Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ «ДороховскаяСОШ» зам. директора по УВР
____________/П.Н. Никитин/ /_________/Т.В.Колышкина Приказ №______от _______2019г. «______»___________2019г.
Рабочая программа
Кружка «Ритм»
Составитель: Васильева Ю.М.
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
протокол №___от «___»_____2019г.
2019 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Ритм». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка.
Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела».
Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
• происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
• здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
• информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
• деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;
• проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
• игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
• технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
Регулярность занятий 2 часа в неделю, 69 часов в год. 1 час младшая группа – учащиеся 1-4 классы – 34 часа, 1 час старшая группа – учащиеся 5-9 классов – 35 часов.
Содержание программы
Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов)
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Постановка задач на новый учебный год.
Знакомство с основными элементами различных танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца
Современный танец (4 часа)
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери
Изучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в современном танце
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца.
Отработка всего танца
Составляющие характера танца (6 часов)
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»…
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям.
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев
Движения в соответствии с характером музыки (3 часа)
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика.
Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
Понятие пространственных перестроений ( 5 часов)
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу .
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.
Чтобы танец был красивым (11 часов)
Подготовка танца к празднику 8 Марта. Отработка элементов
Отработка элементов. Отработка движений, связок
Отработка всего танца. Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов
Отработка движений, связок
Разучивание танца к последнему звонку
Отработка движений
Отработка движений
Обсуждение
выступлений на концертах. Игры с детьми.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|
|||||
Младшая группа |
Старшая группа |
План |
Факт |
|
|||||
Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков |
6 |
6 |
|
||||||
1 |
Проведение инструктажа по технике безопасности. Постановка задач на новый учебный год. |
1 |
1 |
|
|||||
2 |
Знакомство с основными элементами различных танцев |
1 |
1 |
|
|||||
3 |
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. |
1 |
1 |
|
|||||
4 |
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. |
1 |
1 |
|
|||||
5 |
Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя. |
1 |
1 |
|
|||||
6 |
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца |
1 |
1 |
|
|||||
Современный танец |
4 |
4 |
|
||||||
7 |
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери Изучение основных элементов вальса |
1 |
1 |
|
|||||
8 |
Отработка основных движений. Акробатика в современном танце |
1 |
1 |
|
|||||
9 |
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. |
1 |
1 |
|
|||||
10 |
Отработка всего танца |
1 |
1 |
|
|||||
Составляющие характера танца |
6 |
6 |
|
||||||
11 |
Танцевальная импровизация. |
1 |
1 |
|
|||||
12 |
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. |
1 |
1 |
|
|||||
13 |
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»… |
1 |
1 |
|
|||||
14 |
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям. |
1 |
1 |
|
|||||
15 |
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино. |
1 |
1 |
|
|||||
16 |
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев |
1 |
|
||||||
Движения в соответствии с характером музыки |
3 |
3 |
|
||||||
17 |
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки |
1 |
1 |
|
|||||
18 |
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика. |
1 |
1 |
|
|||||
19 |
Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. |
1 |
1 |
|
|||||
Понятие пространственных перестроений |
5 |
5 |
|
||||||
20 |
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. |
1 |
1 |
|
|||||
21 |
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. |
1 |
1 |
|
|||||
22 |
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу. |
1 |
1 |
||||||
23 |
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. |
1 |
1 |
|
|||||
24 |
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. |
1 |
1 |
|
|||||
Чтобы танец был красивым |
11 |
11 |
|
||||||
25 |
Подготовка танца к празднику 8 Марта Отработка элементов |
1 |
1 |
|
|||||
26 |
Отработка элементов |
1 |
1 |
|
|||||
27 |
Отработка движений, связок |
1 |
1 |
|
|||||
28 |
Отработка всего танца |
1 |
1 |
|
|||||
29 |
Подготовка танца к празднику 9 Мая Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами» |
1 |
1 |
|
|||||
30 |
Отработка элементов |
1 |
1 |
|
|||||
31 |
Отработка движений, связок |
1 |
1 |
|
|||||
32 |
Разучивание танца к последнему звонку |
1 |
1 |
|
|||||
33 |
Отработка движений |
1 |
1 |
|
|||||
34 |
Отработка движений |
1 |
1 |
|
|||||
35 |
Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми. |
1 |
1 |
|
|||||
Итого: |
34 |
35 |
|
||||||
Общее количество: 69 часов
Используемая литература:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.