Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
(средняя школа №12)
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения школы (протокол № 1 от августа 2022 г.) |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по воспитательной работе ________ Ю.Б. Кузнецова «____» сентября 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы №_____ от ____ сентября 2022 г. Директор средней школы №12 _______________ Е.Б. Толстякова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математический кружок «На пути к ОГЭ по математике»
(общеинтеллектуальное направление)
7 «А» класс
2022 – 2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю Количество часов по программе: 34 часа, 1 час в неделю Программа: Примерные программы МО РФ
|
Ярославль
|
Составитель: Оганисян И.М.
« » августа 2022 г.
|
Цель программы |
- целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации за курс основной школы; - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - развитие функциональной грамотности; - привитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи; - углубление и расширение знаний учащихся по предмету. |
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности математический кружок «На пути к ОГЭ по математике» составлена согласно требованиям нормативных документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
• Постановление правительства Ярославской области от 22.01.2014 г. № 30-п «О методических рекомендациях по расчету нормативов бюджетного финансирования на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях (с изменениями на 17.12.2014 г.)
• Постановление мэра города Ярославля от 17.01.2017 г. № 119 «О внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 26.04.2016 г. № 595»
• Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 30.08.2021 № 139/8);
• Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 25.08.2021 № 136/1);
• Примерная программа по внеурочной деятельности
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.
При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, практической направленности, учета индивидуальных способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребенка.
Задачи:
· Формировать общие умения и навыки по решению задач и поиску этих решений;
· Развивать логическое мышление учащихся;
· Оказать помощь в подготовке к сдаче ОГЭ;
· Дать возможность проанализировать свои способности;
· Формировать навыки исследовательской деятельности;
· Воспитывать целеустремленность и настойчивость при решении задач;
· Прививать интерес к математическим знаниям;
· Развивать математический кругозор;
· Прививать навыки самостоятельной работы;
· Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию.
Основные принципы:
При проведении занятий по программе на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Описание места курса в плане.
Программа рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
• креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• готовность к саморазвитию, дальнейшему обучению;
• умения выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
• стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• умение формулировать определения, описание понятий.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть
Методы и формы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирования, выступления с презентациями.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
5. применение приемов самоконтроля при решении учебных задач;
6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
1. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
2. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
3. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
4. знакомство с идеями равенства фигур;
5. умение проводить несложные практические расчеты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
6. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «линейное уравнение»;
7. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм;
8. умение решать простейшие вероятностные задачи;
9. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач;
10. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
11. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
12. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
13. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.
Содержание программы
1. Введение (1ч)
2. Числа и вычисления (5ч)
Числа: натуральные, рациональные. Соответствия между числами и координатами на координатной прямой. Сравнение чисел.
3. Задания с практическим содержанием (12ч)
Задания, представленной в форме таблиц, диаграмм, рисунков, схем. Задачи на проценты, отношения, пропорциональность.
4.Уравнения (4ч)
Линейных уравнений с одной переменной и с применением условия равенства произведения нулю.
5. Треугольники.(7ч.)
Высота, медиана и биссектриса треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Внешний угол.Признаки равенства
треугольников. Теорема о сумме углов треугольника. Неравенство треугольника.
6.Алгебраические выражения (4ч)
Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей.
7. Элементы теории вероятностей.(2ч.)
Простейшие вероятностные задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. О структуре ОГЭ по математике. Демоверсия ОГЭ - 2023. Спецификация. Типы заданий. |
1 |
- |
|
2-3 |
Числа: натуральные, рациональные (задания вида №6 ОГЭ) |
- |
2 |
|
4-5 |
Соответствия между числами и координатами на координатной прямой. Сравнение чисел (задания вида №7 ОГЭ) |
- |
2 |
|
6 |
Тестовые задания (задания вида №6 - 7 ОГЭ) |
- |
1 |
|
7- 10 |
Задания на преобразование информации, извлеченной из плана: участка, квартиры, листа бумаги и т.п. (задания вида №1-3 ОГЭ) |
1 |
3 |
|
11 |
Тестовые задания (задания вида №1 – 3 ОГЭ) |
|
1 |
|
12-13 |
Задания на преобразование информации, извлеченной из таблицы или диаграммы (задания вида №1 – 5 ОГЭ) |
- |
2 |
|
14-17 |
Текстовые задачи на проценты, отношение, пропорциональность (задания вида №1 – 5 ОГЭ) |
1 |
3 |
|
18 |
Тестовые задания (задания вида №1 – 5 ОГЭ) |
- |
1 |
|
19-21 |
Линейных уравнений с одной переменной и с применением условия равенства произведения нулю (задания вида №9 ОГЭ) |
1 |
2 |
|
22 |
Тестовые задания (задания вида №9 ОГЭ) |
- |
1 |
|
23 |
Формулы сокращенного умножения (задания для подготовки к промежуточной аттестации) |
- |
1 |
|
24 |
Разложение многочленов на множители (задания для подготовки к промежуточной аттестации) |
- |
1 |
|
25 |
Сокращение алгебраических дробей. |
- |
1 |
|
26 |
Тестовые задания (задания для подготовки к промежуточной аттестации) |
- |
1 |
|
27-32 |
Планиметрические задачи с применением тем: « Высота, медиана и биссектриса треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Внешний угол. Признаки равенства треугольников. Теорема о сумме углов треугольника. Неравенство треугольника (задания вида №15 ОГЭ) |
1 |
5 |
|
33-34 |
Простейшие вероятностные задачи |
1 |
1 |
|
|
|
6 |
28 |
|
|
Всего: 34 часа |
|
|
Ожидаемые результаты реализации программы
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать процесс выполнения – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами
является формирование следующих умений:
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учащихся и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем и сверстниками обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи на занятиях по внеурочной деятельности по математике:
· с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
· с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
· с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в конкурсах, защита проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.