МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
(Социальное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ
4 класс 2019 – 2020 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 4-го класса.
Курс программы кружка «Я – пешеход и пассажир» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. Во 4-м классе на освоение программы отводится 34 часа (из расчета 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности Я – пешеход и пассажир
Обучающиеся 4-го класса должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Личностные:
1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4. осознание ответственности человека за общее благополучие;
5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Я - пешеход и пассажир»»;
7. способность к самооценке;
8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2. умение ставить и формулировать проблемы;
3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
4. установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
1. использование речи для регуляции своего действия;
2. адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
4. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
2. ставить вопросы;
3. обращаться за помощью;
4. формулировать свои затруднения;
5. предлагать помощь и сотрудничество;
6. слушать собеседника;
7. договариваться и приходить к общему решению;
8. формулировать собственное мнение и позицию;
9. осуществлять взаимный контроль;
10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы кружка «Я - пешеход и пассажир»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
Улица полна неожиданностей |
10 |
0 |
10 |
2 |
Наши верные друзья |
9 |
0 |
9 |
3 |
Это должны знать все |
15 |
0 |
15 |
Итого 34 часа |
1. Ориентировка в окружающем мире.
2. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
3. Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
4. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты - пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты - пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Содержание деятельности (в часах) |
Дата |
|||
теория |
практика |
Планируемая |
Фактическая |
||||
Улица полна неожиданностей 10 часов |
|||||||
1. |
Безопасность пешеходов. |
Викторина |
1
|
|
1 неделя |
|
|
2. |
Виды транспортных средств |
Игра |
1 |
|
2 неделя |
|
|
3. |
Проезд специальных транспортных средств. |
Игра |
1 |
|
3 неделя |
|
|
4. |
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
Экскурсия |
1 |
|
4 неделя |
|
|
5. |
Знаем ли мы правила дорожного движения |
Викторина |
1 |
|
5 неделя |
|
|
6. |
Нерегулируемые перекрестки |
Квест |
1 |
|
6 неделя |
|
|
7. |
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах |
Квест |
1 |
|
7 неделя |
|
|
8. |
Разбор дорожной ситуации на макете |
Диспут |
1 |
|
8 неделя |
|
|
9. |
Основные понятия и термины ПДД |
Игра |
1 |
|
9 неделя |
|
|
10. |
«Дисциплинированный пешеход» |
Игра |
1 |
|
10 неделя |
|
|
Наши верные друзья 9 часов |
|||||||
11. |
Предупредительные сигналы |
Викторина |
1 |
|
11 неделя |
|
|
12. |
Дорожные знаки и их группы. |
Викторина |
1 |
|
12 неделя |
|
|
13. |
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам |
Викторина |
1 |
|
13 неделя |
|
|
14. |
«Путешествие в Страну дорожных знаков» |
Игра |
1 |
|
14 неделя |
|
|
15. |
Светофорное регулирование |
Игра |
1 |
|
15 неделя |
|
|
16. |
Регулировщик и его сигналы |
Игра |
1 |
|
16 неделя |
|
|
17. |
Встреча с инспектором дорожной полиции |
Круглый стол |
1 |
|
17 неделя |
|
|
18. |
Знатоки правил дорожного движения. |
Викторина |
1 |
|
18 неделя |
|
|
19. |
Выступление перед детьми детского сада. |
Научно-практическое общество |
1 |
|
19 неделя |
|
|
Это должны знать все 15 часов |
|||||||
20. |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. |
Исследование |
1 |
|
20 неделя |
|
|
21. |
Движение обучающихся группами и в колонне. |
Экскурсия |
1 |
|
21 неделя |
|
|
22. |
«Я – пешеход» |
Экскурсия |
1 |
|
22 неделя |
|
|
23-24. |
Перевозка людей. |
Практическое занятие |
1 |
1 |
23-24 неделя |
|
|
25. |
Труд водителя. |
Проект |
1 |
|
25 неделя |
|
|
26-27. |
Когда ты становишься водителем. |
Лекция
|
1 |
1 |
26-27 неделя |
|
|
28. |
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. |
Викторина |
1 |
|
28 неделя |
|
|
29. |
Где можно и где нельзя играть. |
Видеоурок |
1 |
|
29 неделя |
|
|
30. |
Причины возникновения ДТП. |
Исследование |
1 |
|
30 неделя |
|
|
31. |
Создание буклета «Помни, пешеход!». |
Проект |
1 |
|
31 неделя |
|
|
32. |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге |
Практическое занятие |
1 |
|
32 неделя |
|
|
33. |
Мы соблюдаем ПДД |
КВН |
1 |
|
33 неделя |
|
|
34. |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» |
Игровой проект |
1 |
|
34 неделя |
|
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т. А. Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.