РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
для 1-4 классов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1-й класс
Личностные результаты:
1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметые результаты
Регулятивные УУД:
1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
3. учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
2. слушать и понимать речь других;
3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
4. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
3. учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
2. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты:
1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
7. интерес к изучению языка;
8. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
1. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
2. пользоваться словарями, справочниками;
3. осуществлять анализ и синтез;
4. устанавливать причинно-следственные связи;
5. строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Формы и виды работы: Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Формы и виды работы: Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Формы и виды работы: Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Формы и виды работы: Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Формы и виды работы: Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Формы и виды работы: Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Формы и виды работы: Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Формы и виды работы: Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Формы и виды работы: Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Формы и виды работы: Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Формы и виды работы: Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Формы и виды работы: Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Формы и виды работы: Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Формы и виды работы: Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Формы и виды работы: Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Формы и виды работы: Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Формы и виды работы: Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.)
Формы и виды работы: Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знатоков». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Формы и виды работы: Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Формы и виды работы: Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
Формы и виды работы: «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Формы и виды работы: Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Формы и виды работы: Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Формы и виды работы: Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
2 класс
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Формы и виды работы: Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Формы и виды работы: Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Формы и виды работы: Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
Формы и виды работы: «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Формы и виды работы: Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Формы и виды работы: Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Формы и виды работы: Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Формы и виды работы: Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Формы и виды работы: Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Формы и виды работы: Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Формы и виды работы: Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
Формы и виды работы: «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Формы и виды работы: Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Формы и виды работы: Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка -с. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Формы и виды работы: Корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Формы и виды работы: Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Формы и виды работы: Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Формы и виды работы: Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
3 класс
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Формы и виды работы: Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Формы и виды работы: Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Формы и виды работы: Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Формы и виды работы: Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Формы и виды работы: Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Формы и виды работы: Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Формы и виды работы: Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Формы и виды работы: Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Формы и виды работы: Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Формы и виды работы: Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Формы и виды работы: Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4 класс
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Формы и виды работы: Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Формы и виды работы: Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Формы и виды работы: Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Формы и виды работы: Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Формы и виды работы: Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Формы и виды работы: Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Формы и виды работы: Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Формы и виды работы: Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Формы и виды работы: Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Формы и виды работы: Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Формы и виды работы: Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Формы и виды работы: Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Формы и виды работы: Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Формы и виды работы: Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тематическое планирование
1-й класс «Путешествия по Стране Слов» (33 часа)
№п.п
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
1 |
2 |
В страну слов. Первые встречи. |
1 |
3-4 |
К тайнам волшебных слов. |
2 |
5 |
Выбор друзей в Стране Слов |
1 |
6 |
К несметным сокровищам Станы Слов. |
1 |
7 |
Чудесные превращения слов. |
1 |
8-9 |
В гости к Алфавиту. |
2 |
10 |
К тайнам звуков и букв. |
1 |
11 |
Встреча с Радугой. |
1 |
12 |
В Страну Говорящих Скал. |
1 |
13 |
В глубь веков на Машине времени. |
1 |
14 |
В Королевстве ошибок. |
1 |
15 |
В Страну Слогов. |
1 |
16 |
Неожиданная остановка в пути. |
1 |
17 |
В удивительном городе Неслове. |
1 |
18-19 |
Чудеса в Стране Слов. |
2 |
20 |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
1 |
21-22 |
На карнавале слов. |
2 |
23 |
В Театре близнецов. |
1 |
24 |
Конкурс знатоков. |
1 |
25 |
Новое представление. |
1 |
26 |
Необычный урок. |
1 |
27 |
Следопыты развлекают гостей. |
1 |
28 |
В Клубе весёлых человечков. |
1 |
29-30 |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
2 |
31 |
Экскурсия в прошлое. |
1 |
32 |
Полёт в будущее. |
1 |
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
2-й класс «Секреты орфографии» (34 часа)
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Как обходились без письма? |
1 |
2 |
Древние письмена. |
1 |
3 |
Как возникла наша письменность? |
|
4-5 |
Меня зовут Фонема. |
2 |
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
2 |
9 |
«Ошибкоопасные» места |
1 |
10 |
Тайны фонемы |
1 |
11-12 |
Опасные согласные |
2 |
13 |
На сцене гласные |
1 |
14 |
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
15 |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
1 |
16 |
Ваши старые знакомые |
1 |
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
2 |
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
2 |
21 |
Строительная работа морфем |
1 |
22-23 |
Где же хранятся слова? |
2 |
24-25 |
Поговорим обо всех приставках сразу |
2 |
26-27 |
Слова – «родственники» |
2 |
28-30 |
Кто командует корнями? |
3 |
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
33 |
«Пересаженные» корни |
1 |
34 |
Итоговое занятие |
1 |
3 класс «Занимательное словообразование» (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Сказочное царство слов. |
1 |
2-3 |
Путешествие в страну Слов. |
2 |
4 - 5 |
Чудесные превращения слов. |
2 |
6 -7 |
В гостях у слов- родственников. |
2 |
8- 9 |
Добрые слова. |
2 |
10 |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
1 |
11- 12 |
Новые слова в русском языке. |
2 |
13 |
Встреча с зарубежными друзьями. |
1 |
14- 15 |
Синонимы в русском языке. |
2 |
16 |
Слова- антонимы. |
1 |
17 |
Слова- омонимы. |
1 |
18 |
Крылатые слова. |
1 |
19- 20 |
В королевстве ошибок. |
2 |
21-22 |
В стране Сочинителей. |
2 |
23-24 |
Искусство красноречия. |
2 |
25 |
Праздник творчества и игры. |
1 |
26- 27 |
Трудные слова. |
2 |
28- 29 |
Анаграммы и метаграммы. |
2 |
30- 31 |
Шарады и логогрифы. |
2 |
32 |
Откуда пришли наши имена. |
1 |
33 |
Занимательное слообразование. |
1 |
34 |
КВН по русскому языку. |
1 |
4 класс «Занимательная лингвистика» (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
Что такое орфоэпия? |
1 |
|
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
1 |
|
3 |
Звуки не буквы! |
1 |
|
4 |
Звучащая строка. |
1 |
|
5 |
Банты и шарфы. |
1 |
|
6 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
1 |
|
7 |
Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». |
1 |
|
8 |
Имена вещей. |
1 |
|
9 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
1 |
|
10 |
В царстве смыслов много дорог. |
1 |
|
11 |
Как и почему появляются новые слова? |
1 |
|
12 |
Многозначность слова. |
1 |
|
13 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
1 |
|
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
1 |
|
15 |
Как возникают названия. |
1 |
|
16 |
Слова – антиподы. |
1 |
|
17 |
Фразеологические обороты. |
1 |
|
18 |
Словари «чужих» слов. |
1 |
|
19 |
Капитан и капуста. |
1 |
|
20 |
«Он весь свободы торжество». |
1 |
|
21 |
Мы говорим его стихами. |
1 |
|
22 |
Слова, придуманные писателями. |
1 |
|
23 |
Слова уходящие и слова – новички. |
1 |
|
24 |
Словарь языка Пушкина. |
1 |
|
25 |
Смуглая Чернавка. |
1 |
|
26 |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
1 |
|
27 |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
1 |
|
28 |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
1 |
|
29 |
Словарь- грамотей. |
1 |
|
30 |
Научная этимология. |
1 |
|
31 |
Какие бывают имена? |
1 |
|
32 |
Древнерусские имена. |
1 |
|
33 |
Отчество и фамилия. |
1 |
|
34 |
Надо ли останавливаться перед зеброй? |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.