Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика», 3 класс (1 час в нед, 34 часа в год)
Данная программа является модифицированной, составлена на основе программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика» Н.Ф.Виноградовой.
1.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема 1. Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. «Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Тема 3. Геометрия вокруг нас. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема 4. Волшебные переливания. Задачи на переливание.
Темы 5–6. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации, выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 7. «Шаг в будущее». Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Темы 8–9. «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Тема 10. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Темы 11–12. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 13. Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Тема 14. Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонкис зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема 15. Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами.
Тема 16. Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 17. Математическое путешествие. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 ++ 150= 670
Тема 18. Выбери маршрут. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Тема 19. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Темы 20–21. В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 23. Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 24. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Разверни листок. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Темы 26–27. От секунды до столетия. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
Тема 28. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Тема 29. Конкурс смекалки. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Тема 30. Это было в старину. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Тема 31. Математические фокусы. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначноечисло. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
Тема 34. Математический лабиринт. Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
3. Формы организации учебных занятий.
-математические игры
-работа с конструкторами
-фронтальная работа
- групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.
3. Календарно- тематическое планирование по «Занимательной математике».
3 класс.
№ |
тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
1 |
Интеллектуальная разминка. |
1 |
|
|
2 |
«Числовой» конструктор. |
1 |
|
|
3 |
Геометрия вокруг нас. |
1 |
|
|
4 |
Волшебные переливания. |
1 |
|
|
5 |
В царстве смекалки. |
1 |
|
|
6 |
В царстве смекалки. |
1 |
|
|
7 |
«Шаг в будущее». |
1 |
|
|
8 |
«Спичечный» конструктор. |
1 |
|
|
9 |
«Спичечный» конструктор. |
1 |
|
|
10 |
Числовые головоломки. |
1 |
|
|
11 |
Интеллектуальная разминка. |
1 |
|
|
12 |
Интеллектуальная разминка. |
1 |
|
|
13 |
Математические фокусы. |
1 |
|
|
14 |
Математические игры. |
1 |
|
|
15 |
Секреты чисел. |
1 |
|
|
16 |
Математическая копилка. |
1 |
|
|
17 |
Математическое путешествие. |
1 |
|
|
18 |
Выбери маршрут. |
1 |
|
|
19 |
Числовые головоломки. |
1 |
|
|
20 |
В царстве смекалки. |
1 |
|
|
21 |
В царстве смекалки. |
1 |
|
|
22 |
Мир занимательных задач. |
1 |
|
|
23 |
Геометрический калейдоскоп. |
1 |
|
|
24 |
Интеллектуальная разминка. |
1 |
|
|
25 |
Разверни листок. |
1 |
|
|
26 |
От секунды до столетия. |
1 |
|
|
27 |
От секунды до столетия. |
1 |
|
|
28 |
Числовые головоломки |
1 |
|
|
29 |
Конкурс смекалки. |
1 |
|
|
30 |
Это было в старину. |
1 |
|
|
31 |
Математические фокусы. |
1 |
|
|
32 |
Энциклопедия математических развлечений. |
1 |
|
|
33 |
Энциклопедия математических развлечений. |
1 |
|
|
34 |
Математический лабиринт. |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Список литературы:
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М. : АСТ, 2006.
8. 13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.