РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________/______________ Подпись Расшифровка подписи Протокол заседания МО №____ от «____»__________20___ г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МОБУ СОШ с. Мирный от «____»______________20___ г. №________ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________/______________ Подпись Расшифровка подписи «____»_______________ 20___ г |
|
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
наименование курса
для 5 класса
основное общее образование
уровень общего образования
Составитель Касимова Е.Ф.
Ф.И.О. учителя-составителя
с. Мирный
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главная цель изучения курса – формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет обучающимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Цели:
• формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
• обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
• формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
• обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
• развитие математических способностей и логического мышления;
• развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
• расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
• работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. Задачи:
• создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
• формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
• расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
• развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;
• осознание обучающимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью.
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
• Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
• В царстве смекалки, Игнатьев Е.И., М., Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1987г.
• Математические олимпиады в школе, 5-11кл., Фарков А.В., М.: Айрис-пресс,2004г.
• Как научиться решать задачи, Фридман Л.М., М., Просвещение,1989.
• Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
• Занимательные задачи по математике, Баврин И.И., Фрибус Е.А., М.,Владос, 2003. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Перельман Я.И., М., Триада-литера, 1994.
• Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса, Смыкалова Е.В., Спб, СМИО Пресс, 2005.
• Внеклассная работа по математике.5-11 классы, Фарков А.В. М., Айрис-пресс, Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 класс, Ю.В.Щербакова., М., Глобус.2008.
• осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов;
• знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи;
• осуществление перевода с естественного языка на математический и наоборот;
• установление связи с целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того, – «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
• построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
• нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм, построение планов во временной перспективе;
• умение анализировать свои действия и управлять ими.
• понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
• овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
• умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
• умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
• умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
• владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
• умение решать логические задачи;
• умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
• усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
• овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи
• развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
• овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера. В результате изучения курса пятиклассник научится:
• анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
• решать задачи из реальной практики
• применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
• извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
• строить речевые конструкции;
• изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их выполнять вычисления с реальными данными; выполнять проекты по всем разделам данного курса.
Занимательная арифметика (формы внеурочной деятельности: наблюдения, исследования).
Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская и арабская нумерация. Системы счисления. Числа - великаны и числа - малютки. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта. (
Умножение двухзначных чисел на 11, 22, 33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25, 75, 50, 125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001. Основная цель: Создать условия для развития интереса учащихся к математике.
Первые шаги в геометрии (формы внеурочной деятельности: практикум, лабораторная работа, исследования, эксперимент).
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра “Пентамимо”. Задачи на разрезание. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части.
Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамимо. Веселая симметрия. Задачи со спичками. Геометрические головоломки.
Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.
Занимательные задачи на все темы (формы внеурочной деятельности: практикум, инсценировки задач, эксперимент).
Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов.
Математические фокусы. Математические фокусы с “угадыванием чисел”. Примеры математических фокусов. Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
Задачи – шутки. Решение шуточных задач в форме загадок. Старинные задачи. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
Математическая логика (формы внеурочной деятельности: практикум, исследование).
Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом “с конца”.
Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Простейшие графы. Понятие графа. Решение простейших задач на графы. Текстовые задачи на переливания и взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Происхождение задач о лабиринтах относится к древности, всякий лабиринт разрешим. Правила решения задач о лабиринтах. Комбинаторные задачи, решаемые перебором.
Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.
Олимпиадные задачи (формы внеурочной деятельности: практикум, презентация).
Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. Подготовка к школьному туру всероссийской олимпиады по математике. Решение конкурсных задач олимпиад и математических конкурсов прошлых лет.
Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и математических конкурсах, конкурсе “Кенгуру”
Проектные работы (формы внеурочной деятельности: творческая работа).
Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме. Примерные темы проектов:
• Системы счисления в прошлом и настоящем.
• Математика и искусство.
• Математика и музыка.
• Палиндромы.
• Магические числа.
• Четыре действия математики.
• Математическое путешествие по ленте времени.
• Как в старину считали на Руси.
• Счёт у народов мира.
• Старинные русские меры.
7. Решение занимательных задач по всему курсу математики (формы внеурочной деятельности: состязания, игра, газета ).
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке. Решение задач на дроби. Решение задач на совместную работу. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи. Итоговое занятие.
Математическая викторина. Подведение итогов. Составление презентации о работе кружка “Занимательная математика”. Выпуск газеты “Занимательная математика”.
Цель занятия: проверить знание материала, изученного на занятиях кружка, и умение применять его в новой ситуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема раздела |
Тема занятия |
Дата |
Примеча ние |
1 |
Занимательная арифметика (5 часов) |
1. Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки. |
03.09 |
|
2. Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады. |
10.09 |
|
||
3.Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады. |
17.09 |
|
||
4. Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы. |
24.09 |
|
||
5. Математические квадраты. |
01.10 |
|
||
2 |
Первые шаги в геометрии (5 часов) |
6. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. |
08.10 |
|
7. Пентамимо, тремино, тетрамино, танграм. |
15.10 |
|
||
8. Комбинированные задачи с квадратом. |
22.10 |
|
||
9. Веселая симметрия. |
05.11 |
|
||
10. Задачи со спичками. |
12.11 |
|
||
№ п/п |
Тема раздела |
Тема занятия |
Дата |
Примеча ние |
3 |
Занимательные задачи на все темы (6 часов) |
11. Магические квадраты. |
19.11 |
|
12. Математические фокусы. |
26.11 |
|
||
13. Математические ребусы и софизмы. |
03.12 |
|
||
14. Задачи шутки и задачи загадки. |
10.12 |
|
||
15. Задачи сказки. |
17.12 |
|
||
16.Старинные задачи. |
24.12 |
|
||
4 |
Математическая логика (6 часов) |
17. Задачи, решаемые с конца. |
14.01 |
|
18. Круги Эйлера. |
21.01 |
|
||
19. Простейшие графы. Переправы и разъезды. |
28.01 |
|
||
20. Задачи на переливания и взвешивания. |
04.02 |
|
||
21. Лабиринты”. |
11.02 |
|
||
22. Комбинаторные задачи. |
18.02 |
|
||
5 |
Олимпиадные задачи (3 часа) |
23. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. |
25.02 |
|
24. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. |
04.03 |
|
||
25. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. |
11.03 |
|
||
6 |
Проекты (3 часа) |
26. Проектные работы. |
18.03 |
|
27. Проектные работы. |
25.03 |
|
||
28. Проектные работы. |
08.04 |
|
||
7 |
Решение занимательных задач по всему курсу математики (5 часов) |
29. Решение занимательных задач на дроби. |
15.04 |
|
30. Решение занимательных задач на движение. |
22.04 |
|
||
31. Решение занимательных задач на работу. |
29.04 |
|
||
32. Решение занимательных задач |
06.05 |
|
||
33. Выпуск газеты “Занимательная математика |
20.05 |
|
||
8 |
Итоговое занятие (1 час) |
34. Математическая викторина. |
27.05 |
|
|
|
ИТОГО: |
34 часа |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.