Рабочая программа по возрастной анатомии

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП анатомия нач.кл..doc

 

 

Комитет по образованию Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

« Опочецкий  индустриально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Зам. директора по

 учебно-методической работе

________________ М.Л.Андреева

«___»  ______________  2019год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

   ОПД.03   Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Опочка, 2019 год.


 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

 

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж». 

 

 

 

 

Разработчик:

 

Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  Псковской области  «Опочецкий индустриально-педагогический  колледж».

 

 

 

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и   продуктивных видов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол № 7 от 29.08.  2019 года

 

Зав. кафедрой ________________Константинова С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины

 

14

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

15

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОПД.03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах .

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована       в дополнительной подготовке на уроках повышения квалификации учителей начальных классов и учителей биологии общеобразовательной и средней школы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 является общепрофессиональной дисциплиной.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

 - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

  - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение  и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

-  основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

 

1.4. Формируемые компетенции в ходе изучения учебной дисциплины.

 

Профессиональные и общие компетенции

Показатели оценки результата

 

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 1.1Определять цели и задачи, планировать уроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общение, планировать внеурочные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК2.2Проводить внеурочные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

 

 

 

ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

 

 

 

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

 

 

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

 

 

 

 

Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций.

Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций.

Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.       

Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях.

Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях.

Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях.

Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях

 

 

Своевременность определения рисков

 предугадывания опасных для жизни и здоровья  детей.

Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса.

Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ.

Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса

 

умение определять цели и задачи урока, грамотная разработка конспекта уроков естествознания с учетом возрастных особенностей;

- знание основных методов и средств обучения по данному предмету в начальной школе.

 

 

 

знание основных методов и средств обучения по данному учебному предмету в начальной школе.

 

 

 

формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения.

 

 

- Знание методик проведения внеурочных занятий с использованием здоровьесберегающих методик младшего школьного возраста и особенностей индивидуального развития детей.

 

 

умение оценивать результаты деятельности обучающихся на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей.

 


-Понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

-Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

 

-Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм;

-Называние этих факторов;

-Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;

 

-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей;

- проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей;

- организовывание детей для проведения профилактических мероприятий

 

-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников;

- соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;

 

-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»);

-Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий

 

-Создание и ведение словаря терминов;

- Понимание основных положений и терминов;

 

-Понимание особенностей роста и развития

детей;

-Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития;

-Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма

-Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей

- Представление о сроках и видах антропометрических измерений;

-Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.

 

-Усвоение особенностей строения и функций организма человека;

Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;

 

-Понимание основных процессов жизнедеятельности;

- Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;

 

-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей;

-Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;

 

 

-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка;

-Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;

 

-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки;

-Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями;

-Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;

 

-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение;

-Усвоение признаков здоровья;

-Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья;

-Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;

 

-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний;

-Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей

 

-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха;

-Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки

выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

 

обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования;

- умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем;

- выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 87  часов;

самостоятельной работы обучающегося 43  часа.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

87

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

 

28

     контрольные работы

11

     курсовая работа (проект)  

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:

 

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  

-

Итоговая аттестация в форме  экзамена

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 ОПД.03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)  

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Многофункциональная организация человека и его развитие

 

40

 

Тема 1.1.

Введение в предмет и его роль на современном этапе.

Содержание учебного материала

13

1.

2.

3.

4.

Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены.

Значение их изучения на современном этапе развития общества.

Роль этих наук в решении задач, поставленных реформой общеобразовательной и средней школы.

 Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами.

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами и другими науками (поиск информации из Интернет-источников, периодических изданий и других источников информации).

2

Тема 1.2.

Уровни организации живой системы

Содержание учебного материала

20

1.

2.

3.

4.

5.

Закономерности роста и развития организма человека.

Понятие об уровнях организации: клеточном, тканевом, органном, системном, организменном.

 Клетка – структурная и функциональная единица организации живого организма.

Ткани и их классификация.

Определение онтогенеза. Фенотип и генотип.

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Изучение структурных компонентов животной клетки.
  2. Знакомство с основными типами тканей человеческого организма.

 

2

2

Контрольные работы: «Ткани и классификация»

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по классификации тканей.
  2. Составление конспекта по основным особенностям  строения растительной и животной клетки (в сравнительном анализе)
  3.  Подготовка устного сообщения об изменениях с возрастом показателей физического развития

 ( массы тела; окружности  грудной клетки; длины и пропорции тела).

5

Раздел 2.

Строение функции и гигиены нервной и двигательной системы

 

36

Тема 2.1.

Нервная система

 

 

 

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Значение нервной системы.

Общий план строения нервной системы.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности.

Торможение в ЦНС, его виды и механизм.

Головной мозг.

Вегетативная нервная система , ее строение и функции.

Основная характеристика спинного мозга.

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

1. Изучение возрастных изменений структуры и функций различных видов центральной нервной системы.

2

Контрольные работы: « Строение нервной системы».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Составление тематического тезауруса по основным понятиям центральной и вегетативной нервной системы.

2. Написание рефератов по следующей тематике:

- общий план строения нервной системы;

- головной мозг, его топографические особенности;

- анатомия спинного мозга;

 - анатомия периферической и вегетативной  нервной системы;

- торможение в ЦНС и его виды;

- возрастные особенности рефлекторной деятельности организма;

- основные свойства нервных волокон.

4

Тема 2.2.

Основы учения

о высшей нервной

деятельности

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

 

Теория высшей нервной деятельности.

 Условные и безусловные рефлексы.

 Роль торможения в процессах ВНД.

 Динамический стереотип.

Рефлекторная теория поведения.

 Психофизиологические основы индивидуальных различий.

 Развитие речи у детей.

Гиппологические особенности ВНД у детей и подростков.

 Гигиена учебно-воспитательной деятельности.

Школьная зрелость.

 Нарушения ВНД у детей и подростков.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

  1. Определение объема памяти при случайном и смысловом запоминании.
  2. Определение школьной зрелости с использованием теста Керне-Ирасека.
  3. Анализ режима дня школьников разного возраста и нормирование учебных и внеклассных занятий.

 

1

1

1

Контрольные работы: «Основы высшей нервной деятельности».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным понятиям высшей нервной деятельности человека.
  2. Составление конспекта о роли теорий И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитии теории о ВНД человека.

 3. Составление практических рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста в виде  санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- способы увеличения двигательной активности детей во внеурочное время;

- гигиеническая организация внеурочного времени младшего школьника.

4

 

 

 

Тема 2.3.

Сенсорные системы

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

 

 

3

 

 

 

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

 

8.

 

 

Определение сенсорных систем, их классификация.

Зрительная сенсорная система.

Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций.

 Гигиена зрения.

Слуховая сенсорная система.

 Гигиена слуха школьника.

 Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем.

Особенности их функционирования у детей различного возраста.

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Изучение механизмов передачи и восприятия звука.Изучение светопреломляющего аппарата глаза. Аккомодация. Рефлексия. Бинокулярное зрение

 

2

 

Контрольные работы: «Особенности сенсорных систем».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям сенсорных систем организма (слухового; зрительного; обонятельного; кожного; вкусового).
  2. Составление практических рекомендаций  в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- гигиена  зрения и слуха младшего школьника;

- гигиеническая организация музыкальных занятий и уроков пения для младших школьников;

- гигиеническая организация к  естественному и искусственному освещению школьных помещений.

5

Тема 2.4.

Опорно-двигательный аппарат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

9

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

Строение опорно-двигательного аппарата и его значение.

 Химический состав и строение костей, их соединений.

 Строение скелета головы, туловища, конечностей.

Строение скелетных мышц.

Возрастные особенности двигательной функциональной системы.

Потребность детей в движении.

 Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков школьников.

 Гигиеническая организация  трудового обучения детей.

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Определение силы мышц кисти, стеновой силы и выносливости разных групп мышц к статической и динамической работе.
  2. Изучение основ осанки школьника по принятой классификации.

3

 

 

2

Контрольные работы: «Строение скелета головы, туловища, конечностей».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы;
  2. Написание рефератов по следующей тематике:

        -  анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата;

        -  классификация и структурная физиология скелетных мышц;

        - возрастные особенности двигательной функциональной системы;

        - возрастные особенности скелета туловища, конечностей, черепа;

        - осанка и факторы, ее определяющие;

        - влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков;

        - гигиенические требования к организации трудового обучения.

3

Раздел 3

Вегетативная физиология

 

50

Тема 3.1

Эндокринные железы

Содержание учебного материала

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

Понятие об эндокринных железах и гормонах.

Значение и структура гормонов.

Взаимодействие желез внутренней секреции.

 Гипофиз.

Щитовидная железа.

Половые железы., их внутренняя функция.

Влияние околощитовидных желез на обмен кальция и фосфора.

Надпочечник.

Поджелудочная железа.

Вилочковая железа.

Возрастные особенности эндокринной системы.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы: «Понятие об эндокринных железах и гормонах».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1.  Написание рефератов по следующей тематике:

-    гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности желез внутренней секреции;

-    щитовидная железа, ее влияние на физическое и умственное развитие организма;

-    влияние половых желез на рост и развитие детей и подростков;

-    физиолога – гигиенические основы полового воспитания;

-    физиологическая роль надпочечников;

-    вилочковая железа, ее влияние на организм.

3

Тема 3.2.

Обмен веществ и энергии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

5

 

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Значение обмена веществ в организме.

Обмен белков.

Жировой обмен.

Обмен углеводов.

Рефлекторная регуляция обмена веществ.

Витамины.

Обмен  минеральных веществ.

Водный обмен и его значение.

Возрастные особенности обмена веществ

 2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

1. Определение калорической стоимости питательных веществ.

               4

Контрольные работы: «Значение обмена веществ в организме».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.
  2. Составление практических рекомендаций (в виде опорных конспектов) по следующей тематике:

-       потребность организма детей и подростков в белках, жирах, углеводах;

-       методика проведения непрямой калориметрии;

       -       особенности энергообеспечения в пубертатный период развития.        

3

Тема 3.3.

Кровь

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

 

 

Значение и состав крови.

Иммунные свойства крови.

Группы крови.

Возрастные особенности кроветворения.

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.
  2. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы (поиск информации из интернет- источников, периодических изданий).

        3.   Ответы на контрольные вопросы темы.

3

Тема 3.4

Сердечно - сосудистая система

Содержание учебного материала

5

1.

2.

3.

4.

5.

 

Система кровообращения.

Функции и строение сердца.

Особенности функционирования сосудов.

Регуляция кровообращения.

Возрастные особенности движения крови по сосудам.

 2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (артериальное давление; МОК; СОК; частота пульса)

 

4

Контрольные работы: «Система кровообращения».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

          2.   Ответы на контрольные вопросы темы.

2

 Тема 3.5.

Дыхание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Значение  дыхание

Строения дыхательного аппарата.

Перенос газов кровью.

Регуляция дыхания.

 Особенности дыхания у детей разного возраста и пола.

Гигиена дыхания.

Возрастные особенности

Регуляции дыхания.

 2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Изучение показателей внешнего дыхания у детей разного возраста.

2

Контрольные работы: «Система органов дыхания».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Написание рефератов по следующей тематике:

           - регуляция дыхания в подростковом возрасте;

          - особенности дыхания детей разного возраста и пола;

          - половые отличия типов дыхания;

          - воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков;

          - понятие о школьном микроклимате;

          - анатомо – морфологические особенности дыхательной системы;

          - возрастные особенности регуляции дыхания;

          - вредное влияние неправильной осанки на функционирование дыхательной системы.             

3

Тема 3.6.

Пищеварение

Содержание учебного материала

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

Значение и строение органов пищеварения.

Секреторная функция пищеварительных желез.

Пищеварение в полости рта, желудка, толстом и тонком кишечнике.

Защитная функция печени.

 Гигиена питания.

 Режим питания детей и подростков.

 Гигиенические требования к организации питания.

 2

2

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Составление суточного меню для детей различного возраста и подростков.

2

Контрольные работы: «Строение органов пищеварения».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

2.       Составление практических рекомендаций (в виде оформленных сан. бюллетеней) по следующей

тематике;

- физиологические аспекты гигиены питания детей и подростков;

- состав основных групп пищевых продуктов, энергетическая ценность пищевых продуктов;

- физиология режима питания детей и подростков;

- гигиенические требования к организации питания;

- санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и приготовлению пищи;

- первая помощь при пищевых отравлениях;

- воспитание у детей и подростков правильного отношения к еде и приему пищи;

                 - пищевые отравления и их профилактика.            

2

Тема 3.7.

Выделение

Содержание учебного материала

2

 

1.

2.

Значение и строение органов выделения.

 Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования

 и мочевыделения.

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

           2.    Ответы на контрольные вопросы по теме            

2

Тема 3.8.

Кожа. Закаливание организма.

 

 

Содержание учебного материала

2

1

2.

3.

4.

5.

Строение и значение кожи человека.

 Возрастные особенности строения кожи.

 Роль кожи в закаливании  организма.

Закаливание. Факторы и правила закаливания организма у детей и подростков.

 Гигиена кожи.

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

 Контрольные работы: «Строение кожи человека».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Составление практических рекомендаций (в виде санбюллетеней) по следующей тематике:

- закаливание воздухом, солнцем, водой;

- правила закаливания детей и подростков;

- организация закаливания в детских и школьных учреждениях;

- гигиена кожи детей и подростков;

- гигиена одежды и обуви детей и подростков;

- профилактика кожных заболеваний;

- оказание первой помощи при различных повреждениях кожи.               

2

Раздел 4.

Гигиеническое воспитание

и санитарно – просветительная работа.

 

4

Тема 4.1.

Методы гигиенического воспитания и формы санитарно – просветительной работы.

 

 

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

 

Привитие детям гигиенических навыков.

Санитарно – просветительная работа с учениками, родителями учеников.

Уроки по охране здоровья.

Внеклассная  и внешкольная  санитарно – просветительная работа с детьми.

Гигиеническое воспитание школьников.

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

               -

 Примерная тематика курсовой работы (проекта)  

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

130

 

 


3.условия реализации программы дисциплины

3.1.     Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  физиологии, анатомии и гигиены.  

Оборудование учебного кабинета:  

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, атлас по анатомии человека.

 

Технические средства обучения:  

- аудио – видеомагнитофоны;

- телевизор и DVD – проигрыватель.

 

Комплекты наглядного материала:

 Комплект 1:

- скелет человека и микроскопическое строение костей;

- кости черепа;

- грудная клетка, соединения ребер с грудиной и с позвоночным столбом;

- кости верхней конечности;

- соединения костей верхней конечности.

  Комплект 2:

- классификация костей и их соединения;

- позвоночный столб,  позвонки и их соединения;

- кости нижней конечности;

- соединения костей нижней конечности;

- таз и тазовые кости.

 Комплект 3:

- скелетные мышцы человека;

- мимические и жевательные мышцы человека;

- поверхностные и глубокие мышцы человека;

- мышцы верхней конечности;

- мышцы нижней конечности.

  Комплект 4:

- классификация и микроскопическое строение скелетных мышц;

- поверхностные и глубокие мышцы спины;

- поверхностные и глубокие мышцы груди, диафрагма;

- мышцы живота, паховый канал;

- мышцы таза.

 Информационно-методическое обеспечение

№ п/п

Перечень

1

УМК по дисциплине

Информационно-библиотечный каталог, 2016 год.

Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,2010г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева.

4.

Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб.,2011г, под ред. Л.Ф. Гаврилова.

         5.     

Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный).

6.

Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани

Использование Учебной  мастерской-лаборатории по компетенции «Преподавание в младших классах», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: Компьютер/ноутбук;  интерактивная доска; акустическая система; итерактивный дисплей; планшет; видеокамера; телевизор.

 

Использование Учебной  мастерской-лаборатории по компетенции «Медицинский и социальный уход», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: аппарат для измерения АД; сумка медицинская для участковой медсестры; термометр электронный.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:  

 

1. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 178 с.

2. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2014 – 352 с.

3. Бабский Е.Б. Физиология человека: учебник для медицинских институтов / Е.Б. Бабский,– Москва: Альянс, 2015 – 560 с.

4. Варич В.А., Блинова Н.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – Кемерово: Издательство КемГУ (Кемеровский государственный университет). – 2012 – 168 с.

5. Герман И.П. Физика организма человека: Учебное пособие / И.П. Герман. – Долгопрудный: Интеллект, 2014 – 991 с.

6. Лысова Н.Ф.,  Айвазов Р.И. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 352 с.

7. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: для бакалавров: учебник /В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013 – 264 с.

8. Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология: учебник Т. 1Организм человека, его регуляторные и интегративные системы / З.В. Любимова,

А.А. Никитина. – Москва: Юрайт, 2014 – 447 с.

9. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – Москва: Академия, 2015 – 272 с.

10. Прищепа, И.М. Анатомия человека: Учебное пособие / И.М. Прищепа. – М.: Нов. знание: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 459 с.

 

Дополнительные источники:

 

1.     Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2015. – 218 с.

2.     Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами  школьной гигиены. М.: Академия, 2015. - 183 с.

3.     Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 268 с.

4.     Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена  детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.

5.     Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2015. – 87 с.

6.     Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2015.-150 с.

 

 

Интернет – ресурсы:

 

1.Анатомия и физиология. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a0.

2.Анатомия человека, строение человека. Виртуальный атлас. www.eanatomy.ru

3.Анатомия и физиология человека. www.miranatomy.ru

4.Анатомия и физиология человека  www.alleng.ru/d/bio/bio053.htm

5.Анатомия человека – анатомический атлас человека www.anatomy.tj

6.Анатомия и физиология человека www.medicinform.net/human/fisiology.htm

7.Анатомия и физиология человекаprepods.com.ua/shporgalki/13-byology/48-

anatomiya

8.Анатомия и физиология человека liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/v..

9.Анатомия и физиология человека .Видео.rutube.ru/tracks/2133279.html?

v=db2c7047d74c20b2ba...

 

  По состоянию на 29 08.2019 г.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,   исследований.

4.1 Результаты освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

- определить топографическое расположение и строение органов и частей тела.

- выполнение практических заданий;

- контрольная работа;

- тестирование;

- устное собеседование;

- коллоквиум;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.

- анализ и оценка тестирования;

- защита рефератов;

- создание эссе и электронных презентаций.

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния функционирования и развития организма человека в детском и подростковом возрасте.

- анализ и оценка тестирования;

- устный опрос;

- контрольные работы;

- коллоквиум;

- защита рефератов портфолио.

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний у детей.

- защита рефератов и проектов;

- выполнение практического задания;

- коллоквиум;

- контрольная работа;

- выпуск санитарных бюллитней.

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников.

- устный опрос;

- выпуск санитарных бюлитней;

- выполнение практического задания;

- защита рефератов.

- учитывать особенности физической работоспособности её изменения в течении различных интервалов времени (учебного года, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

- защита рефератов и протфолио;

- коллоквиум;

- выполнение практических заданий;

- контрольная работа.

Знания:

 

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека.

- коллоквиум;

- устный опрос;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания;

- защита рефератов.

- основные закономерности роста и развития организма.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов и портфолио; анализ оценка тестирования;

- выполнение практического задания.

- строение и функции здорового человека.

- коллоквиум;

- контрольная работа;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания.

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания.

- возрастные анатомо – физиологические особенности детей и подростков.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- защита портфолио.

- влияние процессов физиологического созревания и развитие ребёнка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- выполнение практического задания.

- анализ и оценка результатов тестирования;

- основы гигиены детей и подростков.

- защита портфолио;

- защита рефератов;

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- оценка подготовленных рефератов.

- основы профилактики инфекционных заболеваний

- защита рефератов и портфолио;

- коллоквиум;

- устный опрос;

- защита презентаций;

- выпуск санитарных бюллитней.

- оценка и анализ тестирования.

 

- гигиенические требования к   учебно – воспитательному процессу, знанию и посещению школы.

- контрольная работа;

- защита рефератов и портфолио;

- устный опрос;

- выполнение практического задания.