Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5 класса

Оценка 5
docx
18.08.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5 класса
Занимательная математика 2021.docx

                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной  приказом от 30.08.2016 г., № 188, на основе программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год - 34

 

Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  -обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике; повышение уровня математического развития;

 -  углубление представления о практической направленности математических   знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении   сюжетных ситуаций;

 -учить правильно применять математическую терминологию;

- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 -повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики. 

   Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и олимпиадах, и других математических играх и конкурсах; развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

 Характеристика коррекционного курса

 

    Коррекционные занятия по занимательной математике обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Коррекционные занятия по занимательной математике обучающихся с ОВЗ разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ. Программа «Занимательная математика» разработана для учащимися 5 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.  

  Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Учащемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков  развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении: произвольной деятельности внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтом у отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании предмета, использование упражнений по развитию памяти, внимания, мышления. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

  Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Коррекционно - развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса;

— развитие эмоционально - волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;

 

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений. Доступная детям практическая деятельность помогает снизить умственное переутомление. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления в соответствии с физиологическими особенностями детей с ОВЗ;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— развитие стремления аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

  Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Работа над изучением курса строится концентрически. В программе намечена система  постепенного расширения области рассматриваемых курсом вопросов.  Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором указанные специфические особенности учебного процесса позволяют обеспечить индивидуализацию обучения в соответствии с возможностями познавательной деятельности и состоянием здоровья детей.  Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего   школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание кружка «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Планируемые результаты:

 

- приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Личностные УУД

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

 

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в    соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

-анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

-различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников учителя.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

 

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- отрабатывать вычислительные навыки;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

 -формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

-выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД

 

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах;

-допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

 -координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

 -осуществлять взаимный контроль совместных действий;

-совершенствовать математическую речь;

-высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

Тема  занятия

 

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

                                           1 четверть -7 ч.

 

 

1

Решение занимательных, логических задач

1

 

 

2

Задачи в стихах

1

 

 

3

Составление чисел в пределах 100

1

 

 

4

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

1

 

 

5

Римские цифры

1

 

 

6

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

1

 

 

7

Числовые головоломки. Ребусы

1

 

 

2 четверть-7ч.

1.2

«Спичечный» конструктор

1

 

 

3

Интеллектуальная разминка

1

 

 

4

Моделирование из проволоки

1

 

 

5

Геометрические узоры. Закономерности в узорах

1

 

 

6

Занимательное моделирование. Работа с бумагой

1

 

 

7

Моделирование геометрических фигур

1

 

 

3 четверть-9ч.

1

 Объёмные фигуры: шар, куб

1

 

 

2

Решай, отгадывай, считай

1

 

 

3

Числовые головоломки

1

 

 

4

«Отгадай задуманное число»

1

 

 

5

Математические фокусы

1

 

 

6

Интеллектуальная разминка

1

 

 

7

Блиц-турнир по решению задач

1

 

 

8

Математический лабиринт

1

 

 

9

Геометрические фигуры вокруг нас

1

 

 

4 четверть - 7 ч.

1

Математическая копилка

1

 

 

2

 Мир занимательных задач

1

 

 

3

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки

1

 

 

4

Математика в спорте

1

 

 

5

Занимательные задания. Определение времени по часам

1

 

 

6

 Выбери маршрут

1

 

 

7

Математический праздник «Как хорошо уметь считать!»

1

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных…

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных…

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного…

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного…

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной…

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной…

В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий

В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий

Личностные УУД - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе…

Личностные УУД - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе…

Обучающийся получит возможность научиться: -строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; -выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; -строить логическое рассуждение, включающее…

Обучающийся получит возможность научиться: -строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; -выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; -строить логическое рассуждение, включающее…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Решай, отгадывай, считай 1 3

Решай, отгадывай, считай 1 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2022