Пояснительная записка
Программа разработана с учётом предложений по составлению Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствие с требованиями ФГОС к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка;
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в школе-интернате, для обучающихся и воспитанников с ОВЗ, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);
4. Основополагающие педагогические законы школе-интернате, для обучающихся и воспитанников с ОВЗ: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учет индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.
Программа внеурочной деятельности «Почемучка» составлена на основе проекта ФГОС для обучающихся и воспитанников с ОВЗ, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучка» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
2. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых детей.
Уровень программы – адаптированный.
Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, формировать жизненные компетенции в условиях обучения и воспитания. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём. Вселенная, мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – всё вызывает множество вопросов «Почему?».
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Обучающиеся в этот период учатся правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся жизненные компетенции, способности к целевому причинному анализу экологической ситуации, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Основными направлениями программы являются развитие личности обучающихся, расширение представлений младших школьников яркими иллюстративными примерами, запоминающимися фактами, развитие познавательного интереса, расширение кругозора.
Программа «Почемучка» является образовательной и ориентированной на достижение результатов определённого уровня (1-й класс – первый уровень, 2-3-й классы – второй уровень, 4-й класс – третий уровень)
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний и духовно-нравственных ценностей, которые учащиеся получат вследствие участия в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков и т.д. |
предполагает получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю. |
предполагает получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде. С этой целью спланированы презентации экологических проектов. |
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Программа охватывает различные области природоведческого знания, сохраняет своё значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у обучающихся основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого обучающегося на основе его возможностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение.
Цель: формирование основ экологической грамотности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края, активной экологической позиции у подрастающего поколения.
Задачи:
· расширение кругозора у обучающихся с умственной отсталостью;
· коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
· развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
· развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
· формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
· расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей;
· расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
· развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
· Сроки реализации программы: 4 года (1 – 4 классы).
В соответствии с учебным планом на программу «Почемучка» отводится 135 часов по 4 занятия в неделю. 132 занятия в 1-м классе , 136 занятия во 2 – 4-х классах. Занятия по программе организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, наблюдения, игры, викторины, конкурсы, постановка и решение проблемных вопросов, практические и творческие работы.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, и предметных результатов:
Предметные
В результате изучения программы «Почемучка» обучающиеся научатся:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УД
• принимать учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
Познавательные УД
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УД
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Содержание программы
раздел – «Введение»
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
раздел – « Про зелёные леса и лесные чудеса »
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Очень познавательными являются рассказы о жизни растений и животных в лесу. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе, знакомятся с некоторыми лесными растениями и грибами, учатся различать съедобные и несъедобные грибы.
раздел – « Знакомые незнакомцы »
В этом разделе программы дети учатся общаться с нашими братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
раздел - «Дом, где мы живём »
В этом разделе дети знакомятся с названием и расположением материков, с природными зонами. Ученики совершат заочное путешествие от Северного полюса до экватора, познакомятся с животным миром этих природных зон, с условиями жизни и занятиями людей.
раздел - «Тайны природы »
Этот раздел программы познакомит обучающихся с необычными растениями, экзотическими животными и необычными свойствами растений.
раздел - «Уголок природы »
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозелёный подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети знакомятся с миром комнатных растений, учатся ухаживать за ними. Также в этом разделе дети получают первоначальные знания об аквариумных рыбках, об условиях их содержания.
Раздел «Уголок природы» изучается блоками в течение всего учебного года.
раздел – «Жили-были динозавры»
В этом разделе обучающиеся узнают, кто из динозавров был самым большим или самым маленьким, самым смышлёным или самым глупым; как выглядели детёныши динозавров; умели ли динозавры бегать, летать или плавать. Ученики узнают, как учёные обрабатывают окаменевшие останки динозавров и собирают из них целые скелеты.
раздел – «Эти удивительные животные»
Этот раздел программы познакомит обучающихся с животными, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, с реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Человек должен знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ жизни для того, чтобы не причинять природе вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. Зоопарк и как место сохранения и размножения редких видов животных.
раздел – «Загадки растений»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.
раздел – «Планета насекомых»
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.
раздел – «Планета Земля»
В этом разделе учащиеся узнают о том, как менялся облик Земли на протяжении её долгой истории, отчего происходят извержения вулканов, выяснят, что находится под землёй и что происходит на океанском дне.
раздел – «Экологическая тревога»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определённых жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
раздел – «Путешествуем по планете»
Этот раздел программы познакомит учащихся с животным и растительным миром Африки, Австралии, Антарктиды и Евразии, с охраняемыми природными территориями: заповедниками, заказниками, микрозаказниками, национальными парками.
раздел – «Тайны за горизонтом»
Этот раздел программы познакомит учащихся с историей географических открытий. Учащиеся узнают о географических открытиях в древности, о путешествиях Марко Поло, об экспедициях Д. Кука, о покорении Северного и Южного полюса, об открытиях русских путешественников.
раздел – «Загадки под водой и под землёй»
В этом разделе учащиеся узнают о том, как изучают подводный мир и загадочный мир пещер, о китах, дельфинах и акулах, об истории открытия гигантского кальмара, о морских цветах, звёздах, ежах и других живых «чудесах».
раздел – «Тайны камней»
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием камней. Учащиеся узнают о роли кремня в жизни первобытного человека. о применении алмаза в ювелирном искусстве и технике, о знаменитых бриллиантах, узнают загадки янтаря и жемчуга, познакомятся с обыкновенным чудом – солью.
раздел – «Заключение»
Что обучающиеся узнали и чему научились за год.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Савинов. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. – 204с. (Стандарты второго поколения).
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В.. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
4. Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 1 – 2 классы. Москва. «ВАКО». 2011г.
5. Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 3 – 4 классы. Москва. «ВАКО». 2012г.
6. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред.. Горского В.А. Москва. «Просвещение». 2011г. (Стандарты второго поколения).
7. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Детская энциклопедия. Москва. «РОСМЭН». 2006г.
8. Кут Р. Хочу всё знать. Динозавры и планета Земля. Москва. «РОСМЭН». 2006г.
9. Комнатные растения. Мини-энциклопедия. Москва. АСТ. Астрель. 2007г.
10. Лазье К. Тайны природы. Детская энциклопедия. Москва. Махаон. 2010г.
11. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва. АСТ. 2007г.
12. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Ляхов. Москва. АСТ. 2008г.
13. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.Багрова. Москва. АСТ. 2008г.
14. Художественные книги, энциклопедии и справочники о природе для младших школьников.
Календарно-тематическое планирование
1 класс - 132 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения. Виды деятельности |
Дата |
|
1 |
Про зелёные леса и лесные чудеса (6 часов) |
|
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Почемучкины вопросы. |
Беседа, диагностика, викторина. |
02.09 |
2 |
2 |
Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки. |
Экскурсия. |
03.09 |
3 |
3 |
В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? |
Просмотр фильма, беседа. |
04.09 |
4 |
4 |
В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу? |
Беседа, игра. |
09.09 |
5 |
5 |
Экологическая игра «Лукошко грибника» |
Практическая работа. |
10.09 |
6 |
6 |
Путешествие в осень. |
Экскурсия в природу. |
11.09 |
2 |
Уголок природы (4 часа) |
|
||
7 |
1 |
Царство комнатных растений. |
Работа с источниками информации, беседа. |
13.09 |
8 |
2 |
Растения – чужестранцы. |
Экскурсия в библиотеку. |
16.09 |
9 |
3 |
Аквариум. Мир за стеклянным берегом. |
Экскурсия. |
17.09 |
10 |
4 |
Водное царство живого уголка. |
Просмотр фильма, беседа. |
18.09 |
3 |
Знакомые незнакомцы (7 часов) |
|
||
11 |
1 |
Кошки рядом с нами. |
Экскурсия. |
20.09 |
12 |
2 |
Кошки в дикой природе. |
Просмотр фильма, беседа. |
23.09 |
13 |
3 |
Собаки рядом с нами |
Работа с источниками информации, беседа. |
24.09 |
14 |
4 |
Собаки рядом с нами. |
Просмотр презентации, беседа. |
25.09 |
15 |
5 |
Домашние любимцы. |
Беседа, игра. |
27.09 |
16 |
6 |
Пернатые друзья. |
Экскурсия. |
30.09 |
17 |
7 |
Творческая работа «Мы и домашние животные». |
Практическая работа. |
01.10 |
5 |
Дом, где мы живём (7 часов) |
|
||
18 |
1 |
Путешествие в зиму. |
Экскурсия в природу. |
02.10 |
19 |
2 |
Почему у глобуса «белая шапка»? |
Работа с источниками информации, беседа. |
04.10 |
20 |
3 |
Что такое тундра? |
Просмотр фильма, беседа. |
07.10 |
21 |
4 |
Что такое тайга? |
Просмотр презентации, беседа. |
08.10 |
22 |
5 |
Какое поле самое – самое большое? |
Работа с источниками информации, беседа. |
09.10 |
23 |
6 |
Пустыня – это там, где совсем пусто? |
Просмотр презентации, беседа. |
11.10 |
24 |
7 |
Где живёт крокодил? |
Просмотр фильма, беседа. |
14.10 |
6 |
Тайны природы (3 часа) |
|
||
25 |
1 |
Необычные растения. |
Работа с источниками информации, беседа. |
15.10 |
26 |
2 |
Экзотические животные. |
Работа с источниками информации, беседа. |
16.10 |
27 |
3 |
Растения лечат. |
Экскурсия в аптеку. |
18.10 |
7 |
Уголок природы (5 часов) |
|
||
28 |
1 |
Путешествие в весну. |
Экскурсия в природу. |
21.10 |
29 |
2 |
Рассматривание веточек деревьев. |
Практическая работа. |
22.10 |
30 |
3 |
День Земли. Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты». |
Устный журнал. |
23.10 |
31 |
4 |
Красная книга природы. |
Работа с источниками информации |
25.10 |
32 |
5 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Экскурсия |
05.11 |
8 |
Жили-были динозавры (7 часов) |
|
||
33 |
1 |
Кто такие динозавры? |
Работа с источниками информации, беседа. |
06.11 |
34 |
2 |
Как выглядели динозавры? |
Просмотр фильма, беседа. |
08.11 |
35 |
3 |
Где и как жили динозавры? |
Практическая работа. |
11.11 |
36 |
4 |
Чем питались динозавры? |
Работа с источниками информации, беседа. |
12.11 |
37 |
5 |
Палеонтология. Виртуальная экскурсия в палеонтологический музей. |
Экскурсия. |
13.11 |
38 |
6 |
Как стать специалистом по динозаврам? |
Работа с источниками информации, беседа. |
15.11 |
39 |
7 |
Защита проектных работ «Динозаврики». |
Практическая работа. Оценка достижений. |
18.11 |
9 |
Эти удивительные животные (14 часов) |
|
||
40 |
1 |
Почему птицы осенью улетают? |
Экскурсия в парк. |
19.11 |
41 |
2 |
Зачем птицы поют? |
Экскурсия на станцию юннатов. |
20.11 |
42 |
3 |
Почему совы могут охотиться в темноте? |
Работа с источниками информации, беседа. |
22.11 |
43 |
4 |
А животные умеют разговаривать? |
Практическая работа. |
25.11 |
44 |
5 |
У какой птицы самое лучшее гнездо? |
Просмотр презентации, беседа. |
26.11 |
45 |
6 |
Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? |
Мини-конференция. |
27.11 |
46 |
7 |
Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? |
Практическая работа. |
29.11 |
47 |
8 |
Почему кошка так часто умывается? |
Практическая работа. |
02.12 |
48 |
9 |
Для чего кошкам усы? Исследование. |
Практическая работа. |
03.12 |
49 |
10 |
Кто чует лучше всех? |
Работа с источниками информации, беседа. |
04.12 |
50 |
11 |
Какой зверь самый хищный на свете? |
Работа с источниками информации. КВН. |
06.12 |
51 |
12 |
Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке? |
Экскурсия в библиотеку. |
09.12 |
52 |
13 |
За что белого мишку вписали в Красную книжку? |
Мини- конференция. |
10.12 |
53 |
14 |
Конференция «Эти удивительные животные». |
Презентация проектных работ. |
11.12 |
10 |
Загадки растений (11 часов) |
|
||
54 |
1 |
Почему лист зелёный? |
Работа с источниками информации, беседа. |
13.12 |
55 |
2 |
Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? |
Экскурсия в школьный сквер. |
16.12 |
56 |
3 |
Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? |
Практическая работа. |
17.12 |
57 |
4 |
Почему репейник колючий? |
Практическая работа. |
18.12 |
58 |
5 |
Отчего крапива жжётся? |
Работа с источниками информации, беседа. |
20.12 |
59 |
6 |
Выпуск тематической газеты «Загадки растений». |
Практическая работа. |
23.12 |
60 |
7 |
История открытий удивительных растений. |
Работа с источниками информации, беседа. |
24.12 |
61 |
8 |
Родина комнатных растений. |
Экскурсия. |
25.12 |
62 |
9 |
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финик и др. |
Практическая работа. |
27.12 |
63 |
10 |
История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. |
Работа с источниками информации, беседа. |
13.01 |
64 |
11 |
Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений. |
Практическая работа, эксперимент. |
14.01 |
11 |
Планета насекомых (10 часов) |
|
||
65 |
1 |
Кого на свете больше всех? |
Работа с источниками информации. |
15.01 |
66 |
2 |
Почему кузнечик зелёный? |
Практическая работа. |
17.01 |
67 |
3 |
Экологическая тревога. Шмель жужжит о помощи. |
Презентация мини-проектов.
|
20.01 |
68 |
4 |
Удивительные пчёлы. |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
21.01 |
69 |
5 |
Необыкновенная жизнь обыкновенной божьей коровки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
22.01 |
70 |
7 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. |
Экскурсия. |
24.01 |
71 |
8 |
Жуки. |
Практическая работа. |
27.01 |
72 |
9 |
Бабочки. |
Просмотр фильма, беседа. |
28.01 |
73 |
10 |
Охрана насекомых. |
Презентация проектов. |
29.01 |
12 |
Планета Земля (11 часов) |
|
||
74 |
1 |
Что такое планета? |
Работа с источниками информации, беседа. |
31.01 |
75 |
2 |
Из чего состоит Земля? Почему бывает землетрясение? |
Практическая работа. |
03.02 |
76 |
3 |
Как появляются горы? Что такое вулкан. |
Практическая работа, эксперимент. |
04.02 |
77 |
4 |
Как возникают реки? |
Работа с источниками информации, беседа. |
05.02 |
78 |
5 |
Во всех ли пустынях жарко и полно песка? |
Просмотр фильма, беседа. |
07.02 |
79 |
6 |
Что такое ледник? Полярные области Земли. |
Практическая работа. |
10.02 |
80 |
7 |
Какая у Земли атмосфера? |
Работа с источниками информации, беседа. |
11.02 |
81 |
8 |
Где формируется погода? |
Работа с источниками информации. |
12.02 |
82 |
9 |
Что такое климат? |
Работа с источниками информации, беседа. |
14.02 |
83 |
10 |
Природные ресурсы Земли. |
Экскурсия. |
24.02 |
84 |
11 |
Причины экологических катастроф. |
Мини-конференция. |
25.02 |
13 |
Экологическая тревога (9 часов) |
|
||
85 |
1 |
Раненая земля. |
Работа с источниками информации, беседа. |
26.02 |
86 |
2 |
Ядовитые дожди и тающие льды. |
Практическая работа. |
28.02 |
87 |
3 |
Разноцветная речка. |
Работа с источниками информации, беседа. |
02.03 |
88 |
4 |
Цветок на асфальте. |
Практическая работа. |
03.03 |
89 |
5 |
Грузовик на батарейках. |
Экскурсия. |
04.03 |
90 |
6 |
Травопогубители. |
Работа с источниками информации, беседа. |
06.03 |
92 |
7 |
Последствия аварии нефтеналивного судна. |
Практическая работа. |
09.03 |
93 |
8 |
Представление о радиоактивном загрязнении среды. |
Работа с источниками информации. Беседа. |
10.03 |
94 |
9 |
Экологические знания и прогнозы. |
Мини-конференция. |
11.03 |
14 |
Путешествуем по планете (13 часов) |
|
||
95 |
1 |
Кто в Африке живёт? |
Просмотр фильма, беседа. |
13.03 |
96 |
2 |
Растения Африки. |
Работа с источниками информации. |
16.03 |
97 |
3 |
Животные Африки. |
Практическая работа. |
17.03 |
98 |
4 |
Что в Австралии растёт? |
Работа с источниками информации, беседа. |
18.03 |
99 |
5 |
Животные символы Австралии. |
Практическая работа. |
20.03 |
100 |
6 |
Мы едем на край света. Антарктида. |
Просмотр фильма, беседа. |
01.04 |
101 |
7 |
Охраняемые природные территории нашей области |
Практическая работа. |
03.04 |
102 |
8 |
Охраняемые природные территории Азии. |
Практическая работа. |
06.04 |
103 |
9 |
Растительный мир Северной Америки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
07.04 |
104 |
10 |
Животный мир Северной Америки. |
Просмотр фильма, беседа. |
08.04 |
105 |
11 |
Растительный мир Южной Америки. |
Практическая работа. |
10.04 |
106 |
12 |
Животный мир Южной Америки. |
Мини-конференция. |
13.04 |
107 |
13 |
Охраняемые природные территории России. |
Презентация проектов. |
14.04 |
15 |
Эти удивительные животные (7 часов) |
|
||
108 |
1 |
Зоологический музей. |
Виртуальная экскурсия. |
15.04 |
109 |
2 |
Зоопарк. |
Мини-конференция. |
17.04 |
110 |
3 |
Дельфинарий. |
Просмотр фильма, беседа. |
20.04 |
111 |
4 |
Океанариум. |
Виртуальная экскурсия. |
21.04 |
112 |
5 |
Животные нашего края. |
Выпуск тематической газеты. |
22.04 |
113 |
6 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Экскурсия. |
24.04 |
114 |
7 |
Красная книга нашего края. |
Презентация проектов.
|
27.04 |
16 |
Тайны за горизонтом (5 часов) |
|
||
115 |
1 |
Географические открытия в древности. |
Практическая работа с картой. |
28.04 |
116 |
2 |
Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
29.04 |
117 |
3 |
Экспедиции Д.Кука. |
Работа с источниками информации, беседа. |
01.05 |
118 |
4 |
Покорение Северного и Южного полюса. |
Работа с источниками информации. |
04.05 |
119 |
5 |
Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.Пржевальский). |
Практическая работа с картой. |
05.05 |
17 |
Загадки под водой и под землёй (6 часов) |
|
||
120 |
1 |
Как изучают подводный мир. |
Работа с источниками информации, беседа. |
06.05 |
121 |
2 |
Киты, дельфины, акулы. |
Практическая работа. Доклады. |
08.05 |
122 |
3 |
История открытия гигантского кальмара. |
Работа с источниками информации, беседа. |
11.05 |
123 |
4 |
Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». |
Фотовыставка, экскурсия. |
12.05 |
124 |
5 |
Жизнь в тёмных глубинах океана. |
Просмотр фильма, беседа. |
13.05 |
125 |
6 |
Загадочный мир пещер. |
Работа с источниками информации, беседа. |
15.05 |
18 |
Тайны камней (4 часа) |
|
||
126 |
1 |
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. |
Виртуальная экскурсия в геологический музей. |
18.05 |
127 |
2 |
Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. |
Работа с источниками информации, беседа. |
19.05 |
128 |
3 |
Загадки янтаря и жемчуга. |
Работа с источниками информации, беседа. |
20.05 |
129 |
4 |
Обыкновенное чудо – соль. |
Практическая работа, эксперимент. |
22.05 |
19 |
Закрепление (3 часа) |
|||
130 |
1 |
Составление отчета о проделанной работе |
Работа с источниками информации, беседа. |
25.05 |
131 |
2 |
Составление отчета о проделанной работе |
Работа с источниками информации, беседа. |
26.05 |
132 |
3 |
Чему мы научились за этот год? |
Беседа, рассказ. Защита проектов |
27.05 |
Материально-техническая база:
Компьютер
Проектор
Экран
Гербарий растений
Коллекции образцов растений,
Приборы для демонстрации
Коллекция плодов и семян
Таблицы
Муляжи
Микроскопы
Лупы
Модели
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
·
·
·
·
Методы и формы организации учебного процесса
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.