ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной приказом от 30.08.2016 г., № 188, на основе программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 34
Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
-обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике; повышение уровня математического развития;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
-учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
-повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и олимпиадах, и других математических играх и конкурсах; развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Характеристика коррекционного курса
Коррекционные занятия по занимательной математике обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Коррекционные занятия по занимательной математике обучающихся с ОВЗ разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ. Программа «Занимательная математика» разработана для учащимися 5 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Учащемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении: произвольной деятельности внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтом у отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании предмета, использование упражнений по развитию памяти, внимания, мышления. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционно - развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса;
— развитие эмоционально - волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений. Доступная детям практическая деятельность помогает снизить умственное переутомление. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления в соответствии с физиологическими особенностями детей с ОВЗ;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— развитие стремления аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Организуя обучение, целесообразно использовать
дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки
обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное
отношение к учебе. Работа над изучением курса строится концентрически. В
программе намечена система постепенного расширения области
рассматриваемых курсом вопросов. Основной формой организации
учебного процесса является урок, на котором указанные специфические особенности
учебного процесса позволяют обеспечить индивидуализацию обучения в соответствии
с возможностями познавательной деятельности и состоянием здоровья
детей. Реализация задачи
воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач
творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок
«Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию
учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных
действий. Актуальность программы
определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание кружка
«Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения
тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Личностными
результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Планируемые результаты:
- приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные УУД
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
-анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
-различать способы и результат действия;
-адекватно воспринимать оценку сверстников учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- отрабатывать вычислительные навыки;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
-выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах;
-допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
-координировать свои действия с действиями партнеров;
-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
-совершенствовать математическую речь;
-высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Дата |
|||
План |
Факт |
|||||
1 четверть -7 ч. |
|
|
||||
1 |
Решение занимательных, логических задач |
1 |
|
|
||
2 |
Задачи в стихах |
1 |
|
|
||
3 |
Составление чисел в пределах 100 |
1 |
|
|
||
4 |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений |
1 |
|
|
||
5 |
Римские цифры |
1 |
|
|
||
6 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда |
1 |
|
|
||
7 |
Числовые головоломки. Ребусы |
1 |
|
|
||
2 четверть-7ч. |
||||||
1.2 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
|
|
||
3 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
|
|
||
4 |
Моделирование из проволоки |
1 |
|
|
||
5 |
Геометрические узоры. Закономерности в узорах |
1 |
|
|
||
6 |
Занимательное моделирование. Работа с бумагой |
1 |
|
|
||
7 |
Моделирование геометрических фигур |
1 |
|
|
||
3 четверть-9ч. |
||||||
1 |
Объёмные фигуры: шар, куб |
1 |
|
|
||
2 |
Решай, отгадывай, считай |
1 |
|
|
||
3 |
Числовые головоломки |
1 |
|
|
||
4 |
«Отгадай задуманное число» |
1 |
|
|
||
5 |
Математические фокусы |
1 |
|
|
||
6 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
|
|
||
7 |
Блиц-турнир по решению задач |
1 |
|
|
||
8 |
Математический лабиринт |
1 |
|
|
||
9 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
1 |
|
|
||
4 четверть - 7 ч. |
||||||
1 |
Математическая копилка |
1 |
|
|
||
2 |
Мир занимательных задач |
1 |
|
|
||
3 |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки |
1 |
|
|
||
4 |
Математика в спорте |
1 |
|
|
||
5 |
Занимательные задания. Определение времени по часам |
1 |
|
|
||
6 |
Выбери маршрут |
1 |
|
|
||
7 |
Математический праздник «Как хорошо уметь считать!» |
1 |
|
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.