Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 имени А.М. Горького»
Петропавловск - Камчатского городского округа.
«Согласовано»: «Утверждено» :
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ
___________О.А. Маликова «Средняя школа №4»
__________Л.А. Матвеева
ПЛАН ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 4 «Б» КЛАССЕ
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы в 4 классе на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе:
- ФГОС НОО и ООО второго поколения;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Средней школы №4»;
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
- Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- личного опыта учителя;
- Закона РФ “Об образовании”,
- Декларации прав и свобод человека;
- Конвенции о правах ребенка;
- Устава школы.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психоиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его
сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии
управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности,
подросток испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников,
средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии
педагога и воспитанника.
Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками
передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников,
организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без
воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота
членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе
познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного
руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения,
основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности
классного руководителя и подростков, деятельности, направленной на заботу друг
о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной
работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности
классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать
работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и
воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий
развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то
есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система
класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из
большого количества элементов.
Необходимость самоутвердиться и самореализоваться ведет ребёнка к выбору социально значимого или асоциального пути. Кроме того, ему необходимо решить для себя вопрос выбора Я как нравственного, так и профессионального. Немаловажную роль в этом играет саморазвивающийся, саморегулирующийся коллектив, способствующий формированию личности с успешным опытом социализации, способной проявить себя в современном обществе.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Надпредметные компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования, коммуникативная, информационная), формирующиеся при реализации данной программы, делают личность нравственной, самостоятельной, креативной, конкурентоспособной.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цели программы:
Создать максимально комфортные условия в классном коллективе для личностного роста и развития ребенка, для его нравственного и профессионального самоопределения, воспитания чувства самоуважения и уважения к окружающим.
Задачи программы:
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие
принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход; принцип коллективизма;- доступность;
Формы и методы реализации программы:
В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
1. Классные часы.
2.Классное собрание.
3. Ролевые игры..
4 Викторины.
6. КВНы.
7Экскурсии, походы, путешествия
8. Трудовые десанты.
9. Родительские собрания.
10. Индивидуальные беседы.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
· мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Предполагаемый результат:
· Сплочение классного коллектива.
· Повышение самооценки учащихся.
· Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребенком - подростком.
· Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
· Профессиональное самоопределение.
Основные направления:
Гражданско – патриотическое
Предупреждение правонарушений
Духовно – нравственное
Спортивно – оздоровительное
Трудово – экологическое
Всеобуч
Работа с родителями
Диагностика
Гражданско - патриотическое направление
Цель:
Воспитание у учащихся нравственно-эстетических и гражданско-патриотических качеств.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Ответственные |
Дата проведения |
1. |
Классный час, посвящённый «День знаний»
|
Всероссийский урок. Час общения |
кл.рук. |
Сентябрь |
2. |
«Как не стать жертвой теракта» |
урок мужества |
кл.рук
|
Февраль |
3. |
«Широка страна моя родная.» |
кл. час
|
кл. рук.
|
Октябрь |
4 |
Изучаем символы Р.Ф. |
беседа, презентация |
кл. рук.
|
Декабрь |
5. |
«Наши папы – защитники Родины» |
кл.час презентация.
|
кл. рук |
Февраль |
6. |
«Навстречу к звездам» |
кл.час |
кл. рук.
|
Апрель |
7 |
«Скоро лето» |
кл.час |
кл.рук. |
Май |
Ожидаемые результаты:
Предупреждение правонарушений
Цель изучения правил дорожного движения:
1. Воспитание
у детей культуры поведения на дорогах.
2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:1. Развитие дорожной грамотности детей.
2. Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного
движения.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
4. Воспитание ответственности у детей за свое поведение
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
ответственный |
Дата проведения |
1 |
Профилактика правонарушений. Правила поведения учащихся в школе и на улице.
|
беседа конкурс рисунков |
кл. рук |
5.09 |
2 |
«Мы за безопасное движение" |
Конкурс рисунков |
кл.рук. |
сентябрь |
3 |
«Безопасный маршрут» Правила поведения по дороге в школу и домой. |
беседа |
кл. рук |
19.09 |
4 |
«Правила дорожного движения» |
работа в группах, оформление стенгазеты |
кл. рук |
октябрь |
5 |
«Переходите, путь открыт!»
|
тест |
кл. рук |
26.09 |
6 |
«Как разговаривает улица»
|
викторина |
кл. рук |
17.10 |
Планируемый результат:
1. Поведение
на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения
по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
2. Научится понимать сигналы светофоров и регулировщиков; усваивают, где можно
устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
3. Научится пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать Правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
4. Познакомится со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки
проезжей части улицы (дороги).
5. Оценивать свое поведение на дорогах.
6. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
Духовно- нравственное направление
Цель:-формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;- воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Ответственные |
Дата проведения |
1. |
День пожилого человека. У мудрости мудрое лицо» |
|
кл. рук |
2.10 |
2. |
«Уроки милосердия и доброты»
|
беседа |
кл. рук. |
10.09 |
3. |
«День народного единства»
|
кл.час |
кл. рук. |
12.11 |
4. |
«Без друзей меня чуть-чуть»
|
развлекательная игра |
кл. рук |
24.10 |
5. |
«Доброта.вежливость, дружба» |
круглый стол |
кл рук. |
12.12 |
6 |
«Широкая масленица» Фольклорное развлечение |
праздник |
кл рук. |
6.03 |
7 |
«Чужой беды не бывает»
|
кл.час презентация |
кл рук. |
16.01 |
8 |
Будь справедлив в своих поступках» |
кл.час |
кл рук. |
23.01 |
9 |
«Новый год.» История создания праздника |
кл.час |
кл рук. |
26.12 |
10 |
«Чем ссориться, лучше помириться |
кл.час |
кл.рук |
16.05 |
Планируемее результаты:
-Дать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах, взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков
и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к
ним.
Художественно- эстетическое
Цели :
. -формировать знания о музыке, изобразительном искусстве, литературе и декоративно-прикладном творчестве;
-развивать умение видеть красоту природы, искусства, внешнего облика и поступков людей;
-создать условия для повышения культурного и интеллектуального уровня.
формирование нравственных качеств личности, привитие навыков культуры поведения, развитие творческих задатков, способностей, талантов младших школьников
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Дата выполнения |
1 |
«Будь справедлив в своих поступках»
|
кл.час. |
кл. рук |
14.11 |
2 |
«Носария» |
игра |
кл. рук |
21.11 |
3 |
«Знакомство с художником Левитаном беседа – презентация»
|
беседа, презентация |
кл. рук |
27.02 |
4 |
Мастерская Деда Мороза |
конкурс рисунков |
кл. рук |
декабрь |
5 |
«Мама милая моя.» |
утренник конкурс рисунков |
кл. рук |
07.03 |
6 |
«Доброта наших сердец»
|
кл.час |
кл. рук |
20.03 |
7 |
«Красота русской природы»
|
кл.час |
кл. рук |
03.04 |
8 |
«Вред бранных слов» |
беседа |
кл. рук |
17.04 |
9. |
«В гости на день рождение» |
беседа,игра |
кл.рук |
24.04 |
Планируемые результаты
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости,
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
– реализация себя в художественном творчестве;
– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
– поддержание опрятного внешнего вида.
Трудово- экологическое
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Дата выполнения |
1. |
Акция «Чистый двор» |
практич. деятельность |
rл. рук |
сентябрь |
2. |
Организация дежурства по классу и в столовой Уход за комнатными растениями |
практическая деятельность |
кл.рук |
октябрь |
3. |
«Птицы-наши друзья» изготовление кормушек. Акция «Кормушка |
беседа – презентация , прак. работа |
кл.рук |
декабрь |
4. |
Операция «Росток» (посадка и выращивание побегов комнатных растений. |
прак. деятельность |
кл.рук |
март |
5. |
Экологический десант «Что осталось после зимы» |
прак .деятельность |
кл.рук |
апрель |
Планируемее результаты
– свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому,
- обладающая знаниями экологической культуры,
-соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,
- ведущая активную природоохранительную деятельность
Спортивно- оздоровительное направление
Задачи:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Дата проведения |
1. |
Сон- лучшее лекарство» |
беседа |
кл. рук. |
28.11 |
2. |
«Гигиена и движение-это всех проблем решение» |
кл.час |
кл. рук. |
5.12 |
3. |
«Здоровые зубы и уход за ними» |
кл.час. |
кл. рук
|
19.12 |
4 |
Посещение спортивного кружка |
контроль |
кл.рук |
каждую пятницу |
5 |
«Интернет друг или враг?» |
кл час |
кл.рук |
30.01 |
6. |
Осенние и весенние кроссы |
кросс |
физрук |
16.09 28.05 |
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Работа с родителями.
Задачи:1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Изучение семей учащихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
4.Совместное проведение досуга.
Свободное общение
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;
№ |
Проводимые мероприятия |
Соки проведения |
1 |
Взаимодействие с социальным педагогом школы
|
В течение года |
2 |
Оказание родителям методической помощи в вопросах воспитания и обучения |
|
3 |
Участие инициативной группы родителей в мероприятиях с учащимися класса |
в теч.года |
4 |
Посещение на дому |
по мере необходимости в течение года |
5 |
Беседы с учащимися «группы риска» и их родителями |
в течение года |
6 |
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями |
в течение года |
7 |
Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации внеклассных мероприятий |
июнь, в теч. года |
8 |
Диагностические мероприятия |
согласно плану ВР и плану работы с родителями |
9 |
Родительские собрания |
в течение года |
10 |
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения, развития, общения и др. |
в течение года |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения |
Тема собрания |
Ответственные |
4 класс |
||
сентябрь |
«Домашние задания и их назначение»
|
учитель |
октябрь |
«Мой ребенок становится трудным» |
учитель |
ноябрь |
«Чтение без принуждения» Воспитание самостоятельности |
учитель |
декабрь |
«Наши успехи» |
учитель |
январь |
«Организация самостоятельной учебной деятельности» |
учитель |
апрель |
«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». |
учитель |
Ожидаемые результаты:
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Обучающиеся научаться жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы.
Всеобуч
Цель; развитие ответственности к учебе, потребность выполнять домашнее задание
Систематически помогать родителям преодолевать трудности в процессе обучения и
Воспитания, работать со слабоуспевающими учащимися.
1 |
Выполнение домашнего задания |
ежедневно |
2 |
Контроль за посещаемостью, опозданием |
ежедневно |
3. |
Консультационный час для родителей |
пятница |
4. |
Индивидуальная работа с учащимися 3 класса по всем предметам |
понедельник |
Диагностическая работа
Цель- выявление уровня воспитанности, творческой дифференциации,
- обеспечение условий для дифференцированного развития личности
анкетирование, срезы, наблюдение, тестирование |
Индивидуальная работа с учащимися:
Формы работы:
Контингент риска:
Учащиеся, которые часто нарушают дисциплину |
Учащиеся, которые не могут контролировать эмоционально - волевую сферу |
Учащиеся, которым трудно даётся усвоение материала. |
|
|
|
|
|
|
Профилактика здорового образа жизни
1. 100% охват горячим питанием.
2. Проветривание класса.
3. Проведение физкультминуток.
Циклограмма для классного руководителя
• Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Встреча с родительским активом.
3 Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
Права и обязанности учащихся
Каждый учащийся является членом коллектива школы, имеющий определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.
Права учащихся
Учащиеся имеют право:
1. Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
1. Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой
и учебной
дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
2. Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
2. Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и
практическими
навыками.
1. Посещай» учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
2. Повышать свой культурный и нравственный уровень.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
4. Быть дисциплинированными и организованными.
5. Беречь школьное имущество.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.