РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 10 классе

  • docx
  • 07.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 внеурочка.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

Рекомендовано

методическим

объединением

учителей филологов

Руководитель МО

________ Аскерова Р.К

 

«___» _______ 2020г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

 

 

_________ Аскеров Ш.А.

 

«___» _______ 2020г.

 

Утверждаю

Директор школы

 

 

 

_______ Завзанов С.З.

 

«___» _______ 2020г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                по внеурочной деятельности

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  в 10 классе

 

                                                                        

Составила:

учитель русского  языка и литературы

Аскерова  Р. К.

 

 

                                                                                            с. Красный Восход  2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  в 10 классе

составлена в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;

Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2020-2021 учебный год;

Рабочая программа по  внеурочной деятельности - «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  составлена для учащихся 10  класса и рассчитана на 34 учебных часа.

Программа  очень актуальна для выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Программа полностью ориентирована на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Программа  составлена с учетом изменений в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2021 года.  Кроме того, программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа  позволяет усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят  будущему выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Программа  предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе.  В рамках подготовки целенаправленно использовано перемещение в начало изучения материалов для  написания сочинения.  Данная часть работы является наиболее сложной и объёмной, требующей большого количества времени на подготовку. В рамках курса для 10 класса возможно детальное изучение и подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ с дальнейшей отработкой в 11 классе.

 

Цели курса:

1.     формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;

2.     совершенствование языковой грамотности;

3.     совершенствование письменной речи;

4.     освоение норм русского литературного языка;

5.     развитие логического мышления

Задачи курса:

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;          

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

 

Результаты освоения курса.

После освоения курса выпускники должны знать: 

  • правила русской орфографии и пунктуации;
  • нормы русского литературного языка;
  • основные теоретические понятия лингвистики;
  • средства художественной выразительности;
  • основы анализа текста;
  • теорию написания сочинения-рассуждения;
  • процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;

уметь:

  • Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  • Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
  • Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное  и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
  • Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
  • Создавать письменные высказывания  различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
  • Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

                                                                           

Содержание курса.

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Подготовка к выполнению заданий 1-12 ( 10 ч.)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Виды деятельности

д/з

1

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку

Лекция, таблица критериев

Рассмотреть таблицу

2

Общие требования к оценке работ в форме ЕГЭ: сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе.

Составление конспекта.

конспект

3

Решение демо-версии КИМ -2020 года с целью выявления уровня подготовленности обучающихся. Входной контроль

Комментарии результатов

Задания нет

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

4

Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.

Комментарий демо-версии.

Задания нет

5

«Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода.

Презентация.

таблица

6-7

Абзац как основная единица речеведения.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта.

Задания нет

8-9

Формулировка проблемы исходного текста.

Работа с текстами разных стилей.

Сравнительный анализ текстов

10-11

Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

Составление комментариев

12-13

Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

Подбор материала для примеров

14-15

Проблема-аспекты-авторская позиция.

Практикум.

Подбор речевых клише

16-17

Формулировка аргументов. Речевые «клише».

Создание «банка» клише: плюсы и минусы.

Формулировка аргументов

18-19

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Практикум.

Задания нет

20-21

Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ

практикум

Практические задания

22

Редактирование текста.

Работа с текстами разных стилей.

Редактирование текстов

23

Речевое оформление сочинения. К5-К6.

Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста.

Задания нет

24

Практическая грамотность. К7-К12.

Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения.

Индивидуальная работа

Подготовка к выполнению заданий 1-12

25

Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста

Мини-тестирование, практикум.

Индивидуальная работа

26

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки

Работа с толковыми словарями.

Оформление дидактических материалов

27

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

28

Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

29

Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

30

Задания 9 - 10 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

31

Задания 11 - 12 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

32-33

Комплексное решение заданий 1-12.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

34

Итоговое занятие. Постановка целей для обучения в 11 классе

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов