Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 4 В классе
«Школа здоровья и безопасности»
(на 2022-2023 учебный год)
Составитель:
учитель начальных классов
Киселева О.И.
2022г.
Пояснительная записка
Программа курса «Школа здоровья и безопасности» нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по здоровьесбережению.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Ø СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Ø Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Ø Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Ø О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Ø Устав МБОУ «СШ №31»;
Ø Основная образовательная программа МБОУ «СШ №31».
Программа курса «Школа здоровья и безопасности» рассчитана на обучающихся 4 класса и предназначена для работы в системе начального образования. Данная программа является адаптированной к потребностям МБОУ «СШ №31».
Цели:
Ø формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативных навыков, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Ø развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Ø обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Сформировать:
Ø представления о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Ø навыки конструктивного общения;
Ø потребность безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Ø мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни.
2. Обучить:
Ø осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
Ø правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Ø элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Ø упражнениям сохранения зрения;
Ø умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Цели и задачи программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «СШ №31».
Место программы курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год для обучающихся 4 класса.
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на уроке.
Ø Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Ø Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (успехов).
2. Познавательные УУД:
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
3. Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Ø Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Ø - стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
Ø - сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
Ø - активизация интереса учащихся к занятиям физической культурой;
Ø - способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ;
Ø - сформированная у учащихся система знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Предметные результаты программы
В ходе реализация программы обучающиеся должны знать:
Ø основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
Ø особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
Ø особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
Ø основы рационального питания;
Ø правила оказания первой помощи;
Ø способы сохранения и укрепление здоровья;
Ø основы развития познавательной сферы;
Ø соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
Ø влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
Ø значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Ø знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации учебного процесса разнообразны: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины, мини-конференции, ролевые игры и др. Изучение курса способствует развитию учащихся, на занятиях для этого используются логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуаций, выявление причин и др. Максимально используется фантазия учащихся, их творческие способности.
Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Содержание программы
Раздел 1. Самопознание
- Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
- Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Разделы 2- 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
Гигиена полости рта, ослепительная улыбка на всю жизнь
- Знать, зачем человеку нужен рот и что в нем находится,
- знать правила ухода за зубами,
- знать основные заболевания десен и зубов.
- Уметь правильно чистить зубы.
- соблюдать основные правила личной гигиены полости рта.
. Гигиена тела
- Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Профилактика инфекционных заболеваний
- Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.
- Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
- Представление об активной защите - иммунитете.
Раздел 4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.
Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Раздел 5. Безопасность детей на дорогах
Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Раздел 6. Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,
службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата |
Самопознание через чувство и образ (5 ч) |
|
|||
1 |
Я познаю себя |
1 |
|
|
2 |
Мы все похожие и разные. Я познаю других. |
1 |
|
|
3 |
Мы все похожие и разные. Я познаю других |
1 |
Игра. |
|
4 |
Человек в мире людей. |
1 |
|
|
5 |
Человек в мире людей. |
1 |
|
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь (2ч) |
|
|||
6 |
Как нужно беречь зубы |
1 |
|
|
7 |
Посещение стоматолога |
1 |
|
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (8 ч) |
|
|||
8 |
Лекарственные препараты |
2 |
|
|
9 |
Табак |
3 |
|
|
10 |
Алкоголизм |
2 |
|
|
11 |
Наркотические и токсические вещества. |
3 |
|
|
12 |
Уроки навыков жизни. Первое знакомство и завязывание дружеских отношений. |
1 |
Тренинг |
|
13 |
Формирование дружеских отношений. |
3 |
|
|
14 |
Формирование личного мнения и умения отказывать. |
2 |
|
|
15 |
Формирование личного мнения и умения отказывать. |
1 |
|
|
Безопасность детей на дорогах (9 ч) |
|
|||
16 |
Что мешает видеть проезжую часть улицы.. |
1 |
|
|
17 |
Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. |
1 |
|
|
18 |
Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица. |
1 |
|
|
19 |
Опасность на «Островке безопасности» |
2 |
|
|
20 |
Переход улиц. |
1 |
|
|
21 |
Переход улиц. |
1 |
|
|
22 |
Пешеходный переход. |
1 |
|
|
23 |
«Ловушки» на углу перекрестка. |
2 |
|
|
24 |
Я – пешеход. (Обобщающий урок) |
1 |
Игра. |
|
Поведение в экстремальной ситуации (10ч) |
|
|||
25 |
Экстремальные ситуации |
2 |
|
|
26 |
Модели поведения |
1 |
|
|
27 |
Как звать на помощь |
1 |
|
|
28 |
Как выйти из экстремальной ситуации |
1 |
|
|
29 |
Поведение при пожаре |
1 |
|
|
30 |
Поведение при встрече с незнакомым человеком. |
1 |
|
|
31-32 |
Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде. |
2 |
|
|
33 |
Травмы. |
1 |
|
|
34 |
Оказание первой медицинской помощи. |
1 |
Практическая работа |
|
Материально-техническое обеспечение курса
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа здоровья и безопасности» необходимы следующие принадлежности:
· спортивный инвентарь;
· подборка видеофрагментов;
· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
· компьютер, мультмедиапроектор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.