Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Робототехника»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 2 года (8-9 классы)
Направление: общеинтеллектуальное
Составила:
Савчиц Алина Владимировна,
учитель математики и английского языка
Новочановское, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Робототехника» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности и реализуется в форме кружковой деятельности в 8-9 классах основной школы.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Робототехника» состоит в том, что она предназначена для формирования у обучающихся основной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика, формировать устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности, повысить мотивацию у обучающихся к получению технического образования. Кроме этого, занятия робототехникой помогают развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.
Цель образовательной программы «Робототехника»: развитие способностей технического творчества у обучающихся посредством конструкторской и проектной деятельности.
Задачи программы: Обучающие:
ü ознакомление с устройством роботов;
ü ознакомление с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании роботов;
ü обучение основным технологиям сборки и программирования робототехнических устройств;
ü формирование общенаучных и технологических приемов конструирования и проектирования;
ü формирование целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире;
ü формирование технической грамотности;
ü реализация межпредметных связей с физикой, математикой, информатикой, технологией. Развивающие:
ü развитие умений работать по предложенным инструкциям;
ü развитие умений довести решение задачи до работающей модели;
ü развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
ü развитие смекалки, находчивости, изобретательности;
ü развитие исследовательских умений;
ü развитие инженерного мышления, навыков эффективного использования роботов; ü развитие коммуникативных навыков;
ü развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Воспитывающие:
ü формирование устойчивого интереса к поисковой творческой
деятельности;
ü приобретение навыков коллективного и конкурентного труда;
ü повышение мотивации обучающихся к получению технического образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
− критическое отношение к робототехнике и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:
- простейшим основам механики
- различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическому последовательному изготовлению несложных конструкций Сможет научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей. - реализовывать творческий замысел.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
− понимать роль и место робототехники в жизни современного общества;
− основные сведения из истории развития робототехники в России и мире;
− основные понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов;
− правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
− общее устройство и принципы действия роботов и основные характеристики основных классов роботов;
− порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
− методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
− владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности. уметь:
− овладеть общей методикой расчета основных кинематических схем;
− знать основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств; − самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;
− владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи среднего уровня сложности;
− разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом;
− пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе;
− подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;
− правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы; − выполнять индивидуальные и групповые исследовательские работы. владеть:
− основной терминологией в области робототехники;
− основными навыками программирования на языке Sckratch, Arduino.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый год обучения
Тема 1 Введение в робототехнику
Вводное занятие. Основы безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек,до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. Основные робототехнические соревнования.
Форма организации: беседа; вводная презентация.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2 Первичные сведения о роботах
История робототехники от глубокой древности до наших дней. Идея создания роботов. Что такое робот. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Виды современных роботов. Знакомство с набором Lego Education SPIKE Prime и Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике. Конструктор программируемых моделей инженерных систем. Расширенный. Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов. Образовательный робототехнический комплект "СТЕМ Мастерская". Расширенный Основные элементы, основные приёмы соединения и конструирования. Конструирование первого робота.
Форма организации: беседа; практикум.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Тема 3 Изучение среды управления и программирования
Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. Изучение блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель. Создание простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на заданный угол, движение по кругу.
Форма организации: беседа; практикум.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Тема 4 Конструирование роботов Lego и Arduino
Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino. Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Lego и Ардуино. Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. Редуктор.
Тестирование моторов и датчиков. Управление моторами. Состояние моторов.
Встроенный датчик оборотов. Синхронизация моторов. Режим импульсной модуляции.
Зеркальное направление. Датчики. Настройка моторов и датчиков. Тип датчиков.
Форма организации: практикум, решение задач.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Тема 5 Создание индивидуальных и групповых проектов
Разработка проекта Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов.
Форма организации: беседа; практикум.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Тема 6 Участие в соревнованиях
Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота. Сборка робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут.
Проведение соревнования. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя.
Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота.
Зачет - Выполнение комплексной работы по предложенной модели.
Форма организации: соревнования роботов.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Второй год обучения
Тема 1 Введение
Вводное занятие. Основы безопасной работы
Повторение основных принципов конструирования и моделирования роботов.
Форма организации: беседа; вводная презентация.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2 Сборка роботов для проведения экспериментов
Технология и физика. Сборка и изучение моделей реальных машин. Изучение машин, оснащенных мотором. Изучение принципов использования пластмассовых лопастей для производства, накопления и передачи энергии ветра;
Пневматика
Сборка реальных моделей и исследование на их основе темы
«Пневматика». Изучение силовых установок и их компонентов. Измерение давления в паскалях и барах. Изучение кинетической и потенциальной энергии.
Возобновляемые источники энергии
Получение навыков сборки настоящих моделей LEGO - возобновляемых источников энергии. Изучение принципов производства, передачи, сохранения, преобразования и потребления энергии. Обучение детей основам проектирования и сборки моделей.
Разработка групповых и индивидуальных проектов.
Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов.
Форма организации: практикум, решение задач.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
Тема 3 Участие в соревнованиях
Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота. Сборка робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Проведение соревнования. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота.
Зачет - Творческая работа по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Форма организации: соревнования роботов.
Вид деятельности: познавательная, творческая.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
1 |
Введение в робототехнику |
2 |
1.1 |
Вводное занятие. Основы безопасной работы |
1 |
1.2 |
Основные робототехнические соревнования |
1 |
2 |
Первичные сведения о роботах |
7 |
2.1 |
История робототехники. Виды конструкторов |
1 |
2.2 |
Знакомимся с набором Lego и Arduino. Основные элементы, основные приёмы соединения и конструирования |
3 |
2.3 |
Конструирование первого робота |
3 |
3 |
Изучение среды управления и программирования |
13 |
3.1 |
Виды и назначение программного обеспечения |
1 |
3.2 |
Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. |
4 |
3.3 |
Создание простейших линейных программ на Lego. Среда программирования для Ардуино (IDE Arduino) и язык программирования Processing |
8 |
4 |
Конструирование роботов Lego и Arduino |
20 |
4.1 |
Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino. |
10 |
4.2 |
Тестирование моторов и датчиков |
10 |
5 |
Создание индивидуальных и групповых проектов |
22 |
5.1 |
Разработка проекта |
19 |
5.2 |
Представление проекта |
3 |
6 |
Участие в соревнованиях |
3 |
6.1 |
Изучение правил соревнований |
1 |
6.2 |
Конструирование робота |
1 |
6.3 |
Программирование робота |
1 |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
68 |
Второй год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
1 |
Введение |
2 |
1.1 |
Вводное занятие. Основы безопасной работы |
1 |
1.2 |
Повторение |
1 |
2 |
Сборка роботов для проведения экспериментов |
58 |
2.1 |
Технология и физика |
18 |
2.2 |
Пневматика |
10 |
2.3 |
Возобновляемые источники энергии |
10 |
2.4 |
Разработка групповых и индивидуальных проектов |
20 |
3 |
Участие в соревнованиях |
5 |
3.1 |
Изучение правил соревнований |
1 |
3.2 |
Конструирование робота |
2 |
3.3 |
Программирование робота |
2 |
4 |
Итоговое занятие |
3 |
|
Итого |
68 |
Текущий контроль
Освоение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
В рамках текущего контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено представление собственного проекта, оцениваемого по следующим критериям:
- конструкция робота
- перспективы его массового применения;
- написание программы;
- демонстрация робота
- новизна в выполнении творческих заданий
- презентация проекта.
Также уровень освоения программы контролируется с помощью соревнований, которые проводятся в группах, оценка соревнований проходит по следующим критериям:
- конструкция робота
- уровень выполнения задания (полностью или частично)
- время выполнения задания
Соревнования на городском, районном и областном уровнях оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и регламентах соревнований.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.