 |
|
Хакасское прикладное искусство. Национальные украшения. |
|
16 |
24.12 |
|
Хакасское прикладное искусство. Национальное нагрудное украшение. Украшение пого. |
|
17 |
14.01 |
|
Хакасское прикладное искусство. Посуда. |
|
18 |
21.01 |
|
Хакасское прикладное искусство. Орудия труда. |
|
19 |
28.01 |
|
Хакасское прикладное искусство. |
|
Времена года – 2 ч. |
||||
20 |
04.02 |
|
Проект «Погода в Хакасии» |
|
21 |
11.02 |
|
Защита проекта «Погода в Хакасии» |
|
Национальные игры – 2 ч. |
||||
22 |
18.02 |
|
Знакомство с хакасскими национальными играми. |
|
23 |
25.02 |
|
Игра «Хазых» |
|
История моейсемьи – 2 ч. |
||||
24 |
03.03 |
|
Проект «Моя семья» |
|
25 |
10.03 |
|
Защита проекта «Моя семья» |
|
ПриродаХакасии – 4 ч. |
||||
26 |
17.03 |
|
Растительный мир Хакасии. |
|
27 |
24.03 |
|
Конкурс рисунков по теме «Растительный мир Хакасии» |
|
28 |
07.04 |
|
Животный мир Хакасии. |
|
29 |
14.04 |
|
Конкурс чтецов по теме «Стихи о животных» |
|
Национальные блюда – 2 ч. |
||||
30 |
21.04 |
|
Хакасские национальные блюда. |
|
31 |
28.04 |
|
Изготовление книжки малышки по теме «Хакасские национальные блюда» |
|
Музеи и театры – 2ч. |
||||
32 |
05.05 |
|
Виртуальная экскурсия в театры Хакасии и в Хакасский Краеведческий музей. |
|
33 |
12.05 |
|
Виртуальная экскурсия в театры Хакасии и в Хакасский Краеведческий музей. |
|
34 |
19.05 |
|
Итоговое занятие |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.