Рабочая программа по возрастной анатомии
Оценка 4.6

Рабочая программа по возрастной анатомии

Оценка 4.6
doc
20.01.2020
Рабочая программа по возрастной анатомии
РП анатомия нач.кл..doc

 

 

Комитет по образованию Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

« Опочецкий  индустриально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Зам. директора по

 учебно-методической работе

________________ М.Л.Андреева

«___»  ______________  2019год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

   ОПД.03   Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Опочка, 2019 год.


 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

 

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж». 

 

 

 

 

Разработчик:

 

Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  Псковской области  «Опочецкий индустриально-педагогический  колледж».

 

 

 

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и   продуктивных видов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол № 7 от 29.08.  2019 года

 

Зав. кафедрой ________________Константинова С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины

 

14

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

15

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОПД.03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах .

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована       в дополнительной подготовке на уроках повышения квалификации учителей начальных классов и учителей биологии общеобразовательной и средней школы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 является общепрофессиональной дисциплиной.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

 - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

  - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение  и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

-  основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

 

1.4. Формируемые компетенции в ходе изучения учебной дисциплины.

 

Профессиональные и общие компетенции

Показатели оценки результата

 

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 1.1Определять цели и задачи, планировать уроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общение, планировать внеурочные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК2.2Проводить внеурочные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

 

 

 

ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

 

 

 

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

 

 

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

 

 

 

 

Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций.

Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций.

Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.       

Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях.

Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях.

Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях.

Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях

 

 

Своевременность определения рисков

 предугадывания опасных для жизни и здоровья  детей.

Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса.

Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ.

Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса

 

умение определять цели и задачи урока, грамотная разработка конспекта уроков естествознания с учетом возрастных особенностей;

- знание основных методов и средств обучения по данному предмету в начальной школе.

 

 

 

знание основных методов и средств обучения по данному учебному предмету в начальной школе.

 

 

 

формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения.

 

 

- Знание методик проведения внеурочных занятий с использованием здоровьесберегающих методик младшего школьного возраста и особенностей индивидуального развития детей.

 

 

умение оценивать результаты деятельности обучающихся на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей.

 


-Понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

-Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

 

-Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм;

-Называние этих факторов;

-Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;

 

-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей;

- проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей;

- организовывание детей для проведения профилактических мероприятий

 

-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников;

- соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;

 

-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»);

-Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий

 

-Создание и ведение словаря терминов;

- Понимание основных положений и терминов;

 

-Понимание особенностей роста и развития

детей;

-Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития;

-Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма

-Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей

- Представление о сроках и видах антропометрических измерений;

-Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.

 

-Усвоение особенностей строения и функций организма человека;

Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;

 

-Понимание основных процессов жизнедеятельности;

- Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;

 

-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей;

-Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;

 

 

-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка;

-Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;

 

-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки;

-Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями;

-Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;

 

-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение;

-Усвоение признаков здоровья;

-Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья;

-Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;

 

-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний;

-Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей

 

-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха;

-Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки

выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

 

обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования;

- умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем;

- выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 87  часов;

самостоятельной работы обучающегося 43  часа.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

87

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

 

28

     контрольные работы

11

     курсовая работа (проект)  

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:

 

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  

-

Итоговая аттестация в форме  экзамена

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 ОПД.03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)  

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Многофункциональная организация человека и его развитие

 

40

 

Тема 1.1.

Введение в предмет и его роль на современном этапе.

Содержание учебного материала

13

1.

2.

3.

4.

Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены.

Значение их изучения на современном этапе развития общества.

Роль этих наук в решении задач, поставленных реформой общеобразовательной и средней школы.

 Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами.

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами и другими науками (поиск информации из Интернет-источников, периодических изданий и других источников информации).

2

Тема 1.2.

Уровни организации живой системы

Содержание учебного материала

20

1.

2.

3.

4.

5.

Закономерности роста и развития организма человека.

Понятие об уровнях организации: клеточном, тканевом, органном, системном, организменном.

 Клетка – структурная и функциональная единица организации живого организма.

Ткани и их классификация.

Определение онтогенеза. Фенотип и генотип.

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Изучение структурных компонентов животной клетки.
  2. Знакомство с основными типами тканей человеческого организма.

 

2

2

Контрольные работы: «Ткани и классификация»

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по классификации тканей.
  2. Составление конспекта по основным особенностям  строения растительной и животной клетки (в сравнительном анализе)
  3.  Подготовка устного сообщения об изменениях с возрастом показателей физического развития

 ( массы тела; окружности  грудной клетки; длины и пропорции тела).

5

Раздел 2.

Строение функции и гигиены нервной и двигательной системы

 

36

Тема 2.1.

Нервная система

 

 

 

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Значение нервной системы.

Общий план строения нервной системы.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности.

Торможение в ЦНС, его виды и механизм.

Головной мозг.

Вегетативная нервная система , ее строение и функции.

Основная характеристика спинного мозга.

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

1. Изучение возрастных изменений структуры и функций различных видов центральной нервной системы.

2

Контрольные работы: « Строение нервной системы».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Составление тематического тезауруса по основным понятиям центральной и вегетативной нервной системы.

2. Написание рефератов по следующей тематике:

- общий план строения нервной системы;

- головной мозг, его топографические особенности;

- анатомия спинного мозга;

 - анатомия периферической и вегетативной  нервной системы;

- торможение в ЦНС и его виды;

- возрастные особенности рефлекторной деятельности организма;

- основные свойства нервных волокон.

4

Тема 2.2.

Основы учения

о высшей нервной

деятельности

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

 

Теория высшей нервной деятельности.

 Условные и безусловные рефлексы.

 Роль торможения в процессах ВНД.

 Динамический стереотип.

Рефлекторная теория поведения.

 Психофизиологические основы индивидуальных различий.

 Развитие речи у детей.

Гиппологические особенности ВНД у детей и подростков.

 Гигиена учебно-воспитательной деятельности.

Школьная зрелость.

 Нарушения ВНД у детей и подростков.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

  1. Определение объема памяти при случайном и смысловом запоминании.
  2. Определение школьной зрелости с использованием теста Керне-Ирасека.
  3. Анализ режима дня школьников разного возраста и нормирование учебных и внеклассных занятий.

 

1

1

1

Контрольные работы: «Основы высшей нервной деятельности».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным понятиям высшей нервной деятельности человека.
  2. Составление конспекта о роли теорий И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитии теории о ВНД человека.

 3. Составление практических рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста в виде  санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- способы увеличения двигательной активности детей во внеурочное время;

- гигиеническая организация внеурочного времени младшего школьника.

4

 

 

 

Тема 2.3.

Сенсорные системы

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

 

 

3

 

 

 

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

 

8.

 

 

Определение сенсорных систем, их классификация.

Зрительная сенсорная система.

Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций.

 Гигиена зрения.

Слуховая сенсорная система.

 Гигиена слуха школьника.

 Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем.

Особенности их функционирования у детей различного возраста.

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Изучение механизмов передачи и восприятия звука.Изучение светопреломляющего аппарата глаза. Аккомодация. Рефлексия. Бинокулярное зрение

 

2

 

Контрольные работы: «Особенности сенсорных систем».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям сенсорных систем организма (слухового; зрительного; обонятельного; кожного; вкусового).
  2. Составление практических рекомендаций  в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- гигиена  зрения и слуха младшего школьника;

- гигиеническая организация музыкальных занятий и уроков пения для младших школьников;

- гигиеническая организация к  естественному и искусственному освещению школьных помещений.

5

Тема 2.4.

Опорно-двигательный аппарат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

9

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

Строение опорно-двигательного аппарата и его значение.

 Химический состав и строение костей, их соединений.

 Строение скелета головы, туловища, конечностей.

Строение скелетных мышц.

Возрастные особенности двигательной функциональной системы.

Потребность детей в движении.

 Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков школьников.

 Гигиеническая организация  трудового обучения детей.

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

  1. Определение силы мышц кисти, стеновой силы и выносливости разных групп мышц к статической и динамической работе.
  2. Изучение основ осанки школьника по принятой классификации.

3

 

 

2

Контрольные работы: «Строение скелета головы, туловища, конечностей».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы;
  2. Написание рефератов по следующей тематике:

        -  анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата;

        -  классификация и структурная физиология скелетных мышц;

        - возрастные особенности двигательной функциональной системы;

        - возрастные особенности скелета туловища, конечностей, черепа;

        - осанка и факторы, ее определяющие;

        - влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков;

        - гигиенические требования к организации трудового обучения.

3

Раздел 3

Вегетативная физиология

 

50

Тема 3.1

Эндокринные железы

Содержание учебного материала

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

Понятие об эндокринных железах и гормонах.

Значение и структура гормонов.

Взаимодействие желез внутренней секреции.

 Гипофиз.

Щитовидная железа.

Половые железы., их внутренняя функция.

Влияние околощитовидных желез на обмен кальция и фосфора.

Надпочечник.

Поджелудочная железа.

Вилочковая железа.

Возрастные особенности эндокринной системы.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы: «Понятие об эндокринных железах и гормонах».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1.  Написание рефератов по следующей тематике:

-    гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности желез внутренней секреции;

-    щитовидная железа, ее влияние на физическое и умственное развитие организма;

-    влияние половых желез на рост и развитие детей и подростков;

-    физиолога – гигиенические основы полового воспитания;

-    физиологическая роль надпочечников;

-    вилочковая железа, ее влияние на организм.

3

Тема 3.2.

Обмен веществ и энергии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

5

 

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Значение обмена веществ в организме.

Обмен белков.

Жировой обмен.

Обмен углеводов.

Рефлекторная регуляция обмена веществ.

Витамины.

Обмен  минеральных веществ.

Водный обмен и его значение.

Возрастные особенности обмена веществ

 2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

1. Определение калорической стоимости питательных веществ.

               4

Контрольные работы: «Значение обмена веществ в организме».

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.
  2. Составление практических рекомендаций (в виде опорных конспектов) по следующей тематике:

-       потребность организма детей и подростков в белках, жирах, углеводах;

-       методика проведения непрямой калориметрии;

       -       особенности энергообеспечения в пубертатный период развития.        

3

Тема 3.3.

Кровь

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

 

 

Значение и состав крови.

Иммунные свойства крови.

Группы крови.

Возрастные особенности кроветворения.

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.
  2. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы (поиск информации из интернет- источников, периодических изданий).

        3.   Ответы на контрольные вопросы темы.

3

Тема 3.4

Сердечно - сосудистая система

Содержание учебного материала

5

1.

2.

3.

4.

5.

 

Система кровообращения.

Функции и строение сердца.

Особенности функционирования сосудов.

Регуляция кровообращения.

Возрастные особенности движения крови по сосудам.

 2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (артериальное давление; МОК; СОК; частота пульса)

 

4

Контрольные работы: «Система кровообращения».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

          2.   Ответы на контрольные вопросы темы.

2

 Тема 3.5.

Дыхание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Значение  дыхание

Строения дыхательного аппарата.

Перенос газов кровью.

Регуляция дыхания.

 Особенности дыхания у детей разного возраста и пола.

Гигиена дыхания.

Возрастные особенности

Регуляции дыхания.

 2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Изучение показателей внешнего дыхания у детей разного возраста.

2

Контрольные работы: «Система органов дыхания».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Написание рефератов по следующей тематике:

           - регуляция дыхания в подростковом возрасте;

          - особенности дыхания детей разного возраста и пола;

          - половые отличия типов дыхания;

          - воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков;

          - понятие о школьном микроклимате;

          - анатомо – морфологические особенности дыхательной системы;

          - возрастные особенности регуляции дыхания;

          - вредное влияние неправильной осанки на функционирование дыхательной системы.             

3

Тема 3.6.

Пищеварение

Содержание учебного материала

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

Значение и строение органов пищеварения.

Секреторная функция пищеварительных желез.

Пищеварение в полости рта, желудка, толстом и тонком кишечнике.

Защитная функция печени.

 Гигиена питания.

 Режим питания детей и подростков.

 Гигиенические требования к организации питания.

 2

2

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

1. Составление суточного меню для детей различного возраста и подростков.

2

Контрольные работы: «Строение органов пищеварения».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

2.       Составление практических рекомендаций (в виде оформленных сан. бюллетеней) по следующей

тематике;

- физиологические аспекты гигиены питания детей и подростков;

- состав основных групп пищевых продуктов, энергетическая ценность пищевых продуктов;

- физиология режима питания детей и подростков;

- гигиенические требования к организации питания;

- санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и приготовлению пищи;

- первая помощь при пищевых отравлениях;

- воспитание у детей и подростков правильного отношения к еде и приему пищи;

                 - пищевые отравления и их профилактика.            

2

Тема 3.7.

Выделение

Содержание учебного материала

2

 

1.

2.

Значение и строение органов выделения.

 Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования

 и мочевыделения.

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.       Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

           2.    Ответы на контрольные вопросы по теме            

2

Тема 3.8.

Кожа. Закаливание организма.

 

 

Содержание учебного материала

2

1

2.

3.

4.

5.

Строение и значение кожи человека.

 Возрастные особенности строения кожи.

 Роль кожи в закаливании  организма.

Закаливание. Факторы и правила закаливания организма у детей и подростков.

 Гигиена кожи.

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

 Контрольные работы: «Строение кожи человека».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Составление практических рекомендаций (в виде санбюллетеней) по следующей тематике:

- закаливание воздухом, солнцем, водой;

- правила закаливания детей и подростков;

- организация закаливания в детских и школьных учреждениях;

- гигиена кожи детей и подростков;

- гигиена одежды и обуви детей и подростков;

- профилактика кожных заболеваний;

- оказание первой помощи при различных повреждениях кожи.               

2

Раздел 4.

Гигиеническое воспитание

и санитарно – просветительная работа.

 

4

Тема 4.1.

Методы гигиенического воспитания и формы санитарно – просветительной работы.

 

 

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

5.

 

Привитие детям гигиенических навыков.

Санитарно – просветительная работа с учениками, родителями учеников.

Уроки по охране здоровья.

Внеклассная  и внешкольная  санитарно – просветительная работа с детьми.

Гигиеническое воспитание школьников.

2

2

2

2

2

Лабораторная работа

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

               -

 Примерная тематика курсовой работы (проекта)  

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

130

 

 


3.условия реализации программы дисциплины

3.1.     Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  физиологии, анатомии и гигиены.  

Оборудование учебного кабинета:  

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, атлас по анатомии человека.

 

Технические средства обучения:  

- аудио – видеомагнитофоны;

- телевизор и DVD – проигрыватель.

 

Комплекты наглядного материала:

 Комплект 1:

- скелет человека и микроскопическое строение костей;

- кости черепа;

- грудная клетка, соединения ребер с грудиной и с позвоночным столбом;

- кости верхней конечности;

- соединения костей верхней конечности.

  Комплект 2:

- классификация костей и их соединения;

- позвоночный столб,  позвонки и их соединения;

- кости нижней конечности;

- соединения костей нижней конечности;

- таз и тазовые кости.

 Комплект 3:

- скелетные мышцы человека;

- мимические и жевательные мышцы человека;

- поверхностные и глубокие мышцы человека;

- мышцы верхней конечности;

- мышцы нижней конечности.

  Комплект 4:

- классификация и микроскопическое строение скелетных мышц;

- поверхностные и глубокие мышцы спины;

- поверхностные и глубокие мышцы груди, диафрагма;

- мышцы живота, паховый канал;

- мышцы таза.

 Информационно-методическое обеспечение

№ п/п

Перечень

1

УМК по дисциплине

Информационно-библиотечный каталог, 2016 год.

Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,2010г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева.

4.

Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб.,2011г, под ред. Л.Ф. Гаврилова.

         5.     

Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный).

6.

Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани

Использование Учебной  мастерской-лаборатории по компетенции «Преподавание в младших классах», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: Компьютер/ноутбук;  интерактивная доска; акустическая система; итерактивный дисплей; планшет; видеокамера; телевизор.

 

Использование Учебной  мастерской-лаборатории по компетенции «Медицинский и социальный уход», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: аппарат для измерения АД; сумка медицинская для участковой медсестры; термометр электронный.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:  

 

1. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 178 с.

2. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2014 – 352 с.

3. Бабский Е.Б. Физиология человека: учебник для медицинских институтов / Е.Б. Бабский,– Москва: Альянс, 2015 – 560 с.

4. Варич В.А., Блинова Н.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – Кемерово: Издательство КемГУ (Кемеровский государственный университет). – 2012 – 168 с.

5. Герман И.П. Физика организма человека: Учебное пособие / И.П. Герман. – Долгопрудный: Интеллект, 2014 – 991 с.

6. Лысова Н.Ф.,  Айвазов Р.И. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 352 с.

7. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: для бакалавров: учебник /В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013 – 264 с.

8. Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология: учебник Т. 1Организм человека, его регуляторные и интегративные системы / З.В. Любимова,

А.А. Никитина. – Москва: Юрайт, 2014 – 447 с.

9. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – Москва: Академия, 2015 – 272 с.

10. Прищепа, И.М. Анатомия человека: Учебное пособие / И.М. Прищепа. – М.: Нов. знание: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 459 с.

 

Дополнительные источники:

 

1.     Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2015. – 218 с.

2.     Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами  школьной гигиены. М.: Академия, 2015. - 183 с.

3.     Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 268 с.

4.     Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена  детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.

5.     Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2015. – 87 с.

6.     Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2015.-150 с.

 

 

Интернет – ресурсы:

 

1.Анатомия и физиология. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a0.

2.Анатомия человека, строение человека. Виртуальный атлас. www.eanatomy.ru

3.Анатомия и физиология человека. www.miranatomy.ru

4.Анатомия и физиология человека  www.alleng.ru/d/bio/bio053.htm

5.Анатомия человека – анатомический атлас человека www.anatomy.tj

6.Анатомия и физиология человека www.medicinform.net/human/fisiology.htm

7.Анатомия и физиология человекаprepods.com.ua/shporgalki/13-byology/48-

anatomiya

8.Анатомия и физиология человека liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/v..

9.Анатомия и физиология человека .Видео.rutube.ru/tracks/2133279.html?

v=db2c7047d74c20b2ba...

 

  По состоянию на 29 08.2019 г.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,   исследований.

4.1 Результаты освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

- определить топографическое расположение и строение органов и частей тела.

- выполнение практических заданий;

- контрольная работа;

- тестирование;

- устное собеседование;

- коллоквиум;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.

- анализ и оценка тестирования;

- защита рефератов;

- создание эссе и электронных презентаций.

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния функционирования и развития организма человека в детском и подростковом возрасте.

- анализ и оценка тестирования;

- устный опрос;

- контрольные работы;

- коллоквиум;

- защита рефератов портфолио.

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний у детей.

- защита рефератов и проектов;

- выполнение практического задания;

- коллоквиум;

- контрольная работа;

- выпуск санитарных бюллитней.

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников.

- устный опрос;

- выпуск санитарных бюлитней;

- выполнение практического задания;

- защита рефератов.

- учитывать особенности физической работоспособности её изменения в течении различных интервалов времени (учебного года, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

- защита рефератов и протфолио;

- коллоквиум;

- выполнение практических заданий;

- контрольная работа.

Знания:

 

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека.

- коллоквиум;

- устный опрос;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания;

- защита рефератов.

- основные закономерности роста и развития организма.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов и портфолио; анализ оценка тестирования;

- выполнение практического задания.

- строение и функции здорового человека.

- коллоквиум;

- контрольная работа;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания.

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- выполнение практического задания.

- возрастные анатомо – физиологические особенности детей и подростков.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- защита рефератов;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- защита портфолио.

- влияние процессов физиологического созревания и развитие ребёнка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- выполнение практического задания.

- анализ и оценка результатов тестирования;

- основы гигиены детей и подростков.

- защита портфолио;

- защита рефератов;

- контрольная работа;

- коллоквиум;

- оценка подготовленных рефератов.

- основы профилактики инфекционных заболеваний

- защита рефератов и портфолио;

- коллоквиум;

- устный опрос;

- защита презентаций;

- выпуск санитарных бюллитней.

- оценка и анализ тестирования.

 

- гигиенические требования к   учебно – воспитательному процессу, знанию и посещению школы.

- контрольная работа;

- защита рефератов и портфолио;

- устный опрос;

- выполнение практического задания.

 

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии

Рабочая программа по возрастной анатомии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020